I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII
ГЛАВА I
(Котович В.Г.)
КАМЕННЫЙ ВЕК
ПРЕДИСЛОВИЕ
Великая Октябрьская социалистическая революция, открывшая новую эру в истории человечества, oбycлoвилa коренной перелом в жизни народов нашей Родины, впервые в истории человечества покончила с классовым и национальным гнетом, установила новый тип государства — Советское социалистическое государство. За пятьдесят лет, прошедших со времени Великой Октябрьской социалистической революции, вдохновляемая и направляемая Коммунистической партией Советская страна одержала всемирно-исторические победы — построила социализм и вступила в период развернутого строительства коммунизма.
Обреченные в условиях самодержавия на прозябание, темноту и невежество, народы Дагестана за годы Советской власти в единой братской семье народов СССР обрели государственность и создали Дагестанскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. Национальное возрождение, расцвет экономики и культуры в корне изменили духовный облик горца. Он избавился от пут патриархально-феодальных и мелкобуржуазных предрассудков, унаследованных от дореволюционного прошлого, проникся марксистско-ленинской идеологией, усвоил социалистическое сознание и коммунистическую мораль, стал пламенным патриотом своей Родины и активным строителем коммунизма. Всеми этими поистине громадными успехами, своим счастливым “сегодня” и еще более радостным “завтра” народы Дагестана обязаны Великой Октябрьской социалистической революции и ее вдохновителю и организатору — Коммунистической партии.
За годы Советской власти вышло в свет немало работ, посвященных как дореволюционной, так и советской истории Дагестана. Однако обобщающих трудов не было до 1957 г., когда были изданы «Очерки истории Дагестана» в двух томах. Этот первый обобщающий труд по истории Дагестана стал важным этапом в развитии советской исторической науки в республике.
Подготовка настоящего издания — «Истории Дагестана» была начата в 1960 г. В связи с этим Институт истории, языка и литературы начал проводить систематическое обследование Дагестана в археологическом и историко-этнографическом плане, собирать материал в центральных и местных архивах страны, в рукописных фондах ряда институтов Академии наук СССР.
Перед авторским коллективом и редакционной коллегией «Истории Дагестана» стояла серьезная и ответственная задача: руководствуясь марксистско-ленинской идеологией и опираясь на фактический материал, с учетом последних достижений исторической науки воссоздать правдивую картину многовековой истории Дагестана, показать во всей сложности и многообразии путь, пройденный народами Дагестана с древнейших времен до настоящего времени; проследить в конкретно-исторических условиях действие объективных законов и, исходя из общих закономерностей, определить специфические особенности исторического процесса. (Воссоздать правдивую картину многовековой истории Дагестана у авторов явно не получилось…)
Авторский коллектив и редакционная коллегия сознают, что в «Истории Дагестана» не все вопросы освещены равномерно и исчерпывающе. Это является следствием неразработанности ряда проблем истории Дагестана, отсутствия по многим вопросам не только монографических работ, но и сколько-нибудь значительных статей. В частности, дополнительного исследования требуют вопросы этногенеза и некоторые проблемы древней и средневековой истории, по которым письменные источники весьма скудны, а археологические, антропологические, этнографические и языковедческие работы еще не завершены. В «Истории Дагестана» имеется также ряд дискуссионных вопросов. (Да будет вам известно, что История Дагестана вся состоит из дискуссионных вопросов)
История Дагестана издается в четырех томах. Первый том охватывает период с древнейших времен по XVIII век включительно. Второй том — период со времени присоединения Дагестана к России до Февральской буржуазно-демократической революции. Третий том посвящен эпохе со времени Великой Октябрьской социалистической революции до конца Великой Отечественной войны. Четвертый том доводит повествование до наших дней. (структура работы, прямо скажем, – неудачная)
В составлении первого тома принимали участие научные сотрудники: кандидат исторических наук В. Г. Котович (гл. I, II, III), кандидат исторических наук В. М. Котович, научный сотрудник М. Г. Гаджиев (§ 3 гл. III), кандидат исторических наук Д. М. Атаев (гл. IV, V, § 7 гл. VII), кандидат исторических наук А. Р. Шихсаидов (гл. VI, VII), кандидат исторических наук М.-З. О. Османов (§ 1 гл. VIII), кандидат исторических наук Р. Г. Маршаев (§2—4, 6, 8, 9 гл. VIII), кандидат юридических наук А. С. Омаров (§ 5 гл. VIII), научный сотрудник Ш. М. Ахмедов (материал о сельской общине в гл VIII) научные сотрудники М. Р. Гасанов, Р. С. Шихсаидова, Ч. М. Гашимов (§7 гл. VIII), проф. Г. Я. Мовчан (материал по истории архитектуры в § 9 гл. VIII), доктор исторических наук В. Г. Гаджиев (гл. X—XIII).
