До недавнего времени об этом выдающемся человеке мало что было известно. В трудах, посвященных ученым и поэтам конца XVIII -первой половины XIX века, изредка упоминалось его имя и совершенно замалчивались его дела и труды. Мы не знали, когда он родился и чем был знаменит.
Даже в книге «Мыслители народов Дагестана XIX – начала XX веков» М. Абдуллаева не нашлось места для очерка о нем, хотя в разделе о Гасан-эфенди Алкадари есть две строчки: «Обучался Гасан сначала в медресе своего отца в сел. Алкадар, затем у известного ученого и поэта Мирза Али Ахтынского». – О времени рождения и детских годах мыслителя имеются разноречивые сведения. Один из прямых потомков Мирза Али, Абдуреб Абдуллаев рассказывал, что он знает место захоронения ученого на Гюнейской стороне с. Ахты и помнит, что на надгробной плите были написаны на арабском языке даты его жизни, что в переводе на современное летоисчисление означает: родился в 1771 году, умер в 1858 году.
Прожил 87 лет. «Настоящее имя поэта – Али, – утверждает М. Г. Садыки, – отца его звали Магомедшериф. И сын, и отец приняли фамилию аль-Ахты, что значит «Ахтынский» (или «Ахтынец»). Поэт свои произведения подписывал псевдонимом «Назим аль-Ахты». Мать Мирза Али звали Каният и по тому времени была довольно образованной женщиной. Она обучила сына грамоте в раннем детстве. Уже к 8 годам Али свободно читал Коран.
Позже для совершенствования знаний он, учился у трех знаменитых в его эпоху на Кавказе Саидов: Саида Араканского, Саида Шиназского и Саида Хачмасского. Кроме того, он учился у Мухеррама Ахтынского и у видного ученого и шейха накшбандийского тариката Мухаммеда аль-Яраги. В Ахты в то время была развита народная медицина, и дед Мирза Али – Ахмедкули слыл большим знатоком ее. Свои знания Ахмедкули передал сыну Магомедшерифу и внуку Мирза Али. В этом деле Мирза Али достиг больших успехов и был признан народным врачом-целителем. Он собирал с альпийских лугов лекарственные травы и готовил из них отвары, мази, настои, которые применялись для лечения больных от различных заболеваний.
Гарнизон Ахтынского укрепления какое-то время не имел своего врача и поэтому начальство часто, когда заболевали офицеры и солдаты, обращалось за помощью к нему. Мирза Али был благожелательно настроен в отношении русских, поддерживал дружеские отношения с ними и не отказывал им в просьбах. Во время осады Ахтынской крепости войсками Шамиля он, будучи там, лечил солдат, получивших ранения. Рассказывают, что, узнав об этом, Николай I спросил: «Пусть скажет, чем его отблагодарить». «Ничего не нужно, – ответил Мирза Али, – единственная просьба, учитывая тяжелые жизненные условия моего народа, освободить его хотя бы на 10 лет от податей». Что и было выполнено царем. В родном селении недалеко от Джума-мечети он создал медресе, которое приобрело значение важнейшего научно-учебного центра Лезгистана.
В нем, кроме арабского языка, философии и логики, он преподавал также арифметику, алгебру и геометрию, астрономию. Слава его медресе гремела не только на родине, но и за пределами ее и притягивала учеников даже из соседних стран Востока. Известный лезгинский ученый и поэт Гасан Алкадари (1834-1910) учился у него 8 месяцев и получил уроки астрономии по популярному не только в Лезгистане, но и по всему Востоку курсу «Шарх ал-Мулаххас» и уроки философии по классическому сочинению «Шарх ал-Хидаят» и др. Говоря о своем учителе, Алкадари с большим уважением и гордостью отмечал, что Мирза Али находился в числе самых крупных шейхов (учителей).
