Лезгинский Исторический Портал | alpan365.ruЛезгинский Исторический Портал | alpan365.ru
  • Главная
  • Новости
  • День Истории
  • Библиотека.
    • Книги ОНЛАЙН
    • Книги Скачать
    • Лезгинский вопрос
    • Историческая география
      • Лезгинская ономастика
    • Этнография
    • Лингвистика
    • На лезгинском языке
    • История в лицах
    • Занимательная История
    • Исторические карты
    • ВидеоИстория
    • Тем, кто учится
      • Учебники и учебные пособия по истории
      • Учебники и учебные пособия по обществознанию
  • Статьи
    • История Лезгин
      • Хронология истории Лезгистана
      • Древнейшая история Лезгин
      • Лезгистан в VII-XII вв.
      • Лезгистан в XII-XV вв.
      • Лезгистан в XVI-начале XVIII в.
      • Лезгистан в XVIII в.
        • Хаджи-Давуд Мюшкюрский
      • Лезгистан в XIX в.
      • Лезгистан в XX в.
      • Кавказская Албания
        • Синайские палимпсесты
        • К истории лезгинской письменности
      • Лекия – Лекз (Лакз)
      • Ширван (Шарван)
      • Дербент
    • История Дагестана
      • Дагестанская область
      • Дагестанская АССР
      • Постсоветский Дагестан
    • История Кавказа
      • Первобытно-общинный строй
      • Восточный Кавказ в Средние века
      • Восточный Кавказ в XVIII-XIX вв.
      • Кавказская война
    • История России
      • Киевская Русь
      • Удельная Русь
      • Русское царство
      • Российская империя
      • История СССР
      • Российская Федерация
    • Всемирная История
      • Хронология мировой истории
      • История древнего мира
      • История средних веков
      • Новая История
      • Новейшая история
      • Всемирная волновая история
  • Публицистика

Происхождение названия села Куруш

Занимательная История|Лезгиноведение, Лезгинская ономастика|07.12.2019
Главная » Занимательная История » Происхождение названия села Куруш

Куруш

В древних источниках есть рассказ о том, как образовалось село Куруш. Об этом рассказывается в древней хронике «Ахты-наме». Согласно сведениям из неё, захвативший Дербент арабский предводитель выдал замуж свою сестру за правителя Ахтов, который до этого был иудеем, но, чтобы сохранить свою власть, при арабах принял ислам. Вероятно, он был лезгином, в своё время принявшим иудейство в угоду хазарским правителям, господствовавшим в восточной части Кавказа до арабов и у которых иудейство было религией их правителей. Кроме сестры, арабский предводитель передал ахтынскому правителю часть своих войск и с этими арабами правитель Ахтов напал на село Микрах, жители которого часто враждовали с ахтынцами и отказывались подчиняться захватчикам. Долго лезгинское село Микрах сопротивлялось завоевателям, но арабам путем подкупа “визиря” правителя Микраха удалось предательски убить этого правителя по имени Самсам, открыть ворота крепости и захватить её. Как пишется в хронике «Ахты-наме», после этого правитель Ахтов в сопровождении арабского войско вошел в крепость и осел там, «принуждая население принять ислам». «Принявшие ислам сохранили свою собственность. Тех же, кто не подчинился, он казнил, а их имущество и их семьи были захвачены в качестве добычи» по законам шариата, очевидно, арабами-захватчиками. Далее в хронике говорится, что из числа жителей Микраха тридцать дворов были переселены в другое место, где был построен «отселок Курайш, который от частого употребления [названия] стали называть Куруш».

 

Эти сведения об обстоятельствах образовании села Куруш повторил в своей книге «Асари-Дагестан» Гасан Адкадарский:

«…в Самурском округе было местожительством арабов селение Куруш, название коего Куруш произошло от искажения названия племени Корейш… Но аллах лучше знает» (Асари-Дагестан, Махачкала, 1929, стр.24).

