Алиев Б.Г., Умаханов М.-С. К.
Союзы сельских общин в борьбе за независимость Дагестана в XVII- в перв. пол. XVIII в.
Почти половину территории средневекового Дагестана занимали союзы сельских общин. Точное количество их до настоящего времени не установлено. По сведениям С. Броневского в начале XIX в. в Дагестане насчитывалось 12 «федеративных республик», под которыми он подразумевал союзы сельских общин (или «вольные общества»). По сведениям же А. А. Неверовского в середине XIX в. «вольных обществ» в Дагестане было 442. Е. Козубский3 и Х.-М. О. Хашаев4 насчитывали их более 60. Эта же цифра приведена в «Истории Дагестана»5. Р. М. Магомедов определил число союзов сельских общин в 686.
Такое расхождение числа союзов сельских общин Дагестана проф. В. Г. Гаджиев объясняет тем, что «в кавказоведении еще не выработаны четкие общепризнанные определения союзов сельских общин, нет единого принципа их подсчета»7. Одни исследователи при подсчете берут за основу современные границы Дагестана, а другие — учитывают и джаро-белоканские союзы сельских общин, ныне находящиеся в пределах Азербайджанской ССР.
Данная статья не преследует цели установления числа союзов сельских общин. Поэтому не станем акцентировать внимание на этом вопросе. Необходимо отметить, что дореволюционная историография архаизированно освещала социально-политический строй и общественные отношения в союзах сельских общин, сводила их к родовым, патриархальным отношениям8. Отголоски дореволюционных воззрений на характер и уровень общественных отношений в союзах сельских общин средневекового Дагестана находят место и в работах отдельных советских исследователей. Наиболее выразительно эти воззрения отразились в работе М. М. Блиева, в которой утверждается, что в XVIII в. в горном Дагестане «население объединялось в социально-экономических образованиях двух типов: в союзы сельских общин, находившихся на дофеодальной стадии развития, и в ханствах, представлявших собой раннефеодальные общества»9.
Дореволюционные исследователи недооценивали роль союзов сельских общин в политической жизни Дагестана, обходили вниманием их вклад в дело борьбы народов Дагестана за сохранение политической независимости от иноземных завоевателей. Между тем, как указывалось в нашей исторической литературе, союзы сельских общин играли важную роль в политической жизни Дагестана. Важный вклад внесло население союзов сельских общин и в борьбу народов Дагестана против иноземных завоевателей и захватчиков в XVII—XVIII вв.
В XVII—XVIII вв. постоянная внешнеполитическая угроза независимости Дагестана шла в основном с юга, поскольку иранские шахи, утвердившиеся в Закавказье, не прекращали своих агрессивных устремлений в отношении Дагестана. Цель агрессивной политики сменявших друг друга иранских правителей оставалась одной каждый из них всеми силами и способами стремился захватить Дагестан, создать здесь опорные пункты для борьбы за господство как над Дагестаном, так и над всем Северным Кавказом «.
Наиболее часто и в первую очередь в соприкосновение с иноземными завоевателями вступали жители союзов сельских общин южного Дагестана. Однако надо оговориться, что жители этих союзов сельских общин зачастую выступали вместе с населением феодальных владений. Согласно опубликованным А. Р. Шихсаидовым хронологическим выпискам Рамазана ал-Куштили, в 1610— 1611 гг. «произошло сражение в стороне Астал между Зульфугар-ханом и Табасараном…, погибло множество мусульман и было отрезано много голов мусульман и голов рафизитов»12 (под рафизитами имеются в виду кизылбаши, как называли тогда шахские войска). По мнению А. Р. Шихсаидова, эти события происходили вблизи одного из лезгинских селений Юхари-Стал, Орта-Стал или Ашага-Стал13. Это позволяет предположить, что в указанном сражении принимали участие и лезгины, которые находились под влиянием табасаранских майсумов. Не останавливаясь на подробностях этого конфликта, отметим, что это было второе столкновение шахских войск и табасаранцев, которых шах Аббас I хотел выбить с занятой ими еще при господстве турок на Кавказе территории в Шабране еще в 1607—1608 гг. В первом сражении кизылбашами было убито до 1000 табасаранцев, что вызвало возмущение во всем Дагестане. [1]
Имеются сведения о том, что в 1614—1615 гг. жители табасаранских и кайтагских селений сражались с вторгнувшимися к ним кизылбашами15, которые в конечном итоге вынуждены были отступить. Вблизи современных агульских селений Арсуг, Худиг и Дулдуг имеются развалины разрушенных кизылбашами шести поселений. Как свидетельствуют полевые данные16, это явилось следствием нежелания агульцев подчиниться иранским шахам.
