Каждое сельское общество (джамаат) Гидатля имело свои органы управления. Конкретных письменных сведении по организации управления джамаатов у нас нет, но имеющаяся богатая номенклатура различных должностных лиц в общих «Гидатлинских адатах» и частных адатах сельских общин гидатлинцев как «старейшины «,”сельские судьи», «главари селения», «раисы», «шураты», «кади», «дибир», «будун (муэдзин), «шураба», «ч1ух1би», «мангуш», «старики», «полицейские», «урафа»,»аван», «алабаз», «старшины», «исполнители администрации», «надсмотрщики «мураддан», «имам», «благочестивые», «шарихт», «уполномоченный села», «двенадцать человек справедливости», «цадахъ-рач1арал», «нахъа-рач1арал», «раул-чияз’ говорит о существовании в изучаемое время в Гидатле организованного сельского управления.
Управление в сельских обществах гидатлинцев, как и у других горцев Дагестана, осуществлялось согласно местным (джамаатским) адатам и нормам шариата, получившим распространение с принятием гидатлинцами ислама.
В гидатлинских селах находилась феодальная сословная группа, основателями которой были выходцы из казикумухского шамхальского рода, почему они и получили название «шамхалы», обладавшая всеми правами феодалов. Но угнетаемый ими народ восстал против них. За период движения горцев под руководством Шамиля бекские права гидатлинских шамхалов были полностью ликвидированы, а сам шамхал еще раньше был убит в междоусобной войне с аварским ханом.
В период существования шамхалов политическая власть, безусловно, осуще ствлялась либо непосредственно ими, либо их «наместниками», которые в основном происходили из их рода или являлись их родственниками. Они и обладали в своих сельских обществах всей полнотой власти во внутреннем управлении своего «удела» вносили (собирали) шамхалам наложенные на их владения подати и повинности, по требованию центральной власти выступали с ополчением и т.д.
И в последующее время потомки шамхалов, продолжая играть в гидатлинских селах главенствующую роль, и будучи наиболее богатой частью общества, сосредоточивали в своих руках и политическую власть, правда, более ограниченную. Они оставались в гидатлинских селах главными административно-должностными лицами, осуществлявшими управление. Называли их ч1ух1би (или шухби), которые в народной памяти известны как гордые, богатые, хорошо живущие люди2.
Р.М.Магомедов называет их старейшинами,3 С.Х.Асиятилов — феодальной верхушкой Гидатля,4 М.А.Агларов — правителями5. В адатах гидатлинских обществ они известны как старшины (Хотода, Лъануб), руасы, раисы (Хучада) или главари селения — «росдал бет1ер» (Гента, Тидиб), судьи (Кахиб).
Количество чух1би в разных обществах было разное. Согласно собранным нами материалам, в Кахибе, Мачада и Урибе выбирались по 3 ч1ух1би. Обычно они выбирались на джамаате на 1 год, но если народ был доволен их деятельностью, они могли оставаться в этой должности на неопределенное время6. Ч1ух1би могли назначаться и советом старейшин7.
Институт ч1ух1би был исполнительным органом власти джамаата с широкими полномочиями. Круг обязанностей и функций власти старшин хорошо описаны в адатах селения Кахиб. Согласно им, старшины (в адатах они известны как судьи) обязаны были охранять поля, начиная с восхода посевов, до назначения сторожей; назначать время сбора урожая; назначать время вывоза и место размещения урожая;давать разрешения перевозить дрова и др.8 Однако они, как представители богатых и знатных тухумов, часто по своему усмотрению и произволу выносили решения, не всегда считаясь с нормами обычного права. В Гидатле, как и в других аварских союзах сельских общин, в отличие от даргинских союзов, кадии как местные мусульманские высшие руководители не занимали лидирующее положение в своих джамаатах. Они находились по своему административному положению на втором месте, что нашло отражение и в адатах гидатлинских обществ. В этих адатах, кроме Урада и Мачада, о них вообще ничего не сказано и первое решающее место в решении тех или иных дел отводятся старшинам (судьям).
Старшины имели своих помощников. В адатах селений Тидиб, Гента и Тлях они известны как аваны9 и, как видно из адатов Тляха, их было несколько человек10. Возможно, что речь здесь идет об исполнителях, которые в адатах других гидатлинских сел известны как урафа (Тидиб),11 шураба (Урада)12 или шураты (Хучада),13 т. е. пoлицейские.
Возглавлял их мангуш, известный в общих адатах гидатлинцев как глашатай (г1ел)14 или как «общинная охрана»15.
В адатах селения Тидиб мангуш назван «шарихтом»16. В адатах Гента, Хотода, Тляха, Зиури, исполнители названы «исполнителями администрации»17, чем подчеркивается их зависимость от старшин (ч1ух1би) джамаата, которые и назначали их нa определенный срок по очереди из всех членов джамаата.
Исполнители назначались на один год. Если кому-либо из жителей поручалось быть исполнителем, то он не имел права отказаться от этого поручения администрации села. В адатах Хотода сказано, что отказавшего от такого поручения администрации штрафовали двумя шалями18.