К вышеприведенным словам переводчик книги – сын автора книги Али дал такой комментарий:

«Выражение «аллах лучше знает», употребляемое обычно после того, как автор высказывает своё мнение, в данном случае, по-видимому, служит признаком некоторого недоверия автора к показаниям «Дербент-наме», на которое он тут ссылается». (Асари-Дагестан, Махачкала, 1929, стр.173).

Здесь ошибочно переводчик указывает на «Дербент-наме» вместе «Ахты-наме», так как сведения о происхождении названия селения Куруш Алкадарский взял из «Ахты-наме», а не из “Дербент-наме”. Но одно бесспорно: сказав фразу «аллах лучше знает» по поводу утверждения о происхождении названия Куруш от названия арабского племени «корейш», Гасан-эфенди выразил сомнение по поводу достоверности этого утверждения.

Полагаем, что у Гасана Алкадарского были все основания для такого сомнения. Название упомянутого племени арабов в арабском языке, где записываются лишь согласные звуки, пишется как قريش – (Къ-Р-Й-Ш), но ни в одном арабском тексте название села Куруш не содержит в себе корень названия племени курайшитов. В арабских текстах, например, в «Истории Абу Муслима» название села записано так: قرض – (Къ-Р-Дз). Очевидно, нет никаких причин, из-за которых в арабском языке согласные звуки в названии племени арабов Къ-Р-Й-Ш могли перейти в согласные звуки в названии лезгинского села Къ-Р-Дз. Если название села происходило бы от названия племени курайшитов, то арабы об этом знали бы и правильное написание наименования этого племени на арабском языке нашло бы отражение в написании названия села хоть в одном арабском источнике, но этого мы ни в одном источнике на арабском языке не наблюдаем.

Откуда же само название села? Согласно историческим хроникам село Куруш до арабского нашествия не существовало и основали его переселенцы из села Микрах, которые вынуждены были это сделать, когда Микрах был захвачен арабами. Версия основания села Куруш, вероятно, вынужденными беженцами из Микраха объясняет, почему они вынуждены были заселиться туда, где человеку практически невозможно жить: эти основатели села спрятались от победивших арабов высоко в горах – в самом непригодном для жизни месте…

Таким образом, согласно сведениям из хроник село Куруш образовалось и получило свое название в эпоху арабского нашествия в лезгинские горы. Значит, персы к названию этого села не могут иметь отношения, ибо персы в этих горах господствовали до арабов. В тюркских языках объяснения названия этого не может быть, так как название села Куруш (в близких к этой форме формах) упомянуто в источниках во времена арабского нашествия – за 300-400 лет до того, как тюрки объявились в долине Самура.

По нашему мнению, происхождение названия села можно найти в лезгинском языке. Это на первый взгляд в лезгинском языке нет слова «къуруш». Но при более внимательном отношении к поиску это слова в лезгинском языке и в языках, близких к нему, его следы мы находим.

Наше «расследование» начнем с выяснения смысла суффикса –уш, которое имеется в слове «къуруш». Это нам позволить выяснить такие лезгинские слова, как «гъуруш» и «ккаруш».

Слово «ккаруш» в лезгинском языке используется для обозначения нити, которая проводится горизонтально между вертикальными нитями ковра, находящегося в процессе изготовления, для закрепления на месте каждого ряда узлов, созданных ткачихой на вертикальных нитях. (Согласно толковому словарю А.Гюльмагомедова ккаруш – «хразвай гамунин гъаларин юкьвай гъидай гъал».) Вероятно, это слово «ккаруш» происходит от слова «ккар», означающего «ободок». По всей видимости, слово «ккаруш» имеет смысл фразы «нить, объединяющая горизонтальный ряд узлов ковра».

Как свидетельствует К.Акимов в своем словаре, слово «гъуруш» означает, «жидкий селевой поток», а слово «гъур» – «жидкая грязь». Получается, что слово «гъуруш» имеет смысл выражения «жидкая грязь, объединяющая, включающая в себя всякую всячину». Поэтому жидкое пойло для животных, включающее в себя всякую всячину называют словом “гъуруш”.

