КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ — ЛЕЗГИСТАН: история и современность
/ Абдурагимов Г.А. -Спб., 1995
Глава VII
ЛЕЗГИСТАН ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА
7.1 Ханства, «вольные» общества Восточного Кавказа и воссоединение албано-лезгинских земель под руководством Фет-Али-хана Лезгинского
Во второй половине XVIII в. Лезгистан находился в состоянии экономической разобщенности и политической раздробленности. В результате упорной освободительной борьбы народов Восточного Кавказа в 30-40 годах XVIII в. ненавистное иранское иго было свергнуто. На территории расселения лезгиноязычных народов возник ряд обособленных, небольших по территории, самостоятельных или полунезависимых феодальных государств — ханств [1]. В связи с этим А.Бакиханов пишет, что «со смертью Надир-шаха бывшие до тех пор потомственные правители, зависевшие от шахов, преобразовались в независимых правителей» [3].
В пределах бывшей Албании образовались Карабахское, Шекинское, Гянджинское, Бакинское, Ширванское, Дербентское, Кубинское, Кюринское ханства. Наряду с ханствами существовали и более мелкие феодальные владения — Елисуйское, Кут-кашенское, Кабалинское султанства, а также Хаченское меликство. К северу от Еянсуйского султанства находились Джаро-Белоканские джамааты. Султанства и меликства обычно состояли в вассальной зависимости от владетельных ханов. Так, например, куткашенский и елисуйский султаны были вассалами шекинского хана, а хаченское меликство попало в вассальную зависимость от карабахского хана [1].
К XVI — XVII вв. относится также появление в Лезгистане таких образований, как Табасаранское майсумство, Ахтыпаринское, Докузпаринское, Алтыпаринское «вольные» общества, Рутульский магал, Цахурское владение [4].
«Вольными» обществами на Восточном Кавказе назывались объединения нескольких сельских общин и отселков в один союз во главе с более крупным и сильным сельским обществом» [5].
Принцип образования этих союзов был в основном территориальный. Объединялись сельские общества, расположенные близко друг от друга. «Вольные» общества могли объединяться в союзы «вольных» обществ. Это происходило в случае серьезной опасности внешнего нападения.
Границы «вольного» общества и распространения племенного языка не всегда совпадали. «В Гидатлинском «вольном» обществе, — пишет Х.Хашаев, — находились сельские общины, жители которых и по настоящее время говорят на разных языках и диалектах. Так, например, собственно Гидатль состоит из аулов Урада, Мачада, Гинда, Хотода, Тилиб, Тлях и ряда отселков, жители которых говорят на тиндииском диалекте аварского языка; на ахвахском языке говорят жители селений Тлянуб, Цекуб и Ратлуб, которые также входили в состав Гидатлинского общества» [5].
Фактически эти «вольные» общества представляли собой демократические единицы, а некоторые историки и этнографы называли их республиками, а их союзы — федеративными республиками [5].
Генерал Паулуччи в рапорте военному министру Румянцеву в 1812 году называл все «вольные» общества Южного Дагестана «республиканскими обществами лезгинцев» [6]. Он насчитал в Дагестане 12 федеративных республик. Указанный генерал также считал, что Аварское ханство имеет федеративное устройство, поскольку туда входило много разноязычных народов. «Все владение аварское, — пишет он, — составлено из мелких федеративных обществ под покровительством хана аварского, который там имеет собственные поместья, а по мере личных свойств пользуются властью» [7]. Броневой считал также, что и Казикумухское ханство состоит из федеративных обществ [7].
«Доказательством того, — пишет А.Брюханов, — что «вольные общества Дагестана были демократическими республиками, может служить широко представляемое ими право убежища политическим деятелям» [8]. Примером этого является деятельность М.Ярагинского, который от царских властей скрывался сначала в Табасаране, а затем в Аварии.
В 1728 г. И.Гербер также отмечал демократический характер управления сельских общин: «В уездах их есть по старшине, которых сами выбирают, и сами старшины с кадием или духовным все ссоры прекращают. Ежели старшины им не нравятся, то они их опять низвергают…» [9].
Касаясь этих вопросов, Х.Хашаев пишет: «В действительности в основе объединения не всегда лежал принцип федерации. Союзы создавались и конфедеративным способом. Сильное общество диктовало свою волю слабым союзникам. Что же касается независимости «вольных» обществ, то она была относительной. Многие «вольные» общества находились под юрисдикцией ханов и становились независимыми от них только тогда, когда ханская власть ослабевала» [5].
