
История Лезгинского народа (лезгиноязычных народов) и государства (V тыс. до н.э.-X в. н.э.) / Бадалов Ф.А. -Дербент,1998. -440С.
Глава XIV
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ АЛУПАНИИ VII ВЕК Н.Э.
«Благолепна и желанна страна Алупания, с высочайшими гребнями Кавказских гор, полная всяких благ. Великая река Кура плавно и величаво несет свои воды, принося с собой рыб, больших и малых, и извиваясь впадает в Каспийское море. По берегам ее простираются поля, где много хлеба и вина нефти и соли, шелка, хлопка и где растет несметное число оливковых деревьев В горах добывается золото, серебро, медь и желтый ладан. Из зверей водятся львы, барсы, пантеры, онагры, а из пернатых — множество орлов, ястребов и и им подобных»,-так описывает свою страну Моисей Дасхуринви.(1, стр. 25).
В течение VII века н.э. Алупания соседствовала с могучими империями — Византией, Хазарский каганатом, Сасанидским Ираном, и уничтожившим его Арабским халифатом «Эти государства, соперничавшие друг с другом, смотрели на Албанию как на объект своих захватнических вожделений, и каждое в отдельности стремилось захватить и поработить народ Албании, его земли и природные богатства’ (206, стр. 149).
Армянский летописец Себеос сравнивает Византию, Иран, Хазарский каганат и Арабский халифат с четырьмя чудовищами, о которых упоминается в пророчестве Даниила. Самым страшным и отвратительным Себеос считает четвертое чудовище — Арабский халифат.
В начале века, в 602-603 годы вспыхнуло пламя восстания в Алупании. Восставшие ставили перед собой такие цели: опрокинуть персидское иго и ликвидировать управление марзпаном, восстановить алупанскую государственность. В восстании участвовали князья, правители областей, духовенство. Народные массы поддерживали восставших. В этом была большая заслуга христианской церкви, фактически возглавившей всенародное восстание. Идейным руководителем восстания был Виру — католикос Алупании, великий мыслитель VII века, философ, писатель, переводчик.
Восстание было подавлено. Многих князей казнили. Виру прожил 25 лет в темнице Хосрова II. Остался в живых благодаря усилиям царицы Ширин, она была родом из микранидов. Это восстание имело положительные последствия. Персидский двор был вынужден восстановить царскую власть в Алупании. Пришла новая династия — Микраниды.
Но до этого Алупанский народ пережил много горя.
Война между Персией и Византией, то останавливалась, то разгоралась в течении многих десятилетий. В начале VII века Персия, воспользовавшись смутами в Византии, нарушила условия договора 591 года и захватила обратно потерянные земли. В 614 году персы захватили Иерусалим. Император Византии Ираклий в ответ на это, как сообщает Дасхуринви, совершил поход в Иран, дошел до столицы Атрпатакан Гандзак, сжег его и оттуда писал князьям и владетелям Албании, Иберии и Армении письма и требовал добровольно служить ему с войском. Тогда албанские князья покинули город Партав и укрепились в разных замках и крепостях. Греческое войско расположилось в области Ути, «попрало и опустошило прекрасные сады и поля, через которые проходило», а затем направилось к реке Трту (Тертер). Здесь на них напало персидское войско (I, кн. II, гл. XXXVI). По показанию М.И. Артамонова это было в 624 году (46, стр. 52).После этого на лезгинской земле произошли страшные события. Моисей Дасхуринви подробно описал эти события. В его рассказе выражен не только холодный ум историка –современника этих событий, но и переживания за свой многострадальный народ. Эти переживания отражены в книге история страны Алуанк» («История Алупании» по оригиналу) очень ярко, своеобразным, красочным языком автора. Образ мышления человека, жившего в VII веке н.э., естественно, во многом отличается от нашего сегодняшнего мышления (не только потому, что наш предок был христианином), и именно этим представляет для нас большой интерес. Поэтому мы печатаем без изменений несколько глав книги Моисея Дасхуринви. Отрывки взяты из издания 1984 года под редакцией В.Ш. Смбатяна.
(1,стр.74-91).
С текстом можно ознакомиться по ССЫЛКЕ.
В связи с описанием этих событий, приходится отметить одно обстоятельство: Джебу хакан получает три страны: Алуанк, Чур и Лпину. К.В.Тревер отмечает, что «входившие в состав Албании территории Чур и Лпинк пользовались, по-видимому какой-то внутренней самостоятельностью, что давало быть может, основание перечислить их после упоминания Алуанка (в редакции армянских авторов Алуанк отождествляется с западной областью исторической Албании. — Ф.Б.). Никаких иных свидетельств этому явлению в письменных источниках не имеется, кроме титулатуры албанского католикоса, который именуется «католикосом Алуанка, Чура и Лпинк» (I,гл. 15;13,стр.243). Предполагается, что впервые эту титулатуру имел католикос Абас (551-595 гг.).
Возможно, в годы правления марзпана (510-628гг.) Алупания делится на какие-то административные единицы с повеления персидского марзпана или персидского царя.
В 628 (или 629) году персидский царь Кават-Шер благословляет представителя новой династии — микранидов Варз-Григора (правил в 628-643гг.) на Алупанском престоле. О том, как оказались представители этой династии у власти, Моисей Дасхуринви пишет так: «Из достоверных … книг летописцев мы узнали, что два брата Бидо и Встам, родственники персидского царя Ормизда — отца Хосрова I, восстали против него, убили его, а сами вместе со своим племянником — сыном Ормизда Хосровом убежали от ВаЬрама Чубина в Грецию и пришли к Маврикию — царю ромеев. Этот выдал свою дочь за Хосрова, а затем послал его назад с многочисленным греческим войском. И он (Хосров) вернулся и завладел своим царством. Впоследствии, спустя много лет, он стал мстить за кровь Ормизда, отца своего. Он велел убить обоих своих дядей — Бидо и Встама и еще около шестидесяти мужей из того же рода. (Из этих высказываний становится ясно, что михраны не были связаны с царем Ормизддом по лини отца, скорее жена Ормизда была из рода михранов. — Ф.Б.). Вот почему Микран, родственник Хосрова, обратился в бегство. Уговорив, он взял с собой часть рода своего — около тридцати тысяч семей, перешел в Алупанию и прибыл в область Ути, недалеко от великого города Партава. (Здесь надо сделать одно примечание. В книге М.Дасхуринви многие события ошибочно приписываются области Ути и городу Партав. Вероятно, это дело рук редакторов книги. В данном случае Микран со своим родом прибывает якобы в область Ути, недалеко от города Партава. Человек, который убегает от мести Хосрова, почему должен прибывать в Партав, туда, где стоят персидские войска и наместник Хосрова в Алупании? Это абсурд. Но в таких грехах виноват не автор, а редакторы, которые текст подгоняют под свои интересы. — Ф.Б.).