Он посвятил своему любимому учителю несколько касыд, в которых воспевал его достоинства и заслуги. У Мирза Али, кроме Гасана Алкадари, были и другие ученики: Гаджи Абдурахман эфенди Ахтынский, Ахмед и Магомед Катрухские и многие другие из Кубы, Кюры и других мест. Помимо этого, Мирза Али увлекался теологией, физикой, математикой и другими науками. У Саида Араканского он изучал теорию поэзии и основы мусульманской юриспруденции. У Мухеррама Ахтынского учился точным наукам. Неустанно овладевая знаниями у признанных авторитетов, постигая глубины наук, Мирза Али постепенно достигал совершенства и в результате был признан многими мыслителями одним из крупных алимов и поэтов Лезгистана. Авторитет медресе Мирза Али был очень высок и в горах Дагестана. Об этом свидетельствует факт, приведенный М. Г. Садыки.
Как писал Али аль-Кумухи в своей рукописной книге «Таражиму улеман Дагъыстан», в Лакии, в сел. Убра родился очень способный мальчик и звали его Шах-Эмир. Его таланты невозможно было перечесть. Учась настойчиво, он через три месяца превосходил своего учителя. Наконец, в Лакии не осталось учителей, которые могли бы ему преподавать. Кумухские алимы собрались, чтобы решить, что с ним делать дальше. И пришли к единому мнению: в Дагестане лишь Мирза Али аль-Ахты может учить Шах-Эмира. Таким образом, очень способный молодой человек из Убры оказался в Ахтах. Мирза Али учил его целый год, когда другие не выдерживали и трех месяцев. – После учебы в Араканах Мирза Али, обогащенный знаниями и умудренный опытом, вернулся в Ахты и в 1830 году был избран главным казием Ахтыпаринского общества, на посту которого он с небольшими перерывами находился до конца жизни. По положению он вел все духовные дела общества.
Жил он в добротном доме, на склоне горы КIелезхев, внутренние стены которого были расписаны маслянными красками. На потолке тавханы (гостиной), например, были нарисованы экзотические птицы, львы и другие звери. Красиво было убрано и здание его медресе (ныне школа №3). Будучи главным казием Ахтыпаринского вольного общества, Мирза Али проявил недюжинные способности политика и дипломата, мудреца, заглядывающего в лабиринты смутного будущего… и предугадывающего последствия тех или иных шагов. Благодаря его продуманной линии во время кампании генерала Головина по усмирению восставших лезгин в 1839 году удалось избежать сожжения с. Ахты. Мирза Али трижды был в Мекке на хадже. Жену его звали Зурият.
У него было два сына – Абдуреб-эфенди и Мухудин-эфенди. Первый был религиозным авторитетом и дважды побывал на хадже в Мекке, второй был крупным алимом. У каждого из них было по 5-6 сыновей, От казия Мирза Али пошел ахтынский тухум Казиевых, представители которого жили и ныне живут на Гюнейской стороне в верхнем магале – от его медресе до мечети Кисриевского магала по обе стороны улицы. Сын Абдуреба Насрулах-эфенди тоже был религиозным деятелем, муллой, преподавателем медресе и даже в одно время возглавлял Джума-мечеть в качестве имама. Он обладал исключительным голосом и молитвы, произносимые им с минарета Джума-мечети, волнами распространялись по всей Ахтынской долине.
Как свидетельствуют потомки ученого, в библиотеке Мирза Али хранилось более 500 томов литературы, купленных в Турции и Аравии во время хаджа, написанных от его руки или же найденных и сохраненных им как ценные литературные памятники, написанные на арабском, персидском, тюркском языках. Сам Мирза Али, имея большие знания и огромный литературный дар, способность мыслить философскими категориями, был до того увлечен творчеством, что когда он работал (а происходило это как рассказывают его потомки, обычно в подвальном помещении, устланном богатыми коврами и овчинами), он уединялся от всех и предупреждал домочадцев в это время к нему никого не пускать. Писал он за столом в кабинете, но особенно любил творить лежа на овчинах.