«Внутри сельских общин, — свидетельствует далее Х.Хашаев, — жители уже давно разделились на богатых и бедных. Решающее слово принадлежало богатым. Сохранившиеся еще формы народоправства только вуалировали власть богатых над бедными. При всем этом нельзя отрицать, что «вольные» общества в отдельные периоды выступали как независимые и самостоятельные объединения и боролись против ханских захватов. Но между отдельными сельскими обществами существовали противоречия, так как общества различались по богатству и мощи» [5].
Гянджинским ханством управлял сильный и богатый феодал Шахверди-хан, а впоследствии — его потомок Джавад-хан. Бакинским правителем был Мирза-Мухаммед, сын Дергахкули хана. В Шемахе утвердился Мухаммед-Али. В Дербенте правил Мухаммед-Хасан-бек, сын Имамкули-бека. Таким образом, территория Ширвана распалась на мелкие, постоянно враждующие между собой удельные владения.
Считается, что основателем рода шекинских правителей был сын христианского проповедника — удин (лезгин) Кару, принявший впоследствии мусульманство и названный Джандаром или Алишаном [11]. После него шекинский престол занял его сын Гутул, которого сменил его же сын Шакки. Затем власть переходит к некоему Хасану, уступившему Дервиш-Мухаммеду. Это был отважный человек, который всю жизнь боролся против иранского владычества. После его казни персами наместником Шеки назначен Хусейн-джан [11]. Этот персидский ставленник и его родственники в течение многих десятилетий управляли Шекинским ханством. Когда род их истощился власть в Шеки перешла к Хусейну, которого называли Мелик-Хусейн-Шакки.
В начале XVIII века управление Шекинской областью поручается выходцу из рода Дервиш-Мухаммеда Челеби, человеку предприимчивому, смелому и энергичному. Челеби породнился с мацарским тухумом Кази-Кумуха Мухаммед-ханом, женив своего сына Агакиши на дочери последнего. После паломничества в Мекку Челеби получил титул Хаджи, его стали называть Хаджи -Челеби.
Усиление Шекинского ханства беспокоило грузинских правителей, а также владетелей соседних ханств. В 1752 г. объединенные силы, решили захватить Гянджу. Узнав об этих планах, Хаджи-Челеби двинул под Гянджу свои войска и нанес поражение объединенным силам во главе с грузинским царем Таймуразом Ираклия близ города Шемхора [11] После этого Хаджи-Челеби присоединил к своим владениям Гянджу, Казахскую и Борчалинскую области, затем направился в Шемаху. Овладеть этим городом ему помешал кубинский хан Гусейн-Али.
После смерти Хаджи-Челеби ханом стал его сын Агакиши. Последний был убит тестем Мухаммед-ханом, управлявшим некоторое время Шеки. Вскоре Мухаммед-хана отстранили от власти, ханом Шеки стал брат Хаджи-Челеби Абдулкадыр. Эти дворцовые перевороты сказывались на престиже ханства и на материальном положении населения — оно заметно ухудшилось.
Сильным было и Карабахское ханство. Во время Албанского государства население Карабаха составляло в основном лезгиноязычный народ — удины, которые в то время были, как и армяне, христианами. Находясь в территориальной близости от Армении, испытывая ее большое влияние, а иногда подчиняясь армянской церкви, население Карабаха постепенно теряло свой язык и переходило на армянский язык.
С XII века в этой области оседают кочевые тюрко-туркменские племена, которые раньше не имели национального самоназвания в исторической литературе именовались то кавказскими татарами, то кавказскими тюрками [11].
В XVIII в. выдвинулся Панах-Али. Вначале он служил у Надир-шаха, но вскоре сбежал в Карабах и начал совершать набеги на владения соседних феодалов. Избегая кары шаха, он в течение двух лет скрывался у джарских цахуров [11].
После смерти Надир-шаха Панах-Али вновь вернулся в Карабах, и ему удалось установить там свою власть. Чтобы укрепить ее и получить поддержку от джарских лезгин (цахурцев), Панах-Али женился на дочери знатного цахурца. В 1748 году Панах-Али построил крепость Баят и переселил туда всю карабахскую знать [11].
