М.Г. Балаян
Антипрестольный албанский католикосат в Ч’алет’е (XV в.)
В XV в. по причине неких неблагоприятных политических коллизий внутри Албанской церкви, которая в течение целого тысячелетия объединяла христианское население правобережья и левобережья Куры (армянское и собственно албанское), произошел определенный раскол. В результате этого раскола на левобережье, в Ч’алет’е, был основан отдельный католикосский престол, названный так же «Албанским». Он просуществовал более одного столетия и, несомненно, сыграл существенную роль в судьбах албанского населения левобережья р. Куры.
Начиная с 80-х гг. XIV в., вследствие походов хана Тохтамыша, а затем нашествий Тимур Ленка и возвышения после них племен Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, все области Армении и Восточного Закавказья были подвергнуты разрушениям, в них происходило массовое кровопролитие. В результате этого нарушился и естественный ход развития духовного владычества восточных краев Армении, Албанской церкви с центром в Гандзасаре. Церковные предводители северо-восточных провинций Великой Армении — Арцаха и Утик’а, или так называемой армянской Албании-Алуанк’а, вынуждены были переносить католикосский престол с одного места на другое.
В 1402 г. согласно памятной записи рукописи, созданной в сел. К’арвач’ар провинции Ц’ар, во главе католикосского престола Албании уже находился Тэр Карапет[1], который, вероятно, и основал католикосский престол Албании в сел. Ч’алет’ на левобережье Куры. Это небольшое село находится в Огузском районе (бывш. Вардашенский район) современной Азербайджанской Республики. Тэр Карапет построил там храм Сурб Астуац’ац’ин (Св. Богородицы), о чем свидетельствует его надпись из 6 строк, на камне под окном восточной стены внутри здания (текст: «Во имя Бога, я — католикос Тэр Карапет, построил сию церковь в году 860-м [=1411 г.] в память о моей душе. Кто прочтет, помяните в молитвах!»)[2]
Обоснованию существования католикосского престола Албании в Ч’алет’е в историографии давались различные оценки.
Епископ Макар Бархударянц вообще не сообщает никаких данных о духовной деятельности католикосов, обосновавшихся в Ч’алет’е, за исключением цитат из надписей на их могильных плитах и сохранившейся надписи о строительстве церкви Сурб Астуац’ац’ин. Историк-священнослужитель, видимо, отрицательно относился к вышеупомянутому факту перенесения католикосского престола из правобережных областей, поэтому и писал: «Не знаем, по какому случаю он перенес патриарший престол из Гандзасара в село Ч’алет’…»[3]. И далее он просто перечисляет всех католикосов Албанской церкви, правивших с 1406 по 1442 гг.[4]
По мнению М. Бархударянца, монастырь Ч’алет’а с самого начала его основания (т.е. начиная с обоснования здесь Тэр Карапета) и до 1510 г. был резиденцией албанских католикосов. Этого же мнения придерживается А.В. Карапетян[5], в качестве доказательства приводя следующую цитату из памятной записи Евангелия, переписанного в сел. Егунди: «В правление Тэр Матт’эоса, католикоса Албании… в Ч’алет’ской обители»[6]. Следующим доказательством для данной точки зрения автор считает надгробные плиты трех католикосов (Карапета, Т’овмы и Арак’ела), похороненных в Ч’алет’е, во дворе церкви Сурб Астуац’ац’ин. Добавим, что в работах С. Карапетяна значится наряду с этими тремя также и католикос Аристакэс (был на престоле в 1511-1516 гг.)[7].
На наш взгляд, это свидетельство не может считаться достоверным, поскольку исторические источники, относящиеся к обсуждаемому периоду, указывают на наличие одновременно двух католикосских престолов, при этом оба упоминаются под названием «Албанский католикосат».
Для обоснования данного мнения очень важно на основании точных фактов представить периоды правления албанских католикосов в XV в. и конкретное место их деятельности.
