Замир Закарияев
Эпиграфические памятники Лезгистана времен Кавказской войны
Новые данные по эпиграфике Лезгистана XIX века
При изучении истории Кавказской войны неоценима роль разнообразных письменных источников на арабском языке. В свою очередь, среди арабо-язычных источников особое место занимают эпиграфические памятники – один из важных видов источников по истории и культуре Дагестана в целом. Подавляющее большинство эпиграфического наследия народов Дагестана составлено именно на арабском языке. Эпиграфические тексты отличаются высокой степенью достоверности. Интенсивная работа последних лет по выявлению и изучению старинных арабских надписей в различных районах Дагестана позволила нам, в частности, получить новые данные, имеющие отношение к истории народно-освободительной борьбы дагестанских горцев эпохи кавказской войны.
Отличительная особенность приводимых ниже памятников эпиграфики заключается в том, что большинство из них обнаружено в горных районах современного Южного Дагестана, не входившего, как известно, в состав Имамата. Вместе с тем, Южный Дагестан во время Кавказской войны неоднократно был ареной боевых действий горцев с царскими войсками, в том числе и крупных сражений. достаточно вспомнить боевые действия в Самурской долине в 1838 и 1839 гг., включая и масштабную военную экспедицию 1839 г. главнокомандующего российскими войсками на Кавказе генерал-лейтенанта Е.А. Головина, или знаменитую осаду Ахтынской крепости войсками Шамиля в 1848 г.
Активное участие в Кубинском восстании 1837 г. приняли жители самурских союзов сельских общин. Все еще малоизученной страницей Кавказской войны остается трагический по своим последствиям для горцев поход в 1852 г. отряда царского генерала барона Врангеля в высокогорные цахурские селения так называемого Горного магала. Селения магала были разрушены артиллерией и преданы огню. все жители сожженных селений были подвергнуты тотальной депортации в сопредельные районы Закавказья. Лишь спустя 10 лет сумевшим выжить в непривычных условиях горцам было позволено вернуться на пепелища в родные горные аулы.
Орфография приводимых ниже арабских текстов сохранена.
В лезгинском селении Гельхен Курахского района, в стене дома, примыкающего к сельскому годекану, установлен прямоугольный речной камень 41х21 см с врезной надписью из трех строк
«1) Это разъяснение Умара. Муртада‘али, сын нур‘али
2) родился в год, в котором объявился имам ал-Мансур.
3) а написано это в 1233 г.».
1233 г.х. соответствует 1817-18 г.
Между лезгинскими селениями Усухчай и Мискинджа (ныне в Докузпаринском районе РД), на обрывистом правом берегу реки Самур расположено прямоугольное надмогильное сооружение длиной 210, шириной 110 и высотой 70 см, сложенное из камней скальной породы. в южной, обращенной на киблу стороне сооружения вмонтирована плита высотой 40, шириной 54 см. на плиту нанесены врезные арабские надписи каллиграфическим почерком «насх». Текст плиты огласован. Нижняя строка сильно повреждена.
«1) Это памятник (машхад) и место погребения (мадфин) ‘Усмана из Ириба (ал-‘Ири), убитого
2) вследствие утраты его уверенности после бегства его сподвижников, и окружения
3) крупными контингентами русских войск с артиллерией,
4) в эпоху борца за веру (муджахид) Шамиля-эфенди, который
5) … его джихад…».

Эпитафия Османа из Ириба
Содержание текста не оставляет у нас сомнений в том, что в данном месте похоронен наиб Ириба Осман, которого Мухаммадтахир ал-Карахи упоминает в числе горцев, павших «смертью праведных» во время ахтынского похода Шамиля в сентябре 1848 г. Об обстоятельствах и точном месте его гибели прежде не было известно. Считалось, что это произошло под стенами Ахтынской крепости.
Из исторических источников следует, что отряд генерала Аргутинского-Долгорукова, подошедший на выручку осажденному в Ахтынской крепости русскому гарнизону с севера, преодолев Самурский хребет, не смог перебраться на правый берег Самура, а потому был вынужден переправиться через реку ниже по течению, у селения Зухул (лезг.: ЦIехуьл, ныне в Кусарском районе АР). Затем быстрым маршем войска Аргутинского двинулись к Ахты по правому берегу Самура. Попытка задержать его продвижение была предпринята отрядом горцев во главе с Даниял-султаном и Хаджимурадом близ селения Мискинджа, где были устроены завалы. В произошедшем сражении горцы потерпели поражение и вынуждены были отступить в Ахты. Гаджи-Али из Чоха пишет, что «горцы бежали, оставив много тел за завалами. Многие были убиты и взяты в плен (из Тленсира и Каралала)» [4, 43]. Наиб Осман из Ириба был в числе погибших в Мискинджинском сражении, которое продолжалось около часа [3, 40]. Отряд Аргутинского насчитывал 9 батальонов пехоты, 10 орудий и до 1500 кавалеристов [5, 580]. Согласно русским источникам, со ссылкой на слова пленных горцев, численность отряда Даниял-султана и Хаджимурада у Мискинджи доходила до 7 тыс. воинов [5, 580]. В русском документе сохранилось довольно подробное описание Мискинджинского сражения, в котором, по данным русского командования, потери отряда Аргутинского составили 15 чел. убитыми и 158 ранеными, а горцы потеряли 300 человек и 70 пленными [5, 581].
У художника В. Тимма имеется рисунок «вид неприятельских завалов при ауле Мискинжи (в Дагестане), взятых русскими войсками 22 сентября 1848 г.». Рисунок опубликован в «Русском художественном листке» в №18 за 1851 г.
Обнаружение места гибели наиба османа из Ириба дает возможность уточнить место расположения горских завалов и Мискинджинского сражения в целом.
В селении Нижний Катрух Рутульского района, в стене жилого дома Казиева Мири (раньше дом принадлежал Малла Абдулвахабу), в глубокой нише вмонтирована прямоугольная плита 37х23 см с заостренным верхом. Арабские надписи в низком рельефе нанесены в четыре узорных поля. По краям плиты расположены вертикальные ленты с цветочным ор-наментом. в верхней части композиции имеется дата по хиджре: 1263 г. надписи гласят:
«1) Сожгли и разрушили
2) эти [дома ?] Турадж – наиб
3) имама, повелителя правоверных Шамиля и Тамим-ага – наиб Даниял-султана».
1263 г. хиджры соответствует 20.12.1846 – 08.12.1847 г.