Оттуда он хотел двинуться дальше к хазарам и присоединится к вратам (к хазарам есть более близкий и безопасный путь через Кабала — через горы и ущелья. — Ф.Б.). Но царь персидский Хосров направляет письмо Микрану с таким содержанием: «Брат мой родной, не уходи от меня со злобой. Если ты даже не желаешь жить у меня, то страну, где тебя догонит мое письмо бери во (зоэ владение, сколько сумеют пройти ноги твои».
Обрадовался Микран, остался там, где находился, построил город и назвал своим именем — Микраван (дословно: принадлежащий Микрану, по лезгински — Ф.Б.).
Это было в области Гардман (Гирдиман). А город Микраван идентифицируется с райцентром Агсу в Азербайджанской Республике.
Микран был опытным человеком, вернее его род имел хороший опыт политических убийств и захвата власти и земель. Он воспользовался этим опытом.
С наступлением весны он двинулся на север — в сторону Кабала, здесь он пригласил к себе двенадцать мужей из местной знати и истребив всех мечом, завладел Гирдманской областью.
Был у него сын Арамаэл, который родил Варда. Вард родил Вардана Храброго, который за три года построил крепость Гирдман.
У него в сердце было одно желание: погубить весь род Араншахов (династия прежних правителей Алупании). Он любезно пригласил их на обед и отрубил головы шестидесяти человек.
У Вардана Храброго был сын Вард. Вард родил Варазмана, а Варазман Варз-Григура. Этот Варз-Григур в начале VII века стал князем Алупании.
Он является основателем династии Микранидов в Алупании.
Дасхуринви пишет, что он принял крещение от католикоса Виру в детстве. Таким образом, прибывшие в Алупанию в 30-е годы VI века Михраниды через 100 лет уже стояли у власти.
Варз-Григур был утвержден царем Алупании после освобождения страны, от нашествия хазар, в 629 году.
Надо отметить, что исследователи по-разному относятся и оценивают эту историю.
Во-первых, нет единства в определении места пребывания Микрана. Как сказано выше в «Истории страны Алуанк» Дасхуринви часто повторяется область Ути. И исходя из этого К.В.Тревер локализует место пребывания микранидов на северо-западе исторической Алупании (13,стр.234). Этот район находится на границе с Иберией. Дело в том, что в источнике прямо указывается и другое название местности — говорится, что посланец персидского шаха догнал Михрана в Гардмане. А Гардман является почти срединной областью Алупании и его земли расположены по обеим берегам реки Гардман (Гирдиман).
Но это не ошибка Дасхуринви, эти недоразумения связаны с обработкой армянскими переписчиками и редакторами данной книги. Они хотели доказать, что «История страны Алуанк» не является историей Кавказской Албании, а является историей правобережья Куры, или как называют некоторые армянские историки — Восточной Армении. С этой целью многие главы фальсифицированы, некоторые главы отброшены из книги, и добавлены те главы из армянских источников, которые служат идее армянских идеологов.
Мы рады, что среди армянских историков есть понимание того, о чем выше говорилось. Некоторые из них идентифицируют город Микраван с райцентром Ахсу.Населенные пункты этой области нам напоминают знакомые из рассказа имена: Бедо, Биджо и др.
Кроме этих в книге, в том числе этой главе имеются оскорбительные выражения в отношении населения других областей Алупании (кроме Утии и Арцах). В источнике есть такие слова «покорил так же дикие племена Кавказа» (1,стр.94). Фактически речь идет о том, что Микраниды возвышаясь как к династия в конце VI — начале VII века, естественно нашли общий язык с властителями разных областей Алупании, родовой знатью разных племен. Без этой поддержки они не могли занять престол Алупанского царя. Фактически Микран начал выполнять функцию воссоединения областей — земель Алупании в единое государство. Микраниды выполнили эту функцию, и имели возможность управлять всей Алупанией. Персидский двор упразднил марзпанство и в 629 гду утвердил микранида Варз — Григура на Алупанский престол. В книге это обстоятельство — объединение всех Алупанских земель идейно, выражается словами «подчинил себе также дикие народы Кавказа». Кроме населения Ути и Арцах остальное население Алупании называются дикими племенами. Эти слова тоже результат «упорного труда» армянских редакторов и переводчиков. Встает вопрос: почему Ути и Арцах отделяются? Потому что, по словам армянских историков, к этому времени, т.е. V-VI века эти области якобы были арменизированы. Это ложь! Армянское население было переселено туда примерно 1000 лет позже — включая и XIX век.
По этой причине К.В.Тревер высказывается так: «В этом рассказе много неясного и недосказанного» (13,стр.235). Дальше она добавляет: «Исторически достоверным может считаться только рассказ о том, что в конце VI века в Албании появляется новая царская или княжеская династия… Остается, по- моему, и вопрос, не является ли весь рассказ о переселении Микрана, о его родстве с Хосровом, о письме последнего генеалогической легендой, созданной впоследствии и включенной уже переписчиками в рассказ историка» (13,стр.235).
Интересно по этому поводу и мнение В.В.Бартольда, считающего, что в лице микранидов в Албании «вновь восстанавливается албанская национальная династия» (45, стр.25).
И К.В. Тревер тоже недоумевает, задавая вопрос: «Не имеем ли мы тут дело с захватом власти местным гардманским владетелем (может быть с помощью персов)…? (13,стр.235).
В основном эти правильные выводы исследователей не всегда заканчиваются логическим концом по причине неправильности их исходных убеждений. Это наблюдается в суждениях К.В.Тревер, обычно строящей свои суждения под воздействием армянских авторов. Выше уже доказана несостоятельность версии о месте пребывания Микрана со своим родом: он прибыл не в область Ути как добавлено позже « «Истории страны Алуанк», а в область Гардман — это тоже выясняется именно исходя из источника. К.В.Тревер, понимая нелогичность своих суждений (область Ути и крепость Гардман находятся в разных частях Алупании) утверждает, что крепость Гардман тоже находится в нынешнем Казахском районе Азербайджана, и ссылается при этом на армянского ученого С.Т.Еремяна, который без доказательства утверждает, что крепость Хузашен в Казахском районе это и есть крепость Гардман.
