Языки этих племен — кутиев, луллибеев, касситов относят к Загро- Эламской, или Загросской группе языков.(318, стр.32).
В Загросских горах и западнее проживали хурриты — «горные народы», в длительный исторический период, игравший очень важную роль в истории Ближнего Востока. Факт проживания хурритов в районе Загроса, севернее и западнее его подтверждается шумерскими документами. Загросские горы в шумерских надписях называются «Хуррум» (от названия хурритов). В III-II тыс. до н.э. хурриты проживали на огромной территории простирающейся от северовосточного Кавказа до острова Крит. Еще тогда кутии, луллибеи и касситы находились под влиянием хурритов — империи Ханигальбат • Хурри В Месопотамии все выше упомянутые племена часто именовали обобщающим названием — хурриты, по мнению некоторых ученых, в значении «северные» или «северо-восточные».
Какие племена проживали в этот исторический период в юго-восточном Закавказье? Ученые отмечают, что названия племен проживающих на юго- восточном Закавказье в синхронный период им не известны. Но нет никакого основания для утверждения того, что в этом регионе до северо-восточно- кавказских (нахско-дагестанских) проживали представители каких-либо других языков (318,стр.34).
И, наконец, надо констатировать: современная наука не сомневается в том, что хурритский язык входит в состав северо-восточно-кавказской семьи, также как и кутийский (Дьяконов, Старостин, Иванов, Алиев и др.). Таким образом, можно уверенно предполагать, что в древности на Ближнем Востоке предков современных народов северо-восточно-кавказской языковой семьи знали под общим названием «хурриты», а локально — раздельно как кутиев, луллибеев, касситов, урартов (позже) и др. Эти племена образовали союзы, завоевывали территории соседних племен, организовывали государственные образования. Не логично будет утверждение, якобы все эти действия относятся только к той части этих племен — условно хурритов, проживающих, допустим на территории северо-западного Ирана, а другая часть этих же племен в восточном Закавказье находились в «зимней спячке». Так не бывает. Основываясь на современный лезгинский язык, на лезгинской мифологии, языческой религии (в отношении других народов северо-восточно-кавказской языковой семьи у нас мало информации), мы утверждаем, что в «одиссее» по Передней Азии хурритов участвовало и население юго-восточного Закавказья. Правда состоит в том, что в определенные периоды истории какое-то из этих племен отличалось подвижностью, организованностью, склонностью к завоеваниям. Например, в III тыс. до н.э. кутии и луллибеи (в отдельности) выглядят более могущественными. А с конца III тысячелетия до конца II тыс. до н.э. «хурриты» (обобщенно) доминируют в Передней Азии. Они создают империю Ханигальбат — Хурри, объединяя завоеванные территории от восточного Кавказа до Палестины, включая и острова Кипр, Крит, Лемнос и др.
Из перечисленных племен родственное отношение кутиев и урартов с хурритами доказано исследователями. Что касается луллибеев, они в течении II тыс. до н.э. перемешались с кутиями, вместе воевали против завоевателей, вероятно, потому что языки этих племен не очень отличались друг от друга, и были родственны с хурритским. А касситы, не смотря на многовековые непрерывные связи с хурритами (также с кутиями и луллибеями), еще в первой половине I тыс. до н.э. были известны самоназванием «касы» на территориях и Алупании, и северо-западного Ирана. Постепенно основная масса касов (каспиев, касситов) из северо-западного Ирана переселилась в Алупанию и растворилась — вошли в состав родственных алупанских племен. Уже во второй половине I тыс. до н.э. Страбон пишет, что касы «исчезли». Вероятно, оставшиеся южнее Аракса касы ассимилировались в составе Мидии. Такая же участь постигла и часть кутиев и луллибеев (проживающих в северо-западном Иране).
Таким образом, «хурриты» как собирательный термин имел и этническое (объединял в основном племена родственные по языку), и политическое (в смысле племен входящих в состав империи Хурии) содержание во II тыс. до н.э. С усилением Новохеттского государства, империя хурритов — Хуррэ (Хуьррер) постепенно утрачивает свое влияние и гегемонию в Северной Месопотамии и юго-восточной Анатолии. Несмотря на тот факт, что еще некоторое время хеттское царство остается под сильным влиянием хурритской культуры, последние уступают свои позиции в городах — государствах этого региона — хет- там. Хурриты Передней Азии постепенно возвращаются на Загрос, северо- западный Иран, Закавказье и далее на северо-восточный Кавказ.
В этот исторический период вокруг озера Ван образуется племенной союз урартов (название «урарты» появляется именно в XIII в. до н.э., ученые не сомневаются в том, что «урарты» это часть хурритов). Именно на этом историческом этапе начинают формироваться племенные союзы маннеев и алупанцев. Урарты, алупанцы и маннеи являются прямыми потомками хурритов и предками современных северо-восточно-кавказоязычных народов. Лингвистический сериал полностью подтверждает этот факт. Но по причине того, что конкретные целевые исследования отсутствуют (к сожалению, такие исследования не проведены учеными Дагестана), мы сегодня затрудняемся определить конкретную принадлежность каждого современного восточнокавказского народа к конкретным ветвям хурритов. Все исследователи и источники подтверждают один факт — языки хурритов и урартов являются родственными и эти языки относятся к группе восточно-кавказских языков, т.е. к той группе к которой относится лезгинский, табасаранский, агульский, рутульский, цахурский, крызский, будухский, арчинский, хиналугский, кутийский (утийский), даргинский, лакский, аварскии, андииский. цезский, чеченский ,ингушский и др.(6,164-165). Сегодня эти народы представляют своих предков — хурритов.
И.М. Дьяконов и С.А.Старостин считают, «что родство между хуррито- урартскими и восточнокавказскими языками может считаться доказанным, и, вопреки ожиданиям, представляется вероятным, что отношения между прото-хуррито-урартским и другими протоязыками восточно-кавказской семьи приблизительно такие же, как между древними письменными языками индоевропейской семьи.(6, стр.204).
Вполне вероятно, что хуррито-урартские языки в отношении современных северо-восточно-кавказских языков выступают как праязыки.