Как уже отмечалось, М. Бархударянц лишь упоминает имена католикосов, правивших после Тэр Карапета[8]. Так же поступил и Й. Шахатунянц[9]. Оба автора считают, что после Карапета правил католикос по имени Давид, принимая в качестве аргумента текст надписи на его могильной плите, но не обращая внимания на время и место его правления. На наш взгляд, это ошибка, так как дошедшие до нас рукописи указывают на то, что в 1402- 1423 гг. католикосским престолом Албании владел Тэр Карапет[10], а сменил его Тэр Матт’эос, сохранившиеся сведения о котором датируются 1423, 1432, 1434 и 1436 гг.[11] В частности, об этом четко упоминается в рукописном Евангелии 1423 г.: «И в патриаршество Тэр Карапета и преемника его Тэр Матт’эоса… Ия, достойный [только] сравнения с землей епископ Мовсэс, написавший сию рукопись пред католикосом Армянским и Албанским Тер Матт’эосом, являюсь свидетелем этого слова. В [году] 872-м армянского летосчисления [=1423 г.], во славу Господа, аминь!»[12]
Другая рукопись с упоминанием имени Тэр Матт’эоса датируется 1432 г. и снова указывает на владение им престолом в Ч’алет’е («В правление Тэр Карапета, албанского католикоса … в обители Ч’алет’а, под сенью Св. Богородицы…»[13]). Что касается упоминания в списке католикосов Тэр Давида, то, как будет показано ниже, в этот же самый период он владел престолом в Гандзасаре. Итак, началом предводительства католикоса Тэр Матт’эоса нужно считать 1423 г., а концом, вероятно, 1436 г., так как начиная с этого года о нем больше никаких упоминаний в рукописях не обнаруживается. Здесь отметим, что М. Бархударянц и И. Шахатунянц после Матт’эоса упоминают еще двух католикосов — Ат’анаса III и Григора I[14].
Таким образом, сохранившиеся источники с упоминанием имени албанского католикоса Карапета позволяют сделать вывод, что он благополучно правил до 1423 г. Вместе с тем другие документальные материалы того же периода свидетельствуют о правлении в Гандзасаре албанского католикоса Давида. Перед входом кафедральной церкви Св. Иоанна в Гандзасаре сохранилась надгробная плита со следующей надписью: «Сие есть [место] упокоения католикоса Давида, сына Багдасара, [год] 867 [=1418]». К сожалению, других упоминаний о католикосе Давиде еще не обнаружено, но и эта единственная надпись неопровержимо свидетельствует о том, что до 1418 г. одновременно с Тэр Карапетом в Ч’алет’е (1402-1423 гг.) на Албанском католикосском престоле в Гандзасаре (в Арцахе) предводительствовал другой владыка — Тэр Давид. После него следующее упоминание относится также к предводительствовавшему в Гандзасаре албанскому католикосу Иовханнэсу, что дает определенное основание заключить, что он сменил Тэр Давида. Первое прямое свидетельство, доказывающее параллельное предводительство католикоса Йовханнэса в Гандзасаре датируется 1428 г. В памятной записи рукописи, переписанной в сел. Шош, говорится: «Итак, сие богоданное святое Евангелие было написано… в 877 г. армянского летосчисления [=1428 г], в стране Албании, в епархии Амараса, в селении, называемом Шушу, под сенью Св. Богородицы, в католикосство Тэр Йоханэса…»[15].