При написании первого тома широко использовались материалы Е. Н. Кушевой о русско-дагестанских отношениях в XVI—XVII вв., Г. Я. Мовчан по истории архитектуры, Э. В. Кильчевской по декоративному искусству, У. Б. Далгат по устному народному творчеству.
Ценные замечания по «Проспекту истории Дагестана» и главам «Истории» были сделаны коллективом Института истории, Института археологии, Института этнографии, Института народов Азии Академии наук СССР, Института истории, археологии и этнографии им. И. Д. Джавахишвили Академии наук Грузинской ССР, Института истории Академии наук Азербайджанской ССР, Дагестанского государственного университета им. В. И. Ленина, Дагестанского государственного педагогического института им. Г. Цадасы; своими советами и замечаниями авторскому коллективу оказали помощь члены-корреспонденты АН СССР Б. Г. Гафуров, М. П Ким, Ю. А. Поляков, доктора исторических наук Е. И. Крупнов, Е. Н. Кушева, А. В. Фадеев, Г. А. Арутюнов, В. К. Гарданов, действительный член АН ГрузССР Н. А. Бердзенашвили действительный член АН АзССР А. С. Сумбат-заде, проф. З. В. Анчабадзе, Г. Б. Абдуллаев, З. И. Ямпольский, З. М. Буниятов и другие.
Авторский коллектив и редакционная коллегия приносят благодарность всем коллективам и научным работникам, принимавшим участие в подготовке «Истории Дагестана» к изданию
§ 1.Палеолит
Естественно- географические условия Дагестана в четвертичном периоде
Первые стоянки первобытного человека на территории Дагестана относятся еще к эпохе палеолита, что объясняется в первую очередь благоприятными естественно-географическими условиями данной области в четвертичном периоде.
К началу четвертичного периода Дагестан представлял собой обширную, слегка наклоненную в сторону моря равнину, ограниченную с севера небольшими грядами, а с юга — более значительными поднятиями. Горообразовательные процессы конца третичного — начала четвертичного периода образовали серии ярусно расположенных поверхностей выравнивания. Существующий поныне сильно расчлененный рельеф Дагестана сформировался под влиянием различных геологических факторов уже в четвертичном периоде.
Вместе с рельефом формировалась и речная сеть, которая в начале четвертичного периода напоминала современную и состояла из сложной системы продольных и поперечных долин.
В четвертичном периоде значительная часть территории Европы и Азии подверглась оледенениям. Особенно интенсивно ледники развивались в северных областях и в высокогорных районах, включая и Кавказ. История оледенений Кавказа изучена недостаточно. Считается, что в четвертичном периоде на Кавказе было не менее двух оледенений.
Размеры древних оледенений различных частей Кавказа не были одинаковыми. В центральной и особенно западной его частях, где образованию ледников благоприятствовали влажные средиземноморские ветры, занятая ими площадь оказалась довольно обширной. Иная картина наблюдалась на Северо-Восточном Кавказе, климатические условия которого формировались под влиянием сухих и теплых воздушных течений, проникавших из Средней Азии. Сплошного ледникового покрова здесь не было. В Дагестане отдельные центры оледенений сосредоточивались в районе высокогорий главного и бокового хребтов.
В этот же период происходили значительные колебания уровня Черного и Каспийского морей. Специалисты насчитывают три четвертичные трансгрессии Каспийского моря, следы которых в виде древних морских террас четко прослеживаются в приморском Дагестане. Судя по их взаиморасположению, во время древних трансгрессий воды Каспия покрывали почти полностью всю приморскую равнину, не захватывая, однако, предгорных районов.
