История Лезгинского народа (лезгиноязычных народов) и государства (V тыс. до н.э.-X в. н.э.) / Бадалов Ф.А. -Дербент,1998. -440С.
Политическая история.
Границы Кавказской Албании в VI-II вв. до н.э.
Середина и вторая половина I тыс. до н.э. является периодом бурных политических событий. На ближнем Востоке, Иранском плато, Закавказье, юго-восточной Европе чередуют друг друга мощные империи, и каждая обязательно ведет захватнические войны. И все они каким-то образом коснулись Кавказской Албании-Алупанского государства. Алупанский историк Моисей Дасхуринви в числе первых алупанских царей называет имя Сур («древний» по лезгински) (1, стр. 30). По хронологии период его правления можно отнести ко второй половине VII века и началу VI века до н.э. Вполне возможно, что город Сур (Чур), первая столица Алупании, назван его именем. Подробной информации о его деятельности пока у нас нет.
Примерно в середине VI в. до н.э. (550 г. до н.э.) рушится мидийская держава. Кир II становится основателем новой империи. Династия Ахеменидов создала мощное государственное образование (558-331 гг. до н.э.). Оно просуществовало более двух веков и пала под ударами войск Александра Македонского в 30 годах IV в. до н.э.
Но, начиная с VI в. до н.э., Иран стал ядром и центром огромной империи и на протяжении долгого времени являлся определяющим фактором мировой истории. Начиная с ахеменидского периода, Иран владел огромными пространствами – от Инда до Эгейского моря. Пытаясь утвердить свое господство в Восточном Средиземноморье, Иран захватил Вавилон, вел борьбу с Грецией. Ахеменидская держава, как выше сказано, пала под ударами греков и римлян, уступив место эллинистическому царству Селевкидов (331 г. до н.э.) . С середины II века до э. (160 г. до н.э.) на территории Ирана образуется новое могущественное сударство — Парфянское, которое в течение нескольких веков выдерживает борьбу с Римом (до 226 г. н.э.).
С появлением Ахеменидской империи и начинается новый этап Ирано-Алупанских отношений. Ахеменидский Иран всячески старается втягивать Алупанию в свою сферу влияния. Эту политику начал проводить основатель Ахеменидской империи Кир II.
Со своей стороны Алупанский народ – предки современных лезгинских народов, вынуждены были или принять зависимое положение от Ирана, или бороться против мощного соседа за свою независимость. Одним из первых свидетельств многовековой борьбы алупанского народа с иранскими завоевателями является война между Ираном и Алупанией в 530 году (по некоторым источникам в 528 году) до н.э.
Военные действия происходили следующим образом. Ахеменидская армия под командованием самого царя Кира II беспрепятственно перекинула мост через реку Арц (Аракс), перешла реку и скоро достигла того места, где Арц сливается с Курой. Кир II надеялся провести основное сражение на равнине — на территории области Мукан. Но алупанские полководцы избрали другую тактику. Они постепенно отодвинули войска к горам. Царем Алупании в тот исторический период была женщина — Тумаруш (по античным источникам Томирис). Она была правителем области Маскут и одновременно царицей Алупании. Эта область тогда была расположена от Аламоса до Барука по берегу Каспийского моря. Маскут и маскутские цари играли большую политическую роль в истории Алупании и в последующие века.
Тумаруш отлично понимала, что в ситуации, когда силы врага превосходят, нельзя с ним воевать на равнине — лицом к лицу. Поэтому она, постепенно отодвинув свое войско в горы, заманила ахеменидского царя в ловушку.
Поединок стратегов двух армий закончился победой Алупанского шарвала — царя Тумаруш. Она обеспечила победу над грозным врагом своим умом, а завершили сражение, в горном ущелье, окончательно разгромив врага, храбрые и свободолюбивые алупанцы. В конце июля — нач. августа 530 г. до н.э. алупанская армия разгромила захватчиков. «Почти все персидское войско пало на поле битвы, погиб и сам Кир» (Геродот, История, I, 214).
Какую информацию мы имеем о царице Тумаруш или как написано в античных источниках Томирис ? Настоящее имя царицы нам не известно. Можно предположить, что отца царицы звали Тум. Этот человек был знаменитым, и по всей вероятности, был царем Мушкурской области Алупании. И наследницу трона по традициям лезгинского языка называли Туман руш — дочь Тума. Отсюда и Тумаруш.
Тумаруш — это первая царица и пятый правитель Алупании после основателя государства Алупа, который упоминается в письменных источниках. (Если не считать царей киммерийского и так называемого скифского происхождения).
Некоторые историки пишут, что якобы последний поход Кира, в котором он погиб, совершался не в Алупанию, а в Среднюю Азию. Это утверждение беспочвенна и основная часть историков имеет иное мнение. Даже великий поэт XII века Низами в свое время писал, что пещера, в которой до сих пор содержится как трофей золотой престол Кей Хосрова (Кира), находится на горе близ Дербента (14, стр. 32).