Таким образом, можем констатировать, что суффикс –уш в лезгинском языке слову придает смысл «нечто, объединяющее (связывающее) собою».

Установив смысл суффикса –уш, попытаемся выяснить, каково было изначально звучание названия села Куруш. Поможет нам в этом табасаранский язык. Табасаранцы село Куруш называет «Кьуруш», не «Къуруш», как в современном лезгинском языке, а «Кьуруш» (Табасаранско-русский словарь, Москва, 2001, стр.377). И это притом, что лезгинский звук «къ» в исконных лезгинских словах в аналогичных исконных табасаранских словах переходит в «гъ» (например: къван (камень) – гъван; къах (сущеная туша) – гъах; къиб (лягушка) – гъюб; къур (насест) – гъур; къуьн (плечо) – гъюн; къвал (бок) – гъвал и т.д.), но никогда лезгинский звук «къ» в лезгинских исконных словах в аналогичных словах табасаранского языка в звук «кь» не переходит. Но в случае названия села Куруш в табасаранском языке имеется звук «кь» вместо звука «къ» в его названии на современном лезгинском языке. Это говорит о том, что название «Кьуруш», не соответствующее правилам табасаранского языка, проникло в него извне – из лезгинского языка в таком виде. Это ещё притом, что в табасаранском и грязь называется “кьуруш”. Иными словами, в древности название села Куруш у лезгин имел вид «Кьуруш», а не «Къуруш», как сейчас. А слово «кьуруш» в лезгинском языке имеется и происходит оно от слова «кьар»(грязь). Слово «кьар-уш», со временем превратившееся в слово «кьуруш», согласно смыслу суффикса –уш, установленному нами выше, означает «грязь, связывающая собою /еще нечто/».

И что интересно: если в современном лезгинском языке для обозначения грязи используются оба слова «кьар» и «кьуруш», то в курушском говоре для обозначения грязи слово «кьар» не используется, а используется лишь диалектная форма слова «кьуруш» в виде «кьарыж», что лишний раз подтверждает то, что слово «кьуруш» происходит от слова «кьар».

Как подтверждает табасаранский вариант наименования села Куруш, это название изначально звучало для окружающих как «Кьуруш», что однозначно было связано со смыслом слова «кьар» (грязь). На местном диалекте это название звучало как «Кьарыж». Не потому ли арабы, не имеющие в языке своем согласные звуки, соответствующие лезгинским звукам «кь» и «ж», записали своим согласными услышанное от курушцев название села «Кьарыж» как «Къ-Р-Дз»?

И это можно объяснить. Начнём издалека. В современном лезгинском языке есть слово «кфир», означающее «грязный» и происходящее от арабского слова «кафир» (неверующий, иноверец). Это означает, что в эпоху насаждения ислама в лезгинской среде “новые” мусульмане лезгин-немусульман называли «грязными». Эта связь между неверием в ислам и термином «грязный» нам позволяет думать, что слово «кьарыж» в ту эпоху, кроме обозначения грязи, использовалось лезгинами, принявшими ислам, для обозначения лезгин, которые отказывались до конца признавать ислам, отказавшись от веры своих отцов. Поэтому полагаем, что те 30 семей, которые были выселены из Микраха и которые заложили основу Куруша, это были как раз те микрахские семьи, в вере которых в ислам мусульмане сомневались и потому их назвали «грязными». Место их поселения назвали «грязным» селом, т.е. селом «Кьуруш» (Кьарыж). Вероятно, со временем в это село сбегались из других мест, как и из Микраха, те семьи, которые не хотели отказаться от верований своих отцов. Поэтому, наверное, курушское общество состоит из большого множества родов (тухумов), названия которых говорят о широкой географии их происхождения. И название «Кьуруш»/«Кьарыж» в этом случае означало «грязь», т.е «неверие, соединяющее выходцев из многих сёл».

