6. ЯЗЫК И ПИСЬМЕННОСТЬ
В историографии в силу разных причин прочно утвердилось мнение о «многоязычности албан». Главным аргументом в пользу данной версии приводят сообщение Страбона, жившего на рубеже двух эр, о том что у «албанов имелось 26 племен», говоривших на разных то ли языках, то ли диалектах. При этом все как будто разом забывают, что все древние государства на ранних этапах своего развития представляли собой не что иное, как союз различных племен. И никто не задается вопросом, как такое разноязыкое государство просуществовало без малого 1000 лет!
З.Ямпольский считает, что перевод сочинения Страбона сделан не совсем верно: «Переводчики его текста на русский язык передали его слова как 26 языков, вместе 26 наречий. Это следует и из последующих высказываний Страбона, где он отмечает, что «ныне один царь над всеми властвует». В связи с этим К.Тревер отмечает, что «мы вправе заключить, что к середине I в. до н.э., когда римляне впервые столкнулись с албанами на их территории во время походов Лукулла, Помпея и Антония, союз племен был уже возглавлен племенем албанов и возобладающим стал их язык»[32].
Арабские источники сообщают о том, что в X веке в округе Бердаа (Партав), и в равнинном Утике, все ещё говорили на албанском языке[33]. В частности, Аль-Мукаддаси писал: «В Армении говорят по-армянски, а в Арране по-аррански; когда они говорят по-персидски, то их можно понимать, а их персидский язык кое в чём напоминает хурасанский».
Об этом же пишет и Ибн Хаукаль: «Для многих групп населения в окраинах Армении и прилежащих стран существуют другие языки ,чем персидский и арабский, как армянский — для жителей Дабиля и области его, а жители Берда’а говорят по-аррански»[34].
Армянский писатель V в. Корюн сообщает, что Месроп Маштоц, придя в 415 г. «в страну албанов, возобновил их алфавит, содействовал возрождению научных знаний и, оставив у них также наставников, вернулся в Армению»[35]. Важно обратить внимание на слово «возобновил». Выходит, что Маштоц не создал албанский алфавит, а восстановил и усовершенствовал его[36].
У Корюна же имеются и другие важные сведения относительно письменности албанов. Он указывает на переводы религиозных книг на албанский язык, иначе говоря, создание на нем литературы. Он пишет, что епископ Албании «блаженный Иеремий немедленно принялся за перевод божественных книг, с помощью которых дикомыслящие, праздно бродячие и суровые люди страны Агванк быстро узнали пророков, апостолов, унаследовали евангелие, были осведомлены до всех божественных преданиях…» [37].
С 30-х годов XIX в. ведутся поиски албанских текстов. И только через 100 с лишним лет был обнаружен албанский алфавит. Затем на рубеже 40-50 –х гг. были найдены несколько лапидарных надписей и граффити на двух подсвечниках и черепицах в Мингечуре. Сохранилась также срисованная в конце XIX века с Дербентской стены небольшая надпись.
Фактически до последнего времени в руках специалистов не было ни одной строчки письма, написанного на албанском языке, если не считать нескольких кратких мингечаурских надписей, которые никак не поддавались однозначной дешифровке по причине невозможности полной интерпретации матенадаранского алфавита.
И только 90е годы XX века оказались, действительно, судьбоносными для албанской письменности и языка. В руках специалистов оказались сразу два важнейших источника албанской письменности. Это «Албанская книга» анонимного автора и синайские палимпсесты.
Синайские палимпсесты, точнее, кавказскоалбанские тексты на албаногрузинских палимпсестах, обнаруженных в библиотеке монастыря Святой Екатерины на Синайской горе, – уникальный исторический памятник, написанный на языке кавказских албанцев. В 2008 году 248 страниц албанского текста синайских палимпсестов было опубликовано в Бельгии на английском языке (два тома с большим форматом). Авторы этого издания – четыре крупных специалиста по кавказским языкам и истории Закавказья – это немецкие лингвисты Йост Гипперт (Франкфуртский университет) и Вольфганг Шульце (Мюнхенский университет), грузинский историк, членкорреспондент Грузинской академии наук Заза Алексидзе и французский филолог и историк христианства, член Академии надписей и изящной словесности ЖанПьер Махэ. В компетентности этих ученых с мировым именем никто не сомневается.[38]
Именно в это время была обнародована и «Албанская книга» в виде фотокопий ее 50 страниц, написанная «месроповским» алфавитом и на албанском языке. Несмотря на старания многочисленных скептиков, голословно называвших ее фальсификацией, эта книга сопоставима и объяснима в сравнении с синайскими албанскими текстами, хотя они относятся к периодам истории Кавказской Албании, отделяющихся друг от друга на 5-6 столетий.