Путаница происходит от того, что в некоторых источниках мушкурцев по ошибке называют массагетами. А массагеты — это Среднеазиатский народ. А. Бакиханов, человек хорошо знакомый с Мушкуром и мушкурцами, даже он в отношении мушкурцев употребляет название массагетов: «Западная часть Кубинского уезда, округ Самурский, владение Кюринское, два Табасаранских магала — Дере и Амирлу — имеют особый язык с разными наречиями и называют людей, говорящих на языке тюрки монголами. По свидетельству автора «Дербентнаме» и по другим обстоятельствам, их можно принять за потомков массагетских аланов» (14, стр.24-25).
Вот так! Автор автохтонное население данного региона — по инерции, по традиции или умышленно называет массагетами. После этого утверждения А. Бакиханов рассказывает историю персидского царя Кира II с массагетской царицей Тумаруш.
Сегодня мало кто сомневается в том, что Кир II совершил поход именно в Алупанию и погиб в войне с алупанской армией под командованием царицы Алупании Тумаруш.
По лезгинской мифологии душа Тумаруш, этой великой женщины VI века до н.э., удостоена вечной жизни и обитает во дворце Верховного Бога древнелезгинского язычества Ра.
Победа алупанской армии над грозным ахаменидским войском была замечена даже в не очень близко расположенных странах. Великий Эсхил воспевал героизм легов. В «Освобожденной Прометее» Прометей говорит, показывая Гераклу путь от Кавказа к Гесперидам (по равнинам Арана):
Придешь в страну неустрашимых легиев,
Там не вступай в сражение, хоть ты сердцем храбр.
Бой труден. И доспех свой суждено тебе
Там потерять. Поднять булыгу вздумаешь.
А не найдешь и камня: вся земля мягка.
Тебя в беде увидит Зевс и сжалится.
(4, кн. IV, 1-7)
Этот текст знаменателен тем, что доказывает, какую славу приобрели в античном мире наши предки — дети могучего бога солнца Ра. Сам Прометей, личность не склонившая голову даже перед богами, советует Гераклу с легами не сражаться.
Албаны были храбрыми воинами. Именно поэтому наши предки в соседстве с ахеменидской империей смогли сохранить свою государственность. Для сохранения независимости нужна была еще мудрая политика правителей. Цари Алупании использовали разные методы, уловки, компромиссы для сохранения стабильных отношений с Ираном. Этой политике служит факт — участие албанских воинов в составе персидской армии в сражении с македонянами. (330 г. до н.э.).
Битва между македонянами и персидской армией при Гавгамеле имела некоторые последствия, прямо касающиеся судьбы алупанского народа. Прежде всего надо отметить, что алупанцы принимали довольно активное участие в этой битве на стороне персидской армии. Во-вторых, после падения ахеменидской империи, происходит укрепление Албанского государства.
Известная исследовательница древней Алупании К.В. Тревер, ссылаясь на Арриана и другие источники, высказывает некоторые верные соображения в отношении жизни албан того времени. По ее мнению, албаны-каспии оставались в зависимости от Ахеменидов и в IV веке до н.э., поскольку они принимали участие в сражении при Гавгамеле в 330 году, в той битве, исход которой решил судьбу Ахеменидской империи. Сведения об этом сражении сохранились у Арриана (II век н.э.), описавшего походы Александра на основании официальных дневников, которые велись сопровождавшими его специальными лицами.
Арриан, используя эти данные, упоминает албанов, находящившихся в составе войска Дария III. По словам Арриана, в состав войска Дария III входили не только собственно персы, но и народы Средней Азии, а также мидяне, кадусии, албаны, сакасены. Ссылаясь на Аристобула, Арриан указывает то место, которое албанские воины занимали в построении для сражения войска последнего из Ахеменидов.
Арриан описывает ту картину, которая открылась перед македонянами и греками, когда они, поднявшись, очевидно, на высоту, увидели вдруг Дария в окружении своего боевого построения:. «Когда же близко уже оказались войска, то видимы стали и Дарий, и те, кто окружали его, яблоконосцы — персы (часть гвардии Дария, телохранители царя, для которых были характерны копья с яблоком-шаром в конце древка), и индусы, и албаны, и карийцы, насильно приведенные, и марды-стрелки, выставленные против самого Александра и царского отряда» (78, кн. III, гл. 13.1).
По описанию алупанцы находятся в привилегированном в военном отношении положении — в центре построения, в ближайшем окружении персидского царя и его гвардии. А определение «насильно приведенные», по мнению К.В. Тревер, относится не только к карийцам, но и к индусам, и к алупанцам, которые едва ли добровольно находились в составе персидского войска. Военные качества этих народов были хорошо известны грекам и македонцам, поскольку они их по вооружению и одежде сразу смогли отметить. И этими качествами следует объяснить и расположение их в самом важном и опасном месте-против Александра и царского отряда(13,стр.53)
Первое появление алупанцев в латинской исторической литературе сопровождается характеристикой их боевых качеств. Упоминание алупанцев только во второй половине IV века до н.э. может, конечно, объясняться немногочисленностью дошедших до нас источников (13, стр. 54).
Историки, писавшие о походах Александра, не приводят сведений о нахождении его или его ближайших военачальников на территории Закавказья с целью завоевания этой области. Но у Плиния есть такое утверждение: «Македония однажды овладела всем миром: войска его прошли через Азию, Армению, Иберию, Албанию, Капиадокию, Сирию, Египет, перешли через Тавр и Кавказ» (79, кн. IV, гл. 10, 39).