На берегу реки Гардман (Гирдман), вблизи лезгинского села К1елет (по-лезгински дословно крепость) находятся остатки крепости Гардман в Исмаиллинском районе Азербайджанской Республики. Это место находится между г.Агсу (бывший Микраван) и бывшей столицей Алупании Кьвепеле (Кабалой).
Именно в нынешнем Исмаиллинском районе Азербайджанской Республики — бывшем Гирдмане находится много крепостей, относящихся к VII веку.
Вторая ошибка в исходных убеждениях К.В.Тревера заключается в том, что она считает род «Араншахиков» армянской династией. Не обращая внимание на то, что речь идет об Аран-шахах, т.е. прежних владетелях Алупанского (по-персидски Аранского) престола. Еще одна ошибка К.В.Тревер заключается в том, что она считает Араншахов владетелями Арцах. Это грубая ошибка. Они были выходцами из области Мушкур, но впоследствии сидели в столице Алупании Кабале и владели именно этой областью — страной лбинов.
Почему мы так детально останавливались на этих вопросах? Потому что, армянскими историками сперва фальсифицируется исходная информация, потом,естественно делаются неверные умозаключения.К.В. Тревер под воздействием армянских авторов, сперва путает область Гардман с областью Ути, потом объявляет, что крепость Хузаншен — это и есть крепость Гардман, дальше объявляется, что царская династия Алупании (по-персидски Араншах) якобы была армянского происхождения, дальше утверждается, что Араншахики почему-то владели Арцахской областью, а не Лбиной.
После этих неверных исходных данных делается вывод: «Все это дает основание думать, что… мы имеем дело с отзвуками борьбы между арменизированными албанскими и армянскими феодальными родами за захват суверенных прав над феодальной Албанией» (13,стр.235).
Вот так! Выходит Албанией правили до VI века армяне, и, что касается новоявленной династии Микранидов, то они тоже имеют армянское происхождение.
После вышесказанного утверждения К.В.Тревер переходит к пересказу о переписке Бахрама Чубина с армянским нахараром Мушеком и пишет: «Далее Бахрам в этом письме обещает армянам в случае их перехода на его сторону оставить им «всю землю армянскую до Кавказа и до ворот Албанских». Из этого письма, безусловно составленного армянским автором и не имевшего ничего общего с Бахрам Чубином, но широко пропагандируемого армянскими историками, и по той причине добавленного в «Истории страны Алуанк», после X века, явствует, что якобы, Албании вообще не существовало как государства до VI века н.э., а ее территория принадлежала армянам.
Армянские авторы, используя то преимущество, что древние рукописи находятся в их монопольном распоряжении, не останавливаются перед фальсификацией текстов. По этой причине многое об албанах и Алупанском государстве до последних времен было неясно. После чтения Мингечаурских надписей и древнелезгинской книги мы уже с полным основанием можем утверждать, что фальсификация источников — это обычное явление в армянской историографии. И это начато еще в X веке, если не раньше, армянскими священниками с благословения католикоса.
Жуваншир, второй сын Варз-Григура — основателя династии микранидов в Алупании был смелым, гордым и миловидным. Любимец отца Жуваншир был стремительный, как орел, и всегда готов на ратные подвиги. Отец знал, что он самый способный из всех сыновей.
Поэтому, когда арабы начали тревожить Персию и царь персидский собрал войска из всех ему подчинявшихся стран, Варз- Григур с армией отправил к персидскому двору сына Жуваншира.
Персидскй полководец Ростом представил юного Жуваншира царю Иазкерту III. Царь похвалил его и назначил полководцем Алупанской армии. Персидское войско двинулось в Ассорию. Он разбил лагерь на берегу Мертвого моря напротив арабов. Через несколько дней состоялось первое сражение. Полководец Алупании со своими воинами проник в гущу врага, убил двоих и вышел из боя лишь после того, когда сам получил три тяжелых ранения, а конь его — четыре.
Оправившись немного от ран, он явился к царю, и царь, возложив ему руку на голову, стал хвалить его во всеуслышание. И как полагается полководцу по чину, пожаловал ему знаки отличия: трубы, два копья золотых и два щита, отделанных золотом, которые всегда несли впереди него. Повязали ему золотой пояс, усыпанный жемчугами и меч с золотой рукоятью. На руки ему надели браслеты, а на голову возложили прекрасную диадему. На шею надели жемчужное ожерелье в несколько рядов, одели шаровары голубого цвета, с четырьмя кистями и шелковое золототканое одеяние ему во владение селения и реки, полные рыб.
На восьмом году царствования Иазкерта III неприятель (арабы) выступили вторично и окружили царя в городе Тизбоне.
Жуваншир двинулся на помощь и с тремя тысячами воинов, впервые напал на врага, отбросил его и заставил переправиться обратно через реку. В течение 6 месяцев он не давал возможности врагу перейти реку Дклат.
В это время арабы собрали огромную силу и, наконец, персидским войскам пришлось воевать в большом сражении. Персы проиграли эту битву.
Таким образом, в течение семи лет Жуваншир провел годы свои в сражениях. Одиннадцать раз был тяжело ранен.
И, наконец, вернулся на родину (637/8 гг.). Он уже устал от бессмысленных войн. Жуваншир думал о доме Алупа. Он представлял родину независимым, цветущим государством, а алупанский народ счастливым. У него было время разузнать персидскую действительность, дворцовые интриги. Он как христианин мечтал о добродетели.
Персидский царский двор принял действие Жуваншира — его возвращение со своей армией на родину как восстание против персидской державы. По указу царя персидская армия преследовала Жуваншира. 637-641 гг. прошли в сражениях с персами.
В первом сражении с персами Жуваншир своей же рукой сразил их предводителя. Во втором сражении, происшедшем в гористой местности также успех сопутствовал ему. Но в это время до него дошла весть о том, что персидские войска вошли в город Пероз-Кават и увели в плен мать и братьев его. Разгневанный Жуваншир вблизи границы Иберии напал на персов и не оставил ни одного живого воина, всех истребил. Потом напал на город Перозапат, взял его и освободил мать и братьев своих.
Персидский военачальник предлагал мир. Мир заключили. Но вскоре персидский военачальник коварством заманил к себе его отца и хотел заставить послушно подчиниться ему.
Решив отомстить за отца, Жуваншир напал на город Пероз-Кават и захватил его. На десятом году царствования Иазкерта персидское царство прекратило свое существование. (641 г.н.э.)