Возглавляя исполнителей, мангуш (магъуш) в то же время имел и свои обязанности, заключавшиеся в том, что он объявлял криком приказания, распоряжения решения высших органов сельского управления, созывал народ на сельский сход, оглашал решения, принятые на нем, объявлял очередность исполнителей. А исполнители, входя вместе с мангушом в исполнительный орган сельской власти, претворяли в жизнь все решения высших должностных лиц сельского управления и народного схода. Исполнители наблюдали за порядком в селении, за общественными и частными землями, за пастьбой скота в положенных по решению администрации и джамаата местах, созывали народ на сельский сход. Согласно адатам селении Гента и Хотода, исполнители резали скот, поступавший в качестве штрафа, и распределяли мясо кому это было положено и, кроме того, они должны были «заготовить пищу согласно нуждам селения»19. Из числа исполнителей назначались рассыльные, которые в необходимых случаях ходили в другие селения с каким-нибудь поручением администрации своего джамаата.
Были у гидатлинцев и другие должностные лица, как надсмотрщики (Гента)20 ,смотритель за полями («мегьибех» Урада)21, уполномоченные аула (Хотода)22 и т.д., вторые, очевидно, назначались в основном из числа исполнителей23.
Согласно адатам отдельных сел Гидатля, здесь был и особый орган из представителей тухумов. Такими органами в селениях Гента и Хотода были «нахарачарал» и «цадах-рачарал». В Рента «цадах-рачарал» — это орган, состоящий из трех человек, по одному справедливому человеку из каждого из трех тухумов. По местному адату, если один из них самовольно исключался из этого состава, его штрафовали на один бык стоимостью в восемь овец24 . Оба эти органа должны были ежемесячно принимать присягу в день пятницы.
К сожалению, из адатов неясно, какие функции власти они выполняли, за что отвечали и какую, с чем связанную присягу должны были брать «наха-рачарал’ «цадах-рачарал».
Были в гидатлинских джамаатах и другие должные лица. Так, согласно адатам Тидиба, здесь назначался «расим» — наблюдающий за соблюдением адатов25 . В адатах селения Урада указывается на должностное лицо мураддан – ответственный26. В Мачада назначался специальный человек — «раул-чияз» — распределитель вакуфа27.
Администрация джамаата не ограничивалась индивидуальными должностными лицами. В каждом селении были и коллегиальные органы власти и yпpaвления. Это прежде всего высший орган джамаата — народное собрание (руккел)28, созываемое для обсуждения и решения наиболее важных вопросов общественно -политической и хозяйственной жизни. Обычно на народных собраниях принимали участие мужчины, достигшие 15 лет. Созывали народные собрания по решению старшин исполнители, которые обязаны были оповестить всех о месте, времени его проведения. Каждый джамаат имел свое определенное место работы народного собрания — это или годекан (корт) или ровное место, где могли разместиться заседающие, или холм, удобный для сбора народа в одном месте. Так, в сел. Урада народное собрание проводило свою работу в местности Содух, на краю селения29.
Обсуждались на народных собраниях вопросы войны и мира, решались пограничные и другие споры между обществами, а также вопросы, связанные с проведением различных сельскохозяйственных работ (начало сева и сбора урожая, ceнокос, выпас скота на различных участках и горах), общественных работ (строительсто и ремонт дорог, мостов, общественных зданий и т.д.), выборами административно должностных лиц и т.д.
Решения на народных собраниях принимались путем голосования. Но решающее влияние при этом оказывали представители влиятельных, сильных и больших тухумов, какими в основном были тухумы правителей — шухби, являвшие потомками шамхалов, правивших в основных гидатлинских селах.
Как и в других селах союзов Дагестана, в гидатлинских джамаатах помимо народного собрания был еще и другой коллективный орган — Совет стариков или старейшин, «который условно можно назвать малым джамаатом»30, причем постоянно действующим в отличие от народного собрания, созываемого только при необходимых случаях или несколько раз в год.
Из религиозных деятелей на высшей ступени в сельских обществах Гидатля стояли кадии. В адатах отдельных обществ наряду с кадиями имеются и имамы, как например, в адатах селения Мачада. Но нам думается, что здесь речь одет об одной той же религиозной личности — кади, называемому в другом месте имамом.
Как было отмечено выше, основная политическая власть в джамаатах Гидатля принадлежала старшинам, а кадии возглавляли духовное управление. Руководствуясь нормами шариата, они по своему положению шли за старшинами. Выбирались кадии в каждом селении из духовно подготовленных лиц как из местных жителей, так и других сел на определенный (в основном на 1 год) срок. Но кадии часто замещали свою должность по несколько лет, ибо при их хорошей работе, устраивающей всех жителей джамаата, они практически механически, ежегодно, с оповещением населения, занимали свою должность бывало что и десятки лет.
Дибира также выбирали на сходе джамаата сроком на год, и находился он при главной мечети в качестве помощника кадия. При квартальных мечетях находились также избираемые будуны или муллы (называли их и будунзаби и муэдзинами).Они следили за соблюдением в своих джамаатах норм шариата,призывали верующих на молитву, участвовали в шариатском суде, взимали положенные с населения мусульманские сборы (закат, помилования), следили за соблюдением религиозных праздников и т.д. Если сравнить круг обязанностей мулл и сельских полицейских, то можно сделать аналогию, что одни из них наблюдали за соблюдением норм шариата,а другие-адата.
Приведенный нами материал показывает наличие в каждом джамаате Гидатлинского союза сельских обществ своего организованного управления, начиная с Низших органов власти и кончая высшими в лице старшин и народного собрания, являющегося во всех джамаатах высшим законодательным органом власти.