В истории лезгин, как и в истории других народов, много национально-освободительных войн. Но за всю свою историю неизвестно ни одной войны лезгин с целью захвата чужих земель.
С IV в. до н.э. лезгиноязычные народы (в дальнейшем: алупанцы, лезгины) имели свое государство Кавказскую Албанию (Алупан) с территорией от реки Аракс до Дербента. Владея стратегически важным Дербентским проходом, связывающим торговые и военные пути между Востоком и Западом, Алупан часто втягивался в многочисленные войны между крупными империями — Римом, Византией (Восточным Римом), Персией, Хазарией. В разные периоды Алупан оказывался в сфере интересов римлян, греков, персов, арабов, сарматов, гуннов, хазар, тюрков и др. Во всех этих войнах свободолюбивый лезгинский народ героически воевал с захватчиками и отстаивал свою землю. Недаром героические народные песни лезгин (Каменный Мальчик, Черная Голова, Девушка на скале и др.), мифы и легенды, эпос «Шарвили» пронизаны высоким духом патриотизма, стремлением к свободе.
Алупанские цари, князья и полководцы покрыли себя славой в зачастую неравных сражениях за свободу и независимость. Сохранились свидетельства историков о подвигах и великих деяниях Шарр-Гира, Оройса (Араса), Вачагана Храброго, Ваче, Урнайра, Арс-Валена, Вачагана Благочестивогого, Живан-шарра и др.
Этнопсихологический портрет лезгинского народа, его внутренний менталитет исторически складывался в процессе выживания в гармонии со средой обитания и паритетного сосуществования с соседними народами. Этнический характер народа укреплялся и эволюционировал в течение многих тысячелетий в результате борьбы за выживание, отражения натиска внешних врагов и ведения национально-освободительных войн.
Лезгины имеют богатую историческую культуру. Еще в I веке в 43 г. лезгины приняли христианство от Святого апостола Елише, который в Алупанском городе Киш воздвигнул первый на Кавказе христианский храм.
Из книги алупанского историка Моисея Каланкатуйского (Дасхуранви) известны названия десятка церквей, построенных алупанцами в Иерусалиме. После принятия христианства в Алупане быстрыми темпами стало развиваться просвещение.
Как потребность для переписывания и распространения духовной литературы, примерно в этот же период здесь зародилась письменность, и появились первые церковные сочинения. С середины IV века известны письменные источники, написанные алупанскими буквами (палимпсесты из церкви Св. Екатерины на Синае найдены З.Алексидзе).
После распада государства Алупан в результате арабского нашествия лезгиноязычные народы стали развиваться раздельно: около двух десятков областей Малой Албании (Арцах, Гаргарея, Утик, Сюник, Цавдея, Гардман и др….), расположенных за рекой Кура, сохранили христианство и объединились в царство Хачен. Впоследствии Малая Албания (Арцах-Карабах), сохранившая христианство, отошла к Армении.
До нас дошли труды лезгиноязычных деятелей алупанского христианского времени: «История албан» Моисея Каланкатуйского-Дасхуранви; «Плач на смерть великого князя Живан-шарра» Давдака Кертока; «Албанская хроника», «Житие-мученичество Хосрова Ганзахского» Михитара Гоша; «История» Киракоса Ганзахского; «История Сюника» Степаноса Орбели; «История монголов» Григора Патмича; «Всеобщая история» Вардана Агванского; «Краткая история страны албанской» Хасана Джалаляна; «История страны Албании», «Арцах»,»Страна Албания и ее соседи» Макара Бархударянца; церковные каноны (Каноны Агуэнского собора V в. и каноны Партавского собора 705 г., именуемые таже канонами албанского католикоса Симеона, а также каноны Давида Алавика и светские законы — «Судебники» Михитара Гоша и Сумбата Спарапета).