В середине VII века арабы начали походы с целью завоевания Алупании.
Арабы понимали, что до тех пор, пока Дербентский и Дарьялский проходы не подчинены им, они не могут укрепиться в Закавказье, в том числе и в Алупании. Поэтому, они в 643 году из Ирана вдоль побережья Каспия направились в сторону Дербента. Арабской армией командовал полководец Букайр. Но халиф Омар, учитывая важность северного похода, направил на помощь Букайру добавочные вооруженные силы и командование объединенными силами поручил полководцу Сураку ибн Амир.
Несмотря на поражение сасанидов в длительной войне с арабами, и завоевание Ирана последними в Дербентском укреплении еще оставался персидский гарнизон. Когда арабы приближались к Дербенту марзпан северных границ Шехрияр вышел навстречу арабскому полководцу Сураку и по сообщению ат-Табари, изъявил желание служить им, красочно описанной сцене марзпан Дербента Шихрияр употребляет такое предложение: «Я лично, не имею никакого отношения (я не принадлежу. — Ф.Б.) ни к горцам (население Нагорного Дагестана), ни к албанам». (113,стр.24).
В результате этого похода арабы оккупировали Прикаспийскую полосу Алупании от Куры до Кьвевар (Дербента).
В 644 году Омара заменяет новый халиф – Осман. Он направляет полководца Салмана ибн Рабиа завоевать Алупанию,но был убит в 32 году хиджри — 654-655 гг. в Баланжаре. В этот период, точнее 30-50 гг. VII века в области Чур с арабами воевал лакзанский (лезгинский) полководец Урбис ибн Сам-сам.
После нашествия арабов земли лезгин становятся ареной битв между арабами и хазарами. И те и другие имели одну цель — завоевать Алупанию, наложить тяжелую дань на лезгинский народ, обеспечить для себя паразитический образ жизни за счет алупанцев и других народов, которые они покоряли. Арабы овладели Закавказьем в 652 году. Но хазары еще были сильны и они это доказали в битвах за Дербент с арабами в 653-654 годы.
А. Бакиханов ссылаясь на «Дербентнаме» так описывает один из первых походов арабов в Дербент. «Приближенные пророка Мухаммеда слышали от него, что Дербент есть святое место, от сохранения которого зависит спокойствие всего юга, и что тот, кто только подвизается для его защиты, тот приобретает благословение Всевышнего. В соответствии с этим преданием в 41 году хиджри Салман ибн Рабиа ал Бахили, из числа приближенных пророка, с 4000-ми отборного войска двинулся к Дербенту, которым в то время владели хазары, намереваясь осуществить джихад (священную войну). Гарнизон находившихся там воинов услышав о приближении арабов, удалился в крепость Гамры (близ Каякента). Мусульмане без сопротивления овладели Дербентом. Хакан, царь хазарский собрал многочисленное войско. Мусульмане встретили его на берегу Дарвага и там противники остановились лагерем друг против друга. Хакан наслышавшись много о мужесте арабов думал, что им не может вредить оружие, и поэтому он не решался начать битву. Между тем один из хазаров застал араба купающимся в море, убил его и отрезанную голову представил хакану. Это маловажное обстоятельство ободрило предводителя хазар, который тот час же начал битву. Пять дней продолжалось сражение без перевеса ни в ту, ни в другую сторону; на шестой день хакан объявил войску, что если кто-либо из них возвратится из битвы без успеха, то он сам убьет его. Со своей стороны мусульмане тоже решились умереть на месте. Салман ибн Рабиа с сорока воинами, обрекшими себя на смерть, бросился вперед. Завязалась упорнейшая битва и несколько тысяч хазаров погибло, но и Салман ибн Рабиа со своими сорока товарищами, обрекшимися на смерть, пали на месте. Могилы их, называющиеся Кырхляр — сорок мучеников, (это название на тюркском языке относится к более позднему времени — XVII веку, во времена завоевания Дербента Сефевидами и переселения туда же тюркских племен. — Ф.Б.) находятся к северу от Дербента и теперь являются местом поклонения жителей»(14,стр.49-50).
Остальные арабы, большей частью раненные и изможденные, отступили к Дербенту, а оттуда удалились в Сирию. При халифе Османе арабы захватили Байлакан, обещав населению не разрушать стен, не подвергать гибели их жизнь и имущества, но обязав их вносить поземельную и подушную подать. После некоторого сопротивления Партав тоже сдался врагу и взял на себя обязательство выплачивать арабам подати. Таким образом арабы захватывали Шамхур, Шарван, Шеки, Цри, Шабиран, Кабалу (Кьвепеле), Дербент (Кьвевар) и другие города и области Алупанского шарваланга. Арабы заключали договора с местными правителями.
После отхода арабов, дербентцы и ширванцы отказались выполнять условия договора. (По условиям этого договора местное население должно было или принять ислам, или уплатить дань -«джизья»).
Балазури отмечает, что когда арабы выступили из Дербента к северу, то население Дербента заперло за ними ворота, а «хазарский хакан встретил их со своей конницеи за рекой Баланджаром”, и здесь четыре тысячи арабов с их военачальником были перебиты. (47,стр.14).
Армянский историк Себеос (VII в.н.э.) тоже рассказывает об этих событиях. Он пишет, что арабы «взяли направление в сторону севера против народа, жившего за Каспийскими воротами. Они достигли теснины Чура. Перешли теснину, вторглись по ту же сторону и предали грабежу пригорские края. Против них выступило многочисленное войско — охрана местности под названием «ворот хоннов», но арабы разбили их. (44,гл.ХLIХ).

Арабские налеты участились. Отец Жуваншира был вынужден сам пойти в лагерь неприятеля (654 г.). Армения уже сдалась арабам. Поэтому Варз- Григур не оказал сопротивления. А Жуваншир заключил союз с армянским полководцем и уговорил его повиноваться императору ромеев Константином II (641-668). В 656 году борьба за власть между родом Омейядов и сторонниками Али, зятя Мухаммеда, охватывает весь Халифат и перерастает в настоящую гражданскую войну. Войска арабов уходят, бросая недавно завоеваные земли. Это приводит к отпадению Закавказья и Дербента от Халифата.
Алупания приобретает фактическую самостоятельность. (283,стр.50-51). Все алупанские князья становятся вассалами Жуваншира. Жуваншир наладил контакты с греческим императором Константином. А внутри страны, по свидетельству современников, организовал справедливый суд. «Так он стал самовластным и великолепным владыкой над страной, простирающейся от пределов Иверии и до ворот гуннов, до реки Ерасх». (Письмо Констансу и его ответ. Моисей Дасхуринви, гл. 20, 21; (по К.В.Тревер это был 658 г.)