Растительность Дагестана развивалась в условиях сухого континентального климата. Влияние оледенений на растительный покров выразилось в вымирании или перемещении теплолюбивых видов, тогда как основное ядро флоры, бывшее уже в конце третичного периода холоднолюбивым, не претерпело сколько-нибудь значительных изменений.
Значительная часть территории Дагестана была покрыта лесами. Свободные от них пространства на равнинах, в предгорьях и высокогорьях имели превосходные травостои, служившие пастбищами для многочисленных стад диких животных.
Таким образом, естественногеографические условия на значительной части территории нынешнего Дагестана были благоприятными для человеческой деятельности в продолже- ние всего четвертичного периода.
Нижний палеолит
Кавказ благодаря своему расположению играл важную связующую роль на путях древнейшего расселения человечества. И не случайно именно здесь найдены древнейшие на территории нашей страны следы деятельности первобытного человека. В так называемую шельскую эпоху нижнего палеолита первобытный человек заселил территорию Малого Кавказа и частично побережье Черного моря, а в последующую, ашельскую, эпоху — широко расселился по всему Большому Кавказу, проник на Северный Кавказ и оттуда — в более северные области Восточной Европы.
В ашельскую эпоху, отстоящую от нашего времени более чем на сто тысяч лет, была заселена и пригодная для обитания первобытного человека часть территории Дагестана на равнине и в горах. Следы деятельности ашельского человека обнаружены в урочище Чумус-Иниц, на границе Дербентского и Кайтагского районов. Здесь найдены крупные массивные отщепы и изготовленные из них грубые рубящие орудия, примитивные скребла и другие поделки. По составу инвентаря находки из Чумус-Иница весьма напоминают соответствующие изделия из других памятников Кавказа этой эпохи.
В горном Дагестане несколько отщепов ашельского облика обнаружено в окрестностях сел. Усиша Акушинского района.
Основными занятиями ашельского человека были охота и собирательство. По-видимому, уже в это время начинают вырабатываться различные формы коллективной охоты с помощью загонов. Объектами охоты обычно становились наиболее распространенные в той или иной местности виды животных. Развивалось также собирательство.
Ашельские каменные орудия, среди которых важную роль играли так называемые ручные рубила, предназначались для изготовления деревянного охотничьего оружия, разделывания туш убитых животных, обработки их шкур. Тщательная обработка и устойчивые формы некоторых ашельских орудий свидетельствуют о знании свойств различных пород камня.
Большим достижением ашельского человека явилось умение пользоваться огнем, первоначально добывавшимся от естественно возникавших пожаров. Огонь служил ему не только источником тепла, но также для приготовления пищи и борьбы с хищными животными. Освоение огня положило начало овладению человеком силами природы.
Ашельские люди жили небольшими группами, получившими в науке наименование первобытного человеческого стада. Их основу составляла коллективная трудовая деятельность в борьбе с природой.
Средний палеолит
Следующая за ашельской мустьерская эпоха нижнего палеолита (100—30 тысяч лет назад) характеризуется дальнейшим расселением первобытного человечества.
В Дагестане памятники мустьерской эпохи обнаружены во всех его геоморфологических зонах. На равнине — это Чумус-Иниц, Геджух (Дербентский район) и в окрестностях Махачкалы, в предгорьях — окрестности Урцекинского городища (на границе Сергокалинского и Ленинского районов). В горах многочисленные следы разновременной деятельности мустьерского человека выявлены неподалеку от селений Усиша и Гинта (Акушинский район), в окрестностях сел. Урма (Левашинский район) и поблизости от высокогорного озера Кезеной-ам (на границе Дагестана и Чечено-Ингушетии). Мустьерские памятники Дагестана в большинстве своем являются остатками открытых стойбищ. Пещерные стоянки встречаются здесь довольно редко.
Человек мустьерской эпохи — неандерталец по своему физическому облику — стоял выше людей предшествующего времени. Костные остатки неандертальцев найдены во многих областях Европы, Азии и Африки, что свидетельствует о его широком распространении и позволяет видеть в нем необходимое звено эволюции человека.