Через века в Куруше не осталось «грязных», т.е. «неверных» и потому забылся исходный смысл названия села, а под воздействием частых контактов курушцев с тюрками из-за перегонного скотоводства, которым они вынужденно занимались веками, так как рядом с селом, кроме травы, ничего не росло, и из-за контактов с окружающими селами само название села «Кьуруш»/«Кьарыж» «смягчилось» и превратилось в «Къуруш», которое мы сегодня знаем.

Получается, что селение Куруш основали те предки современных лезгин, которые остались верными верованиям своих отцов, когда к ним нагрянули арабы-захватчики?

Мансур Куьреви‎ 

© Источник: http://www.facebook.com/

07.12.2019 Admin

Смотрите также:

  • Научные доказательства принадлежности Чингисхана к казахам привел ученый
  • Распространение христианства в Кавказской Албании
  • Русские националисты о лезгинском вопросе
  • ЧIалан месэлайрив мукъаятдиз эгечIин
  • Обществознание. 8 класс. Учебник / Боголюбов Л.Н. и др.  -М., 2014. -255 с.
  • История древнего мира – Виппер Р.Ю. История средних веков – Васильев А.А.  -М., 1993. -511 с.

3 Oтвет на Происхождение названия села Куруш

  • Аксарин 16.01.2021

    История и истинная этимология слова Куруш.
    (Общий обзор)
    1.Географическое положение села куруш.
    Село Куруш расположен в Докузпаринском районе Дагестана .
    Куруш-лезгинское село много тысячелетий назад образовавшиеся в высотах Большого Кавказского Хребта . расположен на высоте 2560 м. над уровнем моря , геог. координаты села 41 16 с. ш. 47 49 в.д, по за гриву Шахдагского массива, здесь проходит географическая граница, разделяющая Европу и Азию. Курушцы потому и являются одновременно Европейцы и Азиаты . Село куруш расположен на одном из многочисленных отрогов святого Эрен-Лара (Шалбуздага) высота которого 4150 м. На Юго-Восточном склоне Шалбуздага в долине реки Усухчая в 17 км к Юго-Западу от районного центра Усухчай. На Юго–Востоке села расположен горный массив Яры – Даг высота 4116 м . На этой горе каждый год проходят Международные чемпионаты по альпинизму, их проводят Минспорта Р. Д . Природно – географические факторы так и жизненные факторы курушцев были связаны тысячелетними с животноводством . Которые в своей основе связаны с вертикальным районированием т.е. с ведение кочевого животноводства в регионе, зимой на равнину в Аран , летом в горы на Альпийские луга и т. д.
    2. История с Куруш .
    У села Куруш очень богатая интересная и насыщенная история .
    Об этом факте красноречиво говорит множество неписаных книг . брошюр и статей как:
    1. Книга З.Д. Баглиева . Куруш и курушцы, Махачкала.1998г 238 стр.
    2. Книга А Ш. Вердиханова . Куруш: история и современность Махачкала. 1998г. 490стр.
    3. Книга С. К. Диярханова . Высокогорнй куруш Махачкала .2001г.252 стр.
    4. Книга А К. Седрединова . Куруш –намэ. Махачкала . 2001 г.380 стр.
    5. Книга Ф А .Ганиева . Курушский говор лезгинского языка .Махачкала .2008 г . 290 стр.
    6. Книга Седрединова А.К и Седрединова С.А. «Народные термины Кавказской Албании – современного Дагестана и Чечни», Махачкала 2016 г. 239 стр.
    В этих и других книгах охвачено почти вся история и культура куруша и курушцев с древнейших времен и .т.д. Поэтому здесь останавливаться на истории села Куруш нет необходимости. Однако читателю кое-что кратко поясним.
    3. Участок где расположен с. Куруш.
    До переселения с куруш на данный участок где она расположена сегодня. она несколько раз меняло свое местоположения Об этом красноречиво говорит девять старых кладбищ На участке где расположено с куруш. находится три взаимосвязанные участка как :
    1. Шмин тыл – «ровный участок».
    2. Къум – «скала, скальный участок» (с др. Албано-лезгинского языка).
    3. Курум- «родниковый участок» (с др. Албано-лезгинского языка).
    Участок Курум сравнительно самый большой из трех участков . Здесь имелось и имеются много родников –источников как: в нутрии села 5 ед. вне села 9 ед. и 6 речек в т. ч. с названием куруш вац (курум вацl). Теперь перейдем непосредственно к этимологии села КУРУШ.
    В Албанский период в области Курал входили 18 мелких княжеств на 13 месте стоит с. Курум, это примерно в период правления Хасрова Ануширвана (531- 579гг) цар Ирана. (ист.кн.Я А. Яралиева, Алупанская (К.-Албанская) письменность и лезгинский язык .)Мах. 1995. С130.131.
    Что же означает название Курал и Курум обе названия относится к гидронимам т. е. к великой Албанской реке Кура-курэ.(кур- кир) Более правильно на этот вопрос отвечает великий географ СТРАБОН (х1.3 2.). «Самая большая река это КИР она берет начало в Армении принимает приток Аракс и другие притоки и реки и на конец впадает в Каспийское море . Прежде она называлась КОРОМ» .
    Теперь сравним названия КОРОМ и КУРУМ оба гидронима идентичны первый на др. греческом второй на др. лезгинском Меняется или чередуется буква « У» на букву» О» в греческом произношении что естественно.
    Это смешение букв не противоречит закону Дэвида Роля «текучесть языковых форм»(чередование звуков или букв).