Некоторые историки, азербайджанские и армянские, утверждают, что во времена Жуваншира страна Алупания состояла из земель между Араксом и Курой. Якобы на левобережье Куры была организована гунская (хазарская) империя. Выше приведенная цитата из труда Дасхуринви — это хороший ответ этим авторам.
И еще об одном явлении сообщает Моисей Дасхуринви. «…Он повелел в своей стране строить и сажать, наслаждаться и жить в мире. Сам он построил много дворцов, имел множество великолепных вещей и все, что надлежит иметь человеку от славы Божьей. Так что даже царь Туркестана (наверное, имеется ввиду царь хазаров. — Ф.Б.) ждал от него любви и мира, присылая в дар отборных коней, слуг и служанок, и кожу разных пресмыкающихся. Так из Сирии, из …Атрпатакана, из Айраратской земли и Иверии, даже из Индии приходили к нему, дабы увидеть его и услышать речь его. И во всех странах рассказывали изумительные истории о его мудрой рассудительности и кроткой любви ко всем, кто обращался к нему.»
Два года спустя после встречи с греческим императором (659/660 г.) в Мидии (некоторые исследователи считают, что эти встречи были в 654 году (113,стр.39), на страну Алупания напали хазары. На левом берегу Куры встретились армии. Жуваншир разгромил хазаров (661 г.). Он обратился к предводителю варварского племени со словами: «Уходи, выйди обратно в ворота Чула, и не смей больше приходить сюда, ибо сам господь преградил путь твоему выступлению.»
В 664 году в день зимнего равноденствия с многотысячной конницей опять выступил царь гуннов (хазар). Они добрались до берега Ерасха, угнали отары овец и стада скота, спустившиеся на зиму в долины на пастбища, и пригнали их в свой лагерь. Царь гуннов пожелал видеть Жуваншира. Он отправил к Жуванширу своих братьев, и через них просил о встрече, чтобы установилась между ними братская любовь.
Они встретились. В это время Жуваншир был вдовцом. Его первая жена-дочь римского императора умерла в 669 году (он женился в 638 году). Жуваншир взял в жены дочь царя гуннов и вернул из плена гуннов обратно сто двадцатью тысяч голов скота, семь тысяч лошадей и жеребцов и освободил не меньше тысячи двухсот пленных.
Эта женитьба преследовала чисто политические цели. Жуваншир хотел обеспечить безопасность страны с севера. И этой цели он достиг. До конца его жизни хазары больше не тревожили Алупанию.
Тревер пишет: «У Себеоса, довольно подробно описывающего сложные и бурные события середины VII века и неоднократно упоминающего Албанию, имя Жуваншира ни разу не встречается, тогда как Моисей Каланкатуйский отводит ему особенно большое место и воспевает его как героя, как «властителя Востока», противопоставляя его «властителю Юга» — халифу, «властителю Севера» — хазарскому хакану и «властителю Запада» — Византийскому императору. В главах, посвященных Жуванширу, прослеживается использование историком этнических песен и сказаний, из которых им, видимо, почерпнуты такие образные выражения как «козел Запада» — для обозначения византийского императора, которому «дикий вепрь (арабы) зверски сокрушает рога его».
Арабы набирали силы и отбирали изо дня в день земли и города Византии. Жуваншир думал о том, как сберечь Великий дом легендарного царя Алупа от нашествия арабов.
Арабы были особенно заинтересованы в подчинении Алупанского шарваланга. Это объясняется его стратегическим положением. Во-первых, проходы на север Каспийские (Албанские) ворота и хоннские (Дербентские) ворота находились в Алупании. Во-вторых, торговые пути из Передней Азии, из Персии на Северный Кавказ, на Волгу, Хазарию, южнорусские степи проходили через Алупанию. В-третьих, на территории Алупанского шарваланга находились рудники, нефть и другие природные богатства.
Моисей Дасхуринви пишет: «Дана была Жуванширу неотразимая сила, государственный разум, ласковость правителя и кротость человеческая, и вот благодаря этим четырем качествам своим он властвовал над четырьмя сторонами света. Видя крайнее ослабление императора ромеев от царя южного (арабского), который как огненное пламя пожирал его (Константина II — царя Бизанса) города и истреблял многочисленные толпы людей мечом, Жуваншир — великий князь Алупании, был весьма озабочен судьбами княжества, опасаясь, что полчища южан могут вторгнуться и попрать и его страну».
Жуваншир принимает решение: подчинится игу царя южан.
И когда царь южан узнал о намерении Жуваншира через доверенных послов он отправил князю великие клятвы и обещания несметных наград, приглашая его к себе. Арабы знали, с одной стороны, Жуваншир имеет и с Бизансом и с хазарами хорошие отношения.
Жуваншир приготовил много подарков и отправился в путь.
Армянский царь вместе со своими вельможами встретил и проводил его с почестями. Вельможи Сирийских городов ему оказали нужные почести. Моисей Дасхуринви пишет, что где бы Жуваншир не проходил, «толпы людей спешили собраться вдоль его пути, чтобы увидеть его». И царем южан «он был принят с такими исключительными, достойными лишь царя, почестями, с какими до него не был принят еще ни один из наместников страны. Особенно после того, как царь испытал его незаурядную мудрость».
Царь юга клялся в искренней, твердой дружбе с его народом, Жуваншира и всех, кто был с ним одарил великими дарами.
Во второй раз (670 году) царь арабов пригласил Жуваншира для того, чтобы тот вел переговоры от имени его с ромеями. «И удивлялся царь здравой рассудительности и глубокомыслию его, за что не менее благодарны были ему и послы, прибывшие от императора ромеев, ибо во многом он сумел склонить царя юга в пользу их». По отбытии арабский царь подарил ему слона, а свите его, состоящей из пятидесяти человек, шелковые ткани и украшения. Он передал в руки Жуваншира управление Сюником и Атропатеной. Но Жуваншир «отказался от этой излишней славы, и просил об облегчении тяжелых податей своей стране, с чем царь юга охотно согласился и велел облегчить бремя податей на одну треть».
Однажды великий князь Жуваншир отправился в горную местность с намерением провести там праздничные дни года в веселье, гуляниях в сопровождении песнопений (мазанов).