В мустьерскую эпоху существенно изменяется техника обработки камня. Распространенные в предшествующую эпоху приемы изготовления орудий путем раскалывания и последующей оббивки камня сменяются новыми, в основе которых лежало использование для изготовления орудий сравнительно тонких отщепов, сколотых со специально подготовленных каменных ядрищ — нуклеусов дисковидной формы. В некоторых областях юга нашей страны (Кавказ, Крым, Средняя Азия) зарождаются еще более прогрессивные приемы изготовления орудий из удлиненных ножевидных пластин. Такая техника, получившая название леваллуазской, широко практиковалась и мустьерцами, обитавшими на территории Дагестана.
Отщепы и пластины служили своеобразными заготовками, которым последующей тщательной обработкой придавалась форма определенного орудия. Чаще всего на мустьерских стоянках встречаются остроконечники, использовавшиеся как универсальные режущие орудия, и скребла, предназначавшиеся главным образом для обработки шкур. В памятниках позднего мустье иногда попадаются резцы — орудия для обработки дерева и кости. Все упомянутые типы орудий представлены и в инвентаре дагестанских памятников эпохи мустье.
Прогрессивные изменения в технике изготовления каменных орудий свидетельствуют не только о значительном расширении производственных навыков мустьерского человека, но и о дальнейшем развитии и усложнении его хозяйства. Основой хозяйственной деятельности являлась охота, отчасти дополняемая собирательством. Отдельные мустьерские общины специализируются в охоте на определенные виды животных.
Охотничьим оружием мустьерцев служили деревянные копья с обожженными на огне острыми концами. Однако, пользуясь только ими, было трудно охотиться в одиночку или небольшими группами, поэтому в данную эпоху широко практиковалась охота с помощью загонов и облав. В ней участвовали не только мужчины-охотники, но также и другие члены общины. Спугнутых животных загоняли, используя пересеченный рельеф местности, в сторону крутых обрывов, где они и становились добычей охотников.
Каменные орудия мустьерцев еще не были орудиями охоты. Они предназначались для изготовления деревянного охотничьего вооружения (копий, палиц и др.), для разделывания туш убитых животных и обработки их шкур. Лишь в позднем мустье появляются такие разновидности остроконечников, которые могли использоваться в качестве наконечников копий. Такое назначение мустьерских каменных орудий подтверждается и дагестанскими материалами. Не вызывает сомнений, что различные мустьерские общины, обитавшие на равнине, в предгорьях и горных районах Дагестана, специализировались в зависимости от конкретных естественно- географических условий каждой из зон в охоте на разные виды животных. Однако эти различия не нашли существенного отражения в облике материальной культуры. Орудия труда, происходящие из одновременных памятников, расположенных в разных естественногеографических зонах, различаются между собой лишь качеством местных пород камня, тогда как их форма и приемы изготовления остаются одинаковыми.
Одной из важнейших функций большинства каменных орудий мустьерской эпохи является обработка шкур животных и изготовление из них одежды. Это указывает на возросшую потребность в одежде, обусловленную значительным похолоданием в связи с начавшимся оледенением. Суровые условия ледниковой эпохи вынуждают мустьерцев располагать свои стойбища в укромных местах, часто — в пещерах. В этих условиях резко возрастает значение огня, который становится одним из важных факторов, обеспечивавших благополучие мустьерских общин. И не случайно именно в эту эпоху были изобретены некоторые способы искусственного добывания огня.
Прогрессивные изменения в производственной деятельности первобытных людей в рассматриваемую эпоху несомненно отразились и на общественном устройстве мустьерцев. Коллективное ведение охоты с помощью загонов и облав, более или менее длительное проживание в общих жилищах с общими очагами — все это сплачивало мустьерские общины. Предполагается, что в позднем мустье возникают зачатки матриархально-родовой организации общества. Тогда же, по мнению советских археологов, начинается зарождение первобытных религиозных верований.
Верхний палеолит
Следующая эпоха каменного века – верхним палеолит — обнимает период от 30 до 15 тысяч лет тому назад. Она характеризуется дальнейшим развитием первобытнообщинного строя, затронувшим общественное устройство, производственную деятельность и культуру первобытного человека. Существенно изменился в эту эпоху и физический облик самого человека.
