После принятия христианства начало христианского года, естественно переносили на 1-ое января. Месяцу «январь» соответствует по лезгинскому календарю месяц «суьл». Таким образом, начиная с IV века официально год начинается с первого дня месяца суьл. А «яр» (в некоторых областях этот месяц назывался «аяр», и даже «т1ул» – «характер» по-лезгински) становится третьим месяцем. Таким образом, начиная с месяца суьл следующие месяцы назывались так ( в скобках указаны другие названия месяцев употребляемые в разных областях Алупании):
1- Январь – суьл (гьер)
2. февраль – чила (сардум)
3. март – яр (аяр, тIул)
4. апрель – вил
5.май – мукал
6. июнь – кьамуг (мулал)
7. июль – баскIум
8- август – нава (нав, пахун)
9. сентябрь – мара
10. октябрь – цIехуь (цIехуьл)
11. ноябрь – куьлег
12.декабрь – эхен (эхъен, фундукI)
Необходимо отметить, что к сожалению 50 процентов из выше приведенных слов-терминов, не входит в активный фонд современного лезгинского литературного языка и сохранено в диалектах и трудах древнелезгинских авторов (“История страны Алуанк”, “Великий дом Алупа”).На современном лезгинском литературном языке эти исконно лезгинские слова заменены арабскими, персидскими, русскими, тюркскими словами.
У албан существовала система цифр. Наши предки считали не десятками, а “двадцатками” (205). По мнению С.М. Казиева, слова Страбона «албанцы не знают числа больше 100», относится к тому, что албанцы считали также, как современные лезгины, т. е. число 30 выражали как «двадцать и десять» (къанниц1уд) (интересно отметить, что у хурритоязычных этрусков наблюдается идентичная система: «30» на этрусском языке звучит как кици (или к1иц1и). «Ки» – обозначает «три», а «ци» («ц1уд») означает «десять»), число 60 как «три и двадцать» (пуд къад), число 80 как «четыре и двадцать» (кьуд къад) и т. д. Этот стереотип мышления у лезгин остается на языке и по сей день: в детских играх (например, чуьнуьх-муьнуьх), считают не до 10-ти, а до 20-ти; или для выражения мысли о том, что у кого-то чего-то много (например, комнат в доме, скота во дворе), обобщенно говорят: в его доме имеется 20 комнат (къад к1вал) или у него 20 коров (къад ккал).
А дальше 100 считали, как принято у многих народов. Наверное, на языке алупанцев не было слова «тысяча» и они выражали эту цифру как «ц1уд виш», т. е. «десять сотен», «къад виш» (двадцать сотен») и т. д. К этому и относятся вышеприведенные слова Страбона. Название цифры обозначающее 1000, алупанцы позже заимствовали у индоарийцев в форме «агъзур», или «анзур».
Лезгины с древних времен (со времен язычества) имели свой календарь (между прочим, довольно точный), сельскохозяйственных работ (начинается с 22-го марта). Календарь восстановлен А. Мирзабековым:
1) Весна – Гатфар: Яр – 15 дней (21 марта – 4 апреля), алкьвар – далкьвар – 6 дней (5/IV – 9/IV), элхен-гелхен – 5 дней (10/IV – 14/IV), урукIун – турукIун – 7 дней (15/IV – 21/IV), гатфарин цIиг – 15 дней (22/IV – 6/V), тумар – 15 дней (7/V – 21/V), чIим – 15 дней (22/V – 5/VI), Ригъ – 15 дней (6/VI – 20/VI).
2) Лето – Гад: рагъ элкъведай къар – 15 дней (21/VI – 5/VII), гатун къар – 15 дней (6/VII – 20/VII), гатун цIиг – 15 дней (21/VII – 4/VIII), гвенар – 5 дней (5/VIII – 9/VIII), йигарар – 5 дней (10/VIII – 14/VIII), пешхуртI – 7 дней (15/VIII – 21/VIII), гатун кьугъвер – 15 дней (22/VIII – 5/IX), гатун яр – 15 дней (6/IX – 20/IX).
3) Осень – Зул: зулун къар – 15 (21/IX – 5/Х), тумар – 15 дней (6/Х – 20/Х), зулун цIиг – 15 дней (21/Х – 4/XI), ригъ – 8 дней (5/XI – 12/XI), чIим – 8 дней (13/Х1 – 20/XI), зулун хиб – 15 дней (21/XI – 5/XII), аязар – 15 дней (6/XII – 20/XII).
4) Зима – Кьуьд: рагъ элкъведай къар – 15 дней (21/XII – 4/1), хъуьт1уьн къар – 15 дней (5/1 – 19/1), цIиг – 15 дней (20/I – 3/II), чиш – 15 дней (4/II – 18/11), хиб – 15 дней (19/11 – 5/III), кьугъвер – 15 дней (6/III – 20/III ).
Исследователи отмечают наличие аналогичного календаря и у табасаранцев. Б.М.Алимова обнаружила, что в количестве периодов у южных и северных табасаранцев имеется разница. Вариант сельскохозяйственого календаря у северных табасаранцев выглядит так: имеются ц1иж, тарш, курш, хпин, дакьракь, ихав, мулух, хлин, даркъан, эрен, думурк, гьяспиндар (гьяспиндару йигъар) – всего 12 периодов (22,стр.69). По материалам М.Р. Гасанова (308, стр. 98), записанным им в сел. Хурик, сельскохозяйственный календарь табасаранцев состоял из следующих периодов :
Весна (хьадукар) начиналась 22 марта: 1) 12 дней – мулухдин; 2) 12 – хлин; 3) 12- даркъан; из них первые 6 дней даркъан, вторые 6 дней – ац1у даркъан; 4) 12 – эрен; 5) 12 – думурк1ен; 6) не считаемые дни – 40 дней (гьеспиндару йигъар).
Лето (хьад) начиналось 22 июня: 1) с 17 июня по 29 июня – ч1ижин йикъар; 2) 12 дней – таршан; 3) 12 – курш; 4) 12- хпин; 5) 12 – т1акъракь.
Осень (чвул) начиналось 22 сентября: 1) 12 дней – мулух; 2) 12 – хлин; 3) 12 – даркъан; из них первые 6 дней уркъу даркъар, вторые 6 дней ац1у даркъар; 4) 12 – эрен; 5) 12 – думурк1ен.
Зима (кьюрд) начиналась 22 декабря: 1) с 22 декабря по 16 января гьисабдару йикъар; 2) с 17 января по 29 января – ц1ижан; 3) 12 дней – таршан; 4) 12 – куршан; б) 12 – хпин; б) 12 – т1акъракь; 7) 12 – мулух; из них первые 6 дней относят к зиме, вторые 6 дней – к весне.
Анализ показывает: оба календаря (лезгинский и табасаранский) из одного корня.