7. АЛБАНСКИЕ ЦАРИ И ЦАРСКИЕ ДИНАСТИИ
Легендарным основателем албанского государства был Алуп — вождь и предводитель племенного союза. И после Алупа «первые цари Албании являлись представителями местной албанской знати из числа наиболее выдвинувшихся племенных вождей».
Надо отметить, что в армянских источниках имя легендарного основателя албанского государства упоминается как Аран. Моисей Хоренский свидетельствует о том, что Арану, который, по-видимому, является легендарным предком, эпонимом албан (что, возможно, связано со среднемидийским названием «Аран», парфянским «Ардан»), «выпала в наследство вся Албанская равнина с ее горной частью …» и что «от потомков Арана происходят племена — утии, гардманы, цавдеи и княжество Гаргарское»[39].
Неизвестный автор «Албанской книги» имя царя Аран перечисляет вторым после легендарного Алупа. А другой албанский историк Моисей Дасхуринви (Каланкатуйский) как будто утверждает, что Алуп и Аран — это два имени одного и того же человека. Он пишет, что первого царя Албании Арана из-за его, якобы, мягкого нрава в народе называли Алу[40].
По мнению К. В. Тревер, «первые цари Албании несомненно являлись представителями местной албанской знати из числа наиболее выдвинувшихся племенных вождей. Об этом говорят и их неармянские и неиранские имена (Оройс (Арас) , Косис, Зобер в греческой передаче)»[41].
Список Албанских царей
1. Алуп — младший сын легендарного Таргума — прародителя кавказских народов, вождь, предводитель и верховный жрец древнелезгинских племен. Легендарный основатель государства Алупан.
2. Ран — еще один легендарный правитель, возможно, из племени касов (каспиев). Создал царство в междуречье Куры и Аракса. Стремился к объединению всех древнелезгинских племен под своим началом. Впервые назвал страну Алупан -Алупанией (Алупан — страна Алупа).
3. Царь Легов (настоящее имя неизвестно) — правитель легов (лезгов).
4. Аштик — союзник Маннейского царя Иранзу. Во время его правления с севера на Албанию напали киммерийцы. Они разрушили крепость на холме Джильга, прошли через Мушкур, через область Пакул (Баку), «оттуда пошли на юг по берегу моря. Аштик приказал быстрее восстановить села, города и крепости, сожженные варварами. Сорок дней во всех владениях приносились жертвы богам».
5. Сур — один из ранних правителей Алупании, эпоним первой столицы Алупанского царства: Сур — Цур — Чур.
6. Тумаруш [Томирис].
7. Нушаба [Фелистрия] (40-30 гг. IV в. до н.э.)
8. Арас [Оройз, Иррис, Ород, Урус, Руса] (70-60 гг. I в. до н.э.) — возможный прототип героя лезгинского героического эпоса «Шарвили».
9. Зобер [Зубер,Зубир] (последн. четв. I в. до н.э.) — воевал против римского полководца Канидия.
10. Вачаган (2-я четв. I в. н.э.) — современник Елисея, того, кто создал первую христианскую общину в г. Чуре в 43 г. н.э..
11. Аран ( 3-я четв. I в. н.э.) — ставленник персов, родом из Сюника (чужеземец).
12. Какас (70-80 гг. I в. н.э.) — ставленник персидского царя, его зять. В годы правления Какаса на Албанию напали гиланы (аланы) и вблизи Каспийского (Дербентского) прохода впервые расположился персидский гарнизон.
Династия фарасманидов
13. Фарасман (98/114 — 150 гг. н.э.) — ставленник римского императора Траяна.
14. Патика (н) (50-60 гг. II в. н. э.).
15. Вачи (2-я пол. II в. н.э.)
16. Арахи (2-я пол. II в. н.э.)
17. Шири (1-я пол. III в. н.э.).
18. Галав [Кьелав] (2-я пол. III в. н.э.).
