новое, ранее неизвестное, что полностью дало о себе знать в великолепном храме Дейр-эль-Бахри» (9). Этот храм, расположенный на западном берегу Нила, царица начала строить на 8-й год правления, вскоре после своей коронации. Посвященное заупокойному культу царицы, это святилище должно было демонстрировать ее могущество и величие. Новый храм должен был, вероятно, поразить воображение современников. В первую очередь он посвящался Амону и Ка царицы. Кроме святилища Амона в храме поклонялись Ра, Хатор, Анубису и обожествленному Тутмосу I. Украшенный колоннадами портиков террасный храм органично вписался в окружающий скальный ландшафт западного берега Нила. Помимо изящных полихромных рельефов, в храме было 200 статуй, 22 сфинкса, 40 осирических статуй, изображавших царицу сидящей или коленопреклоненной, около 120 сфинксов украшали дворы и дорогу (10). Создателем этого чуда египетского зодчества считается Сенмут, талантливый архитектор и крупный сановник. Он же являлся одним из организаторов знаменитой экспедиции египтян в полулегендарную страну Пунт, предположительно находящуюся на территории современного Сомали на берегу Аденского залива, с которой они с древних времен поддерживали торговые отношения. По всей видимости, Хатшепсут расценивала морскую экспедицию в Пунт как одно из самых значительных событий своего правления, достойное увековечивания. История этой торговой (а точнее, военно-торговой) экспедиции запечатлена в серии рельефных сцен в так называемом портике Пунта в Дейр-эль-Бахри. Это основной источник, повествующий о путешествии в Пунт при Хатшепсут. Хотя египтяне снаряжали экспедиции в эту страну и раньше, в эпоху Древнего и Среднего царств, экспедиция, отправленная Хатшепсут, была намного масштабнее и она была первой с начала Нового царства после длительного перерыва отношений с Пунтом, наступившего в конце Среднего царства вслед за смутным временем и захватом Египта гиксосами.
Целью путешествия в «страну бога» было установление торговых отношений и приобретение экзотических товаров: патер, шкур редких животных, страусовых , перьев, слоновой кости, золота, ценных сортов древесины и самих живых деревьев, пересаженных в корзины, и, в особенности, благовоний для храмовых ритуалов. Это знаменательное событие произошло на 9 году царствования Тутмоса III, на деле же — — на второй год правления Хатшепсут — фараона, то есть в то время, когда строился храм в Дейр-эль-Бахри. От участников экспедиции требовалось привезти в Фивы живые сорта благовонных деревьев для того, чтобы насадить их на искусственных террасах и во дворе храма и, таким образом, «устроить Пунт внутри храма». «Хотя египтяне и прибыли в страну Пунт в сопровождении военных отрядов, однако Пунт не был завоеван египетскими войсками. Хатшепсут отправила в Пунт своего «царского посла» совершенно также, как египетские фараоны отправляли своих послов в независимые государства» (11). Усилия руководителей экспедиции были вознаграждены золотом, Хатшепсут сама принимала дары Пунта, взвешивая золото и мирру: «Лучшая мирра была на всех ее членах, ее благоухание (было) благоуханием бога. …Ее кожа была как бы позлащена светлым золотом, сияя, как (то) делают звезды, внутри (храмового) праздничного двора перед лицом всей земли».
Храм в Дейр-эль-Бахри, этот «египетский Парфенон», ставший архитектурным символом правления Хатшепсут не являлся единственным объектом ее строительной деятельности, которая развернулась в различных городах страны: Фивах, Гермополе, Гермонтисе, Эль-Кусе, Эль- Кабе, Арманте, Медамуде, Ком-Омбо, Эле-фантине, Спеос-Артемидосе. Последнему из перечисленных мест Хатшепсут придавала, по-видимому, особое значение, посвятив этот скальный храм близ Бени Хасана богине- львице Пахет. По религиозным представлениям эта богиня отражала нападения духов пустыни. Во внимании Хатшепсут к областным святилищам Ю. Я. Перепелкин усматривал стремление царицы дружить с храмовой знатью, с местной знатью вообще. «Местные князья издавна состояли распорядителями жрецов в своих городах, а нередко и верховными жрецами местных божеств» (12).