Гордость лезгинской духовной культуры мусульманского времени составляют славные мастера слова: Месхети, Хакани, Низами, Кра Мелик (XII в.), Ялцуг Эмин (XVII-XVIII вв.), Етим Эмин (XIX в.), Сулейман Стальский (XX в.) и др…
Богатый лезгинский фольклор сохранил более тысячи сказок, легенд и притч; около 300 народных песен и танцевальных мелодий, в том числе и знаменитый на весь мир танец «лезгинка»; народный героический эпос «Шарр-Вили», созданный более 2500 лет назад; героические песни «Каменный мальчик», «Всадница на скале», «Черная голова». Сохранился великий памятник алупанской архитектуры XII в. Гандзасарский собор.
К сожалению, происшедшие исторические катаклизмы (политика зороастрийского Ирана, арабское завоевание и исламизация, разногласия между армянским монофизитским и албанским диофизитским церквями, с XII в. экспансия тюрков и др.) привели к уничтожению целого пласта культуры алупанцев — лезгиноязычных народов. Но и крупицы того, что дошло до нас свидетельствуют о великой культуре лезгин в эпоху древности и средневековья.
В связи с арабским нашествием, а также с павликианским движением VII-X вв. началось переселение алупанцев в Малую Азию, на Балканы, в Киликию.
Позже в XI — XII вв. в связи с завоевательной политикой сельджукидов эмиграционный процесс алупанцев возобновился. (Прибывший в Киликию в 1073 гг., князь Авшин заложил основу царствовавшему в 1226-1342 гг. в Киликии роду Хетумидов. В числе славных мужей этого царского рода и Хетум Патмич, автор труда «Ветроград историй стран Востока». В качестве главнокомандующего Киликии он принимал активное участие в событиях конца XIII в. на Ближнем Востоке).
Древние писатели отмечают внешние данные албан — их красоту, высокий рост, светлые волосы и серые глаза (эти черты присущи кавкасионскому типу). Завоеватели часто переселяли компактные массы албан на свои территории, достигая этим двойной пользы: уменьшения числа воинственного населения, улучшения качества своих народов. Известно, что многие села из Мазинской долины были переселены в Иран (нынешный Мазандаран в Иране). В правление Тимура более 10 тыс. алупанцев было выселено в Хорасан и в Афганистан (агваны).
В XVIII в. у России появился интерес для создания на Кавказе трех христианских государств. Вопрос восстановления Албании занимал русскую императрицу Екатерину II («…воспользуясь персидскими неустройствами занять Баку, Дербент, др. земли, присоединить Гилян, захваченную территорию назвать Албанией). Русский полководец А.В.Суворов был кровными узами связан с карабахскими меликами. Мать Павла Флоренского Ольга (Саломэ) Павловна Сапарова принадлежала к одному из албанских меликских родов.
Арабское нашествие VII-VIII вв. нанесло огромный ущерб материальной и духовной культуре Алупана. С VII-VIII по X-XI век в течение почти 300 лет наступает период полного уничтожения материальной и духовной культуры лезгин дохристианского и христианского периода. Происходят резкие, полярные изменения в национальном самосознании этноса, потеря своей этнической идентичности, адаптация к новой культуре, культуре ислама. Но преемственность лезгинской культуры, в частности поэзии на каком-то генетическом уровне всегда сохранялась: Давдак Керток — Низами — Хакани — Кра Мелик — Ялцуг Эмин — Етим Эмин — Сулейман Стальский…
В 1836 г. Российское правительство, приняв совместное Положение об Армянской Григорианской Церкви, включают в него специальный пункт об Алупанской Апостольской Автокефальной Церкви, по которому Алупанская Церковь лишалась автокефалии и переподчинялась Эчмиадзину. Одновременно были ликвидированы сан албанского католикоса, его канцелярия и архив. В 1909-1910 гг. Армяно-григорианская Церковь, по указанию и с разрешения Русского Синода, уничтожила в числе старых архивов и архивы Алупанской церкви, тщательно скрыв следы албанской литературы.
Процесс деэтнизации албан, который начался с упразднения Алупанской церкви 1836 гг. был очень сложным и болезненным. Немалая часть алупанцев, приняв ислам, исламизировалась, а впоследствии тюркизировалась-азербайджанизировалась; часть, приняв православие — грузинизировалась, переселившись в Кахетию; а в областях за рекой Кура, где насильственно было насаждено григорианство, население подчинившись Армянской Эчмиадзинской Церкви, арменизировалось.