19. Фарасман Последний [Порсаман] в персидских источниках (80-90 гг. III в. н.э.) — правитель Мушкура и всей Алупании. Последний представитель династии фарасманидов.
Династия мушкурцев (араншахиков)
20. Вачаган Храбрый [ Барил Вачаган] (298-302 гг. н.э.) — союзник римлян, воевал против сасанидской Персии. После победы утвердился на албанском троне. Родом из Мушкура, основатель династии мушкурцев.
21. Ваче I [Святой Ваче, Макьас Ваче] (301-309/313 гг. н.э.) — Подготовил почву для принятия христианства в Алупании и поэтому осталось в памяти народа как святой Ваче.
22. Урнайр [Басла] ( 313-377 гг.) — при нем Алупания официально приняла христианство
23. Вачаган II (378-383 гг. н.э.) — Созвал Алуенский собор в своей летней резиденции.
24. Микреван [Мегреван] (383-388 гг. н.э.).
25. Сату [Сат1у] (388-399 гг. н.э.)
26. Урнайр [Сани (другой) Урнайр] ( конец IV в. н.э.).
27. Фарим (кон. IV — нач. V вв.)
28. Сакас Мушкурский — правил всего 1 год.
29. Асай (нач. V в. — 413 г.) — примечателен тем, что трон его находился не в столице Кабале, а в г. Чуре.
30. Евсаген [ Аракил, Весеген, Арсваган, Саген, Сеген] (413 — 444 гг.).
31. Ваче II [Ученый Ваче, Микитис Ваче] (444 — 461 гг.) — руководитель восстания против персидского ига в 459 — 461 гг.
461- 485 гг. — Сасанидская Персия упразднила царскую власть в Алупании и назнапчила туда своего наместника (марзпана).
32. Вачаган III [Благочестивый Вачаган, Выдающийся Вачаган] (485 — 510 гг.) — из рода мушкурских царей, владетель Цахура.
510 — 628 гг. — Сасаниды снова упразднили княжескую власть в Алупании. Страной снова начали управлять персидские марзпаны. После Вачагана III Алупанией правил марзпан по имени Пиран-Гушнасп, из рода микранидов, христианин по вероисповеданию. Он был замучен в 542 году во время гонений на христиан со стороны персов-зороастрийцев. После этих событий столица Алупании по указанию персидского двора была перенесена из Кабалы (Кьвепеле) в Партав.
Династия микранидов
33. Варз-Григор [Гиргур] ( 628 — 643 гг. )— первый представитель династии микранидов.
34. Джаваншир [Жуваншир] (643 — 680 гг.) — сын Гиргура, выдающийся политический деятель VII века.
35. Варз-Трдат I (680 — 699 гг.) — сын брата Жуваншира. С 699 до 704 гг. был заложником в Византии.
36. Шеру и Спраам — после задержания царя византийцами как заложника, фактически правителем становится его жена Спраам. Формально правителем считался князь Шеру.
37. Варз-Трдат (705 — 711 гг.(?)) — в 705 году (или в 709 году) освобожден и назначен византийским царем Юстинианом патрик-экзархи (второй человек после императора) в Алупании. У власти в этот период находился и арабский наместник.
38. Сабас [Упас, Авиз] (720 — 737 гг.) — царь леков (лекзов).
39. Варазман — правил страной (формально) в середине VIII в.
40. Степаннос (2-я пол. VIII в. ) — сын Варазмана, являлся формальным правителем, фактически управляли арабы.
41. Варз Тиридат II (сын Степаноса) — был убит в 821 г. князем Нерсе. Он же заколол и сына Варз Тиридата (Варз Тиридат III) в объятиях матери и завладел его имуществом. Этот Варз Тиридат был из рода микранидов,которые наследовали Алупанию, передавая от отца к сыну. Он был восьмым владетелем, считая от Варз-Гиргура, первого князя Алупании из этого рода.
42. Сунбатан Сахли (835 — 851 гг.) — потомок Храброго Вачагана и святого Ваче, из династии мушкурцев-араншахиков. После убийства Варз Тиридата III, вместе со своими братьями собирает народное ополчение и восстанавливает в Алупании власть араншахиков.
43. Хамам [ГIамим] (893 г. — нач. X в.) — сын Сунбатан Сахли. В 893 году восстановил княжескую власть в Албании. До того он был одним из организаторов военного похода на Партав в 876 г., где обосновались арабы.
