Вакфная собственность в Дагестане составляла особую категорию феодальной земельной собственности. В XVI-XVII вв. за счет дополнительных учреждений мечетских земель шло увеличение вакфа. В этот период получило широкое распространение строительство медресе и пиров, проводились также реставрация и ремонт существовавших до этого различных религиозных учреждений, что повлияло на увеличение и возникновение во многих селениях Дагестана ме- четского землевладения. Согласно сведениям, приведенным А.Р.Шихсаидовым в эпиграфических материалах, на окраине селения Ахты расположен «Ч1ехи п1ир» («Большой пир»), построенный в 1527-1528 г. (1, с.245); пир в селении Орта-Стал имеет большое купольное здание «Пир шейха Ибрахима» (1, с.245), где дана дата смерти 1541-1542 г.; дата постройки мечети в Хунзахе обнаружена «на стене кинотеатра, бывшего здания квартальной мечети» (1, с.278-279) в 943/1527-1528 г. В 980/1572-1573 г. была построена пятничная мечеть в селении Хури (Лакский район) (1, с.288-289).
В странах мусульманского мира святилища, являясь центрами паломничества, в то же время обладали крупным земельным имуществом. По Дагестану нет сведений о наличии земельных угодий, находившихся в собственности пиров. Однако можно предположить, что наиболее крупным и почитаемым пирам, построенным на средства завещателей на могилах «шейхов», «шахидоа» и т.д., одновременно завещали и земельные участки, за счет которых содержались пиры. Как пишет А.И.Тамай, «верхушечная часть духовенства владела отдельными аулами с пахотными и пастбищными землями» (2, л. 17).
Для строительства мечетей, минаретов, святилищ, общественных зданий джамаатами выделялись определенные территории, что, естественно, вело к увеличению вакфной собственности. Вакфы, пишет Р.М.Магомедов, в горной части Кайтага образовались «в большинстве своем на базе общественных земель и от даров, принесенных мечетям по завещанию» (3, с.207). Вакфы в селении Хосрех, Сиух образовались от передачи ряда участков из общинных земель (4, л.20).
Завещания мечети производились в различных формах. К примеру, в лакском селении Унчукатль сохранилась эпиграфическая надпись о завещании земельных участков, относящаяся к 1074/1663-1664 г. В ней говорится, что житель селения Джабраил б.Къуши завещал унчукатлинской мечети пахотные участки в местностях Шуруй и К1улуши (5, с.224).
По завещанию мульковладельцами своих земельных участков образовались мечетские земли и в гамринском магале. «Почти во всех селениях этого магала есть небольшие участки пахотных земель, принадлежащих мечетям, образовавшиеся по завещанию, которыми пользовались и доход распределялся на тех основаниях, как и в других местах, где есть мечетские земли»(6, с.230).
Завещатель или даритель полностью терял право на обращенную в вакф землю. Вакф учреждался навсегда для постоянного и непрерывного пользования мечетями. Обращенная в вакф часть земли выделялась как собственность мечети от земель учредителя вакфа, закреплялась за нею и становилась неотчуждаемой собственностью.
А.Р.Магомедов выделяет два вида вакфа: земли в реальном владении и распоряжении мечети («мульк мечети»), являющиеся базой для извлечения отработочной или продуктовой ренты, и земли, находящиеся в частном или общинном владении, с которых в пользу мечети поступала постоянная доля дохода. При этом частные участки обрабатывались их наследственными владельцами, они не подлежали разделу, а при продаже все. обязательства переходили на покупателя (7, с.113).