Надпись 1847 года из Нижнего Катруха о набеге горцев
Эта ценная историческая надпись повествует о неизвестном прежде набеге отряда воинов имама Шамиля в ущелье Кара-Самура — левого притока Самура и причиненных ими разрушениях. Как видно из надписи, отрядом горцев руководили каратинский наиб Турач и Тамим-ага, приближенный мудира Даниял-султана, бывшего султана Илисуйского. Имя знатного илисуйца Тамим-ага встречается в российских документах времен Кавказской войны [5, 599]. Судя по дате, набег шамилевского отряда на селения Ихрекского магала, где расположен нижний Катрух, имел место примерно за год до известного похода войск Шамиля в Самурскую долину, на Ахты. Ахтынский поход проходил в августе-сентябре 1848 г., что соответствует 1265 г. хиджры.
По сведениям Назира ад-Дургели, «ученый, наиб Турач ал-Карати ал-Авари погиб шахидом в 1260 г. в сражении у Шали» [9, 97]. 1260 г. хиджры соответствует 1844-45 г. Согласно же надписи из нижнего Катруха, Турач был жив еще три года спустя. Это подтверждается другими данными, согласно которым смерть наиба Каралала Турача произошла в сражении у сел. Шали в 1266/1849-50 г., т.е. после похода Шамиля на Ахты [12, 222-223].
В южной стене мечети в рутульском селении Сюгут Рутульского района установлена прямоугольная каменная плита 54х24 см с рельефными надписями из пяти строк Их изучение показало, что после строительного текста, повествующего о сооружении мечети, приводятся сведения об исторических событиях. Надписи нанесены также в полукруглые поля в боковых частях плиты. Центральное поле, заполненное плотным текстом, окаймляет «вьющийся» растительный орнамент. Над полем нанесена сложная растительная композиция. Арабский текст местами поврежден.
«1) воистину, строят мечети те, кто уверовал в Аллаха и Судный день. Построили (бана) эту мечеть
2) [хаджи‘али ?], навруз и… [сыновья ?] Рамадана. Мастер (уста) [‘али] сын Рамадана из Сюгута (ас-Су-кути)
3) в 1279 г. а что касается даты сожжения селений долины Цахура (вади захур) от Курдула
4) до Кусура и… оттуда в Грузию (Курджистан) -1268 г.
5) дата же нашего возвращения в родные места -1277 г.».
«написал на камне ‘Усман-эфенди сын Исма‘ила из Муслаха (ал-Муслаги). 1282 г.».

Надпись на мечети селения Сюгут
Из текста следует, что в 1268 г. хиджры (26.10.1851 — 13.10.1852 г.) селения горного магала, расположенные в верховьях Самура («долина Цахура»), начиная от Курдула до самого отдаленного селения данного региона — аварского селения Кусур, были сожжены, а жители выселены в пределы Грузии, куда была включена территория Джаро-Белокан и бывшего Илисуйского султанства.
В 1277 г.х. (20.07.1860 — 08.07.1861 г.) жители депортированных селений вернулись в родные селения. Вскоре, в 1279 г. (29.06.1862 — 17.06.1863 г.) была заново отстроена мечеть Сюгута. Надпись сообщает имена организаторов строительства, профессионального мастера-строителя, который был уроженцем Сюгута и, наконец, резчика-каллиграфа, который, судя по нисбе, происходил из цахурского селения Муслах. Катиб ‘Усман-эфенди сын Исма‘ила, могила которого найдена нами в Муслахе, высек плиту со строительной надписью в 1282 г.х. (15.05.1865 — 26.05.1866 г.).
Любопытна взаимосвязь данных эпиграфических памятников Дагестана с арабоязычными нарративными источниками.
В этой связи, вызывает интерес тот факт, что некоторые фрагменты сюгутской надписи почти дословно воспроизведены в арабоязычном сочинении суфийского шейха тариката накшбандийа Шу‘айба ал-Багини, который в одно время жил в цахурских селениях и, вероятно, был знаком с содержанием строительно-исторического текста плиты из Сюгута. Ал-Багини, в частности, пишет (пер. с арабск. наш):