44. Шар Къирим [Санакрим — Сенекерим] (957- 1000 гг.)— после смерти арабского наместника в 957 году Алупания вышла из-под гнета саларидов и Къирим был объявлен великим князем (шар) Алупании. До того он был правителем Шеки.
8. АЛУПАНСКИЕ КАТОЛИКОСЫ
Святой Елиша (Елисей) — 43 год н.э. (образовал первую христианскую общину в Чуре).
По вине писцов, которые переписали древние албанские рукописи, имена албанских католикосов между святым Елиша и святым Шупhалишо до нас не дошли. Что касается Григориса — ставленника армянского царя, он не был принят алупанцами и был казнен как резидент армянского царского двора.
Святой ШупЬалишо (римлянин по происхождению),
Владыка Маттэос
Владыка Саhак
Владыка Моисей
Владыка Панд
Владыка Лазар
Владыка Григор (Гиргур)
Владыка Захарий
Владыка Давид
Владыка Иоhан
Владыка Еремия
Владыка Абас (552-575 гг. н.э.)
Святой Виру — был католикосом 34 года (595 — 629 гг.)
Владыка Закарий — 15 лет
Владыка Иоhан — 25 лет
Владыка Ухтанес — 12 лет
Владыка Елизар — 6 лет (из епископии Шаки)
Святой Нерсес-Бакур — 17 лет (686- 703/4 гг.)
(из епископии Гардман)
Владыка Симэон — 1,5 года
Владыка Микаэл — 35 лет
Владыка Анастас — 4 года
Владыка Иосиф -17 лет
Владыка Давид — 4 года
Владыка Давид — 9 лет
Владыка Маттеос — 1,5 года
Владыка Моисей — 2 года
Владыка Агарон — 2 года
Владыка Соломон — 0,5 года
Владыка Теодорос — 4 года (из епископии Гардман)
Владыка Соломон — 11 лет
Владыка Иоhан — 25 лет
Владыка Моисей — 0,5 года
Владыка Давут — 28 лет (из епископии Кабала)
Владыка Иовсеп — 22 года (878 — ? ГГ.)
Владыка Самуэел — 17 лет
Владыка Иунан — 8,5 лет
Владыка Симэон — 21 год
Владыка Давут — 6 лет
Владыка Саhак -18 лет
Владыка Гагик — 14 лет
Владыка Давут — 7 лет
Владыка Давут — 6 лет
Владыка Петрос — 18 лет
Владыка Моисей — 6 лет
Владыка Маркоc
Владыка Моисей
Владыка Степаннос
Владыка Иоhаннес
Владыка Саhак — (1139-? гг.) (1).
Надо отметить, что настоящие древнелезгинские имена этих исторических личностей, с редкими исключениями (например, Виру, Бакур), нам неизвестны (опять по вине переписчиков). В списке перечисляются христианские и безусловно арменизированные имена католикосов Алупании (алупано-лезгинского народа).[42]
Абдулаким Бутаев
ЛИТЕРАТУРА
[1] К. В. Тревер. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э.-VII в. н. э М.-Л. Издательство Академии наук СССР 1959
[2] Моисей Хоренский. История Армении. Перевод Н.О. Эмина. М., 1893 г. Кн.2.Гл.8
[3] Моисей Дасхуринви (Мовсес Каланкатуаци). История страны Алуанк. Из-во АН Арм. ССР. Ереван, 1984 г. (Перевод с древнеарм-го, пред-е и коммен-й Ш.В. Смбатяна).
[4] А. Бакиханов. «Гюлистан — и — Ирем» (редакция, комментарий, примечания и указатели академика АН Аз. ССР З.М. Буниатова). Из-во «Элм», Баку, 1991г. С.17.
[5] К. В. Тревер. «Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. — III в». — М.-Л., Издательство АН СССР, 1959 — стр.8
[6] Бадалов Ф.А. История Лезгинского народа (лезгиноязычных народов) и государства (V тыс. до н.э.-X в. н.э.). Дербент,1998. Гл.III
[7] Ялойлутепинская культура — статья из Большой советской энциклопедии
[8] Там же.
