КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ — ЛЕЗГИСТАН: история и современность / Абдурагимов Г.А. -Спб., 1995
Глава VI
ЛЕЗГИСТАН В XVI — НАЧАЛЕ XVIII ВВ.
6.4. Социально-экономическая и культурная жизнь Лезгистана
В XVI — XVII веках Лезгистан находился преимущественно под властью иранцев. Временами на эти территории вторгались и турки.
Сефевидское и султанское государства были феодально-деспотическими монархиями [9]. Главою государства являлись шах и султан, имевшие неограниченную власть. У сефевидов шах одновременно был наследственным шейхом дервишского ордена: «Сефевийе» [9]. При шахе Исмаиле I шиизм объявлен государственной религией. В 1504 году за религиозное «непослушание» только в одном Табризе казнены тысячи людей [9].
Турецкий султан в этом деле, как и в других грабительских делах, не уступал шаху. Османы также объявили в борьбе с иранцами шиитов врагами мусульман-суннитов [4].
В XVI — XVII вв. феодальные отношения в Лезгистане мало изменились по сравнению с предшествующим периодом, но феодализм достиг большой зрелости.
Преобладающей формой феодальной земельной собственности в XVI в. были государственные земли — дивани. Обширные угодья принадлежали шахской фамилии.
Крупное феодальное землевладение сочеталось с мелким крестьянским землепользованием. При этом крестьянское землепользование существовало в виде издольной аренды, которая ставила крестьян в кабальную зависимость от феодалов.
Как и раньше, особенно в горных магалах, существовала сельская община — джамаат. Община объединяла своих членов для работ по поддержанию оросительной сети и орошению земель.
В XVI в. в ремесленном производстве почти изжил себя рабский труд, широко применявшийся при арабах и монголах. Все более возрастала роль свободных ремесленников. Лезгистан представлял собою удивительную картину смешения и чередования различных физико-географических условий, от прикаспийских равнин, что ниже уровня моря, до высочайшего в Европе селения Куруш, от богатых долин плоскостных и предгорных районов — через тучные альпийские луга — до голых экзотических скал у Главного Кавказского хребта. В соответствии с этим в различных районах преобладали те или иные виды занятий. Если в плоскостной и предгорной зонах занимались преимущественно земледелием (в частности, виноградарством и садоводством), то население горных и высокогорных районов специализировалось, в основном, на скотоводстве (овцеводстве), но занималось также и земледелием. Довольно развито было пчеловодство.
Рис. 6.4. Гора «Кетин кьил».
Районы Дербента, Табасарана, Кюре, Кубы, Ширвана, Шеки, Кахи и другие плоскостные и предгорные регионы были богаты пашнями; здесь прорастали пшеница, ячмень, просо, кукуруза. Выращивали также шафран, виноград, айву, смокву, гранаты яблоки, сливы, груши, черешню и другие фрукты. Широко применялось искусственное орошение. На довольно высоком уровне стояло производство шелка, а производстве и продажа марены составляли одну из главных статей дохода. Кстати, за культивации: дикорастущей марены и создание новых сортов, позволяющих производить всю гамм; естественных красителей, лезгину во Франции поставлен памятник. Вот что написано в журнале «Советский Дагестан» (N5, 1966г.): «Были и такие растительные краски, которые славились во всем мире. Среди них одно из первых мест по праву занимал ализирин — замечательная красная краска. Его приготовляли из корней марены. Марены постоянно не хватало, она была диким растением. Не удалось «приручить» марены и жителям Авиньона (Франция), а жителю Дербента, лезгину, удалось вырастить марены… В честь Гусейна Келбетая — человека, сумевшего вырастить новые сорта марены, в французском городе Авиньон воздвигнут памятник»
К середине XVII века относятся известия: «густых лесах» по пути из Дербента в Кюре, о садах в Кюре («у них есть свои сады»), о Табасаране, расположенном «между садами и цветниками» [17]. По данным А.Контарини, садоводство еще в XV веке было развито в районе между Дербентом и Шемахой, «где годится столько прекрасных плодов, и в особенности яблок, что, глядя на них, не веришь собственным глазам» [41].
Рис. 6.6. Виноградники.
Горные и высокогорные районы были богаты крупным и мелким рогатым скотом, особенно в Самурской долине. Преобладала отгонная система животноводства: летом скот содержался на альпийских лугах, а зимой перегоняли его через перевалы на южные предгорные склоны Кавказских гор и южные плоскостные районы — в Ширван, Кубу, Шеки, Ках, Закаталы и др. Максимальное расстояние для перегонов достигало 50 — 70 км. Поэтому поголовье баранты составляло более миллиона голов.
В скотоводческих районах были развиты и отдельные виды домашних промыслов: горцы изготовляли из шерсти различные ткани, сукна, ковры, высокого уровня достигла выделка кож, обработка дерева.