Лезгины с испокон веков проживают на своей исконной территории, входившей в разное время в состав разных государственных образований, последним из которых — Кавказская Албания (Алупан).
Сегодня территория исторического Алупана оказалась в границах разных государств (от реки Аракс до реки Кура — Арцах в составе Армении, долина реки Алазань — в составе Грузии, от реки Кур до реки Самур — в составе Азербайджана, от реки Самур до города Дербента — в составе России). На изменившейся после распада СССР карте мира лезгиноязычные народы оказались разделенными и проживают на территории двух государств: южные лезгины — в Азербайджане, северные — в России. А река Самур, называемая в народе Серединной рекой, разделяет лезгин на «южных» и «северных».
Восстановить государственность лезгин (в пределах мусульманской части Албании) — такова была цель лезгинских выступлений против персидского владычества начала XVIII века под руководством Али-Султана (с 1707-1710 гг.), а затем Хаджи-Давуда в первой половине XVIII в, который, воюя с Персией и отказавшись от турецкого протектората, обратился к России с просьбой, взять лезгинский народ и его земли под российское покровительство. Хаджи- Давуд обещал Петру I отвоевать у персов земли вплоть до Тебриза. Но отсутствие политической прозорливости у тогдашнего российского руководства в отношении Кавказа привело к тому, что Петр I, вместо оказания помощи, начал воевать с Хаджи-Давудом. Так, оказавшись между трех огней — Персии, Турции и России, — сгорела последняя надежда лезгин возродить свою государственность. И лезгины в разные исторические эпохи оказывались разделенными между этими тремя государствами — Турцией, Ираном, Россией.
Последняя попытка для возрождения лезгинского государства была предпринята Фет-Али-ханом (1758-1789), славным представителем династии кубинских ханов. Для возрождения государства Фет-Али-хану нужен был сильный союзник. И в условиях ирано-турецкой угрозы с юга, Фет-Али-хан, как мудрый государственный деятель и политик, обратил свои взоры на Россию. (Он направил в Санкт-Петербург посла Мирза-бека с миссией просить у Российского государя принять в подданство России. В 1775 г. по распоряжению императрицы Екатерины II на Восточный Кавказ, в пределы владений Фет- Али-хана, приехал генерал-майор Медем с целью поддержать Фет-Али-хана Кубинского).
К 1784 году Фет-Али-хану удалось присоединить к своему владению Кубе и Дербенту другие владения — Шеки, Шемаху, Джавад, Муган, Ардебиль. Аварский и Мехтулинский ханы с ним поддерживали мирные отношения, шамхал Тарковский, уцмий Кайтагский и хан Казикумухский находились под его влиянием, ханы Гиляна и Талыша, возведенные на престол с его помощью, зависели от него, хан Карабахский за неподчинение был наказан им опустошением его владений. Таким образом, Фет-Али-хану в целом удалось объединить все земли лезгиноязычных народов и восстановить государственность в пределах бывших границ Кавказской Албании.
Хотя в Октябрьской социалистической революции активное участие принимали лучшие сыны лезгинского народа (Казимагомед Агасиев, Михаил Лезгинцев, Мирзабек Ахундов, Муктадир Айдунбеков, Нажмудин Самурский и мн.др.), советская власть окончательно разделила лезгинские земли, включив 2/3 исконной лезгинской территории в состав Азербайджанской ССР. 24 января 1921 года на Чрезвычайном съезде народов Дагестана (где не было ни одного делегата от лезгиноязычных народов!) И. Сталин объявил автономию Дагестана, тем самым установив лезгино-лезгинскую границу по р. Самур. Таким образом, Советская власть на блюдечке преподнесла лезгинские земли вместе с проживающим там населением тем, с кем лезгины воевали и проливали свою кровь, защищая эту землю.
