Движение адвентистов зародилось в период кризиса и депрессии, поразивших США в 30-е годы XIX века. Возглавил его фермер У. Миллер (1782-1849). Он и его последователи отрицали большую часть христианских догматов, таинств и обрядов, признавая лишь взрослое крещение преломление и причастие, и рассматривали Библию в качестве единственного источника веры (причем, главное внимание акцентируя на пророческой части Писания). Члены секты не верили в бессмертие души и, напротив, были убеждены в возможности осуществления царства Божия на земле; ожидали скорого конца света и близкого второго пришествия Христа («адвентус» — пришествие). В 1844 г. из общей массы адвентистов обособилась группа Дж. и Е. Уйат (opганизационно оформилась в 1863 г.), особое значение придававшая празднованию седьмого ( согласно 4-й библейской заповеди) дня недели — субботе Господня — и потому называвшая себя ( с 1860 г.) адвентистами седьмого дня (далее — АСД).
Вероучение АСД фактически пересматривало общехристианские положения о рае и аде. Адвентисты были убеждены, что условное бессмертие будет даровано Иисусом Христом лишь праведникам, которые после второго пришествия будут воскрешены и станут жить с Христом на небе в течение 1000 лет. По истечении этого срока праведников ожидает жизнь с Иисусом на совершенной и обновленной Земле. После второго пришествия оживут и грешники, причем онине последуют в ад, а будут сожжены.
Церковь АСД на всех своих уровнях (от общины до региональных объединений — конференций и союзов — унионов) управлялась (во всяком случае, первоначально) по демократическим принципам. Общины возглавлялись пресвитерами, назначенными региональными конференциями. Обряды совершались пасторами, посвященных в сан посредством наложением рук. К крещению допускались лишь совершеннолетние. Адвентисты соблюдали жесткие ограничения в быту и еде (следствие т.н. «санитарной реформы» Е. Уайт), уплачивали в пользу Церкви добровольную десятину. Военную службу несли только в нестроевых частях[2].
АСД (в лице швейцарского миссионера Л. Конради) начали свою деятельность в России в 1884 — 1886 гг. на территории Таврической губернии сначала среди немцев — эмигрантов, затем среди русских и украинцев. В 1890 г. на Северном Кавказе представители 20 общин (10 членов) провели свой съезд. В октябре 1907 г. в Риге прошел учредительный съезд Российского союза (униона) АСД, включавшего в себя к тому времени 41 общину и более 20 групп (с 25 членами). В1910 г. насчитывалось уже 146 адвентистских общин (3952 члена) [3].
В условиях антигерманской истерии времен Первой мировой войны АСД (среди которых было немало немцев) попали под запрещение, их молитвенные дома были закрыты, а проповедники высланы в Сибирь. Только после февраля 1917г. запреты на активную деятельность протестантов бы сняты. В сентябре 1920 г. IV съезд АСД в Москве принял решение о реорганизации «дела Божия и создании Всероссийского (с мая 1924 г. — Всесоюзного) объединения, бессменным председателем которого стал Генрих И. Лебсак [4].
В марте 1923 г. Всероссийский Союз АСД специальной декларацией, направленной ВЦИК, официально признал Советскую власть, подчеркнув, что «не может быть и речи о реакции контрреволюции, кулачестве, стремлении возвратить старый строй» [5].
В августе 1924 г. в Москве 5 Всесоюзный съезд АСД заявил о готовности адвентистов исполнять воинскую повинность наряду с другими гражданами СССР, оговорившись, правда, что решение по вопросу о возможности прохождения службы в строевых частях с оружием в руках должен принимать самостоятельно каждый в отдельности член общины, руководствуясь собственными убеждениями и велениями совести [6].
Эти шаги руководства (1923 — 1924 гг.) привели к тому, что внутри Церкви начался раскол, в результате которой оформилась группа адвентистов-реформистов1,
Речь идет о сторонниках т.н. «реформационного движения», существовавшего в общих рамка[ союзных структур АСД ряда европейских государств (в первую очередь, Германии) еще со времени Первой мировой войны. Нонконформисты не признавали мясной пищи, второбрачия и отвергали военную службу в любом виде.
