Арбен Кардаш
Лермонтов в Лезгистане
Речь в этой статье пойдёт лишь об одном отрезке передвижений Михаила Лермонтова, касающихся первой ссылки поэта на Кавказ, а именно о поездке из Тифлиса в Кубу осенью 1837 года. Сам Лермонтов об этом сообщает в письме С.А. Раевскому: «…был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьём за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже».
По этому поводу И.Л. Андроников писал: «В Кубу Лермонтов попал в связи с кубинским восстанием, поднятым сторонниками Шамиля в сентябре 1837 года. Для ликвидации этого восстания из Кахетии (из местечка Караагач) были отправлены в Кубу два эскадрона Нижегородского полка. До Кубы «нижегородцы» не дошли – восстание было уже подавлено – и остановились в Шемахе, где, очевидно, и догнал их Лермонтов, следовавший к полку из Тифлиса».
Из комментария следует, что поэт выехал не со своими сослуживцами. Он их догонял. Это значит, что его маршрут продвижения должен был быть другим и коротким, чем у его однополчан, и что с ними были проводники, хорошо знавшие местность и дороги.
Комментируя письмо к С.А. Раевскому И.Л. Андроников продолжает: «Автограф письма до нас не дошёл. Текст его мы знаем по воспоминаниямА.П. Шан-Гирея, которые после смерти мемуариста были напечатаны в журнале «Русское обозрение» (1890, № 8), где название первого города не разобрано или напечатано с явной ошибкой: «был в Шуме…» такого города в Закавказье нет. Первые редакторы стали печатать «Шуше» Однако как мог Лермонтов попасть в Шушу, которая находится вдали от названных городов, близ южной границы Закавказья, неясно. Зато, следуя из Шемахи в Кахетию, он не мог не проехать через Нуху, которая в тексте не названа. Возможно, что «Шуме» надо читать «Нухе». Вопрос можно было бы решать только в том случае, если бы нашёлся оригинал лермонтовского письма или воспоминаний Шан-Гирея».
Конечно, спешащий к своим сослуживцам Лермонтов не мог так далеко завернуть в сторону города Шуши. Но, полагая, что маршрут пролегал только через города, переправлять «Шуме» на «Шуше» или «Нухе» тоже, нам кажется, не менее спорным вопросом. Он мог побывать и в аулах Закавказья и упомянуть в письме один из них. Такое село в те времена было и есть в северной части нынешнего Азербайджана – это Кум, где живут лезгины и цахуры, родина Низами Гянджеви.
Неслучайно в этом слове была допущена опечатка. Стоит сравнить, как Лермонтов в автографах пишет начальные в словах буквы «ш» и «к»: одинаковые закорючки. Вполне возможно, что Шан-Гирей или типографский наборщик букву «к» рядом с «у» мог принять за «ш».
В упомянутом письме Лермонтов наверняка указывает свой маршрут в той последовательности, в какой следовал. Знал ли он или нет, что подразделения его полка добрались только до Шемахи, неизвестно, но он сам после Кума оказался в Кубе, где увидел, что восстание подавлено. Он не мог оставаться в разрушенном от крупного восстания городе. Скорее всего, поэт оказался в Новой Кубе, где располагался пехотный полк, точное расположение которого указывает А.А. Бестужев-Марлинский, в 1834 году побывавший в Кубе: «До сих пор здесь была штаб-квартира Апшеронского пехотного полка и бригады, в которой он считается. Здесь же и место управления Дагестана. Полк расположен был в, так называемой, Новой-Кубе, в двенадцати верстах от Старой, ближе к морю, на берегу реки Гусари. Местоположение – прелесть, плодовые леса шумят кругом. Виноградники плохо принимаются, и оттого нет сносного вина, а воды почти пить невозможно: так она мутна и нездорова».
Эта цитата взята из очерка Бестужева-Марлинского «Путь до города Кубы», где писатель даёт подробное описание старого города (Второе полное собрание сочинений, издание четвёртое, том IV, части Х, ХI и ХII. Санкт-Петербург. 1847 г. С. 32). Хотя следует добавить, что «пригородок» Куба («у меня не поднимается язык назвать её городом») не произвела особого впечатления: «Всё плоско, всё черно, всё одинаково».
О том, что неподалёку от Кубы находилась Новая Куба, свидетельствуют и другие источники. Востоковед И.Н. Березин в своём труде «Путешествие по Дагестану и Закавказью» (Казань, 1849. С. 175) также писал: «Несмотря на недавность существования, Куба успела уже сделаться «старой», потому что в соседстве ея на берегу Кусара в 12 верстах выстроена, ближе к морю, «Новая Куба». И в «Истории Апшеронского полка», составленной Л.Богуславским (Т. 1, С.-Петербург, 1892. С. 427), написано: «В начале 1833 года расположение полка было следующее: 6 рот находилось в Новой Кубе; 5-я и 6-я мушкетёрския – стояли в гор. Шемахе, а 1-й батальон находился в Дербенте и окрестных селениях».
Оба городка долгое время воспринимались как один. С 1938 года Новую Кубу стали называть Кусары.
О том, что поэт побывал в Новой Кубе, существует много легенд, о которых молчат известные лермонтововеды.
Лезгинский поэт и литературовед Азиз Мирзабеков в своей статье «Лезгинские образы в творчестве М.Ю. Лермонтова» (А.Мирзабеков. «Грани духа». Дагестанское книжное издательство, 2010. С. 42–47) приводит некоторые отрывки из статьи научного сотрудника музея «Домик Лермонтова». Её автор Р.Белаш пишет: «Лермонтов побывал не только в Кубе, но и в Новой Кубе (нынешний город Кусары). Почему-то этот город не вошёл в исследование лермонтововедов. Но в Азербайджане нет такого человека, кто бы не знал о пребывании Лермонтова в Кусарах…
По преданиям старых жителей, Лермонтов остановился в Новой Кубе на Офицерской улице (нынешняя улица Ленина) в доме военного врача подполковника Александра Александровича Маршева…
Кусарцы рассказывают, что у соседа доктора Маршева, лезгина Курбана была красавица-дочь по имени Зухра. Поэт был влюблён в её агатовые глаза и в стихотворении «Кинжал» он воспевал её «божественные глаза». Также старожилы рассказывают по преданиям своих отцов и дедов, что, когда Лермонтов побывал здесь, горцы собрались в доме доктора Маршева, чтобы послушать русского поэта. И они с большим интересом и охотой слушали стихи поэта. Какой документ может выражать так точно и так ярко бесконечную любовь горцев к Лермонтову?» (Р.Белаш. Народ не забывает. Газета «Кавказская здравница» от 15 октября 1968 года).
К сожалению, доктор Маршев не упоминается ни у одного видного исследователя. В том, что таковой существовал в реальности, нет сомнения. И не зря местные жители сохранили о нём добрую память. Услышанное от них и записанное научным сотрудником «Домика Лермонтова», невольно отсылает нас к очерку поэта «Кавказец»: «Кавказец есть существо полурусское, полуазиатское… Настоящих кавказцев вы находите на Линии; за горами, в Грузии, они имеют другой оттенок; статские кавказцы редки: они большею частию неловкое подражание, и если вы между ними встретите настоящего, то разве только между полковых медиков». Далее Лермонтов описывает настоящего кавказца: «Чуждый утончённостей светской и городской жизни, он полюбил жизнь простую и дикую; не зная истории России и европейской политики, он пристрастился к поэтическим преданиям народа воинственного. Он понял вполне нравы и обычаи горцев…» Может, таким и был врач Маршев? Не случайно, думается, в очерке упомянут и Марлинский («Он также читает на свободе Марлинского и говорит, что очень хорошо»). Может, «настоящий кавказец» Маршев знал, что в этих краях побывал известный писатель-декабрист? Может, были и знакомы?..
В письме к Раевскому также сказано: «Здесь, кроме войны, службы нету; я приехал в отряд слишком поздно, ибо государь нынче не велел делать вторую экспедицию, и я слышал только два-три выстрела; зато два раза в моих путешествиях отстреливался: раз ночью мы ехали втроём из Кубы, я, один офицер нашего полка и черкес (мирный, разумеется), – и чуть не попались шайке лезгин». Возможно, под покровом ночи он добирался до Шемахи, опасаясь разрозненных группировок повстанцев. Офицер и мирный «черкес» могли сопровождать его с самого начала похода. «Шайка лезгин» – это, без сомнения, разбросанные по всей округе отряды поверженных участников кубинского восстания, которые продолжали свою борьбу и которых возглавил спасшийся от расправы бегством Ярали – правая рука Гаджи-Мамеда, герой лезгинских народных песен.
Восстание было жестоко подавлено. Осада Кубы была снята 11 сентября, дивизион Нижегородских драгун с четырьмя орудиями прибыл в Шемаху к 22 числу, где начальник Джаро-Белоканской области, генерал-майор князь Севарсемидзе должен был взять начальство над сосредоточиваемыми с Лезгинской линии военными силами. Но войска Лезгинской линии подоспели раньше.
Здесь можно вкратце остановиться собственно и на этом восстании.
Азербайджанский учёный А.С. Сумбатзаде в 1961 году издал книгу «Кубинское восстание 1837 г.» (Баку, 1961 г.), в которой подробно излагает весь ход этого народного мятежа, используя огромного количество документов, в том числе и показания руководителя восставших лезгин Гаджи-Мамеда.
Автор в заключении пишет: «…восстание крестьян Кубинской провинции в 1837 г. было вызвано не столько самой системой колониального управления страной (хотя сама по себе она тоже была весьма тяжёлой), сколько злоупотреблениями, незаконными действиями, грабительскими махинациями, которыми занимались комендант Гимбут, наибы, откупщики и прочие должностные лица».
К движению Шамиля это восстание не имело никакого отношения. Правда, мятежный имам пытался использовать недовольство жителей Кубинской провинции, властями и местными феодалами ещё весной, во время первых волнений, отправив руководителям будущего восстания письмо, в котором упрекал их в том, что собрались и разошлись. Письмо это было передано через мюрида Шамиля, лезгинского поэта Эмирали. Как пишет А.С. Сумбатзаде, «практически никакой связи между повстанцами Кубинской провинции и Шамилём не установилось».
Из письма Лермонтова также видно, что, присоединившись к своим в Шемахе, он не раз ещё побывал в Кубе.
Вернёмся к его словам: «… я слышал только два-три выстрела; зато два раза в моих путешествиях отстреливался…» Один такой случай нам известен из письма. Ко второму эпизоду, возможно, относится малоизвестное стихотворение «Раненый» («Le blesse) на французском языке, сохранившееся благодаря книге Александра Дюма «Кавказ».
Да, выходит Михаил Юрьевич был лезгином…