Д. С. Кидырниязов
Ногайцы
в системе единой экономики и политики Дагестана (XVI-XVIII вв.)
Объективное изучение истоков складывания и развития дружеских отношений между ногайцами и другими народами Дагестана, развития экономики и культуры народов региона имеет огромное значение. Основным занятием ногайцев в XVI-XVIII вв. было скотоводство. Они разводили крупный рогатый скот, овец, лошадей и верблюдов. В меньшей мере ногайцы занимались земледелием. Птицеводство, пчеловодство, рыболовство и охота играли подсобную роль в хозяйстве.
Важное место в экономике ногайцев отводилось разведению крупного рогатого скота. У ногайцев он отличался хорошими мясо-молочными показателями. «Их рогатый скот велик ростом и силен, подобно польскому», — писал Адам Олеарий1.
Значительную роль в хозяйстве ногайцев занимало и овцеводство. Ногайцы разводили главным образом грубошерстных курдючных овец мясной породы, дающих до 12 кг чистого сапа2. Шерсть овец ногайской породы отличалась хорошим качеством. Ее с большой охотой приобретали на рынках даже в немытом виде.
Особое место в хозяйстве занимало коневодство3. Эта отрасль хозяйства была неотрывно связана со всем укладом жизни ногайцев. Коневодство, по- видимому, всегда было наиболее развитой отраслью хозяйства. Это подтверждается не только письменными источниками, но и данными ногайского фольклора.
Об этом свидетельствует и выведенная ногайцами в эпоху средневековья порода лошадей, получившая в XVII в. название «ногайская лошадь» и сыгравшая определенную роль в формировании кабардинской лошади*.
Ногайскую лошадь выращивали также казаки по нижнему течению Терека5.
Ногайские лошади славились своей молочной продуктивностью. Из кобыльего молока изготовляли кумыс, который являлся источником питания местного населения и лечебно-профилактическим средством для соседних народов.
Говоря о развитии скотоводства ногайцев в XVI-XVIII вв., нельзя не сказать о разведении верблюдов. Ногайцы держали двугорбого верблюда, обладавшего особой мощностью и выносливостью и использовали его как вьючное животное. Двугорбый верблюд мог нести тяжесть вьюком 500 кг и более, перевозить на повозках груз в несколько тонн4.
Кроме того, благодаря нежности и эластичности высоко ценилась соседними народами и верблюжья шерсть, которую собирали в значительном количестве7.
Наряду со скотоводством ногайцы занимались и земледелием.
Переход от скотоводства как главного направления в хозяйстве к земледелию происходил у ногайцев не сразу, а постепенно и не одновременно на всей территории проживания.
У терско-сулакских он завершился раньше, у караногайцев позже. Определенную роль здесь сыграла близость русских поселенцев и соседних местных народов к терско-сулакским ногайцам. Этому способствовало и то обстоятельство, что терско-ногайские ногайцы проживали на более плодородных землях, расположенных по берегам рек Терека и Сулака.
Во второй половине XVII в. отдельные подразделения ногайцев, жившие по берегам Терека и по побережью Аграханского залива (аксаевские и костековские ногайцы), «завели свои пахотные сабаны и покосы»‘.
Торговля ногайцев в XVI-XVIII вв. была меновой. Предметом меновой торговли служили главным образом скот и изделия из животноводческого сырья. Однако при торговых взаимоотношениях с русскими у ногайцев и других местных народов были отдельные случаи денежного обмена®.
В XVII в. Терки становится важным центром политических и экономических связей для народов Дагестана не только между собой, но и с Россией. По некоторым данным, нерусское население Терков к 1669 г. составляло более тысячи дворов. Большинство населения составляли дагестанцы и чеченцы.
Оживленную торговлю вели в Терках ногайцы. Они поставляли скот и продукты скотоводства. Здесь в торговле с ними русские и другие местные народы были заинтересованы не меньше ногайцев. Их даже освобождали от пошлин.
В конце первой четверти XVIII в., после перенесения крепости из Терского города на побережье Сулака, сюда переместился торгово- экономический центр Северо-Восточного Кавказа. Святой Крест стал одним из главных пунктов торговли местного населения между собой и Россией. И. Гербер писал, что «ногайцы торгуют лошадьми и верблюдами»10.
Кизляр, став в 1735 г. важным политическим и военно-административным центром на Северо-Восточном Кавказе, сыграл большую июль в развитии экономики региона, превратившись в крупный торговый центр. Выполняя функции важного транзитного узла в торговле. России со странами Востока, Кизляр к середине XVIII в. становится средоточием русско- кавказских экономических связей, с одной стороны, и многонациональным торговым центром, где народы Дагестана обменивались продукцией своей хозяйственной деятельности, — с другой. Следует отметить тот факт, что немаловажную роль в обеспечении всех транзитных сухопутных перевозок товаров региона играли ногайцы.
Огромное влияние на развитие торговли между народами Дагестана оказали такие крупные экономические центры Северного Дагестана, как Тарки, Эндирей, Аксай л Костек. Как известно, на землях Тарковского шамхала и эндиреевских, аксаевских, костековских владений жили ногайцы.
В XVII-XVIII вв. Тарки являлся центром внутренней торговли Дагестана. Сюда поставляли свои товары со всех концов шамхальства, а также из других владений Дагестана. В конце XVII — начале XVIII в. Тарки выполнял также функцию торгового порта на Каспии.
Трудно переоценить роль Эндирея как центра международной транзитной торговли, с одной стороны, и центра русско-дагестанских экономических контактов, связующего звена между Россией и Нагорным Дагестаном, — с другой. В Эндирей каждую пятницу съезжались торговые люди не только со всего Дагестана, но и со всего Северного Кавказа.
В Аксае, Костеке также торговали привозными товарами не только со всего Дагестана, но и из России и многих регионов Северного Кавказа.
Политическая история народов Дагестана в XVI-XVIII вв. поражает своей чрезвычайной сложностью.
Народы Дагестана в XVI-XVIII вв. широко вовлекались в орбиту большой политики, оказывались втянутыми в систему отношений великих держав. Сопротивление славянских государств Восточной Европы Османской агрессии приводило к поискам союзников на Северном Кавказе, в Дагестане В свою очередь, Стамбул не упускал из поля зрения данный регион, дипломаты султана возражали против деятельности русских на Тереке.
Феодальные владетели Дагестана поддерживали между собой тесные политические связи. Эти связи не всегда были дружественными. Однако нужно отметить, что феодальные междоусобицы не были решающими в определении взаимоотношений народов Дагестана. В основном между трудовыми слоями дагестанских народов поддерживались мирные и добрососедские отношения. Этому во многом содействовало установление родственных отношений.
На основе укрепившихся торгово-экономических, политических, добрососедских и иных срязей между народами Дагестана, в том числе и ногайцами, в XVI-XVIII вв. усиливалось и развивалось их культурное сотрудничество. В результате этого сложилось много общих черт в материальной и духовной культуре. Это творческое взаимодействие хорошо прослеживается в устном народном творчестве, танцах, музыке.