Лишь ценою огромных усилий (и собственной жизни) 1 секретарю Дагестанского обкома ВКП(б) Нажмудину Самурскому удается «протолкнуть» резолюцию по вопросу о границе между Азербайджанской республикой и Дагестанской Автономией, согласно которой «… в спорных случаях точное разграничение будет определено особой комиссией ВЦИК… с участием заинтересованных сторон». Но распад СССР привел к еще большей трагедии: административная граница между лезгинским народом превратилась в жесткую государственную границу между Азербайджаном и Россией, хотя власти Дагестана и лезгинская властная элита убаюкивали народ, что граница будет прозрачной, чисто формальной. Даже при демаркации границы не были учтены ни положения резолюции 1921 года, ни интересы лезгинского народа, проживающего по обеим сторонам этой границы, ни интересы самой России. Граница прошла по российскому берегу Самура, отдав Азербайджану и те земли, которые в бытность административной границы относились к Дагестану. Прибрежные села Магарамкентского района оказались отделены от своих пастбищ и систем орошения. Опять политическое чутье в отношении политики на Кавказе подвело российских руководителей.
Большинство актуальных проблем лезгин вытекают из самого факта его разделения. Национальная идея лезгин — воссоединение разделенного народа — всегда остается главной политической проблемой.
По переписи, проведенной активистами народного движения «Садвал», к 1990 году численность лезгин составляла 1 млн.200 тысяч человек (750-800 тыс.чел. в Азербайджане, ок. 400 тысяч в Дагестане, ок. 50 тысяч по России, 20-30 тысяч в Средней Азии, ок.20 тыс. в Турции, в т.ч. и 4 компактных села).
Для решения проблемы воссоединения народа и выработки практических путей реализации этой идеи в 80-х гг. родилось лезгинское народное движение Садвал (Единство). Оно явилось продолжением движения 60 годов за воссоединение лезгин и образования автономной лезгинской республики.
28 сентября 1991 года в Касумкенте был проведен III съезд лезгинского народа, выразивший вековечную волю и мечту народа к воссоединению. На съезде была принята декларация «О восстановлении государственности лезгинского народа», в которой говорится, что в прошлом царская Россия совершила по отношению к лезгинскому народу глубоко несправедливый и антигуманный акт, разделив единый этнос в 1860 году на две части. В Постановлении ВЦИК от 20 января 1921 года и в Резолюции Вседагестанского Учредительного съезда Советов от 5 декабря 1921 г. прямо указывалось на необходимость решения крайне важного для лезгинского народа вопроса воссоединения лезгинских земель, вошедших в состав Азербайджана и Дагестана.
Уникальная историческая возможность, выпавшая в 90-х гг. при развале СССР, для воссоединения лезгин в рамках единой республики, к сожалению, утеряна. При сегодняшних реалиях нужно находить другие пути национального возрождения.
Сегодня лезгинский народ на себе ощущает все бремя ошибок национальной политики и советского и российского государства в отношении лезгин. Была бы эта политики чуть взвешенной, чуть продуманной, чуть дальновидной, не было бы и многих сегодняшних проблем, касающихся не только интересов лезгинского народа, но и интересов Российского государства в целом в Каспийском бассейне.
В международных правовых актах сформулировано права народов на самоопределение. Но, к сожалению, реализация этого права всегда наталкивается на другое право — права государств на нерушимость своих границ. Отрадно, что в последнее время для решения лезгинского вопроса, равно как и абхазского, юго- осетинского, карабахского и др. в мире появился прецедент — решение проблемы косовских албанцев. Впервые обозначается приоритет прав наций перед правами государств. Хочется верить, что лезгинский народ — граждане бывшего СССР, после развала которого оказался в двух государствах — России и Азербайджане, сам должен решить свою судьбу: гражданами какого государства им быть.
На замечания зараженных долгие годы ложью оппонентов отвечать не буду. Единственное скажу, в статье опечатка: вместо 24 января нужно ставить число 13 января 1921 г. (в Темирхан-шуре состоялся съезд народов Дагестана без народов Юждага, на котором была объявлена атономия Дагестана), а 20 января 1921 года ВЦИК своим Декретом закрепил это решение. За опечатку приношу свои извинения.
На замечания зараженных долгие годы лженаукой оппонентов отвечать не буду. Единственное скажу, в статье опечатка: вместо 24 января нужно ставить число 13 января 1921 г. (в Темирхан-шуре состоялся съезд народов Дагестана без народов Юждага, на котором была объявлена атономия Дагестана), а 20 января 1921 года ВЦИК своим Декретом закрепил это решение. За опечатку приношу свои извинения.