Значительная часть вакфа сложилась из завещанных мечетям и других частных участков. Однако документы XVI в. (Нижний Табасаран, Мишлеш) указывают и другой путь их пополнения: вынужденная передача в вакф с целью избежать феодального захвата земель, пусть даже ценой вечной выплаты ренты (8, с.26). Вакф, «вечная собственность» мечети, не могла быть объектом каких-либо сделок. В этом отношении, как указывает И.П.Петрушевский, вакф представляет почти полную аналогию с церковным имуществом в христианских странах, в частности в средневековой Западной Европе с ее правом- «мертвой руки». Отличие мусульманского вакфа в том, что завещатели вакфных имуществ могут обусловить пользование ими различными условиями. И в ряде случаев сохранить за собою право назначать мутаваллиев (попечителей над пожертвованным вакфным имуществом по назначению жертводателя) и других должностных лиц этих вакфов (9, с.248). Шариатский суд зорко следил за лицами, которым было доверено использовать вакфную собственность по назначению. Если мута-. валли использовал вакфное имущество не по назначению, шариатский суд имел право отстранить его и назначить другого мутавалли (10, с. 159). Благодаря этим двум признакам — неотчуждаемости и условиям, назначенным завещателями, — вакф следует рассматривать как условную форму феодальной земельной собственности (9, с.248).
Помимо завещания земельных участков в вакф большую роль в экономическом положении мечетей играла отдача им определенной доли урожая с земельных участков или же внесение продуктов (хлеб, жир, фрукты и т.д.). При этом хозяин земли сохранял на нее право собственности, он терял лишь право пользования доходом, который отдавал в мечеть. Он мог продать землю, но вместе с ней к покупателю переходил и запрет пользования той частью дохода, которая была завещана мечети прежним хозяином. Отдача в пользу мечетей определенной доли урожая практиковалась повсеместно в Дагестане, о чем говорят записи актов передачи, сохранившиеся на полях арабских рукописей.
Многие вакфы были предназначены именно для раздачи доходов от них бедным и нуждающимся. С помощью вакфа, пишет М.М.Ковалевский, имущество может быть также навсегда предназначено для служения бедным, иначе говоря для целей благотворительности (11, с.215). Согласно мусульманскому праву, право пребывания в караван-сарае, право пить воду из водоема, колодца, или источника и т.д. в равной мере было законно как для бедных, так и для богатых.
В Дагестане в XVI-XVII вв. мечетское землевладение получило широкое распространение и являлось одним из основных форм землевладения. Различные поступления с вакфных земель были значительными и в целом играли немаловажную роль в социально-экономическом развитии дагестанского общества. В какой-то мере учреждение вакфа способствовало дальнейшему сокращению и разложению общинного землевладения и обезземеливанию общинников, что, естественно, усиливало и укрепляло роль мечети.
П. А. Ибрагимова
________________________________________________
Литература
1. Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники в Дагестане X-XVII вв. как исторический источник. Махачкала, 1984.
2. Тамай А.И. Дагестан в XVI-XVII вв. // Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З.Оп.1. Д. 19.
3. Магомедов P.M. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII — начале XIX веков. Махачкала, 1957.
4. Алиев Б.Г. Крупное феодальное и мечетское землевладение в Дагестане в XV-XVIII вв. // Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. On. 1. Д.264.
5. Алиев Б.Г. Земельно-правовые отношения в Дагестане в XV — нач. XIX в. // Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. Оп.1. Д.507.
6. Феодальные отношения в Дагестане XIX — нач.ХХ в.: Архивные материалы / Сост., предисл. и примеч. Х.-М.Хашаева. М., 1969.
7. Магомедов А.Р. Хозяйственная жизнь и социальный строй Нагорного Дагестана в XV-XVII вв. Ростов-на-Дону, 1985.
8. Магомедов А.Р. Социально-экономический и политический строй горских обществ Дагестана XV-XVII веков: Автореф. дис. … д-ра. историч. наук. Ростов-на-Дону, 1989.
9. Петрушевский И.П. Земледелие и аграрные отношения в Иране XIII- XIV веков. М., 1960.
10. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978.
11. Ковалевский М.М. Закон и обычаи на Кавказе. М., 1890. Т.2.