Со времени расселения на Северо-Восточном Кавказе терско-гребенские казаки поддерживали родственные связи с соседями — горцами. Казаки не только перенимают у горцев разнообразные элементы материальной культуры, привычки и обычаи, «но нередко вступают с ними в брачное родство» [1. С.14].
«Гребенская женщина, — писал И. Попко, — во множестве случаев местного горского происхождения» [2. С.15]. Объяснялось это тем, что наряду с семейными казаками на Терек переселяли и холостых казаков, которые вынуждены были брать в жены женщин — горянок, «вследствие недостатка русских женщин [3. С.74 ].
Сходными формами брака как у горцев, так и у казаков были брак по сватовству и умыкание невесты. Вначале, судя по некоторым данным, браки заключали в результате умыкания невесты у горцев — соседей, но со временем преобладает сватовство. Объясняется это, во-первых, тем, что казаки и горцы были экономически зависимы друг от друга. Во-вторых, казаки имели возможность вступать в родственные отношения с семьями «показачившихся» выходцев из среды местных народов [4. С.54]
Этому способствовали и столь распространенные среди казаков и горцев обычаи куначества и аталычества.
По мнению Л.Б. Заседателевой «повзрослев, аталыки получали все казачьи права, становились настоящими казаками, и за них могли выйти замуж девушки -казачки [5.С.50].
Но случаи смешанных браков опять — таки встречаются не во всех станицах.Особенно непримиримыми к иноверцам были бороздинцы. «…Казак в редких случаях выдает замуж свою дочь за не казака или женит сына на не казачке [6. С.46].Причина этого во многом, в боязни потери казаками христианской веры и утрата этнического самосознания.
Нередки были случаи похищения казачек горскими народами с целью дальнейшей женитьбы. Чаще это происходило на той территории, где отношения между горцами и казаками носили антагонистический характер.
Государственный архив Краснодарского края содержит более 40 дел о пленении женщин. Из документов видно, что все похищенные девушки, нередко замужне женщины, насильно удерживались горцами.
В документе «О набегах горцев в войсковые пределы и удовлетворении казаков за уворованные лошади и скот горцам» упоминается прошение казака Ефрема Титаренского в содействии освобождения его жены и малолетнего сына, похищенных черкесами:
«Высокоблагородному и высокородному господину, Армии подполковнику начальствующему войском Черноморским войсковому писарю и кавалеру Тимофею Котляревскому.
Оного же войска Платниривского куреня от
Казака Ефрема Тимаренского Всепокорнейшее
ПРОШЕНИЕ.
Находившийся на службе сего войска козак Платниривского же куреня Нечипир Жолоб, по пути едучи из ярмарки с женою и сыном…, хищными закубанскими черкесами в прошлом 1796-м году убит; жена же его, моя двоюродная сестра, Варвара дочь Пашкова, с малолетним сыном, захвачены оными в плен, о прибывании коей я и по се время не извещен был. А как ныне через отходящих из Закубанья осведомился, что она с сыном ее и тамо рожденною дочерью малолетней жива, и находится у абазинцев… в рабстве живуще, то прошу всепокорнейше вашего высокоблагородия на сие мое прошение милостиво воззреть и про писанную мою двоюродную сестру через известные вам посредства из плена с детьми ее освободить, и о сем моем прошении милостивое решение учинить… Июня 13 дня 1797 года». [7. С. 82].
В годы Кавказской войны беглые солдаты принимали ислам и женились на местных девушках. А. Руновский отмечал, что девушкам горянкам нравилось быть замужем за русскими, так как «те представляли женам свободу и окружали их ласками и почестями, которых не знали горские женщины» [8. С.10]. П. Пржецлавский, служивший в Дагестане отмечал, что большинство родителей этому не воспрепятствует, «лишь бы только ими с точностью был исполнен свадебный обряд» [9. С.290]. Имеется ввиду «магъар».
Брачные отношения между казаками и горцами оказали известное влияние «на физический тип казака» [10. С.313].
Следы подобных брачных союзов — смешанных браков — четко прослеживается в антропологическом типе населения старожильческих станиц Кизлярско — гребенского полка.
Потомство, родившееся в результате брака между казаками и горцами имело низкий социальный статус. Следует отметить, что станичники зачастую к детям относились пренебрежительно. Они называют таких детей «татарчатами» [11.С.1].
По словам А.А. Кулича «Казачкам, родившим детей от горцев в станицах приходилось туго» [12. С.32]. Несомненно, причиной такого отношения были только дети, но и потеря казачкой ее христианской веры, утрата этнического самосознания.
В некоторых гребенских станицах женщина с детьми, после развода с горцем могла выйти замуж за казака, но при этом она должна была отказаться от детей.
Автор И.С. Капаев в рассказе «Хота и Мария» описывает аналогичную ситуацию. Казачка возвращается в родительский дом от мужа — ногайца, с двумя детми. Станичный круг принимает ее, но не ее детей. Для них это «татарчата», а не дети» [13. С95]. Аналогичное отношение встречается и у горцев.
Таким образом, из вышесказанного можно выделить отдельные штрихи, касающиеся особенностей брачных отношений между горцами и казаками.
Мутиева О.С.
________________________________
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Попко И. Терские казаки со стародавних времен. Гребенское войско. СПб., 1880. Вып. 1.
2. Там же.
3. Потто В.А. Два века Терского казачества. Владикавказ, 1912. Т. 1.
4. Омельченко И.Л. Терское казачество. Владикавказ, 1991.
5. Заседателева Л.Б. Терские казаки. М., 1974.
6. Потто В. А. Два века Терского казачества. Владикавказ, 1912, Т.1.
7. ГАКК. Ф. 249. Оп.1 Д365. Л.82.
8. Руновский А. Дневник // ГАРД. Ф. 33 Оп.3. Д1. Л.10.
9. Пржецлавский П. Нравы и обычаи в Дагестане // Вопросы Северокавказской истории. Армавирский Гос. пед. институт. Армавир, 2001. Вып. 6. Ч. 2.
10. Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М., 1968.
11. Кулич А.А. Кавказские пленницы // Линейцы Средней Кубани в 300 — летней истории Кубанского казачьего войска. Армавир, 1996.
12. Там же.
13. Капаев И.С Хота и Мария / / Уплывающие тени. Ставрополь, 1999.