Кровопролитную борьбу против захватнических устремлений шаха Аббаса I вели жители и Ахтыпаринского союза сельских общин, отличавшегося в тот период самостоятельностью и пользовавшегося большим авторитетом среди союзов сельских общин Самурской долины. В 1620—1621 гг. объединенные войска дербентского Бархудар-султана и шемахинского правителя Юсуп-хана по указу шаха Аббаса I напали на Ахты. В результате этого нападения Ахты были настолько разрушены, что на их восстановление потребовалось восемь лет. Такая жестокая расправа шахских войск с ахтынцами свидетельствует об упорном сопротивлении жителей Ахтыпаринского союза сельских общин агрессивной политике иранского шаха Аббаса I. В этом же факте можно усмотреть и интересное социального характера явление: здесь мы сталкиваемся с первым фактом выступления отдельного союза сельских общин против иноземных завоевателей.
Против захватнической политики иранских шахов в первой половине XVII в. боролись и сельские общины Верхнего Кайтага, которые мосле перемещения резиденции уцмиев в конце XVI в. на плоскость — в Маджалис, Башлы и т. д., по существу стали самостоятельными союзами сельских общин. Хотя нельзя сказать, что эти союзы сельских общин непосредственно вступали в конфликт с шахскими войсками по особенным своим противоречиям с ними. Это столкновение являлось следствием активного вмешательства шаха Аббаса II во внутренние дела Кайтага с целью насаждения в, нем власти угодного ему Амирхан-Султана. Последний был племянником свергнутого Аббасом II с помощью иранских войск уцмия Рустем-хана, пытавшегося проводить независимую от иранских правителей политику18. Предыстория этой борьбы уцмия Рустем-хана с его племянником Амирхан-Султаном, утвердившим свою власть в Нижнем Кайтаге с помощью войск шаха Аббаса II, в исторической литературе освещена достаточно полно 19. Поэтому здесь обратим внимание лишь на участие верхнекайтагских сельских общин в этой борьбе.
Согласно имеющимся данным, уцмий Рустем-хан отступил из Нижнего Кайтага в Кубачи, где укрывался некоторое время. Оттуда он вынужден был перебраться в старинную резиденцию уцмиев Калакорейш, представлявший из себя естественно укрепленную крепость, взятие которой в тогдашних условиях было нелегким делом. Тем не менее, Рустем-хан вынужден был покинуть Калакорейш и перебраться в крупный населенный пункт Уркарах, где также имелась крепость. Уркарахцы, видимо, поддержали Рустем-хана в его борьбе против объединенных с шахскими войсками отрядами Амирхан-Султана. Однако ввиду численного превосходства последних Рустем-хан вынужден был покинуть Уркарах. Согласно имеющимся сведениям последним местом укрытия Рустем-хана явилась ицаринская крепость. Ицаринцы, видимо, также поддержали Рустем-хана в его борьбе против шахских войск. Осажденные в крепости, несмотря на начавшийся голод и вынужденность питаться горными бураками, выдержали натиск шахских войск. В конечном итоге осаждавшие вынуждены были отступить и уйти, не выполнив поставленной перед ними задачи по ликвидации уцмия Рустем-хана. Поддержка, оказанная Рустем-хану уркарахцами, ицаринцами и другими окрестными сельскими обществами, дала ему возможность устоять в борьбе с Амирхан-Султаном, хотя его и поддерживали шахские войска.
В создавшейся ситуации эти события на первый взгляд кажутся обыкновенной феодальной усобицей, суть которой заключалась в борьбе за власть в Кайтаге между уцмием Рустем-ханом и его племянником Амирхан-Султаном. Практически же тогда решался вопрос быть сельским общинам Верхнего Кайтага в зависимости от иранских правителей через их ставленника Амирхан-Султана или сохранить свою независимость, поддержав боровшегося против иранцев Рустем-хана. Именно поддержка союзов сельских общин Верхнего Кайтага гарантировала успех Рустем-хану в борьбе с шахскими войсками, проникшими в эту часть Кайтага. Однако Рустем-хану не удалось вытеснить Амирхан-Султана из Нижнего Кайтага. В результате этих событий Кайтаг оказался по существу поделенным на две части, борьба между правителями которых в XVII в. не прекращалась20.