На территории Дагестана памятники верхнего палеолита выявлены пока только в горных районах (Акушинский и Гунибский). Из находок на равнине к верхнепалеолитической эпохе относится чаша из кости мамонта, обнаруженная в окрестностях ст. Белиджи (Дербентский район).
Наиболее ярким среди известных в настоящее время в Дагестане памятников является многослойная стоянка у сел. Чох Гунибского района, где обнаружены следы деятельности первобытного человека не только в верхнем палеолите, но также и в последующую, мезолитическую эпоху. Материалы этого памятника составляют основу наших знаний о верхнепалеолитической культуре Дагестана и Северо-Восточного Кавказа в целом.
При раскопках Чохской стоянки обнаружено шесть последовательно перекрывающих друг друга культурных слоев, содержащих остатки костров, разнообразные кремневые поделки, кости животных, комочки охры и иные находки. Судя по их расположению, жизнь обитателей стоянки протекала преимущественно на узкой площадке у подножия скалы. Вдоль нее на некотором расстоянии друг от друга устраивались очаги, служившие для обогрева жилья и приготовления пищи. Можно предполагать, что в древности жилая площадка была отгорожена заслонами из высоких, наклонно поставленных жердей, упиравшихся верхними концами в скалу. Покрытые ветвями и шкурами животных, они служили и кровлей и внешними стенами, защищавшими обитателей от ветра, дождя и снега.
Место для стоянки было выбрано в каньонообразном русле небольшого горного потока, у подножия высокой обрывистой скалы. Это место отличается укромным расположением, близостью к отличной питьевой воде, защищенностью от холодных северных ветров и южной, солнечной ориентацией. Все эти чрезвычайно благоприятные для первобытного человека условия дополнялись близостью к охотничьим угодьям, каковыми несомненно служили окрестные леса и высокогорные альпийские луга, изобиловавшие разнообразной дичью. И не случайно первобытные охотничьи группы периодически устраивали здесь свои стойбища на протяжении значительного отрезка времени.
Судя по многочисленным кострищам, обнаруженным во всех культурных слоях, огонь прочно вошел в быт обитателей Чохской стоянки. Допустимо предположить, что, подобно верхнепалеолитическому населению других областей, они уже были знакомы с разными способами искусственного добывания огня.
Самой многочисленной категорией находок, обнаруженных в культурных слоях стоянки, являются кремневые поделки. Среди них немало нуклеусов, заготовок для изготовления орудий и самих орудий. Во множестве встречаются и отходы производства в виде обломков, осколков и чешуек кремня.
Все эти находки свидетельствуют о том, что обработка кремня и изготовление орудий производились здесь же, на стоянке. Орудия изготовлялись из черного кремня и плотного окремненного известняка, встречающихся в окрестностях стоянки, и высококачественного полупрозрачного кремня, по- видимому доставлявшегося с территории нынешнего Акушинского района, где находятся ближайшие к стоянке его месторождения.
Работами советских ученых установлены три последовательных этапа развития верхнепалеолитической культуры Кавказа, выделенные на основе изучения различий в наборах каменных орудий, свойственных каждому из этих этапов. Через эти же этапы прошла, очевидно, в своем развитии и верхнепалеолитическая культура Дагестана. Об этом можно судить по характерным изменениям в кремневом инвентаре из различных слоев Чохской стоянки.
Начальные этапы развития верхнепалеолитической культуры Дагестана практически пока не представлены в известных в настоящее время материалах. Правда, среди немногочисленных изделий из нижнего, шестого, слоя Чохской стоянки обнаружено несколько кремневых поделок, несущих на себе пережиточно сохранившиеся черты мустьерской техники. Однако этого недостаточно для определенного заключения о характере верхнепалеолитической культуры Дагестана на раннем и среднем этапах.
Лучше всего изучен поздний, заключительный этап, охватывающий конец верхнего палеолита и ранний мезолит. Он характеризуется материалами трех следующих слоев Чохской стоянки, отражающими три последовательные фазы развития культуры переходной эпохи. Кремневый инвентарь ранней фазы (пятый культурный слой), относящийся к концу верхнего палеолита, отличается обилием нуклевидных орудий и острий с притуплённым краем, придающих ему характерный ориньякский облик, столь свойственный верхнепалеолитическим культурам Кавказа, Крыма, Средней Азии и стран Восточного Средиземноморья. Следующие фазы отражают
развитие культуры уже в последующую эпоху — в раннем мезолите.