    Хочу также отметить, что такое же чередование произошло во времена арабских завоеваний и распространения Ислама на территории Юждага.
    В с. Курум – Куруш это достоверно известно, произошло в 733 году источник «Ахты-наме» Когда из Дербента через с. Миграх были переселены 30 семей арабов (арабские семьи) которые и сейчас живут с селе куруш Тухумы- уймахи как Курейшиты и Хебешар, Джума мечеть построена в с. курум –куруш в 753 году . С этого момента название села принял форму звучания как КУРУШ к, стати говоря Джума мечеть также назывался КУРУШ, отсюда в письменных источниках она стало называется именно так Здесь мы видим так же. смешение букв как буква» М» на букву» Ш».в названии села.
    К стати печать Джума мечети до сих пор хранится в селе Ново Куруш с датой изготовления 753 г.с орнаментом звезда и полумесяц. С момента прихода арабов в село Курум проходит ровно 20 лет до постройки мечети .
    К стати Курушская мечеть если она осталось бы. была бы вторая после Дербентской Джума мечети ( по хронологии ).
    4. Слова Курум – куруш.
    1. У Древних племен Кавказских Албан Куров-куьринцев слово Курум-Куруш означал источник. родник. река которая исходит от корня Кура большая река в Закавказье .
    2. У древних Нахов – Албан слово Кура так же название реки, а также название одного из ведущих тейпо – Курчала . Кур -чалой.р. кур пр. реки Терек.
    3. У древних Иранцев Кураш – кир-куруш –это «дитя герой» или смуглый дитя .
    4. У древних Греков кир. кирос. «кура» это албанская река на Кавказе .в самой же Греции имеется река с названием Куруцай (это интересно).
    5. У Арабов это имя- прозвище родоначальника племени Фихр ибн Малик по прозвищу – Курайш, (обратите внимание на произношение).
    6. У древних Тюрков Горум – Корум это скопление крупных камней на склонах гор.(Горум, а не Корум это в русской транскрипции ).
    А также у древних:
    Руссов на русском языке – курица курята и т.д. это рыболовная снасть . Река кур на котором расположен г. Курск и т.д.
    На Удинском языке албан – это яма, яма с водой . На лакском языке Кур это – пашня т.е. орошаемое место , и т.д.