Казалось, после того как торговый путь через Россию и Лезгистан в Иран, установившийся в связи с кризисом средиземноморских связей европейцев с Востоком, потерял для европейцев прежнее значение, можно было ожидать в хозяйственной жизни Лезгистана упадка, как это наблюдалось, например, в среднеазиатских странах. Однако вышеприведенные данные о состоянии сельского хозяйства, кустарного производства и торговли в Лезгистане в XVII веке не только не позволяют говорить об упадке в хозяйственной жизни страны, наоборот, свидетельствуют о некотором его подъеме. Этим Лезгистан был обязан прежде всего благотворному влиянию русской экономики на основе роста хозяйственных и культурных связей с русским народом. Торговые связи с русскими усилились к концу XVII века, поскольку к тому времени страна оправилась от последствий разорительных нашествий Надира. Из Лезгистана вывозили скот, масло, шерсть, мед, вино, фрукты, марену и т.д. Из России привозили тонкие сукна, сахар, шелковые, бумажные и холщовые ткани, писчую бумагу, серебро, золото, олово, сталь, железо, стальные, железные и медные вещи домашнего обихода и т.д. [42]. Торговлей занимались в основном, как и в предыдущий период, феодалы и феодализирующая верхушка лезгинского общества Внутренней торговлей занималось также и узденство [4].
Рис. 6.7. Ковер «Ширван» (слева). XVII в. Хранится в музее декоративного искусства, г. Будапешт. Ковер «Шемахи» (справа). XVIII в.
В Лезгистане города играли заметную роль в хозяйственной, политической и культурной жизни страны. Они представляли собой важные торгово-ремесленные центры Правда, Гянджа, Барда и некоторые другие города в XVI в. потеряли свое былое значение, но выросли Шемаха, Баку.
Рис. 6.8. Слева — столб мечети сел. Друштуль Агульского района. XVI — XVII вв. (по Дебирову) Справа- капитель столба мечети сел. Рича Агульского района (прорисовка Дебирова)
Шемаха насчитывала тогда около 25 тысяч жителей. Здесь имелись многочисленные шелкоткацкие и бумагопрядильные мастерские. Шемаха была главным произ-водителем шелка и одним из крупнейших торговых центров на Востоке. Наряду с мерными купцами в Шемахе вели торговлю русские, армянские, грузинские, иранские, индийские и западноевропейские купцы.
В это время важная караванная магистраль проходила через Дербент, Шемаху, Ареш и Гянджу к Тбилиси. Из Шемахи шли дороги в русские земли, Ереван, Тебриз, в города Ирана, Сирии и других восточных стран. Связи северного (ныне Дербентского, Ахтынского, Магарамкентского, Рутульского районов) и южного (ныне Хачмасского, кубинского, Кусарского, Шекинского, Нухинскогo, Закатальского районов) Лезгистана все возрастали. Они носили не только политический, но и культурный, экономический характер.
В XII — XVII вв. продолжается проникновение арабских элементов в Лезгистан. Это подтверждается сохранившимися эпиграфическими надписями на сооружениях, особенно культовых. Ниже приводим некоторые из них, взятые из монографии А.Шихсаидова «Эпиграфические памятники Дагестана».
Рис. 6.9. Сел. Хнов (Ахтынский район). Каменная плита с арабской надписью
Сел. Хнов (Ахтынский район). Недалеко от селения Хнов, на окраине дороги расположен пир (святилище) — небольшое однокамерное сооружение. Внутри пира, в западной стене вмонтирована каменная плита с арабской надписью в 8 строк (Рис. 6.9).
(1) Это могила покойного, прощенного Мухаммада,
(2) сынаАсада, сына М.к.л.к.н. сынаКар—лйна
(3) сына ‘Араб Абакара (араб Абакара, :ына Тахсмана
(4) сына Бугала, сына Сайф ад-Дина, сына
(5) Карнайна, а Сайф ад-Дин и М.к.лк.н. (6) они оба сыновья Карнайна.
(7-8) Случилась смерть ею в восемьсот лтьдесят четвертом году
(9) хиджры пророка, — да благословит
(10) Аллах его и да приветствует.
840г.х.-14.Х11450 — 2.XI 1451 г.
Родословная Мухаммада содержит 9 имен (Мухаммад, сын Асада, сына М.к.л.к.н., сына Карнайна, сына ‘Араб Абакара, сына Тахсмана, сына Бугала, сына Сайф ад-Дина, сына Карнайна). Для нас наибольший интерес представляет в этой цепи имя ‘Араб Абакар (или араб Абакар) — попытка под-чернуть, что святилище связано с именем араба по происхождению.
В связи с именем Мухаммада, сына Асада… сына Араб Абакара встает также вопрос о социальном статусе лиц, над могилами которых воздвигаются культовые сооружения типа «пиров», о социальном положении лиц, становящихся «пирами» («святыми»). Для этого привлечем несколько надписей и записей, обнаруженных в сел. Лгар.