На примере орудий труда Чохской стоянки отчетливо прослеживаются те прогрессивные изменения, в которых отразился общий процесс развития производительных сил верхнепалеолитического общества. Ее обитатели изготовляли свои орудия из удлиненных кремневых пластин, отделявшихся от пирамидальных и призматических нуклеусов. Значительно расширился набор кремневых орудий труда, появилось много новых, специализированных по назначению орудий.
Обработка дерева и кости производилась с помощью небольших рубящих орудий дисковидной формы, выемчатых скобелей, ножевидных пластин, резцов. Режущие орудия предназначались для разделывания охотничьей добычи, а различные скребки и скобели использовались при обработке шкур добытых животных.
В большом числе представлены орудия для изготовления одежды: крупные кремневые ножи с изогнутым верхним краем, вероятно служившие для раскраивания шкур, всевозможные острия и проколки из кремня и кости и даже специальные орудия для разминания и заглаживания грубых швов на меховой одежде.
Совершенно новую категорию орудий образуют кремневые наконечники метательного оружия — копий и дротиков В конце верхнего палеолита обитатели Чохской стоянки стали употреблять для оснащения охотничьего вооружения микролиты — небольшие кремневые вкладыши геометрических очертаний, преимущественно треугольные. Несколько таких микролитов, прочно закрепленных на остром конце копья или дротика, составляли гарпуновидное лезвие наконечника.
Появление копьеметалок, увеличивших дальность полета и убойную силу метательного орудия, способствовало дальнейшему развитию и совершенствованию охотничьего вооружения. В конце верхнего палеолита был изобретен лук со стрелами. Знакомство населения Дагестана с этим важнейшим изобретением подтверждается находками на Чохской стоянке некоторых типов микролитов, вероятно служивших наконечниками стрел.
Прогрессивные изменения орудий труда дали возможность разнообразить приемы ведения охотничьего хозяйства. В материалах Чохской стоянки представлены разнообразные виды животных, обитавших в различных естественногеографических зонах Дагестана. И если охота на стада бизонов, оленей и диких лошадей по-прежнему велась с помощью облав и загонов, то охота на туров, диких баранов и козлов, водившихся небольшими группами в труднодоступных местах, производилась уже немногочисленными коллективами охотников.
Характеристику образа жизни обитателей Чохской стоянки дополним еще одной интересной деталью. В культурных слоях здесь найдено значительное количество комочков минеральной краски — охры красного, желтого и коричневого цветов. В одном из кострищ обнаружены крупные обломки сферосидеритов После обжига они растирались на небольших терках, изготовленных из расколотой вдоль речной гальки. На стоянке обнаружено немало терочников и терок, у
которых на рабочих поверхностях сохранились следы втертой туда краски. Как показывают этнографические параллели, такие краски, смешанные с жиром, применялись первобытным человеком для раскрашивания тела при совершении разнообразных ритуальных и магических обрядов. Этими же красками раскрашивались деревянные и костяные изделия. И, наконец, подобными же красками выполнены дошедшие до нас образцы верхнепалеолитической пещерной живописи.
Верхнепалеолитическое население некоторых районов приморского Дагестана специализировалось в охоте на мамонтов. Свидетельством этого является Белиджинская чаша, изготовленная из кости мамонта. Заготовкой для нее послужила головка бедренной кости незадолго перед тем убитого животного. Затем она подверглась обработке кремневым орудием, следы которого хорошо сохранились на краях и внутренней полости чаши. Белиджинская чаша — единственная и древнейшая на территории нашей страны находка подобного рода утвари, задолго предшествовавшей глиняным и плетеным сосудам.
В верхнем палеолите окончательно складывается матриархально-родовой строй. Большую роль сыграли в этом не только усложнившиеся условия жизни и производственной деятельности верхнепалеолитического человека, но также возникновение экзогамии — запрета брачных отношений внутри родовых общин и установление таковых между представителями разных родов. Данное обстоятельство способствовало налаживанию постоянных и прочных связей между отдельными общинами, а это в свою очередь привело к образованию племенной организации первобытного общества.