Соседним Шекинскому и Шемахинскому ханствам не угодно было иметь рядом сильное Карабахское владение. Поэтому они объединились и напали на крепость Баят. Панах-Али удалось выдержать натиск недовольных соседей. А когда шекинцы и ширванцы вернулись на исходные позиции, Панах-Али построил вторую мощную крепость неподалеку от Агдама. В 1750 году он соорудил еще одну крепость и назвал ее Панахабадом [11].
Во время иранского нашествия Зенд-хан пленил Панах-Али и держал его в плену до самой смерти. Карабахским ханством стал управлять сын Панах-Али Ибрагим-Халил, который породнился с визирем грузинского царя Ираклия. При Ибрагим-Халиле Карабахское ханство укрепилось еще больше.
Родословное кубинских ханов восходит к эмирам из известного в X — XVI вв. лезгинского города Мацар (Маза — в арабском описании) [10]. Согласно недавно опубликованным историческим сочинениям [10]: «Тарих Дагестан», «История Маза», «История переселения эмира Чупана Мазинского в Башлы», «История Тледока», «История Амиркаландара, сына султана Хайдара», «История Каракайтага», в начале XV века Кайтаг был покорен эмиром города Мацар из нынешнего Ахтынского района и он положил начало лезгинскую родословную кайтакских уцмиев (подробно см. в главе IX).
«Род кайтакского уцмия (после 1642 г.) разделился, — пишет Бакиханов, — на две линии. Старшая из них имела свое пребывание в Маджлисе, а младшая в Енги-Кенте. Из этих двух линий старшие и способнейшие в роде поочередно получали достоинство уцмия. Примерно в это время между ними произошел раздор, Енги-Кентская линия напала на Маджлис и истребила всю старшую, исключая малолетнего Гусейн-хана, которого спас один из его приближенных по имени Айде-бек и увез к шамхалу. Гусейн-хан по достижению совершеннолетия уехал в Персию, гостил некоторое время в сальянском Рудбаре, у тамошного казия и женился на его дочери. От нее у него родилась дочь, ставшая родоначальницей рудбарских и сальянских султанов… Через свою жену [вторую ] Гусейн-хан сделался известным не только всем важным лицам Исфахана, но и самому шаху, который, испытав его храбрость и оценив большие способности при его знатном роде, назначил его кубинским и сальянским ханом [3 ].
Первым ханом Кубы, как сказано выше, был Гусейн-хан. Его сменил сын Ахмед, погибший в борьбе за кайтагский престол. Затем ханом Кубы стал Султан-Ахмед, который принял смерть от руки собственного тестя, примкнувшего к восстанию под руководством Хаджи-Давуда Мюшкюрского [11]. Во время ханства Хаджи-Давуда в Ширване он управлял и Кубой. (Схема родословной Кубинских ханов приводится на следующей странице).
После предательского смещения Хаджи-Давуда, ханом Кубы стал сын Султан-Ахмеда Хусейн-Али. Последний в 1735 году перенес ханскую резиденцию из Худата в Кубу. Вскоре он присоединил к своему ханству правобережье реки Самур с землями Яргун и Шабран [11].
В 1756 году Хусейн-Али-хан направил свое войско во главе с сыном Фет-Али в Сальян и отвоевал эту местность вместе в небольшим Рудбарским владением. Спустя два года Хусейн-Али-хан умер и власть перешла в руки Фет-Али-хана.
Тем временем взбунтовались жители Дербента, недовольные правлением братьев Мухаммед-Хусейн и Тахир-бек. Фет-Али-хан воспользовался удобным моментом и с помощью горожан подчинил Дербент своей власти.
Чтобы подчинить себе Бакинское ханство, Фет-Али-хая выдал свою сестру Хадижу-бике за бакинского хана Мухаммеда, отказав в этом кайтагскому уцмию Амир-Хамзе, брату своей жены Тути-бике. Перед свадьбой было заключено соглашение о том, что отныне Бакинское ханство будет подчиняться Фет-Али-хану.
После Бакинского ханства наступила очередь Шемахинского, которое было сильным и богатым владением. В Новой Шемахе (Асху) управлял бывший сборщик налогов Надир-шаха Мухаммед-Али, а в Старой Шемахе — местный феодал Мухаммед-Саид-хан. Между этими правителями шла острая междусобная война. В этой борьбе победили Мухаммед-Саид и его брат Агаси [11].
Страницы: 1 2