В одной рукописи М. Бархударянца, которую опубликовал С. Айкуни, в качестве католикоса Албании также упоминается духовный деятель по имени Йовханнэс, который долгое время предводительствовал на престоле в Гандзасаре— «Йовханнэс, сын Джалала, 1441 г.»[16]. Примечательно то, что свидетельства, доказывающие пребывание на католикосском престоле упомянутого Тэр Йовханнэса многочисленны, относятся к самому Арцаху и датируются далее 1456, 1462, 1464, 1468, 1470 гг. К примеру, в рукописи 1456 г., созданной в монастыре Гетамиджой в области Ц’ар, в частности отмечается: «В период предводительства на престоле Албанской провинции Тэр Йовханнэса, сына великого князя армянского парона Джалала…»[17] В Матенадаране им. Маштоца в числе персидских указов сохранился указ жены султана Джааншаха каракоюнлу — Бегум-Хагун от 1462 г., данный Гандзасарскому католикосу Йовханнэсу и подтверждающий его католикосские права[18]. На южной стене монастыря св. Якова Мециранк’а имеется надпись: «Волею Господа, я, католикос Тэр Йовханнэс, сын великого князя Джалала, воздвигнул сей крест во спасение души моей…», а под стеной стоит крест-камень, о котором говорится в надписи, содержащий схожими буквами только дату: «918 [=1441 г.]»[19]. Рядом, в надписи на надгробной плите под южной стеной отмечено: «Сия есть могила Албанского католикоса Тэр Йовханнэса. В году 919 [=1470 г.]»6, что свидетельствует о его предводительстве Албанским католикосским престолом до указанного года и его погребении в самом Арцахе.
Вышеупомянутые документальные свидетельства из монастыря Св. Якова, по нашему мнению, являются серьезными фактами, доказывающими выдвинутую выше точку зрения о существовании параллельного католикосата. При этом нужно учитывать тот факт, что указанный монастырь находится по соседству с Гандзасаром, чуть южнее, и очень далеко от Ч’алет’а. А указ, выданный католикосу Йовханнэсу, нужно рассматривать как свидетельство того, что со стороны верховных светских (мусульманских) правителей в качестве предводителя Албанской церкви принимался и признавался католикос, предводительствовавший в Гандзасаре.
М.Г. Балаян,
директор историко-краеведческого
музея Нагорного Карабаха
(Степанакерт)
[1] Памятные записи армянских рукописей XV в. Ч. I (1401-1450 гг.). Изд. Л.С. Хачикян. Ереван, 1955 (на арм. яз.). С. 24.
[2] Шахатунянц Й. Описание соборной церкви Эчмиадзин и пяти араратских провинций. Вагар- шапат, 1842 (на арм. яз.). С. 379; Бархударянц М. История Албании. Ч. 1. Вагаршапат, 1902 (на арм. яз.); Карапетян С. Армянские лапидарные надписи Кавказской Албании. Ереван, 1997 (на арм. яз.). С. 89.
[3] Бархударянц М. История Албании. Ч. I. С. 210.
[4] Там же. С. 212.
[5] Карапетян А.В. Слова catag, cala и их применение в топонимии // Историко-филологический журнал. Ереван, 1982, № 2 (на арм, яз.). С. 158.
[6] Памятные записи армянских рукописей XV в. Ч. I. С. 241.
[7] Карапетян С. Армянские лапидарные надписи Кавказской Албании. С. 93.
[8] Бархударянц М. История Албании. Ч. I. С. 212.
[9] Шахатунянц Й. Описание соборной церкви Эчмиадзин и пяти Араратских провинций. С. 343.
[10] Памятные записи армянских рукописей XV в. Ч. III. Изд. Л.С. Хачикян. Ереван, 1967 (на арм. яз.). С. 24,122,194, 240, 307.
[11] Там же. С. 732.
[12] Там же. С. 307.
[13] Там же. С. 425.
[14] Бархударянц М. История Албании. Ч. I. С. 213.
[15] Бархударянц М. История Албании. Ч. I. С. 384.
[16] Айкуни С. Дорожные очерки // Mery Айастани. 1885. № 80 (на арм. яз.). С. 3.
[17] Памятные записи армянских рукописей XV в. Ч. II. Изд. Л.С. Хачикян. Ереван, 1958 (на арм. яз.). С. 66.
[18] Там же. С. 473.
[19] Свод армянских надписей / Сост. С.Г. Бархударян. Вып. V. Ереван, 1982 (на арм. яз.). С. 18.