В родовых общинах эпохи верхнего палеолита господствовало материнское право, определявшееся тем, что в условиях распространенного в ту пору группового брака дети принадлежали матери и ее роду, а счет родства велся по материнской линии. Об этом свидетельствуют, в частности, довольно многочисленные находки на верхнепалеолитических стоянках женских статуэток с подчеркнутыми материнскими признаками, вероятно символизировавших собой образ прародительницы. С другой стороны, высокое социальное положение жен- шины определялось ее важной ролью хозяйки-управительницы, сказывавшейся на всем жизненном укладе того времени.
В верхнем палеолите повсеместно распространяются люди современного физического типа, известные в науке под именем кроманьонцев. По мнению советских ученых, их непосредственными предшественниками явились те группы неандертальцев, которые под влиянием ряда социальных и биологических факторов, главным образом прогрессивных изменений в сфере материального производства и общественных отношений, постепенно превратились в людей современного типа. Доказательством этого служат находки костяков неандертальцев, несущих на себе признаки современного человека, и черепов кроманьонцев с пережиточно сохранившимися признаками неандертальцев.
Процесс превращения неандертальцев в людей современного типа происходил на обширной территории, куда входили и некоторые южные районы нашей страны, такие, как Средняя Азия, Крым и Кавказ. Правомерность включения Кавказа в эту область подтверждается тем, что во многих обнаруженных здесь памятниках эпохи позднего мустье прослежены элементы зарождающейся верхнепалеолитической техники, а в ранних комплексах эпохи верхнего палеолита сохраняются пережитки более древних мустьерских традиций. Эти факты, свидетельствующие о преемственной связи между мустьерской и верхнепалеолитической эпохами, отнюдь не стирают больших качественных различий между ними.
В рассматриваемое время складываются и современные человеческие расы. В верхнепалеолитических памятниках обнаружены представители европеоидного (кроманьонцы), негроидного (гримальдийцы) и монголоидного расового типа.
§ 2. Мезолит
Верхнепалеолитической эпохой заканчивается и ледниковый период. Сменивший его послеледниковый период, или голоцен, характеризуется всеобщим потеплением климата, которое особенно благоприятно сказалось на естественно- географических условиях областей, подвергавшихся оледенениям. На Кавказе значительно сократились площади ледников и вечных снегов. В Дагестане они сохранились лишь в районах высокогорий. Прекратились и трансгрессии Каспия, в ходе которых почти полностью покрывались морскими водами равнинные районы приморского Дагестана и прикаспийской низменности. При последующих колебаниях уровня Каспийского моря, продолжающихся до настоящего времени, его воды затапливали лишь узкую прибрежную полосу и не переходили ближайшего к ней уступа древней морской террасы.
Верхнепалеолитическая эпоха сменилась мезолитической (15—8 тыс. лет тому назад). Наиболее значительным достижением новой эпохи, ознаменовавшим важный этап в развитии производительных сил первобытного общества, было широкое распространение лука и стрел. «Лук, тетива и стрела составляют уже очень сложное орудие, изобретение которого предполагает долго накапливаемый опыт и более развитые умственные способности, следовательно, и одновременное знакомство со множеством других изобретений»
Лук со стрелами обладал целым рядом важных преимуществ перед другими видами метательного оружия (копьями, дротиками, метательными палицами и т. п.). Обладая более легким весом, лук с большим запасом стрел существенно повысил вооруженность и мобильность охотников. Возможность ведения быстрой и меткой стрельбы из любого положения и на значительно большие, чем прежде, расстояния открыла чрезвычайно широкие перспективы для развития охоты, обогатила ее тактический арсенал, позволила охотиться на все без исключения виды дичи.
Дальнейшие прогрессивные изменения претерпевает в мезолите и техника изготовления каменных орудий, развитие которой идет по пути все более широкого применения миниа- тюрных вкладышей — микролитов.