баркаллагь нашему брату патриоту лезгинского народа.я горжусь что лезгины не потеряли свой дух и стремление к свободе и независимости. да здравствует новое возрождение лезгистана. ура!!! Аминь. Керим московский
Читая данную статью, однако приходишь к мысли что оно содрана из азагитпропа только лишь той разницей что вместо азеров написано Лезгины.
У меня вопросы появились к данному автору после прочтения этой стати:
доктор филологических наук Фейзудин Нагиев,дайте пожалуйста ссылки источников:
1)Что Кавказская Албания — это чисто Лезгинское государства;
2)Что ее территория от реки Аракс до Дербента;
3)книги алупанского историка Моисея Каланкатуйского (Дасхуранви)
4)Оройса (Араса), Вачагана Храброго, Ваче, Урнайра, Арс-Валена, Вачагана Благочестивогого- можно ссылку что они Лезгини.
5)»Еще в I веке в 43 г. лезгины приняли христианство от Святого апостола Елише, который в Алупанском городе Киш воздвигнул первый на Кавказе христианский храм». — нет такого Святого апостола, а есть ЕГИШЕ.
6)»областей Малой Албании (Арцах, Гаргарея, Утик, Сюник, Цавдея, Гардман и др….), расположенных за рекой Кура, сохранили христианство и объединились в царство Хачен. Впоследствии Малая Албания (Арцах-Карабах), сохранившая христианство, отошла к Армении.» — уже не смешно …. источник пожалуйста.
7)До нас дошли труды лезгиноязычных деятелей:Моисея Каланкатуйского-Дасхуранви;Давдака Кертока;Михитара Гоша; Киракоса Ганзахского;Степаноса Орбели; Григора Патмича; Вардана Агванского;Хасана Джалаляна; Макара Бархударянца;ветские законы — «Судебники» Михитара Гоша и Сумбата Спарапета.. — ПОКАЖИТЕ ЛЕЗГИНОЯЗЫЧНЫЕ ТРУДЫ, а если не покажите то вы неуважаемый доктор ЛЖЕНАУК.
Я вполне понимаю Ваше негодование.Но поймите и меня тоже. Албаны, которые несомненно были предками современных лезгин и других народов Лезгинской группы, имели свою письменность, как выяснилось после синайских находок, еще в первые века нашей эры.На албанский язык была переведена Библия.Надо полагать, что этом языке к моменту прихода арабов существовала и достаточно богатая литература, в том числе и историческая.Да, арабы почти все уничтожили.К сожалению, как сейчас выясняется, в этом им помогали армяне.Армяне исповедовали монофизитскую разновидность христианства, а албаны были дифизитами,т.е. они признавали в Иисусе и Человека и Бога.А это с точки зрения арабов было не допустимо.Они верили только в Единого Бога.Вот это наверное сыграло с албанами злую шутку.С учетом не простых отношений между Армянским и Албанским церквями, что по вАшему должны были сделать армяне в создавшейся ситуации.Они просто стали на сторону арабов и помогли им уничтожить албанскую церковь.Ну и кое что конечно себе присвоили по ходу. Вот и все.Будь на месте армян грузины, или греки, или персы, наверное, они сделали то же самое. Потому, призываю, реагировать на все спокойно. Пока это мои предположения.Может быть в будущем мы все таки узнаем уже точно.
При всем уважении, статья не может считаться научной, если в ней нет ссылок на источники.
При всем уважении, если статья претендует на статус научной, в ней должны быть ссылки на источники. А то утверждения выглядят голословно.
На замечания зараженных долгие годы ложью оппонентов отвечать не буду. Единственное скажу, в статье опечатка: вместо 24 января нужно ставить число 13 января 1921 г. (в Темирхан-шуре состоялся съезд народов Дагестана без народов Юждага, на котором была объявлена атономия Дагестана), а 20 января 1921 года ВЦИК своим Декретом закрепил это решение. За опечатку приношу свои извинения.