[9] История Древнего мира М. 1983 С. 399-414
[10] Плутарх (I—II вв.), «Сравнительные жизнеописания» , Помпей гл. 34-35; Аппиан (I—II вв.), («Римская История» , Митридатовы войны, 103 ; Дион Кассий (II—III вв.), «Римская История», кн. XXXVI, гл. 54,1; кн. XXXVI, гл.54,4,5; кн. XXXVII, гл. 2, 3, 4; кн. XXXVI, гл.53,5; 54,1
[11] Страбон, «География» кн. XI. 4.6.
[12] Плиний Старший, кн. VI, 29
[13] В. Ф. Минорский. История Ширвана и Ал-Баба
[14] М. С Гаджиев. Древний город Дагестана: опыт историко-топографического и социально-экономического анализа М.: Восточная литература РАН, 2002 С.238
[15] Ю. Джафаров. «Гунны и Азербайджан». Азернешр. Баку, 1993 г.
[16] Моисей Дасхуринви Указ. Соч. С.41
[17] БСЭ. Статья: Давтак Кертог
[18] Албания Кавказская // БСЭ.
[19] З.М. Буниатов. Азербайджан в VII-IX вв. Баку, 1965. С.165.
[20] Н. Велиханлы. Арабский халифат и Азербайджан. Баку, Азернешр, 1993. С.34-35.
[21] P.M. Магомедов, A.P. Магомедов. «История Дагестана». Махачкала, 1994 . С.60-61.
[22] Моисей Дасхуринви Указ. Соч. С.163
[23] Очерки истории СССР (III-IX вв.). М., 1958 . С.328
[24] М. Орманиан. Армянская Церковь: Её история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, её настоящее / Пер. с франц.: Б. Рунт. М., 1913.С.45; В.Г. Гаджиев «Дербентнаме» Мирза Хайдар Визирова. Вопросы истории Дагестана, II т., Махачкала, 1975; З.М. Буниатов Указ.соч. С.95.
[25] З.М. Буниатов. Указ.соч.С.94.
[26] И. Алиев. История Мидии. Баку. 1960 г. С.304.
[27] А.П. Новосельцев, В.Т. Пащуто, А.В. Черенин. Пути развития феодализма. М.,1972г. С.42.
[28] И.П. Петрушевский. О дохристианских верованиях крестьян Нагорного Карабаха. Баку, 1930 г.
[29] Бадалов Ф.А. Указ.соч. С. 375.
[30] Цит. из К.В. Тревер. Указ. Соч. С.334
[31] История древнего мира. Расцвет древних обществ Москва Главная редакция восточной литературы 1989 397-398
[32] Г. А. Абдурагимов. Кавказская Албания-Лезгистан; история и современность. Спб., 1995. С. 28
[33] К.В. Тревер, Указ. Соч. стр. 295; Encyclopedia Iranica. C. E. Bosworth. Arran; История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века. М., «Восточная литература», 2002.
[34] Арабские источники о населенных пунктах и населении Кавказской Албании и сопредельных областей (Ибн Руста, ал-Мукаддасий, Мас’уди, Ибн Хаукаль)
[35] Корюн. Жизнеописание Месропа. Пер. Эмина. Париж, 1869.
[36] Г. А. Абдурагимов. Указ. соч. С.29.
[37] Корюн. Указ. соч.
[38] Заза Алексидзе: «Обнаружена письменность Кавказской Албании»
[39] Моисей Хоренский. «История Армении». М. 1893 г.
[40] Моисей Дасхуринви. Указ. соч. С.39.
[41] К.В. Тревер, Указ. Соч. стр. 145;
[42] Ф.А. Бадалов . Указ.соч. С. 355.
ЕЩЕ О КАВКАЗСКОЙ АЛБАНИИ
Книги
Кавказская Албания — Лезгистан: история и современность. Абдурагимов Г.А. Спб., 1995
Статьи
Кавказская Албания. Возникновение государства. Границы и этносы/ Фейзудин Нагиев
Доисламский мир Кавказской Албании /Руслан Курбанов
Древняя история лезгин / Ярали Яралиев
Месроп Маштоц и албанский алфавит / Жан-Пьер Маэ
К постановке вопроса об этническом облике царства Лайзан / Новосельцев А.П.
Ещё раз об «Истории Албании» / Ярали Яралиев
Синайские рукописи и древнее алупанское письмо /Али Албанви
Заметки к изучению агванского(кавказско-албанского) письма / Кузнецов И.В.
Обнаружена письменность Кавказской Албании /Заза Алексидзе