    Приведем список некоторых слов- гидронимов так или иначе связанных с названием Куруш «в качестве гидронимов».
    Кура куьре, куьрэ, куьр, кур, кир, кирос, кир-куруш, курш, кюре, кюринское ханство, курья, курье, куру, курум, кором, корум, куруш, курал, курял, курах, куьреви, курушви
    Кума, кумань, кубань, куманыч, кума-маныческая впадина, донкур, курум, крым, курск, Сухо-Кумск, Лево-Кумск и т.д.
    На лезгинском языке имеются слова и такие как:
    Къур, къура, кьур, кьура, къуру, къурах , кюре, куьре , в разных формах произношения. Однако приведем небольшой лингвистический анализ этих трех группы слов .которые начинаются с заглавных лезгинских букв как :
    1 . На букву «К», Кура, Куьре, Куруш. (в значении река, село).
    2 .На букву «Къ», Къур, Къура, Къуру. (в значении сухое место, боязнь, сухой.)
    3 На букву «Кь», Кьур.Кьураба.Кьурах. (сухой навес, название села).
    Необходимо особо отметить, что в нашем случае (на курушском говоре) лезгинского языка в слове КУРУШ- увулярный непридыхательный звук» КЪ», а также смычно-гортанный звук «КЬ» отсутствуют в произношении .

    5 . Гидроним Кура .
    На наш взгляд очень интересный гидроним с региона Кавказ, который очень продуктивен в образовании различных гидронимов повсеместно.
    В своем распространении он доходит даже до северных границ России
    Например : в Прибалтике Куршский залив , в Мурманской области р. Курья, в Архангельской области р. Курья, Куреха, Курьи, Курка. и т. д.
    Вероятно гидроним Кура, также мог распространится в Малой и Передней Азии, так как древняя Кура- араксская культура по данным ученых распространилось далеко за пределы этих двух Кавказских рек. Как на юг так и на север.
    Ни одна из Кавказских культур, ни до того, ни после, не достигла такого широкого распространения как Кура – Аракская .
    Отдельные элементы этой культуры выявлены далеко и на юге в Восточной Средиземноморье в Сирии и Палестине. Наверняка отсюда и распространен данный гидроним в ее различных формах транскрипции как у Греков, Персов, Арабов, Кавказцев, и на Руси и т. д.

    6. Тухумы села Куруш .

    В селе Куруш как в старом так и в новом живут следующие уймахи – тухумы (в множ.числе), как :
    Авурар, Гьилевар, Зангавар, Къзырар, Къуьлдуьрар, Къайтакьар, Къыртар.
    Тетец1ар, Фалакъар, Везирар, они же Курейшиты, и Хебешар (эфиопы) последные две племени пришлые из Аравии арабы по происхождению, это те 30 семей о котором идет речь в «Ахты –наме», в 733 году из г. ДЕРБЕНТ по пути сделавшие остановку (перевал) через село миграх в село Курум – Куруш .
    Руководил этой группой семей был Аль абу Юсуф араб- курейшит по происхождению . В семейном архиве Седрединовых сохранился оттиск печати Аль абу Юсуфа ( год изготовления 733г) . Более подробно об этом изложено в книге «Куруш-Намэ».
    Кроме основных тухумов в селе живут также и приезжие из других сел как: Мацар Игьирар Лехинар Курукар и др .(однако Миграхских тухумов здеь нет).
    7. Этимология .
    Друзья мои полезно вспомнить, что такое Этимология -это от греческого «этимон» истина- корен слова и ее исходное значение и логия …
    1 .происхождение слова или морфемы .
    2 .раздел языкознания. занимающийся изучением первоначального словообразования . структуры слова и выявления элементов его древнего значения. Источник : А. М . Прохоров. Советский Энциклопедический Словарь. М. 1983. С.1554.
    От себя хочу добавить что – Этимология это не просто набор похожих слов и терминов .Это намного сложнее чем кажется на первый взгляд. Здесь ни что не лежит на поверхности чтобы взять ее и применить как бы по «назначению» .Это самая трудная наука . которая лежит на стыке других наук как история . география. лингвистика и др. и потому что корни ее слишком далеко уходят в глубину веков. Еще философы античного Мира считали «Слово», неотъемлемой сущностью называемого им предмета, в котором закодированы его форма, цвет, физическое и химические свойства. Данное высказывание древних, как нельзя лучше подходит к нашему гидрониму, под названием –КУРУШ. Я думаю для читателя полезно узнать какие же предположения и версии имеются относительно названия и происхождения слова – КУРУШ.
    Версии, их две.
    Кир- куруш – так называли Персидского царя. К стати его звали не Куруш а КУРАШ это чисто на фарси .а куруш так звучит на древне русском( в книгах того периода ) .Здесь мы видим только созвучие и не более .
    Курейш –это название арабской племени – Курейшиты, якобы от этого названия и произошло название села Куруш . Здесь также мы видим созвучие в словах .Этимология слова Курейш не ясно. Сами арабы не знают что скрывается за ним …
    Возможно и Иранское Кураш и арабское Курейш слова из одного гнезда.
    Предположения.
    Имеются несколько предположении как :
    -Къури чка –«сухое место».
    -Къуркъушым –«свинец»
    -КЪуруш -«денги или монета»
    И новое предположение (2020) .якобы название происходить от слова
    Къариш (Кьаруш) –«глина –гряз». Все эти версии и предположения не обоснованы и не выдерживают критики и т.д.