На замечания зараженных долгие годы лженаукой оппонентов отвечать не буду. Единственное скажу, в статье опечатка: вместо 24 января нужно ставить число 13 января 1921 г. (в Темирхан-шуре состоялся съезд народов Дагестана без народов Юждага, на котором была объявлена атономия Дагестана), а 20 января 1921 года ВЦИК своим Декретом закрепил это решение. За опечатку приношу свои извинения.
сагърай лезги халкь чанда рик1 авай ва чин хатур к1андай вири халкьар
баркаллагь нашему брату патриоту лезгинского народа.я горжусь что лезгины не потеряли свой дух и стремление к свободе и независимости. да здравствует новое возрождение лезгистана. ура!!! Аминь. Керим московский
А это вам, дохтур всяких лыже наук, изучите мат часть.
В.А. Шнирельман:Албанизация армянского наследия
http://www.vehi.net/istoriya/armenia/albanskymif.html
Читая данную статью, однако приходишь к мысли что оно содрана из азагитпропа только лишь той разницей что вместо азеров написано Лезгины.
У меня вопросы появились к данному автору после прочтения этой стати:
доктор филологических наук Фейзудин Нагиев,дайте пожалуйста ссылки источников:
1)Что Кавказская Албания — это чисто Лезгинское государства;
2)Что ее территория от реки Аракс до Дербента;
3)книги алупанского историка Моисея Каланкатуйского (Дасхуранви)
4)Оройса (Араса), Вачагана Храброго, Ваче, Урнайра, Арс-Валена, Вачагана Благочестивогого- можно ссылку что они Лезгини.
5)»Еще в I веке в 43 г. лезгины приняли христианство от Святого апостола Елише, который в Алупанском городе Киш воздвигнул первый на Кавказе христианский храм». — нет такого Святого апостола, а есть ЕГИШЕ.
6)»областей Малой Албании (Арцах, Гаргарея, Утик, Сюник, Цавдея, Гардман и др….), расположенных за рекой Кура, сохранили христианство и объединились в царство Хачен. Впоследствии Малая Албания (Арцах-Карабах), сохранившая христианство, отошла к Армении.» — уже не смешно …. источник пожалуйста.
7)До нас дошли труды лезгиноязычных деятелей:Моисея Каланкатуйского-Дасхуранви;Давдака Кертока;Михитара Гоша; Киракоса Ганзахского;Степаноса Орбели; Григора Патмича; Вардана Агванского;Хасана Джалаляна; Макара Бархударянца;ветские законы — «Судебники» Михитара Гоша и Сумбата Спарапета.. — ПОКАЖИТЕ ЛЕЗГИНОЯЗЫЧНЫЕ ТРУДЫ, а если не покажите то вы неуважаемый доктор ЛЖЕНАУК.
«»Елише …» — нет такого Святого апостола, а есть ЕГИШЕ.»
Разве это не одно и то же имя (Елисей), но только в разной интерпретации?!
Я вполне понимаю Ваше негодование.Но поймите и меня тоже. Албаны, которые несомненно были предками современных лезгин и других народов Лезгинской группы, имели свою письменность, как выяснилось после синайских находок, еще в первые века нашей эры.На албанский язык была переведена Библия.Надо полагать, что этом языке к моменту прихода арабов существовала и достаточно богатая литература, в том числе и историческая.Да, арабы почти все уничтожили.К сожалению, как сейчас выясняется, в этом им помогали армяне.Армяне исповедовали монофизитскую разновидность христианства, а албаны были дифизитами,т.е. они признавали в Иисусе и Человека и Бога.А это с точки зрения арабов было не допустимо.Они верили только в Единого Бога.Вот это наверное сыграло с албанами злую шутку.С учетом не простых отношений между Армянским и Албанским церквями, что по вАшему должны были сделать армяне в создавшейся ситуации.Они просто стали на сторону арабов и помогли им уничтожить албанскую церковь.Ну и кое что конечно себе присвоили по ходу. Вот и все.Будь на месте армян грузины, или греки, или персы, наверное, они сделали то же самое. Потому, призываю, реагировать на все спокойно. Пока это мои предположения.Может быть в будущем мы все таки узнаем уже точно.
БаракАллагь за статью