«Железный» Генрих»
«Не могут люди вечно быть живыми ,
Но счастлив тот , чье будут помнить имя».
Алишер Навои
К славной когорте тех, чьи имена стали бессмертными, принадлежит Генрих Алиевич Гасанов, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской (Государственной) премий СССР, доктор технических наук, профессор, внук видного лезгинского ученого — историка и философа Гасана Алкадари, брат композитора, основателя дагестанской симфонической музыки, лауреата Государственных премий СССР, Готфрида Алиевича Гасанова. Генрих Алиевич родился 8 июля 1910 года в г. Дербенте, в семье служащего Али Гасановича Гасанова. Мать — Елена Владимировна Бек — Гасанова.
Долгие годы Г. А. Гасанов с семьей жил в Буйнакске, затем в Махачкале. В 1927 году, окончив трудовую школу, поступил в Ленинградское военно — морское училище им. Фрунзе, где учился с другом детства Магомедом Гаджиевым, в 1929 году был демобилизован из- за болезни из училища, вернулся в Махачкалу и поступил на работу слесарем на бондарный завод Дагрыбтреста .
В 1930 году Генрих Алиевич как лучший рабочий был направлен на учебу в Азербайджанский нефтяной институт. В 1931 году со второго курса перевелся в Ленинградский кораблестроительный институт. После его окончания в 1935 году был направлен на работу в качестве инженера — конструктора в центральное конструкторское бюро Балтийского судостроительного завода .
Г. А. Гасанов начал работать в отделе проектирования морских котлов и за короткий срок стал ведущим специалистом в этой области, а в 1938 году возглавил проектную группу. Сорок лет своей яркой, всегда полной творческих замыслов жизни отдал Генрих Алиевич становлению и развитию отечественной морской энергетики. Еще да войны им был создан испытательной стенд, на котором отрабатывались варианты обеспечения живучести корабельных энергетических установок. Предвидение и масштаб его прогноза позволили снизить, потери флота. В 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны, Г. А. Гасанову за накопленный опыт, воплотившийся в ряде научных работ была присуждена Сталинская (Государственная) премия СССР первой степени. Считая, основной задачей конструкторской работы оказание технической помощи личному составу кораблей Военно — Морского Флота в реальных условиях эксплуатации (в основном в наладке и ремонте корабельных установок) и намереваясь провести исследования, которые помогли бы определить правильный путь технического развития отечественного кораблестроительного котлостроения, Гасанов провел 1943-1944 годы на кораблях Черноморского, Тихоокеанского и Северного флотов. За эту ответственную и умелую работу он был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени и рядом медалей .
Любовь к делу — именно то, что вело самого Г. А. Гасанова по жизненным ступеням. Обладая неистощимой энергией, он увлекал энтузиастов, талантливых и просто работоспособных людей, страстно преданных, как и он, инженерной деятельности.
После войны повысились требования к котельным установкам. Для создания новых котлов, отвечающих высоким требования необходимо было создать творческий, сильный, работоспособный коллектив. И здесь Генрих Алиевич выступил в роли организатора. В 1946 году он был назначен начальником и главным конструктором бюро на Балтийском судостроительном заводе им. Серго Орджоникидзе. Коллеги говорили о Гасанове, что он в работе прежде всего главный конструктор, а потом уже начальник. Он обладал необычайной смелостью при решении сложнейших научных и технических проблем, прекрасной интуицией и научной прозорливостью. В послевоенный период под непосредственным руководством Г. А. Гасанова и при его личном участии был создан ряд котельных конструкций, за которые в 1958 году он был удостоен Ленинской премии, а в 1970 году за новые открытия в области морской энергетики Г. А. Гасанову было присвоено звание Героя Социалистического Труда .
Занимаясь научной и педагогической деятельностью, Г. А. Гасанов внес большой личный вклад в подготовку морских инженеров — механиков. В 1959 году Г. А. Гасанов был утвержден Высшей аттестационной комиссией в качестве доцента кафедры котлов Ленинградского кораблестроительного института, а в 1966 году ему была присуждена ученая степень доктора по теории и проектированию судовых парогенераторов, тесно связанные с практикой, с большим интересом воспринимались студентами. Под его научными руководством были подготовлены и успешно защищены многие диссертационные работы. Г. А. Гасанов активно участвовал в работе научно — технических советов Министерства судостроительной промышленности СССР .
Крупный конструктор, талантливый руководитель, большой ученый и опытный педагог Г. А. Гасанов обладал прекрасными человеческими качествами. Душевность и отзывчивость, готовность делиться своим опытом с молодыми коллегами снискали ему исключительное уважение.
Анатолий Петрович Александров, бывший президент Академии наук СССР, долгие годы работавший с Генрихом Алиевичем, в поздравительном адресе к 60- летию конструктора дает ему такую оценку : «… во время совместной длительной и очень плодотворной (с Вашей стороны) деятельности мы знали Вас как творца оригинальных и прогрессивных конструкций, вы вполне заслужили свое неофициальное имя » Железный Генрих » и его полностью подтвердили, хотя последнее время Вас более точно следовало бы назвать » Генрихом Полиметаллическим». В последнее время ваша неутомимая изобретательность дала новую яркую вспышку. Вы предложили все перевернуть вверх дном и построить на новых принципах . Мы кинулись вслед за вами и сейчас с надеждой идем к тому времени, когда будет получен решающий результат. Мы уверены, что ваша кипучая энергия и плодотворная деятельность дадут еще не одно абсолютно новое предложение «.
В газете » Красная Звезда » от 15 сентября 1988 года рассказывается, как » целый месяц не покидая кабинет, не отвечая на звонки, три крупных ученых Н. И. Долижал , В. Н. Перегудов и Г. А. Гасанов — видный специалист по корабельной энергетике , поставили чертежную доску, с утра до ночи считали, чертили, снова чертили и считали. Постепенно определили вес атомной энергетической установки, ее габариты. Они создали атомный реактор для подводных атомных лодок».
В.Ф Савочкин, зам. начальника Главка Министерства судостроительной промышленности СССР, вспоминал: » Г. А. Гасанов был обаятельным человеком, жизнелюбом и признанным острословом. Его остроумие проявлялось не только в часы отдыха, оно было его постоянным орудием в борьбе с равнодушием, бюрократизмом, просто некомпетентностью …»
28 мая 1973 года Генриха Алиевича не стало .
Г. А. Гасанов оставил о себе добрый след. И после смерти он остался верен флоту. Его имя присвоено крупному танкеру Северного флота, который был спущен на воду 28 июля 1976 года. Слова В. Маяковского «… чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, строчки и другие добрые дела», думаю, относятся и к Генриху Алиевичу Гасанову.
Н. И. АЛКАДАРСКАЯ