ОТ АВТОРА
В последние годы возрос интерес широкого читателя к исторической литературе — как к беллетристике на исторические темы, так и серьезным научным монографиям. Явление это примечательно и закономерно: вместе с ростом образовательного уровня и культуры советских людей растет и их стремление ознакомиться с историей родного края. Однако направленность, характер этого интереса столь же различны, как различны сами люди: одних интересуют яркие эпизоды, выразительные детали прошлого, других — открытия, научные обобщения, третьих — оценка тех или иных событий с точки зрения их значимости для современности.
Мне кажется, что устные исторические предания в какой-то мере соединяют в себе свидетельскую ценность источника, оценку самим народом его прошлого и присущую фольклору образность и выразительность и поэтому представляют интерес как для специалистов, так и для тех, кто интересуется прошлым народов нашей республики. Более полная оценка значения устного исторического материала как источника, его познавательной, научной и общественно-воспитательной ценности даны в моем предисловии к предыдущему выпуску.
Опубликованное в обоих выпусках — это, разумеется, лишь небольшая часть историко-фольклорного материала, в разные годы осевшая в моих дневниках при посещении разных уголков Дагестана. Важности сбора такого материала коснулся во вступительном слове к первому выпуску Расул Гамзатов —•- один из ревностных любителей и собирателей дагестанского фольклора, помогавший мне во время работы в его родном ауле Цада. В свою очередь
и я оказался тогда свидетелем его живого, творческого общения с земляками (этому посвящена моя зарисовка, помещенная в данном выпуске).
Данный выпуск является продолжением предыдущего и содержит материал, собранный в Среднем и Южном Дагестане — в аварских, даргинских, лакских, табасаранских и лезгинских аулах.