    8.Экспертное заключение об этимологии гидронима – Куруш.
    В 2002 году мы. авторы книг по истории села собрались в с.Куруш.
    Вопрос стоял один «Какова же все-таки истинная этимология названия села».
    Начал доктор исторических наук Баглиев З. Д. «Как я говорил и на презентации книги Аксарина Катибовича (2001г), моего племянника повторюсь что его книга два раза лучще моей книги». Я его досконально изучил, в нем очень много полезной информации который он ввел в научный оборот за что ему огромное спасибо. В отличии от нас он охватил и эту сторону т. е. – этимологию названия села КУРУШ. Давайте обсудим эту тему. Выступили Диярханов С. К. Мне также понравилась книга Аксарина Катибовича молодого и перспективного человека который охватил очень большой материал по истории нашего родного села в том числе и этимологическую сторону. я вполне согласен с его выводами и полностью поддерживаю эту линию КУРУМ – КУРУШ и т. д. Так как наши предки не построили бы на этом месте село .если там не было бы столько источников.
    Выступил Вердиханов А. Ш. Я Аксарина знаю с детства, мы вместе выросли на одной улице и в месте учились в университете ДГУ., в г. Махачкале, «Если он берется за дело, то он ее доводит до конца» так и здесь. Этимологию села он довел до конца и раскрыл ее истину, даже Страбон это подтвердил.Я также полностью согласен с выводами изложенными в его книге что КУРУМ это КУРУШ. С изменение одной лишь буквы на арабский лад. Я же как историк изучал арабский язык в свое время и подтверждаю это…
    Потом дали слово мне. Я остановился на таких моментах как:
    1.Название села КУРУМ – КУРУШ относятся к группе гидронимов .
    2 .КУРУМ –это видоизмененная форма Албанской реки КУЬРЕ.
    3 .Она также имеет и другие значения как: река- Куьре, Икра – Куьр. Название большой албанской племени – Куры, Куьринцы, Куьревияр .
    4.Данное древно албано – лезгинское слово почти забыто в форме КУРУМ –источник .( Уже в наши дни в прекрасном словаре Акимова К.Х. «Лезги-Урус гафарган» Мах. 2017.где содержит 25 т .с.приводится три значения слова Курум стр.139. Все таки многие древние, лезгинские слова остаются не охвачены.)
    5 .И этот факт хорошо что подтверждает великий Страбон в своей книге «географии» (11.3.2)
    6 .Этот факт также подтвердил наш земляк известный Доктор филологических наук Нагиев Ф .Р . еще при написании мной книги «Куруш наме».Что КУРУМ это источник . родник. река. (гидроним) .
    7. Курум – имя собственное (женское имя).Кристально чистый горный родник . (или родники ).
    Весь фокус истинной этимологии слова Куруш в том. что данное Слово гидроним изменился со временем и в наше время ее значение знают лишь немногие языковеды . В последовательности как : Курум, Кура, Куруш .
    Гидроним Курум почти вышел из употребления при распространения арабской грамматики однако она с сохранилась в курушских именах собственных т.е. в женских именах например .
    В книге Баглиева З.Д. «Куруш и курушцы» .Махачкала 1998. С .224.
    В приложении №3.В списке курушцев, награжденных медалью « За оборону Кавказа». Источник ЦГА.РД. ф.352-р.от21-д .15-д.40-44. Мы встречаем имена как : №16. Бекерова Курум. №.24.Гаджиева Курум. Всего в списке награжденных 52 человека из с Куруш . После обсуждения :
    Здесь нами было дано экспертная оценка, что истинная этимология названия села КУРУМ-КУРУШ есть Источник. Кристально чистый горный родник, река.
    И на этом я хотел завершить свое исследование. С уважением, автор книги «Куруш- Наме», Махачкала . 2001.