В связи с этой поездкой Моисей Дасхуринви пишет так: «Но вот этот славный и желанный муж впал в объятия, обольстившего его порока, и так как стал идти против заповедей Божьих, лишился своей прежней славы, которая обратилась в паутину, и все его благолепие было развеяно».
Что это за порок? Нам не ясно. Но автор этой книги был современником и сам лично участвовал в празднествах Жуваншира в зимней резиденции различных праздников. И он утверждает, что был порок.
Моисей Дасхуринви называет имя убийцы — «изменник Варазо». Oн знал этого человека. Его знала чуть ли не вся страна. Может быть после Жуваншира страной правил именно тот, который и направил убийцу. Дасхуринви молчит по этому поводу, но он открыто заявляет: некий муж, нечестивый и гнусный, охваченный пороком каиновым, забыв любовь его к нему, за быв великие почести и уважение к дому отца своего, которые оказывал Жуваншир, замыслил умертвить его и, заманив в сети коварством некоторых друзей, сделал их своими сообщниками. Замышляя злодеяние, он соблазнил Жуваншира на прелюбодеяние и лукавыми словами уговорил его предаться скверным наслаждениям. И вот, в первом часу пополуночи, когда воины его вооруженной стражи спали спокойно и безмятежно у ворот дворца вышел шар на тропинку, тянувшуюся между цветниками сада, без щита, имея при себе лишь меч свой, в злодей Ениб — предатель Варазо, взяв царский палаш, меч булатный и щит с золотым пупком, коварно прошел вперед, как бы заменяя оруженосца. Сам он, этот безбожный злодей, под кафтаном был одет в кольчугу. Когда они прошли середину сада и приблизились к стене, огораживающей просторный царский двор, непобедимый Жуваншир, как мудр был во всем другом, так и тут, разгадал злой умысел коварного убийцы. Вдруг услышав впереди звон доспехов, князь испугался и оробел, полагая, что это большой заговор с целью убить его и потому решил незамеченным тихо вернуться в дворец. Но безбожный убийца, который заранее уже наполовину вынув меч из ножен, был наготове, выхватил его, повернулся и внезапно нанес храброму князю удар и тяжело ранил его, ибо тот был без лат. И все же убийца не сумел быстро одолеть его. Зарычав, как лев, Жуваншир также выхватил меч, но силы Всевышнего покинули его, предав его в руки того, кто был обласкан им же. Когда в первый раз князь бросился с мечом на безбожника, тот, укрывшись щитом, стал перед ним. Меч вонзился в пуп щита, и князь не смог выташить его, меч так и остался там. А тот исполненный звериной яростью, в бешенстве наносил удар за ударом, изранив все тело князя, как ядовитый змей, или хищный зверь, яростно и беспощадно изрубив его и заколов мечом и палашом, повалил наземь господина своего. Полагая, что Жуваншир испустил дух или уже умирает, убийца господина своего, не замеченный никем, ушел оттуда и пошел к себе домой, чтобы отвести от себя подозрение, будто он, ничего не зная, спит себе спокойно.
Моисей Дасхуринви сообщает, что убийца был родом из Арцаха. И его род относится к знатным, так как племянник князя взяв полсотни воинов направился в Арцах, они разграбили дом его (убийцы) отца, и, взяв шелковые и парчевые ткани, разноцветные ковры, золото и серебро, драгоценную утварь и мебель, а затем разрушили и предали дом его огню.
Почему был убит Жуваншир? Что это было? Попытка дворцового переворота? Об этом не сообщает Моисей. Но ясно, что изменник Варазо не был убийцей-одиночкой. Он «имел единомышленников- сообщников».
К. В. Тревер размышляя об убийстве Жуваншира, обращает внимание на высказывание Дасхуринви в начале главы и пишет: «В начале этой главы историк в туманных выражениях намекает на какие-то поступки Жуваншира «против заповеди божьей, гоняясь за суетным, лишился он своей славы вследствие искушения, и вот обратилось все в паутину, и все дивные блага рушились». Его оплакивали «именитые вельможи и вся страна», но этому предпосланы загадочные слова: «Тогда не мало смут происходило в стране нашей: вооруженная чернь собиралось толпами». Смуты в стране, собиравшиеся толпами вооруженные низы населения — все это вместе с остальными, тоже неясными данными наводит на мысль, что могло иметь место какое-то восстание, какое-то проявление классовой борьбы внутри албанского общества того времени» (13,стр.249).
Теория классовой борьбы, ставившаяся на первое место и считающаяся основой развития общества марксизмом и советскими учеными, наверное, имело свое давление над автором. Мы считаем, что здесь может быть два варианта. Первый — заговор с целью дворцового переворота и захвата власти. А второй — мщение по личным мотивам. Скорее всего речь идет именно о заговоре с целью захвата власти, когда и Дасхуринви упоминает о смутах и вооруженной черни. Когда над страной нависла угроза арабской оккупации, вряд ли можно подумать еще о классовой борьбе между «чернью» и царским родом. В таких ситуациях в народе преобладает инстинкт самосохранения, а это в свою очередь не возможно без единства разных слоев народа. Вера в царя тоже играет не последнюю роль в таких ситуациях. Общая беда объединяет все слои населения. Речь может идти о попытке дворцового переворота, может быть, в пользу и с помощью арабов. Когда прошла печаль, утихло горе, князья областей, родоначальники, наместники, правители, вельможи пришли к великому архиепископу Елизару думу думать о мире и благе страны. Избрали Тридата — сына Варз-Перожа, двоюродного брата Жуваншира.
В это время великий князь хазар (хузар) Алп-Илитвер вторгся в страну и стал опустошать области у подножия великих Кавказских гор и областей Кабала, перешел в область Ути и стал угонять людей и скот.
Почему завоеватели все время, и когда Кабала была столицей, и после того как Партав стал столицей Алупанского шарваланга, оказываются в Ути, Пайтаракане, Мугане, Шарване? По той причине, что стада с сентября до мая находились в этих областях — на зимних пастбищах. Завоеватели нападали на страну с целью наживы.
Новый князь Варз-Тридат воздержался от военных действий … и решил воздействовать на хазар дипломатическим путем, передал ему (Алп-Илитверу), что он не виноват и не причастен к убийству Жуваншира, и это преступление совершено рукою одного подлого и мерзкого человека. Он убедил князя хазар стать защитником и подмогой власти его. И царь хазар вернулся в свою страну
К.В.Тревер относит нашествие хазар(Моисей в своей книге чужеземцев вторгшихся под командованием Алп-Илитвер называет гуннами) под командованием Алп-Илитвер к 684 году. Если верить Моисею Дасхуринви (а мы считаем самым достоверными источниками именно труды албанских историков) нашествие хазар было сразу после убийства Жуваншира и это нашествие было связано именно с гибелью зятя хакана хазар Жуваншира.
