Бог-громовержец хурритов Тешшуб – прообраз эпических героев
В греческом варианте соответствующих мифов бог-громовержец Зевс выступает с горы и побеждает многоголовую огнедышащую змею (дракона) Тифона (ср. образы огнедышащих чудовищ – дэвов/дивов– в кавказских, иранских и тюркских мифах), в образе которой со всей очевидностью узнается вулканический поток, разделяющийся у подошвы вулкана на рукава, сметая и сжигая все на своем пути. Характерным является сюжет с отрастанием новой головы у чудовища, взамен отрубленной, который становится понятным, если вспомнить картину потоков лавы, извергающейся из вершины вулкана, которая образует огненную реку, стекающую вниз по склону, останавливаясь у препятствий и ускоряя свой ход в других местах. Не удивительно, что в одном из поздних вариантов легенды обиталищем Тифона является подножие вулкана Этна (см. фото потоков лавы, сползающих с вершины вулкана Этна).
Во время извержений вулканов испаряется огромное количество воды, вперемежку с пеплом и пылью покрыващей небо, порождая грозовые тучи и проливной дождь, который и тушил в конечном итоге потоки замедливающей свой ход на равнине лавы. Именно соответствующие наблюдения за этими природными явлениями легли в основу вышеописанного сюжета, повествующего о победе бога-громовержца над огнедышащим многоголовым чудовищем. Этот сюжет вошел в мифологии многих народов мира — ср. лезг. Шарвили, герм. Зигфрид, русс. Добрыня и т.д., убивающие змея чудодейственным копьем или мечом (т.е. молнией). При этом в некоторых образах наблюдается слияние двух изначально антагонистических образов (мятежный герой и небожитель), чем и объясняется различия в мифической оценке образов соответствующих персонажей (на Кавказе – это чаще положительные герои, родоначальники местных народов, у хурритов и наследников их культуры в Анатолии – представители темного хтонического мира). Нередко сами имена мифических фигур указывают на их вулканическое происхождение (ср. русс. Змей Горыныч – т.е. порожденный горой). Не случайным является также тот факт, что огнедышащий Тифон в греческой мифологии является порождением преисподней (греч. Tartaros– ср. русс. «провалиться в тартарары»).
Победителем из схватки богов, происходящей у древних греков («Теогония» Гесиода) у берегов мифического соленого водоема, выходит Зевс, образу которого в пантеоне Угарита – финикийского города в Северной Сирии – соответствует Баал-Цапон. Причем, здесь именно гора Цапон (ср. название вулкана Сюпхан/Сюпан на северном берегу озера Ван) является обителью местного бога Баала (близнеца греческого Зевса и хурритского Тешшуба). Не приходится сомневаться в том, что такое «совпадение» имен не является случайным, так как иммигрировавшие из Анатолии хурриты составляли значительную часть населения Угарита (совр. Рас-Шамра) и обогатили местные мифические и религиозные традиции, дополнив их своими сюжетами, принесенными с вулканической родины. При этом очевидно, что вместе с хурритским населением в Северную Сирию «иммигрировала» и соотвествующая топонимика (ср. также название реки Оронтес, ранее Aratta/Aranta, с хурритским наименованием реки Тигрис – Aranzah). Можно предположить, что эмиграция определенных частей горского населения из Восточной Анатолии и даже падение древнехурритских государств (напр. Митанни) были отчасти следствием землетрясений и вулканических катастроф, имевших место в этом сейсмически активном горном регионе.
Сюжет борьбы бога-громовержца (у хурритов Тешшуб) со змеей в исконной хурритской версии не сохранился, хотя в одном из хеттских мифов о змее Иллуянке, имя которой, вероятно, является искаженным вариантом хурритского «Улликумми», имеется похожий сюжет.
Победа громовержца над своими порожденными огненной преисподней соперниками была обусловлена естественными причинами: обитающий в нависших над высокими горами тучах небесный бог долго еще гремел своим молотом (палицей) и метал молнии (копья и стрелы), несмотря на то, то порожденные землей (горой) мятежные демоны утихли в связи с прекращением извержения вулканов. Можно утверждать, что фигура хуррито-хеттского Тешшуба явилась прообразом эпических героев, скачущих на крылатом коне (в действительности гонимых ветром тучах), вооруженных палицей (молотом, чтобы греметь) и копьем (чтобы метать молнии), побеждая темные силы подземелья.
Вулканическое происхождение древнеанатолийских эпических сказаний является ключом к пониманию большинства из соответствующих мифических сюжетов, распространившихся впоследствии у многих народов мира и известных всем нам с детства. Природные катаклизмы, а не «сказки древних» являлись также основой некоторых религиозных представлений, ставших неотъемлемой частью священных книг иудеев, христиан и мусульман, более подробное рассмотрение которых не позволяют рамки данной статьи. Соответствующие эпические повествования у большинства народов именуются при этом не сказками, а обозначаются особым словом, тождественным со словом «правдивый рассказ» (ср. например русс. «былина», т.е. то, что действительно было).
Основываясь на вышесказанном можно также поставить точку в давнем споре исследователей о первичной этнической привязке северокавказских нартовских мифов, центральным сюжетом которых является чудесное рождение мятежного героя из камня. Несмотря на то, что в более поздние периоды эти эпические сказания и даже имена некоторых персонажей трансформировались под влиянием мифических мотивов из среды ираноязычных кочевников (аланы, сарматы и т.д.), исконной родиной большинсктва нартовских сюжетов, и это несомненно, был вулканический регион Закавказья – Восточной Анатолии, издревле населенный народами, говорившими на автохтонных идиомах, именуемых ныне «кавказскими» в соответствии с современным ареалом распространения этих родственных между собой языков.
Примечательным является также то обстоятельство, что, несмотря на свидетельства густонаселенности района озера Ван в древних письменных источниках, на этой территории пока не были обнаружены поселения, датируемые ранее I тыс. до н.э. (т.е. доурартского периода). На основании приведенных выше фактов можно утверждать, что остатки соответствующих поселений, возможно, сокрыты под слоями лавы и пепла, извергнутых из вулканов Немрут и Тендюрек, а также под водами озера Ван, уровень которого в доисторическое время был подвержен сильным колебаниям и был, возможно, связан с вулканической деятельностью Немрута, запрудившей сток вод из озера в западном направлении.
Ильхам Гаджимурадов,
Бонн (Германия)
Прим.: список использованной литературы – в немецком оригинале статьи (может быть также затребован по электронной почте у автора).
Сокращения, принятые в статье: араб. – арабский, авар. – аварский, ивр. – иврит, лезг. – лезгинский, русс. – русский, рут. – рутульский, таб. – табасаранский, чеч. – чеченский языки.
Отзывы и рецензии на статью просьба направлять по адресу: [email protected]