    От 15.01.2021 г.

    Ответить
  • Аноним 29.11.2020

    Несомненно, Куруш – это одно из древнейших населенных пунктов Лезгистана. Куруш-это жемчужина Лезгинского народа, и его гордость!

    Ответить
  • Аслан 28.11.2020

    Охренеть, вот это история. Особенно мне понравилась мысль о том, что курушцы как не кто иные как микрахцы. Аплодирую стоя. Столько небылиц давно не слышал я про Куруш. Скажу одно, селение с названием Куруш существовал до появления арабов, до появления с. Микрах. Просьба не пишите ерунду. Куруш имеет тысячилетнюю история. Не менее 3 тысяч лет. Приезжайте и посмотрите хотя бы на могилы расположенные одна над другой в три этажа. Сколько времени должно было пройти, чтобы народ хоронил покойников в одном месте друг над другом. При размыве почвы потоками воды обнажились вот эти могилы. Они видны и сейчас.

    Ответить

Написать ответ Cancel reply

Your email address will not be published.

Меню Навигации

  • Хронология Всемирной истории
  • Хронология истории Лезгистана
  • Кавказская Албания (Алпан)
  • Лекия (Лекз-Лакз)

Новости

  • В Касумхюре состоялась VIII Межрайонная научно-практическая конференция, посвященная Международному дню родного языка
  • Премьера первого полнометражного художественного фильма на лезгинском языке
  • Опубликован русский перевод исторической хроники «Та’рих Мискинджа»
  • В Москве состоялась лекция академика Гусейнова А.А. о жизни и деятельности Гасана Алкадарского
  • Форум памяти Магомеда Ярагского в Магарамхюре

История Лезгин

  • Ахты как экономический, политический и культурный центр Лезгин Самурской долины
  • История названия дербентской крепости “Нарын-кала”
  • Лезгины: краткий историко-этнографический очерк
  • Лезги ч1ал. Авай гьал. Ч1алан месэлаяр | Состояние Лезгинского языка. Проблемы (на лезг. яз.)
  • Етим Эмин пробудил в нас сознание о нас самих

История Дагестана

  • В чем отличие между «Кумух» и «Кумык»?

История Кавказа

  • Современныя названія кавказскихъ племенъ

Всемирная История

  • Этот день в истории — 25 января
  • Этот день в истории — 25 июня

ВидеоИстория

  • “Созвездие Алкадари” Гулеры Камиловой
  • К 180-летию Етима Эмина

Загадки Истории

  • Мискинджави Джабраил: Шалбуз дагъдин аскерар
  • Где находился лезгинский город Кур?
  • История становления Гогазского сельского общества
  • О семантике слов кур и сув в лезгинском языке
  • От какого слова произошло название “Рычал-су”?

Публикации

  • Для создания официального Лезгистана нужна только политическая воля!!!

Поиск по сайту

  • Главная
  • Карта сайта
  • Обратная связь
Лезгинский Исторический Портал - alpan365.ru. © 2011-2020. Все права защищены Мнение Администрации сайта может не совпадать с мнениями авторов и комментаторов. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.