История России с начала XVIII до конца XIX века / Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов; отв. ред. А.Н. Сахаров. — М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. — 544 с.,илл.
Раздел III.
Россия в XIX веке
Глава 23.
Духовная жизнь России во второй половине XIX века
§ 4. Русская православная церковь во второй половине XIX в.
Подготовка реформы 1861 г. проходила в обстановке острой борьбы. В числе противников реформы находились и некоторые православные иерархи. Казанский епископ Афанасий в речи перед дворянами заявил, что «церковь не находит причин действовать своим влиянием к освобождению крестьян».
Противники реформы пытались опереться на поддержку московского митрополита Филарета. Он был давно уже не в опале, хотя продолжал безвыездно жить в своей епархии. К его голосу прислушивался Александр II. В то время Филарет был наиболее авторитетным представителем церкви. Зная о консерватизме Филарета, некоторые помещики обращались к нему с просьбой отговорить царя от реформы. Митрополит отвечал, что это дело вне круга его обязанностей. Подобную же уклончиво-выжидательную позицию занимала православная церковь в целом. Но отдельные ее служители высказывались в пользу реформы. Калужский епископ Григорий в речи перед дворянским собранием заявил, что «улучшить быт крестьян
— дело богоугодное».
Как ни сторонился Филарет крестьянской реформы, в круговорот событий вовлекся и он. В начале 1861 г. власти обратились к нему с просьбой написать текст манифеста об отмене крепостного права. Для переговоров в Москву был отправлен сенатор М.И. Тапильский. Уговаривая Филарета, он, по его признанию, употребил немало льстивых слов, митрополит же ссылался на недостаточное знакомство с «предметом поручения». Хотя во время беседы выяснилось, что секреты петербургских канцелярий митрополиту хорошо известны.
Согласившись исполнить поручение царя, митрополит действовал очень быстро. Работа была сделана за один день, 4 февраля. На следующий день Филарет послал председателю редакционных комиссий В.Н. Панину письмо с объяснениями к тексту. Митрополит подчеркивал, что он «исполнил только долг повиновения» и молится о том, чтобы государственным мужам были даны «проницательная мудрость и прямодушная ревность». Это был намек на отсутствие у мужей таких качеств. Манифест об освобождении крестьян был обнародован в том виде, как написал его Филарет, с незначительными редакционными исправлениями.
Падение крепостного права изменило весь уклад русской жизни. Филарет опасался, как бы реформы не коснулись и церкви. Он писал, что ее внутреннее устройство «особенно нужно охранить от потрясения, когда многое потрясено». До конца своих дней сохранял он настороженное отношение к преобразованиям в церкви. А то благое дело, ради которого он когда-то принял опалу, было осуществлено уже после его смерти. В 1876 г. была издана Библия на русском языке.
Филарет был личностью выдающейся, хотя и противоречивой. Его деятельность не поддается однозначной оценке. С одной стороны, он всегда стремился охранить церковь от вмешательства светских властей — и при Александре II это ему в значительной степени удавалось. Принимал участие в крестьянской реформе. Но с другой стороны, он был мало восприимчив ко всему новому — особенно в последние годы жизни. Но среди высшего духовенства московский митрополит занимал, пожалуй, даже не самые консервативные позиции. Не один Филарет, а почти вся иерархия противилась преобразованиям. И потому реформы 60-х годов лишь в небольшой степени коснулись православной церкви.
Когда не стало Филарета, государственное вмешательство в дела церкви многократно возросло — особенно при обер-прокуроре К.П. Победоносцеве. Церковь и государство в России, утверждал Победоносцев, должны находиться в неразрывной связи. Распадение ее гибельно и для церкви, И для государства. «Безверное государство,— поучал Победоносцев,— есть не что иное, как утопия, невозможная к осуществлению, ибо безверие есть прямое отрицание государства».
25 лет возглавлял Победоносцев «духовное ведомство». За это время он до минимума свел роль Синода, взяв в свои руки фактически все дела церковного управления. Иерархия все более тяготилась деспотической властью обер-прокурора, мечтала о возвращении к тем порядкам, когда во главе церкви стояли патриархи. В свою очередь, среди белого духовенства начали распространяться идеи «соборности»
— имелось в виду расширение участия в делах церкви рядовых священников и верующего народа.
Несмотря на то, что при Победоносцеве церковь сильно «оказенилась», многие ее представители пользовались громадным авторитетом и влиянием в русском народе и обществе. Обычно это были рядовые монахи и священники. Всероссийскую известность приобрел старец Амвросий из Оптиной пустыни (A.M. Гренков, 1812— 1891). Человек очень болезненный и слабый телом, он ежедневно принимал целые толпы стекавшихся к нему людей и отвечал на десятки писем. На встречу со старцем ехали крестьяне и мастеровые, купцы и военные, аристократы и интеллигенты. С ним встречались Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский, передавший многие его черты в образе старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы». Тонкий психолог, Амвросий деликатно выслушивал собеседника, а затем в тактичной форме указывал ему на его слабости, давал совет. Большим авторитетом среди верующих пользовались и другие оптинские старцы — Иосиф (Литовкин, 1837—1911) и Варсонофий (Плиханков, 1845-1913).
Все это говорит о том, что православная церковь обладала большими возможностями нравственного воздействия на народ. Но в обстановке конца XIX в. этот потенциал использовался далеко не в полной мере. Главные причины тому — сращивание церкви с государством (в известном смысле — пленение ее самодержавием) и слишком тесное сближение иерархии с сановным миром.
В системе общественных отношений церковь выполняет важную стабилизирующую роль. Напоминая о вечных человеческих ценностях, призывая различные классы умерить свои запросы и аппетиты, не боясь иногда испортить отношения с властями, она поддерживает общественные связи, противодействует смуте и анархии. Но эти задачи может выполнить лишь такая церковь, которая находится на уровне своего века, учитывает происходящие перемены и не подчинена государству.
Русская православная церковь, жившая представлениями прошлых веков, зависимая от государства, в конце XIX в., вступив в состояние кризиса, начинала терять контроль над обществом. Патриархальная набожность крестьянина у рабочих сменялась равнодушием к религии и даже атеизмом. В деревне отход от церкви происходил медленнее и незаметнее. Но русские рабочие были тесно связаны с деревней, их настроения передавались и крестьянам. К тому же церковь занимала пассивную позицию в аграрном вопросе, особо обострившемся к концу века. Поэтому влияние церкви слабело и в деревне. Со снижением же авторитета церкви общество теряло важный стабилизирующий фактор.