считавших, что их единоверцы отступили от 4 и 6 библейских заповедей. Оппозиция требовала буквального и безусловного их выполнения: не работать по субботам, отказываться от службы в армии и подчинения лишь тем законам, которые не затранивыают духовной жизни верующих. Поспе окончания 5 –го общесоюзного съезда реформисты покинули общие ряды. Группы реформистского направления существовали в Новгороде, Ирбите, Томске, Петрограде (общая их численность в 1924 г. составляла несколько сот человек). В 1929 году оформился их национальный центр «Российское поле адвентистов седьмого дня реформистского движения», позднее принявший название «Всесоюзная церковь верных и свободных адвентистов седьмого дня» во главе с И. Шелковым. В 1929 — 1930 годах раскольники подверглись жестоким преследованиям со стороны ОГПУ [7].
Между тем количество членов Союза постоянно возрастало с 10, 7 тыс. чел. В 1923 г. 309 общин (каждая численностью более 15 чел.) и групп (каждая численностью более 5 чел.)] до 13,5 тыс (641 община и группа) в 1928 г. В первой половине 1920-х годов существовало несколько адвентистских сельскохозяйственных объединений (в частности в Тамбовской губернии, Сальском округе СКК). Количество благовестников, проповедников, библейских работников АСД на 1 января 1922 г. составляла 79 чел. К началу 1929 г. их было уже (по разным данным) от 150 до 200. Работа Союзом велась на 30 языках.
Последний съезд АСД (шестой по счету), состоявшийся летом 1928 г., принял резолюции, фактически обязывавшую адвентистов нести службу в рядах Красной армии [9].
С 1 апреля по 26 декабря 1930 г. деятельность союзных оргструктур АСД была (по собственной инициативе?) полностью приостановлена. В ноябре 1931 г. расширенный пленум Совета АСД (в лице 29 руководителей) принял решении о самоликвидации Союза [10]. Возобновилась деятельность центральных структур в большем или меньшем объеме лишь с 1932 г. (в рядах Союза тогда насчитывалось 15 тыс. человек) и продолжалась она где-то до середины 1930-х годов в условиях жесточайших преследований со стороны ОГПУ-НКВД. По данным М.П. Кулакова, к концу 1938 г. было репрессировано около 3000 адвентистов седьмого дня. Сам Г. Лебсак погиб в Ярославском политизоляторе. Умер в заключении и преемник Лебсака пастор Григорьев [12]. Тем не менее, после легализации деятельности АСД в 1946 г. в 300 общинах насчитывалось 13300 членов [13].
Далгатов А.Г.
_______________________________
Литература
1. Рукописный отдел Санкт-Петербургского Государственного музея истории религии (РО ГМИР), ф.4, оп.1, д.14, л.4-8; ф.1, оп.10, д.42; Кулаков М.П. Не в бездеятельном ожидании второго пришествия Христа // На пути к свободе совести. С.359-361.
2. Религии народов современной России: Словарь. – М., 1999. С.9-10; Народы и религии мира: Энциклопедия. -М„ 1999. С.674-675.
3. РО ГМИР, ф.4, оп.1, д. 14, л.4-8.
4. См.: РО ГМИР, ф.1, оп.Ю, д.42, л.1-4.
5. См.: РО ГМИР, ф.1, оп.Ю, д.8, л.1-2.
6. См.: РО ГМИР, ф.13, оп.1, д.187, л.4-6; Отчет Пятого Всесоюзного съезда адвентистов седьмого дня, состоявшегося в Москве с 16 по 23 авг. 1924 г, в 3-м Доме Советов. — М., 1924.
7. См.: Государственный архив РФ (ГАРФ), ф.5263, оп.1 с., д.7,л.6; Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, д.П-73795: В 3 Т, т.1, л.258; Клибанов А.И. Адвентисты. Л., 1931. С.24; Наука и религия. 1991. №2. С.21; Религии народов современной России. С.9-10.
8. См.: РО ГМИР, ф.13, оп.1,д.111,л.1; д.187, л.4-6; д.94,л.1; л.1-4; ф.1, оп.Ю, д.Ю, л.1-2;
9 См.: Правда. 1928. 8 июля.
10. См.: Религии народов современной России. С.9-10.
11 См.: ГА РФ, ф.5263, оп. 1с, д.7, л.5-5об.
12. См.:Кулаков М.П. Указ. соч. С.360; Наука и религия. 1991. №2. С.17, 21.
13. См.: Религии народов современной России. С.9-10.