Албанские политики на этом не остановились. Они думали о продолжении христианизации народа гуннов (хазар). С этой целью они направили в страну гуннов священников во главе с епископом Исраилем. По какому пути они пошли? По мнению Ю.Джафарова, миссия священников во главе с Исраилем, отправившись из Партава, вскоре сбившись с пути, достигла прохода Чура и города Дербент не прямым путем вдоль Каспийского побережья, а прошли через горы (95,стр.79).
Моисей Дасхуринви так описывает этот путь: они перешли великую реку Куру, а пересекли границу Алупании в двенадцатые сутки (12 дней: от Партава до Дербента). Они сперва достигли город Лпинов (область Лпинк), «откуда навстречу ему (Исраилю) вышли все жители города и приняли его с радостью и почестями». Они там отметили праздник богоявления Господня. «Оттуда они перешли в страну чилбов (силвы — албанское племя), что на склоне великой горы». Поднялась страшная вьюга. Трое суток они даже не могли глаз открыть. Затем поднялись в горы, называемые Вардедрук (Вардед рук — по-лезгински «лес принадлежащий Варду») и «они перевалили через вершину громадной горы и прибыли в древнюю царскую резиденцию».
Выйдя оттуда, через несколько дней они достигли ворот Чура, вблизи Дербента. Там горожане с большими почестями приняли их, а затем и проводили дальше.
Наконец, накануне сорокадневного поста они прибыли в великолепный город Варачан. Узнав о его прибытии, великий князь хазар вышел ему навстречу. 681-682 гг. правители хазар приняли христианство от Алупанских священников.
По какому пути они шли от Партава до Варачана (столицы хазар)? Армянский ученый С.Т.Еремян, вопреки ясному изложению маршрута Моисеем предполагает, что это было через Мингечаур — Кабалу — Нуху — Закаталы — Кодорский перевал — каньон Андийского койсу — Буйнакск и далее (48,стр.150). К.В.Тревер согласна с этим маршрутом, но в связи с невероятностью такого лабиринтообразного маршрута добавляет к вышесказанному такой аргумент: «Короткий путь через Дербент был в это время в руках арабов» (13,стр.261).
Во-первых, эти события относятся не к 90-м годам VII века, а конкретно концу 681 и начале 682 года. Так как делегация празднует богоявление господня на дороге, конкретнее в стране Лбинов, а точнее — в древней столице алупанского шарваланга — Кьвепеле (Кабала). Это тоже не случайно. В городе Кабала находился один из самых знаменитых храмов. Несмотря на перенос столицы в Партав, Кабала традиционно была одним из главных городов государства не только по численности населения, но и по культурному развитию, по религиозному признаку, по развитию торговли и ремесла, по традициям.
Во-вторых, это происходит после нашествия хазар, именно в том году, когда произошло нашествие хакана Алп-Илитвера. По всей вероятности, во время встречи Варз-Трдата с Алп-Илитвером была договоренность о направлении алупанской делегации священников в Варачан. Отсюда вывод: арабский
гарнизон был разгромлен хазарами еще в начале нашествия,так как они проникли через Дербент. Значит, Дербент не мог быть тогда в руках арабов.
В-третьих, алупанцы знали свою страну не так как Еремян и Тревер — по карте, а достаточно хорошо. Поэтому алупанская делегация выбрала самую короткую, самую удобную, самую насыщенную движением дорогу. И Моисей Дасхуринви, отлично знавший эту дорогу, указывает точный маршрут.
Он точно указывает дату, когда делегация пересекла границу Алупанского шарваланга — через 12 дней после выхода из Партава. Моисей Дасхуринви точно описывает даже отдельные отрезки дороги, в этом смысле нам дают неоценимую топонимическую информацию.
I день. Делегация (на конях) добирается примерно до того места, где Турянвац из горного ущелья выходит на равнину.
II день. Священники (на конях) добираются в страну Лпинк (Лбин, Лпин) до города Кьвепеле (Кабала). Их встречают как представителей царского двора. Приглашают вечером в храм. Они молятся, совершают религиозный обряд по случаю богоявления господня. Потом начинается пир.
III день. На конях они поднимаются в страну силвов. Территория страны силвов или по-лезгински Силибир находилась в окружении великой горы. Это гора на современных картах отмечена как Шахдаг. А по-лезгински называется Гъуцар- сув (Гора богов). Силибир — это предгорье именно Гъуцарсув. Там жили племена чилбов, силвов, лазов. И по сей день деревни в этой зоне носят название силвов и лазов. Делегация должна была перевалить через горный хребет — южнее вершины Гъуцарсув. Даже до конца XIX — начала XX веков через этот хребет была дорога, и по свидетельству очевидцев, проходили по ней даже мярхар — арбы.
Жители лезгинских сел, находящиеся в восточных склонах Великой горы — Гъуцарсув, еще до советской власти продолжали вести свои стада на зимовку в северо-западную зону, также в Ширван через перевал в районе Т1уфансув. Это была привычная дорога по пути из Ширвана, или северо-западной зоны исторической Алупании в Дербент, Чур, Мушкур и обратно.
Но делегации не повезло, поднялась страшная вьюга. Это естественное явление в январе месяце. Трое суток они мучались на этом отрезке дороги. Но потом вышло солнце и они поднялись сначала на Вардедрук. По всей вероятности, в этом топониме сохранилось имя Варда из микранидов. Лес кончился, начались альпийские луга и они перевалили горный хребет.
VIII день. Делегация дошла до древней летней царской резиденции – Алуэн (нынешнее село Алпан). У античных авторов этот город назван Албана. Здесь находилась летняя резиденция царей Алупании. По сообщению Дасхуринви, еще ниже в стороне каспийского моря видна была поляна, где Мушкурский царь Санатрук еще в IV веке умертвил проармянского священника Григориса.
IX день. Делегация доходит до реки Герр — Кьулан вац (современный Самур). Мушкурские правители их принимают по достоинству,
X день. Они в священном городе Чуре (Суре) — первой столице Алупанского государства.
XI день. Священники в крепости Кьвевар (Дербент).
XII день. Делегация переходит границу Алупанского шарваланга (имеется ввиду или Дербентская стена или последнее оборонительное сооружение, находящееся в 6-7 километрах севернее от железнодорожной станции Дагестанские Огни.)