Он прекрасно владел арабским, персидским, тюркским, лезгинским и русским языками. Он оставил после себя много выдающихся литературных произведений, признанных как шедевры своего времени. Мирза Али аль-Ахты – первый поэт среди арабистов Лезгистана и Дагестана, писавший стихи на арабском языке. Ему удалось близко подойти к арабскому классическому стихосложению. Он писал много и хорошо. И это благодаря тому, что у него был такой выдающийся учитель и вдохновитель, как Мухаммед аль-Яраги, преподававший арабоязычные науки и оставивший после себя много произведений.
Мирза Али начал писать стихи под влиянием своего учителя по наукам, может быть, и муршида по тарикату Мухаммеда аль-Яраги, однако, вскоре Мирза Али превзошел своего учителя. Дело дошло до того, что аль-Яраги просил своего воспитанника воспевать великих руководителей накшбандийского тариката, что и было блестяще выполнено. В одно время шла недолгая дружеская переписка между Мирза Али и Мухаммедом аль-Яраги, притом в стихотворной форме. Однако фактом является то, что стихи Мирза Али были выборочно переписаны алимами и муталимами в своих рукописных сборниках и тетрадях. Особенно были известны его стихотворения, созданные им в 1849 году в плену у Шамиля. Язык произведений Мирза Али плавный, мягкий, очень подвижный, классический арабский язык. В 1936-37 годах, – свидетельствует А.Абдуллаев, – слышал, что ГПУ (тогдашняя госбезопасность – Д.А.) распорядилось, чтобы все, у кого имеются старинные книги, принесли их в подвал Джума-мечети. И если кто не сделает этого, оставит хоть одну книгу дома, тот будет выселен в Сибирь.
И вот ахтынцы, имевшие богатейшую литературу с древнейших времен, боясь репрессий со стороны властей, мешками носили к мечети книги на арабском языке. Заполнен был не только подвал, образовалась целая гора около мечети. Бесценные раритеты валялись на лестнице, веранде, у дверей, на каменных плитах. После этого некоторые ахтынские «активисты» ночью сгребали собранные литературные сокровища, как ненужный хлам, относили к верхнему мосту и оттуда сбрасывали в Ахты-чай. Утром следующего дня местные жители увидели, как по обоим берегам реки валялись унесенные бурными потоками распотрошенные книги, страницы и богатые переплеты арабских книг.
После этого злополучного дня, буквально через две недели ахтынки, придя рано за водой, обнаружили, что река высохла. Исчезла вода. И разнесся по аулу слух: «Аллах наказал». Оказывается, в верховьях Ахты-чая в районе с. Сумугул оползень преградил путь реке и образовалось озеро. В два часа ночи плотина прорвалась и начался потоп: вода доходила до перил верхнего моста, а через нижний мост Джиорса и Дебернарди вода хлынула через проезжую часть. Много бед в 1937 году натворила река… Что ж касается книг Мирза Али, то значительная их часть была брошена к мечети, но наиболее ценные из них в количестве 20-30 штук Абдуллаев вместе с матерью положили в коробку из-под чая, обложили ее бараньими шкурами и закопали в яме, вырытой в коровнике, а сверху набросали солому и сено.
В 1942 году, когда шла война, приехал к Абдуллаевым кунак из с.Шиназ Рутульского района по имени Музукай (он был арабистом), привез семье различные продукты (мясо, муку и т.д.). Он сказал: «Я знаю, что у Мирза Али были ценные книги. Дайте мне их. Почитаю и отдам вам». Около двух часов он перебирал книги и взял 5-6 штук. Затем артист местного театра Эмиржанов Эмиркули прихватил 2-3 книги.
Потом приходил учитель Бейдуллах Алиев – также несколько книг отобрал. А в 1945-47 годах Г. Садыки три раза приезжал к Абдуллаеву и забрал остатки. Так бесславно исчезла богатейшая библиотека Мирза Али.
Умер Мирза Али в 1858 году глубоким старцем. Похоронили на кладбище верхнего квартала Гюнейской стороны с большими почестями. Над могилой воздвигли красивый мавзолей. Он сохранялся до 1945 года.