Смерть Хатшепсут представляется довольно внезапной. По египетском летоисчислению, она умерла между 20 и 22-м годами правления Тутмоса III. Продолжая традицию своих предшественников, Хатшепсут отправляла экспедиции за добычей бирюзы на Синай, в район современного Серабит эль-Хадима. Стела от 20-го года правления Тутмоса III, установленная в храме Хатор на Синае, содержит имя Хатшепсут- значит, тогда она еще была жива. Однако на 21-й год упоминаний о Хатшепсут уже нет, нет их и на 22-м году, когда Тутмос III отправлял экспедицию один; видимо, к этому времени он стал править без Хатшепсут. «Вне всякого сомнения, Хатшепсут умерла, однако, нам неизвестно ни одного документа, где это бы упоминалось» (13). Традиционно считается, что Тутмос III яростно ненавидел свою тетку, слишком долго державшую его на втором плане, и после ее смерти принялся поспешно стирать память о ней, что в частности, выражалось в уничтожении ее изображений и имен. Например, советский египтолог М. Э. Матье писала, что «Тутмос III истребил все скульптуры Дейр- эль-Бахри так тщательно, что до раскопок никто даже не думал об их существовании. Снимая и разбивая на куски десятки чудесных статуй ненавистной ему мачехи-тетки, Тутмос III считал, что он не только стирал с лица земли и из памяти своего народа воспоминание о ней, но даже уничтожал загробное существование ее души» (14). Предпринятая Тутмосом III коренная перестройка Карнакского храма преследовала, видимо, именно эту цель. Перепелкин тоже разделяет эту практически общепринятую точку зрения (15). Старые приближенные Хатшепсут оказались в поле пристального наблюдения Тутмоса III, гробницы некоторых из них, умерших к тому времени, оказались разгромленными. Именно так выглядят действия Тутмоса III после смерти царицы. Эти «репрессии» некоторые отечественные и зарубежные египтологи расценивают как следствие личной ненависти Тутмоса к Хатшепсут и резкого поворота политики, возобновление курса на продолжение завоеваний, которых не было при ней.
Впрочем остается вопрос, почему Тутмос III не только не уничтожил все изображения Хатшепсут, но и не разрушил вообще ее поминальный храм в Дейр-эль-Бахри? Могут напомнить, что храм в Дейр-эль-Бахри был посвящен не одной Хатшепсут, но и другим божествам и, в первую очередь, Амону- богу самого могущественного жречества, с которым Тутмос III не мог не считаться. Но в этом случае, почему фараоны (и Тутмос III в том числе) без колебаний переделывали и разрушали целый анфилады и залы в центральном святилище этого бога в Карнаке? Именно этого следовало ожидать от преследующего память Хатшепсут Тутмоса, каким он и выглядит в некоторых исследованиях.
Если воинственный Тутмос, действительно питал ненависть к тетке-мачехе, если он и хотел придать забвению имя Хатшепсут, то реально осуществил это лишь по прошествии значительного срока после ее смерти и очень выборочно. Скорее всего, фараон убирал памятники Хатшепсут не по личным мотивам, а руководствовался политико-религиозными соображениями, поскольку неестественное существование женщины- фараона противоречило мировоззрению древних египтян и не соответствовало идее космического миропорядка, где все занимало надлежащее место. Примечательно, что имена и изображения Хатшепсут в рамках иконографии царицы (а не фараона!) остались нетронутыми. Французский египтолог К. Жак считает, что «ненависть Тутмоса III существует в воображении некоторых египтологов. Скалывание, изглаживание, уничтожение изображений связано с преследованием неких магических целей, которые не могут быть пока удовлетворительно объяснены» (16). И действительно, ряд надписей и рельефных сцен сбиты в такой странной манере, что их контуры остались отчетливо видны; эти действия Жак приписывает уже Рамсесу II (1279-1212 гг. до н. э.). Пожалуй более приемлемо мнение Карковского, который пишет, «что действия по уничтожению имен и статуй Хатшепсут, а также других ее изображений, начались в конце правления Тутмоса III, спустя многие годы после смерти царицы. Это было продуманное политическое решение, а не следствие слепой ненависти фараона, вызванной тем подчиненным положением, которое он занимал в правление Хатшепсут. Причиной уничтожения изображений и надписей было желание устранить прецедент, который усложнил бы порядок наследования престола, при котором женщина могла бы стать фараоном. Тем более, что на глазах Тутмоса III подрастали наследники трона и он не хотел повторять ситуации, сложившейся после смерти Тутмоса I и Тутмоса II, не оставивших после себя взрослых сыновей. Следовало исключить повод для передачи власти царице или царевне. Таким образом, власть фараона, достигнутая Хатшепсут, была всего лишь эпизодом и не привела к тому, что женщины имели право бороться за власть над Египтом» (17).
