Россия пошла напролом и присоединила к себе Крым, населенный русскими на 56 – 58%. То есть, основное обоснование этого шага – волеизъявление большинства населения этой территории. Это явная заявка на многие другие претензии России на территории Украины, Белоруссии, Латвии, Молдовы, Казахстана и других стран.
Совершенная адекватность просматривается и в отношении Лезгистана, то есть разделенного лезгинского народа. Лезгины проживали на территории Лезгистана за тысячелетия до создания двух государств – Российской федерации и Азербайджана, созданных в результате экспансии, соответственно, русских и турок-османов. Сейчас, лезгины являются государствообразующим народом в Российской федерации посредством Дагестанской республики как субъекта федерации. Но парадокс в том, что лезгины, одновременно, являются наиболее дискриминированным народом России, и в отношении их прав дискриминированную и, практически, репрессивную политику проводит не только Азербайджан, но и Россия.
Нет никаких сомнений, что между Россией и Азербайджаном имеются договоренности не только о всяческой дискриминации лезгин, но и потворстве в части вялотекущей депортации лезгин из районов Южного Лезгистана, находящегося под контролем Азербайджана. Аналогичная дискриминация происходит и на территории Дагестана, где город Дербент, практически, отдан на откуп азербайджанскому клану, тесно связанному с Азербайджаном.
Эти сюжеты хорошо известны, но события в Украине еще раз подчеркивают, насколько лезгинский народ рассматривается русскими как народ «второго сорта». Ставленник Москвы – глава дагестанской администрации – Абдулатипов имеет одной из задач всяческое игнорирование прав лезгинского народа и по поручению русских установил тесные отношения с руководством Азербайджана.
Россия и Азербайджан совместно и согласованно проводят политику разделения позиций и интересов народов Дагестана, в том числе существенным денежным подкупом. ФСБ проводит целенаправленную политику по подавлению любой общественной активности лезгин и внимательно отслеживает попытки лезгинских общественных организаций вывести лезгинский вопрос на международную арену.
ФСБ и МВД России неоднократно передавали и, видимо, делают это систематически, информацию властям Азербайджана о деятельности лезгинских активистов в России и, возможно, в других местах. Русские пытаются контролировать деятельность лезгин на территории всего Южного Кавказа.
Конечно, создается впечатление, что лезгины оказались в безвыходном положении, и отчасти это так. Но, во-первых, сделав шаг в отношении Крыма, Россия открыла «зеленую дорогу» для национально-освободительной борьбы других народов своей усеченной империи, и прежде всего, для лезгин. Под лежащий камень вода не течет, и лезгинам предстоит поставить вопрос о своей разделенной Родине в Государственной думе и в правительстве России.
Вместе с тем, России было бы трудно, после истории с Крымом, объяснить международному сообществу, почему не обращается никакого внимания на интересы и права лезгин, тогда как права русского населения столь энергично защищаются, вплоть до военного конфликта. В настоящее время и в перспективе любая политика и действия России в этно-политической сфере будет просматриваться Западом под микроскопом, детализироваться, и Запад, несомненно, внесет принципиальные коррективы в своей политике в части рассмотрения прав народов, населяющих Восточную Европу, в том числе и Кавказ.
Вместе с тем, руководители лезгинских общественных организаций должны понимать, что русские сейчас невероятно обозлены, и в определенном смысле «ослеплены» теми обстоятельствами, которые сами и создали. Они сейчас способны на провоцирование любых конфликтов, в том числе и на своей территории, вплоть до геноцидных действий в отношении различных этносов. При этом, союзником России станут те страны, которым в исторической перспективе нечего терять, и им предстоит, так или иначе, бороться с национально-освободительными движениями на своей территории.
Перед Россией стоит тяжелейшая задача – переосмысление и переформатирование российского государства, и в России нет даже примерного представления о том, какие при этом нужны подходы. В России откровенно стали говорить о восстановлении Советского Союза, и русские СМИ оправдательно рассуждают о попытках ГКЧП. Это, несомненно, становится результатом глубокого синдрома, который, совершенно искусственно, внедряется в русский народ.
Этот абсурд, несомненно, является частью того привнесенного проекта, который более-менее успешно внедрен внешними и внутренними проектантами, при присутствии и отсутствии конспирологических форматов размышлений. Россия не распадется, но ее последовательно разрушают, и дискриминированные нации получают новую перспективу. За свободу своей нации нужно бороться, любыми способами, иначе нация исчезает.
Но для этого нужно выбирать нужное время и нужный формат, и конечно, соответствующие методы. Перед лезгинским народом сейчас встает не девиантная, маргинальная задача наподобие культурной автономии или объединения Лезгистана в рамках Дагестана, а задача создания независимого объединенного государства. Именно этот формат будет иметь успех, и Лезгистан приобретет важное геополитическое значение в Кавказско-Каспийском регионе, который, так или иначе, станет зоной стратегических интересов НАТО.
Игорь Мурадян
«Лрагир.Ам»