Солнечная составляющая соответствующих эпических фигур наблюдается также в мифологемах соседних с кавказским культурных регионов, например, у ираноязычных народов, заимствовавших образ рожденного из камня солнечного героя Митраса, вероятно, у горцев Анатолии и Загроса. В этот ряд можно включить и библейского героя Самсона, имя которого также связано с обозначением солнца в семитских языках (ср. ивр. schemesch, араб. schams«солнце»).
Образу рожденного из камня бунтаря в кавказских мифах сопутствует фигура мифического кузнеца, который в некоторых вариантах соответствующих сказаний «закаляет» мятежного героя, чтобы сделать его тело неуязвимым. Связь ремесла кузнеца с огненной стихией и, прежде всего, с вулканами совершенно четко прослеживается в древних мифах (ср. образ Гефеста у греков, которому соответствует в римской мифологии образ бога огня Вулкана, фигуры божественных кузнецов кавказцев Курдалагона, Тлепша, скандинавского Велунда и т.д.). По нашему мнению сам термин вулкан, который в латинском языке заимствован из более древнего этрускского (типологически сходного с хурритским, ср. этр. Велхану), происходит из хурритского имени Улликумми (причем Ullikummi, является, возможно, диалектным вариантом хурр. wurikunni«слепой», буквально «невидящий» — в хурритских и хеттских текстах Улликумми представлен как слепой гигант.
Слепота (и вообще убогость) – характерная черта обитателей подземного мира и должна, по всей видимости, отождествляться с тьмой, царящей в преисподней. Мифологемы, связанные с мотивом слепоты, явно вулканического происхождения и были первоначально связаны с мистическими представлениями, навеянными картинами кратеров потухших вулканов, считавшимися «вратами ада». Дело в том, что во время вулканических извержений у вершины вулканов поблизости от основного часто образуется множество дополнительных кратеров, которые геологи называют кратерами-паразитами. С соответствующими наблюдениями были, по всей вероятности, связаны образы циклопов (греч. «круглоглазые») в греческой мифологии, а также похожих образов из кавказских мифов, которые не являются заимствованными из греческих легенд, а объясняются на основе местных, схожих с хурритской, мифологии и природных условий. Циклопы – кратеры вулканов – являются подмастерьями в кузнице Гефеста, о котором говорилось выше и помогают ему ковать молнии для бога-громовержца Зевса. Неудивительно, что кузница бога огня Гефеста, согласно одному из вариантов греческих мифов, располагалась под вулканом Этна. Интересной параллелью греческим циклопам является образ одноглазого исполина из восьмого сказания западнотюркского эпоса «Китаби Деде Коркут», который именуется Тепе-Гезом. Перевод этого имени («гора-глаз» или «глаз горы»), которое, возможно, первоначально являлось эквивалентом хурритского имени Улликумми и древнегреческого обозначения циклопов, не оставляет сомнений в правильности предложенной трактовки соответствующих сюжетов.
Устрашающая картина огромного огненного вулканического пика, беспрестанно растущего ввысь и осыпающего небо (и небожителей!) залпами горящих камней и лавы, выстреливаемых из жерла извергающейся огненной горы, оставила такое неизгладимое впечатление на современников, что это событие на протяжении тысячелетий передавалось в виде легенд из поколения в поколение, пока не было зафиксировано в хурритских и хеттских клинописных источниках в виде эпоса о рожденном горой каменном демоне, восставшем против небесных богов.
Похожую картину воочию наблюдали в мае 1902 года жители острова Мартиника, когда на вершине вулкана Монтань-Пеле (Mount Pelee) вырос 300-метровый каменный гигант (см. фото Лакруа, сделанное в 1902 году). Последовавший 8 мая взрыв и мощное извержение, сопровождаемое сходом пирокластических лавин, стерли с лица земли город Сент-Пьер, уничтожив 40 тысяч его жителей. Остывший вулканический монолит, выросший на вершине горы, простоял недолго – он раскололся у подошвы и разрушился под напором воздымающейся из жерла магмы.
Сам сюжет борьбы богов, зафиксированный у хеттов и позднее у древних греков (ср. «Теогонию» Гесиода), несомненно, заимствован из мифов хурритоязычных народов, издревле населявших сейсмически неспокойный регион высокогорного озера Ван. Об этом свидетельствуют характерные сюжеты, со всей очевидностью указывающие на восточноанатолийское происхождение соответствующих сказаний. Например, в хеттских и греческих мифах описывается борьба двух антагонистических божественных «лагерей» друг с другом. При этом местом действия являются две горы, расположенные неподалеку друг от друга (у хеттов это Хаззи и Намни, локализуемые в Северной Сирии, у греков Олимп и Отрис в Фессалии). Однако, ни в Северной Сирии, ни на Балканах не было действующих вулканов, проявления которых находят свое отражение в древних сказаниях. Родина повествования об антагонизме двух гор, поддерживающих небосвод и являющихся обителью двух враждующих божественных «семей», локализуется на берегах озера Ван, где расположены доминирующие над северо-западными окрестностями Вана вулканы Немрут и Сюпхан, одновременное извержение которых в древности послужило мотивом для создания соответствующих сказаний о борьбе богов. Причем мотив двух гор, поддерживающих Вселенную, который отсюда распространился по всему Древнему Востоку, объясняется образованием гигантских столбов дыма при извержении вулканов, издалека выглядевших как опоры, поддерживающие небо. Как известно, Улликумми вырос на плече хурритского Атланта – бога Упеллури, на котором держался мир, что подтверждает высказанное предположение. В качестве другого плеча Упеллури выступает здесь вулкан Сюпхан, расположенный на северном берегу озера Ван. Сюжет двух враждующих друг с другом соседних гор известен также в разных вариациях из сказаний целого ряда народов, в том числе и кавказских. Причем, «добрые» боги неизменно выходят победителями в борьбе против демонов, обитающих на соседней «злой» горе (ср. также антагонистические Белую и Черную горы, Белобога и Чернобога, Святые и Лысые горы у славян, Мифы народов мира, под ред. С.А.Токарева, Москва 1998, с. 313).