Сохранились две гробницы, приготовленные Хатшепсут заранее. Первая (WA D) была высечена в Вади Сиккет Така эль-Зейд, когда Хатшепсут оставалась в роли царицы и регентши, но эта гробница так и не была использована, хотя в ней и обнаружили саркофаг из кварцита. Вторая усыпальница, предназначенная уже для Хатшепсут-фараона, расположена в Долине Царей (kv 20) — традиционном месте захоронения фараонов эпохи Нового царства, начиная с Тутмоса I (18). Однако и там мумии Хатшепсут найдено не было. Отождествление же тела великой Хатшепсут с безымянной женской мумией из гробницы кормилицы царицы представляется спорным.
Большаков В. А.
-
Последней женщиной — фараоном, жившей и правившей в конце XIX династии, то есть примерно спустя 200 лет после Хатшепсут, была царица Таусерт. Ее правление было таким же недолгим, как и цариц до Хатшепсут.
-
Geheimnisvolle Konigin atschepsut. Agyptishe Kunst des 15. Jahrhundert v. Chr. Warschau. 1997, S. 20.
-
CLAYTON P. Chronicle of the Pharaohs. Lnd. 1994.
-
Geheimnisvolle, S. 22-24
-
Верхнего и Нижнего Египта
-
Этот титул имели некоторые женщины из царского дома времени XVIII династии. Впервые из цариц его носила Яхмес-Нефертари. По-видимому, он передавался по наследству.Хатшепсут тоже имела этот титул, притом она сохранила его даже тогда, когда стала регентшей при Тутмосе III. Но, ставши фараоном, она была вынуждена передать его своей дочери от Тутмоса II Нефруре, поскольку этот титул был несовместим с ее новым положением. Понимание титула «Супруга бога» дискуссионно. Долгое время египтологи полагали, что под этим титулом следует понимать царицу-наследницу, на которой должен был жениться фараон для подкрепления своих прав на трон. Также считалось, что этот титул носила царица — земная жена бога Амона, к которой он являлся, чтобы сделать ее матерью будущего фараона.
-
Хрестоматия по истории Древнего Востока. М. 1963, с. 91.
-
Ка- одно из сложных понятий-элементов, составляющих, по представлениям египтян человеческую сущность. Общепринято это слово переводить как «двойник», хотя существуют несколько иные интерпретации Ка. Ка- это жизненная сила, «второе я» человека, рождавшееся вместе с ним, но не умиравшее после его смерти. Ка не зависел от человека, но определял его судьбу. Ка умершего нуждалось в пище и воде, чтобы продолжать свое существование, скульптуры и рельефные изображения являлись вместилищем Ка.
-
Geheimnisvolle, S. 24.
-
МАТЬЕ М. Э. Искусство Древнего Египта. М.-Л. 1961, с. 232. 237.
-
АВДИЕВ В. И. Военная история Древнего Египта. Т. II. М. 1959, с. 52.
-
История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. II. М. 1988, с. 428, 431.
-
JACQ Chr. Les Egyptiennes. P. 1996, p. 92.
-
МАТЬЕ М. Э. Ук. соч., с. 249-250.
-
История Древнего Востока.., с. 434.
-
JACQ Chr. Op. cit., p. 94.
-
Geheimnisvolle, S. 27.
-
О раскопках в гробницах Тутмоса I и Хатшепсут см. The Complete Valley of the Kings. Lnd. 1996, pp. 91-95.