По Бромлею «этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированном в самоназвании (этнониме)» (212, стр. 57-58).
Лезгиноязычные племена стали единым этносом с того периода своей истории, когда начали себя называть алупанами, а страну Алупанией. Начиная с IX в. до н.э. переднеазиатским автором известна страна Алупания, а с VI века до н.э., в источниках лезгинский этнос называют алупанами (албанами). Появление в античных источниках собирательного термина «албан», являющийся для всех лезгиноязычных племен Кавказской Албании общим названием, означает:
во-первых, в восточном Закавказье (в границах с юга — р. Арц, на Севере — Каспийский проход, на западе — р. Алазани, на востоке — Каспийское море), уже складывалась еще до появления термина «албан», единое централизованное государство лезгиноязычных (часть северо-восточно-кавказоязычных) племен;
во-вторых, консолидация лезгиноязычных племен внутри единого государства закончилась и формировался албанский (алупанский) народ.
Не права К. В. Тревер, утверждающая о том, что «процесс образования государственности в Албании протекал почти одновременно с таковым в Армении …» (13, стр. 144). По той простой причине, что «в автохтонность албанского племенного союза на территории юго-восточного Закавказья нет никакого сомнения, чего однако нельзя сказать в отношении армян и армянского языка, которые могли появиться в областях Закавказья, в лучшем случае не раньше эпохи завоевательных войн Артаксия и Зариадрия, т. е. после II в. до н.э.» (305, стр. 17).
Процесс образования Кавказской Албании протекал одновременно с таковым в Урарту — в государстве принадлежащем части хурритов — предков северо-востосточно-кавказоязычных народов. Не исключено, что урарты — родственный алупанцам народ, в последующие века под натиском индо-арийцев,часть урартов после падения государства Урарту (середина I тыс. до н.э.) переселились в Алупанию и северо-восточный Кавказ.
Образованию алупанской этнической общности, по мнению ученых (213,стр.108;110), способствовали следующие факторы:
1- Территориальное и государственное единство. После образования в начале I тыс. до н.э. на обеих берегах Серединной реки (Кьулан вац1) — Самур государства части лезгиноязычных племен, в следующие века и другие лезгиноязычные племена объединились вокруг этого центра или были объединены силой.
Алупания сохранила государственное и территориальное единство почти XVI-XVII столетий — до начала VIII века н. э. В период VIII-XVII вв. н.э. лезгины, а также другие лезгиноязычные народы постепенно были изгнаны из «Арана», но сохранили этническую совокупность в «Суве».
2. Алупанское самосознание, зафиксированное в самоназвании — этнониме «алупан» – лезгины – леги ( в античном контексте «албан»)*
Как сказано выше, в античных источниках с середины I тыс. до н.э. употребляется этноним «албанцы». В этих источниках упоминаются и названия самого многочисленного доминирующего лезгиноязычного племени — леги.
Позже, с насильственной исламизацией населения исторической Алупании, постепенно забываются этноним «алупан». Остается древнее название могучего лезгиноязычного племени — леги, лезги, и все другие лезгиноязычные племена наряду со своими племенными названиями употребляют в отношении себя обобщающий этноним леги, лезги.
Алупанское самосознание в современных условиях выступает как лезгинское самосознание — самосознание лезгиноязычных народов, занимающих часть территории Алупании — исторический «Сув».
Еще до XVIII века алупанское самосознание среди карабахского населения и среди удин сохранились как христианское самосознание в окружении мусульман — турок. В письме Петру I, отправленном из Карабаха на удинском языке были слова: «Мы алванцы и по нации утийцы» (214, стр. 133). Карабахские мелики в письме к Потемкину именуют себя «наследниками аршакидских и албанских царей» (213, стр. НО).
Интересно отметить, что по настоянию карабахских меликов проекты Суворова и Потемкина предусматривали (эти проекты были подготовлены по поручению Екатерины II) воссоздание на юго-восточном Кавказе Албанского царства.
Об этом русский автор сообщает так: «…отыскали проект князя Потемкина-Таврического, чтобы воспользуясь персидскими неустройствами, занять Баку и Дербент, и присоединить Гилян, захваченную территорию назвать Албанией будущего наследия великого князя Константина Павловича» (215, стр. 37). А Потемкин считал, что в Закавказье должно быть три области «край Армянский», «Албания» и «царство Ираклиева» (ЦГИА. ф. 52. Опись 2/203. Д. 37. лл . 63-64).
Это означает, что еще в XVIII веке даже в начале XIX века этнические и политические условия способствовали делению Закавказья на Иберию, Армению и Алупанию, как в древности. И князь Потемкин, и заказавший ему проект будущего политического устройства Закавказья знаменитая Екатерина II учитывали все обстоятельства.
3. Одним из основных компонентов этнической общности является единство культуры, включая религию и язык.
Не позже VI века до н.э. лезгинское язычество — раизм формировался как религиозно-этическое и философско-идеологическое учение. Погребальные памятники на всей территории Алупании, начиная с середины I тыс. до н.э. являются идентичными. Языковая общность отчетливо выражается в топонимике Алупании. В конце I тыс. до н.э. создается алупанская письменность — единый алфавит для использования на территории всей страны. («О наличии албанского языка, албанской письменности сообщают Страбон, Ипполит Римский, Моисей Каланкатуйский (Дасхуринви), Корюн, Себеос, Хоренаци , «Книга писем», Захарий Ритор, Этум, арабские авторы» (213,стр.110). И в этот период создается величественный эпос лезгиноязычных народов «Шарвили». С начала нашей эры при храмах открываются школы для обучения детей письму, наукам.
С принятием христианства значение двренелезгинского государственного языка не уменьшается, а укрепляется. Страну охватывает сеть школ. Христианские книги переводятся на лезгинский язык. Лезгинский язык становится и языком алупанской христианской церкви.
В VII веке н.э. при дворе Великого князя Жуваншира создается по сущности первая алупанская — лезгинская Академия Наук — все талантливые люди приглашаются во двор и для плодотворной работы историков, философов, теологов, лекарей, поэтов, архитекторов, астрологов, географов и других создаются условия на государственном уровне.
По этой причине, лезгинский язык даже сегодня имеет очень богатый словарный фонд, лезгины имеют сотни народных песен и танцевальных мелодий, более развитую, чем у соседних народов мифологию, фольклор. «Итак, в Албании были все компоненты, характеризующие этническую общность» (213, стр.11З).
Самоназвание этого этноса было сначала «леги», позже «лезги». Страну называли Алупания, в честь легендарного Алупа, а появление собирательного термина «албан» в отношении лезгиноязычных народов связано с образованием единого государства Алупания. Алупанцы (албаны) — это политический термин, употребляемый в отношении населения страны Алупания.
Алупано-лезгинский алфавит из Матенадарана (XV в.)
© Источник: История Лезгинского народа (лезгиноязычных народов) и государства (V тыс. до н.э.-X в. н.э.) / Бадалов Ф.А. -Дербент,1998. -440С.