Рост производительных сил и обусловленное им некоторое улучшение условий жизни охотничьих племен приводят к увеличению населения. Естественное разрастание отдельных племен, равно как и составлявших их матриархально-родовых общин, неизбежно приводило к их периодическим разделениям (сегментации). Отделявшиеся части родовых общин осваивали все новые территории. В результате этого процесса появляются объединения нескольких племен, связанных общностью происхождения и культуры и говоривших на родственных диалектах. Все это способствовало усилению связей между племенами, росту обмена и культурных влияний, быстрому распространению важных открытий и изобретений на значительных территориях.
В мезолитическую эпоху в некоторых областях были сделаны первые шаги на пути перехода от охотничье-собирательного хозяйства к земледельческо-скотоводческому. Именно тогда началось приручение и одомашнивание некоторых видов животных. Можно полагать также, что практиковавшиеся тысячелетиями в процессе собирательства различные формы докультурного отбора съедобных растений способствовали появлению в рассматриваемую эпоху некоторых окультуренных видов растений.
Все эти достижения характеризуют эпоху мезолита как один из наиболее важных этапов на пути культурно-исторического развития первобытного человечества и позволяют рассматривать ее вместе с последующей, неолитической эпохой как период расцвета первобытнообщинного строя.
На территории Дагестана мезолитические памятники выявлены пока только в горных районах. К этой эпохе относятся материалы верхних слоев Чохской стоянки, Мекегинской стоянки и Ругуджинской стоянки Козьма-Нохо. В развитии мезолитической культуры Дагестана можно выделить два последовательных этапа.
Культура раннего этапа, представленная в материалах четвертого и третьего слоев Чохской стоянки и небольшим комплексом находок из Мекегинской стоянки, еще сохраняет преемственность с верхнепалеолитической культурой. Однако по мере дальнейшего развития пережиточно сохранившиеся от палеолита элементы культуры постепенно исчезают. Это выразилось в сокращении нуклевидных орудий, разнообразных остриев с притуплённым краем и т. д. Наряду с этим возрастает использование зкладышей геометрических очертаний. Появляются вкладыши в виде миниатюрных пластиночек.
Культуру позднего этапа характеризуют материалы второго и первого слоев Чохской стоянки и Ругуджинской стоянки Козьма-Нохо. Этот этап по праву может быть назван периодом расцвета микролитической вкладышевой техники. Почти полностью исчезают палеолитические типы орудий. Сокращается количество геометрических микролитов. Среди кремневых изделий доминирующее положение принадлежит миниатюрным пластинкам, отличающимся правильной, почти стандартной формой. Такие пластинки, обладавшие чрезвычайно острыми краями, использовались как съемные лезвия для оснащения метательного оружия и режущих инструментов. В случае поломки одной или даже нескольких пластинок в процессе пользования инструментом они в короткое время и без больших затрат труда могли быть заменены другими. Благодаря этому оснащенные микропластинками
орудия могли использоваться длительное время, что давало им преимущества перед орудиями, изготовленными из цельных кремневых пластин. И не случайно поэтому микролитическая техника распространяется в мезолите во многих областях Старого Света.
Помимо микролитических пластинок и изготовленных из. них миниатюрных орудий в дагестанских комплексах позднего мезолита встречаются небольшие нуклеусы призматической и пирамидальной формы, служившие для получения микропластинок, круглые скребочки, простые резцы и некоторые другие типы кремневых орудий.
Основу хозяйства мезолитических племен горного Дагестана составляла охота, главным образом на диких баранов и козлов. Охота велась с помощью разнообразного метательного оружия, а также лука и стрел. Найденные в упомянутых дагестанских памятниках некоторые типы кремневых орудий служили наконечниками стрел. Большую помощь охотникам оказывала прирученная собака, кости которой обнаружены на Мекегинской стоянке.
Люди жили сравнительно небольшими группами, обычно насчитывавшими не более ста человек. Места для стоянок выбирались в укромных, хорошо защищенных местах, как правило, на солнечной стороне и по возможности вблизи от охотничьих угодий. Имеющиеся данные позволяют утверждать, что горный Дагестан имел в мезолите относительно густое для своего времени население.
Отмеченные особенности мезолитической культуры горного Дагестана находят многочисленные параллели в культуре одновременных памятников Закавказья и Северного Кавказа, что свидетельствует о сходстве путей культурно- исторического развития всего населения Кавказа в указанную эпоху.
(Котович В.Г.)
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII