Игорь Мурадян
Лезгистан – это реальность!
Вначале статья называлась «Станет ли Лезгистан реальностью?», но страна становится реальностью только тогда, когда становится предметом дискуссии, имеющей различные формы, в том числе, и формы национально-освободительной борьбы.
Выведенный сначала в заголовок вопрос задал мне наш лезгинский друг, то есть, вопрос поставлен, и нужно попытаться на него ответить. Лезгинский народ, разделенный между двумя тоталитарными режимами, уже поэтому репрессирован. Но это весьма условная формулировка, так как разделен не только лезгинский народ, разделена страна – Лезгистан, за свободу которой происходит политическая борьба.
Трудно обнаружить в России еще один народ, оказавшийся в состоянии столь откровенной и жесткой дискриминации, как лезгины, и это стало признаком того, что оба государства заинтересованы в тесном сотрудничестве на предмет подавления лезгинского освободительного движения и полного исключения «Лезгинского вопроса» из лексикона и политической дискуссии.
Лезгины имеют полный набор признаков и политико-исторических доказательств относительно того, что ареал их современного расселения — не только некий этнический очаг, но и страна с территориально-политическими этническими контурами на политической карте. Курдский народ, разделенный длительное время между четырьмя государствами, не только нашел практическое признание прав на суверенную государственность, но и вошел в тесные отношения с государствами, которые прежде не могли согласиться на признание его прав. Это произошло потому, что курдский народ умело шел по пути национально-освободительной борьбы и одновременно проводил широкую деятельность на международной арене. И если ранее земли, населенные курдами, не назывались Курдистаном, то теперь это признанный политический топоним.
Европа с ее известной и цивилизационно выработанной системой ценностей предстала перед проблемой создания новых суверенных государств, чьи нынешние территории до сих пор пытаются называть регионами. Но эти народы сыграли в истории не меньшую роль, чем более крупные европейские народы, и имеют право на суверенное существование.
При этом, референдумами такие вопросы не решаются — если процесс начат, его не остановить, и те, кто в действительности управляет Европой, хорошо понимают это. При этом, стало совершенно ясно, что ряд крупных государств-членов Европейского Союза, конечно, в латентной форме, но поддерживают стремление данных народов к независимости. Это говорит о том, что даже в рамках Европейского Союза имеются столь традиционные противоречия на базе этно-политических проблем.
Это весьма деликатная тема, и не хотелось бы обсуждать данные обстоятельства, но вскоре они станут вполне явными. Мы говорим об этом потому, что хотели бы выяснить подлинные ценностные интересы европейцев, и каким образом это связано с геополитическими целями. Нужно четко понимать, что ценности и геополитика – два принципа одной системы, и они не могут быть вполне реализованы друг без друга.
В связи с этим, нужно отметить, что та не очень обширная работа, которую провели армянские общественные организации в Европе и отчасти в США, демонстрирует, что Запад в большей степени заинтересован в Лезгинском вопросе не по части проблемы Азербайджана, а по части России. То есть, если предположить развертывание лезгинской темы как элемента геополитики, то ее можно рассматривать через призму нанесения Западом удара по России, ее ослабления в определенном региональном направлении.
Конечно, Европа — это только арена для легитимации политических проблем, а результативность региональных проблем зависит от США, которые имеют привычку резервировать проблемы и выжидать, пока они станут актуальными в связи с различными причинами. В регионе Кавказа США имеют достаточный опыт применения такой сценарной тактики, например, Армения, которая более 10 лет после обретения независимости находилась в резерве внешней политики США.
В армянских кругах Европы и США очень хорошо информированы или, вернее, понимают, какое место может уделить Евро-Атлантическое сообщество Лезгинскому вопросу. Это может произойти исходя из нынешних представлений американцев и их партнеров в Европе в рамках развертывания проблем Дагестана. Несомненно, это не самое благоприятное обстоятельство для лезгин, но, во всяком случае, лезгины рассматриваются в данной матрице проблем и обстоятельств.
Возникает вопрос – будет ли связан «лезгинский сценарий» с нивелированием какой-либо значимости Азербайджана, что может быть обусловлено исчерпанием запасов углеводородов или его транзитной функции в регионе Центральной Азии и Кавказа. Нужно сказать, что данный сценарий довольно сложен, так как Азербайджан связан со многими серьезными проблемами в регионе, интересами Турции, Ирана, России, Израиля и других влиятельных государств.
Однако, главным фактором утраты Азербайджаном геостратегической ценности является продолжающееся ухудшение турецко-американских отношений. США нуждаются в более понятных партнерах для решения проблемы сдерживания экспансии Турции, что было вполне доказательно продемонстрировано событиями на Ближнем Востоке.
Но речь идет не об Азербайджане, а о России, чьи позиции на Кавказе и в Каспийском море должны быть ощутимо скорректированы. Создается впечатление, что успех этого сценария в наибольшей степени зависит от расчета времени и умения распределять время на те или иные события и процессы. То есть, имеет место игра, и она уже началась.
При данных обстоятельствах лезгинский народ может оказаться в большой опасности, причем, угрозы возникнут как со стороны Азербайджана, так и России. США проводят политику двойного сдерживания по отношению к Турции и России как близким по интересам государствам, что предполагает, помимо иных мероприятий, фрагментацию этих стран. В данной ситуации каждый этно-политический фактор может быть рассмотрен весьма подробно, в том числе, в качестве резерва.
Когда произойдет развязка? Она уже произошла, так как украинские события катализировали процессы. Но сейчас самое время развертывать интернационализацию Лезгинского вопроса, присутствуя, прежде всего, на европейской и американской политико-правовой арене.
В Евро-Атлантической геостратегии Лезгистан может рассматриваться, одновременно, как «замок» и «ворота» в Кавказско-Каспийском регионе. Вместе с тем, весьма перспективным станет деятельность лезгинских организаций в исламской политической среде, причем, как в суннитских, так и в шиитских странах и политико-религиозных структурах.
Что для этого нужно, прежде всего? Конечно же, нужны подготовленные политики и общественные деятели. Лезгины подошли к нынешнему периоду как весьма подготовленная нация, чьи лидеры рассматривают политические реалии как пережитые ими и их народов проблемы, если конечно, принять во внимание их численность, нынешнее сложное политико-социальное положение, образовательный уровень.
Сторонний взгляд на лезгинскую проблему позволяет уверенно утверждать, что главная проблема лезгин — это организованность и формирование кадров. Пока что кадры этого народа в значительной мере оторваны от нужд и идей лезгинской нации, и молодое поколение получает образование случайно избранным образом, без какого-либо социального заказа.
Российские и азербайджанские службы проводят последовательную работу по размежеванию общественных групп лезгин, причем, это происходит при взаимной координации, этого уже не нужно доказывать. Возможно, лезгин ожидают сложные времена, и главное, чтобы лезгинское национально-освободительное движение было бы самостоятельным.
Армения — эта страна, где имеется глубокая традиция работы многих людей и организованных групп в интересах России. Зависимость Армении от России приведет ее к политической и военной катастрофе, не говоря уже об экономике. Могут ли лезгины надеяться на освобождение своей страны армянской армией?
Если произойдет масштабная война Армении с Азербайджаном, то освобождение Лезгистана неминуемо. Это очень простая и понятная механика. Тем не менее, народу приходят на помощь, только если он сам хочет освобождения и готов к самозащите. Эта модель может стать примером и для лезгин, в чем заключается главная угроза для них.