VII в.н.э. в истории лезгинского народа выделяется своими особенностями. С одной стороны, в это время, особенно в годы правления великого князя Жуваншира (643-680 гг.) албано-лезгинский народ достигает наивысшего уровня в развитии своей культуры, науки, экономики, государственности. С другой стороны, народ был вынужден сражаться беспрерывно с многочисленными агрессорами — персами, византийцами, хазарами, и новоявленной чумой — арабами.
После убийства Жуваншира в 669/670 году алупанский престол занял Варз Трдат (670-699 гг.), сын брата Жуваншира. Алупанский католикос Елизар, по всей вероятности умер не раньше 685 года, и его место занял знаменитый философ, духовный отец Бакур. Он сидел на престоле, как сообщает Дасхуринви, 17 лет. Исследователи утверждают, что Бакур был католикосом Алупании до конца века, и даже первые годы VIII века.
К 692 году власть в Халифате окончательно переходит в руки Омейядов. В этом же году арабский наместник Армении Мухаммед ибн Укба организовал военный поход в Алупанию и дошел до Дербента.
При католикосе Бакур в политической жизни Алупании происходят сложные, противоречивые процессы, внешне они выглядят как споры на религиозные темы. Алупанского католикоса и царицу страны обвиняют в халкидонстве и с помощью арабских войск, католикос Армении Елиа над ними совершает чудовищное судилище. Формально, их казнили за ересь.
В действительности, эти мудрые люди, патриоты своего народа, хорошо понимали ситуацию, видели приближающую угрозу, хотели предотвратить ее. Они желали страну снова приблизить с Византией, сохранить христианскую веру, достигнутый культурный уровень. Они отчетливо видели — полудикие арабы везде сеют мрак и разруху.
Как выше сказано, Алупания платила налоги трем государствам — Хазарии, Византии, Халифату. В 699 году царь Алупании Варз-Тиридат I вместе с сыновьями ездит в Константинополь с просьбой об уменьшении или освобождении от дани, оплачиваемый Византии. Но Византийские правители их задержали как заложников до 704 года. В связи с этим с 699 года фактически правителем Алупанского царства становится женщина — жена Варз-Тиридата I — Спраам. (Н.Велиханлы пишет это имя как Спарама — 113,стр.32). Не коронованная царица, по всей вероятности, была очень умной женщиной. Она понимала угрозу со стороны арабов и отчетливо видела как изо дня в день разрушаются моральные устои общества, уничтожается многовековая культура албано-лезгинского народа. Спраам видела выход только в одном: в укреплении связей с западными христианскими государствами.
По нашему мнению, эта политическая линия Спраам не была случайной, ее муж являющийся заложником Византии, по всей вероятности, был того же мнения, и его визит в Византию нельзя связывать только с желанием снизить или ликвидировать выплату налогов Византии. С другой стороны, Спраам как женщина и мать переживала за мужа и сыновей, естественно желала улучшения отношений с Византией — политика Спраам имела и личные мотивы.
Но эта позиция двух выдающихся мыслителей VII века — философа Бакура и государственного деятеля Спраам не только не совпадала с позицией арабов, но и противостояла их интересам. Эта позиция не отвечала и политическим интересам армянской церкви. Армянская церковь фактически находилась в изоляции. Из-за монофизитской позиции армянской церкви и Греческая, и Итальянская, и Иберская церкви прекратили отношения с ней. Армянская церковь была игрушкой в руках халифата.
После позорного судилища над албанскими мыслителями с помощью арабов, Алупания сделалась достоянием антихолкидонской церкви Армении.
Именно с начала VIII века начинается арменизация населения приграничных областей с Арменией алупанского народа, вслед за переселением (хотя и постепенно) лезгинского населения в горы — Сув. С завоеванием Алупанского государства арабами начался процесс разложения алупанского народа, северозападные области попадают под влияние иберов и их церкви.
Постепенно население Аррана переселяется в горы — Сув — более-менее безопасные места. Уже не существует государства — некому охранять, защищать народ. В 688 году византийский император Юстиниан II (685-695гг.) и арабский халиф Абд аль -Малик, заключив между собою мир на 10 лет, собирались совместно владеть Албанией, Грузией и Арменией. Но византийский император, нарушив договор, отправляет свои войска в Закавказье и захватывает Албанию (отдельно называется и Мукания), Армению и Картли. Варз-Трдат назначается Юстинианом в патрик-экзархи — т.е. второй человек в Алупании после него самого. Но при императоре Тиберии III в 699 году он был вместе с сыновьямим отправлен в Константинополь. При вторичном воцарении Юстиниана II (705- 711 гг.) был освобожден и возвращен в Алупанию (13,стр.250).
Экономика. Об экономике Алупании в источниках есть достаточно информации. Сообщается, что в Алупании производили маслину, инжир. Истахри сообщает, что лучший сорт инжира в Партав привозят из Лаз уба (или Лац1 уба. (105,стр.7)). Лаз уба находится на территории нынешнего Курдамирского района Аз.Республики (Ширван). Истахри в «Книге путей царств» упоминает каштаны, кизил и другие плоды. Истахри, Ибн Хаукал, Якут сообщают, что в Дербенте производят шафран • пряность. Ибн Хаукал пишет, что в Алупании производится краситель — морена, и она растет во всем Арране — от пределов Дербента до Тифлиса. (105,стр.98).
По мнению исследователей хлопок еще в древности был распространен в Алупании (13,стр.82). Но упоминание о хлопке (памбаг) у Моисея Дасхуринви относится к VII веку н.э.
В погребениях III-VII веков в Мингечауре обнаружены остатки тканей — шелка, парчи, полотна, шерсти. Главными центрами ткацкого проиводства в VII веке являлись Партав и Дербент. А Дербенте не только ткали полотно, но и шили из него полное верхнее платье.
Многие арабские историки отмечают высокий уровень развития ковроделия в Алупании. Табари описывая нашествие арабских завоевателей на Алупанию во второй половине VII века, особо отмечает, что в северо-востоке страны производят ковры высокого качества. (326,т.Н, стр.17). В произведении «Худуд аль — Алем», автор, рассказывая о провинциях исторической Алупании — Шарван, Хурсан, Лизган, пишет: «Все махфуры, разного тканья всего мира производится в этих трех махалах» (326,стр.32-33). «Махфурами называли безворсовые ковры выпуклого сложного тканья» (326,т.Н,стр.17).