Восстание Улликумми против верховного небесного бога также оканчивается его поражением. Сам клинописный фрагмент победы бога-громовержца, к сожалению, не сохранился, однако, дальнейший ход повествования позволяет сделать вывод, что он в конце-концов не устоял перед атаками небожителей и был повержен. Основой данного сюжета «падения мятежного ангела» могли стать реальные события, которые в доисторические времена имели место на вершине вулкана Немрут, в качестве параллели к которым может рассматриваться крушение каменного исполина, имевшее место на острове Мартиника в мае 1902 года. Предварительные данные свидетельствуют о том, что похожая катастрофа случилась в хурритское или непосредственно предхурритское время (5-3 тыс. до н.э.) у западного берега озера Ван.
Характерным элементом, свойственным почти всем соответствующим кавказским героям, является их уязвимость в области нижних конечностей: враги подсекают им ноги, что приводит к их падению и гибели. В некоторых вариантах кавказских мифов мятежный герой падает после этого в пещеру (пропасть), но должен опять восстать из подземелья, чтобы наказать своих обидчиков (ср. лезг. Шарвили). В самом древнем из сохранившихся вариантов соответствующего повествования – «Песни об Улликумми» – каменному чудовищу также подсекают ноги, чтобы его одолеть. В основе всех этих мотивов распознается вулканическая «предыстория», которая наглядно продемонстрирована на примере падения каменного исполина, выросшего на вершине вулкана Монтань-Пеле (см. выше).
Соответствующий мотив, вероятно, вошел и в библейское сказание о вавилонской башне и о Нимроде — древнем царе и герое, который упоминается в Ветхом Завете (Быт. 10:8-12). Предполагается, что именно Нимрод начал строительство Вавилонской башни в знак неповиновения богу. Однако он не дал осуществиться планам мятежника Нимрода, рассеяв подвластные ему народы по свету. Нетрудно догадаться, что речь здесь идет о вулканической катастрофе, о которой говорилось выше, приведшей к «падению башни» и исходу оставшихся в живых современников извержения. Характерные моменты описания Улликумми (он называется быстро растущей, устремившейся в небо и угрожающий небожителям «башней», «горой»), а также совпадение имени библейского героя Нимрода с названием вулкана Немрут, явно указывают на регион озера Ван как на родину соответствующего библейского повествования. Причем не вулкан Немрут назван в честь библейского героя, как это считалось ранее, а, несомненно, наоборот – библейский сюжет является рефлексом реальных тектонических событий, имевших место в Восточной Анатолии в доисторическое время. Характерные сказания армян, сменивших на исторической сцене древних хурритов и урартийцев и до недавнего прошлого населявших вулканическое плато вокруг озера Ван, о мятежном Немруте и его гибели, не являются повторением библейского сюжета, а продолжают намного более древнюю местную эпическую традицию (ср. статью «Немрут» в «Мифологическом словаре» под ред. Е.М. Мелетинского, М. «Советская энциклопедия», 1990 г. – 672 с.). Интересно, что о Нимроде в Ветхом Завете сообщается как о «сильном зверолове пред Господом» (по другим переводам он именуется «могучим охотником»). Можно предположить, что основой таких представлений могло послужить то обстоятельство, что во время вулканических взрывов погибает огромное количество птиц и зверей, обитающих в непосредственной близости от вулканов. В раввинистической литературе имя Нимрод связывается, кроме того, с еврейским словом, означающим «восставать», и он рассматривается как бунтарь, что также соответствует прообразу мятежного вулкана.
Одной из ипостасей этого прообраза является, следовательно, его сатанинская сущность, которая выразилась в фигуре Люцифера, имя которого означает «несущий свет». Люцифер – одно из наименований сатаны, в котором отразилось представление о сатане как светозарном ангеле, сброшенном с небес и лишившемся могущества и славы из-за греховной гордыни. Это представление основано на Книге Исайи, где пророк говорит: «Как упал ты с неба, денница, сын зари!» (14:12). Это падение мятежного ангела, как мы видим, не являлось плодом воображения «древних поэтов», а действительно имело место на горе Немрут. Огромный кратер, образовавшийся на вершине этого вулкана, принимался современниками за вход в подземный мир – обитель падших ангелов и грешников (ср. участь «падшего ангела» у Исайи 14:15: «но ты низвержен в ад, в глубины преисподней…»). На этом фоне становятся понятными и древние представления о вечных страданиях грешников в огненной преисподней.