Страна Аратта. Одним из первых хурритских государств является Аратта. Аратта была расположена на юге и юго-востоке от озера Урммя. Некоторые исторические события из жизни страны Аратта и их правителей отражены в шумерских зпосах «Ен-Меркар и правитель Аратты», «Ен-Меркар и Ен- Сукуш- сиранна», «Ен-Меркар и Лугалбанда», «Лугалбанда и гора Хуррум (от названия хурритов)» (227). Из этих источников, также из шумерских надписей следует, что страна Аратта имела очень, тесные экономические, политические и культурные связи с шумерскими городами-государствами, особенно с городом- государством Урук, правителем которой в XXVIII-XXVII вв. до н.э. являлся Ен- Меркар. Слово «ен» на шумерском языке выражал титул правителя.
Из содержания эпосов выясняется, что правители Аратты и Урука временами то враждовали, то соблюдали принцип мирного сосуществования, а перед опасностью третьих сил даже выступали как союзники. В текстах есть указания на то, что правитель Урука Ен-Меркар требовал от правителя Аратты, безоговорочного подчинений. В ответ на эти угрозы правитель Аратты собирает сильное войско для нападения на Урук. А когда самнйские племена осаждали город Урув., Ен-Меришр за помощью обращался к правителю Аратты.
В Шумерских надписях сохранены некоторые термины отражающие структуру власти в Аратте. Правитель страны носил титул «енси». (Хурритский вариант этого слова до нас не дошел.) Верховный жрец назывался «машмаш», младший начальник «угул» или «ругул», правителей отдельных земель титулировали словом «суккал» или «сукIал». Эти слова очень созвучны с современными языками южно-дагестанских (лезгиноязычных) народов, в том числе и собственно с лезгинским языком. Термин, отражающий титул младшего начальника, «ругул» на лезгинском языке до сегодняшнего дня сохраняет в себе первичное понятие, знакомое хурритам еще в начале III тысячелетия до н.э.: — «ругул» — значит «храбрый», «храбрец». А слово «машмаш» имеет на лезгинском языке несколько значений. Одним из них является «зрелый» или «дошедший до совершенства». Именно это определение лежит в основе понятия аратцев, отражающее титул верховного жреца. Внутри сословий жрецов существовала иерархия. Это относится не только к раизму, но и к другим языческим религиям. К примеру, в зороастризме для обозначения мест но иерархии жрецов использовалось множество терминов? асрон, даствар, мансарбар, мог-мард, мобед, хербед, зот, распиг ш др. Главный маг зороастризма носил титул «мобедан-мобед». Титул «машмаш», вероятно относился к верховному жрецу в иерархии языческих сановников. А титул выражающий величие правителей отдельных земель «сукал», «сукIал», вернее «сукар» дошло до нас во множественном числе. В единственном числе слово звучит как «сук» или «сук!» в современных диалектах лезгинского языка. На лезгинском языке это слово бережно сохранено в идиоматических выражениях «сукIар галаз хквен», «сукIар гуьгъуьна туна экъвен», «сукIар галай кьуьл авун». В этих выражениях понятие «сукI» («сукIар» во множественном числе) имеет значение негативное — нахлебник (нахлебники), которых по своему особенному положению в обществе народ обязан кормить. По всей вероятности, тогда, когда внутри первобытнообщинного строя возникли вожди, которые не участвуя я производстве (добыче пищи) кормились сначала за счет общины, к дальнейшем за счет своих подданных, народ называл этих правителей в прямом смысле слова «cукIар» — нахлебниками. В дальнейшем это слово употребляется и в отношении титула местных правителей. А что касается того, что на современном лезгинском языке слово «сук!», «сукIар» -имеет негативное значение, — это тоже объяснимо исторически. Дело в том, что с образованием единого (централизованного) государ-
Стела Нарам-Суэна посвяиеиная победе над луллибеями
ства. Местные правители теряют свои прежние функции(организация охраны порядка, защита общины от внешних нападений и др.) и опять превращается в нахлебников.Именно это состояние местных гореправителей обозначает cлово «сук1» («сук1ар») на современном лезгинском языке.
Луллибум.Примерно в середине III тысячелетия до н.э. на юго-западе от озера Урмия, на западных территориях бывшей Аратты возникает племенной союз части хурритских племен. Уже с XXIII века до н.э. этот племенной союз превращается в могучее государство под названием Луллибум (227, стр. 67- 68). Так же, как и в других государственных образованиях, в Луллибуме существовало множество мелких царств. Страна имела и верховного правителя. В Луллибуме пользовались клинописью. Писари знали кроме хурритского и аккадский язык. Самого могущественного царя звали Анубани (или Анубанини).
Имена богов языческого пантеона хурритского населения Луллибум дошли до нас на аккадском языке. Население Луллибум поклонялось богу неба Ану. В древних надписях также перечисляются имена бога Луны, богини плодородия и любви и др.(на аккадском языке).
Кутиум. Одновременно с образованием на юго-западных от озера Урмия территориях государства Луллибум, на западе от этого озера появляется государство хурритских племен кути (или «ути», «гути») — Кутиум. Из источников известно, что объединенные войска хурритских государств Луллибум и Кутиум, примерно в середине или во второй половине XXIII века до н.э. воевали против агрессора — войск аккадского царя Нарам-Суена (227, стр. 68-69). Хурриты проиграли главную битву, но остановили агрессора.
С начала XXII века до н.э. кутийцы регулярно совершают военные походы в Междуречье. Источники свидетельствуют, что кутийцы по меньшей мере 80-100 лет господствовали в Междуречье. В этой связи интересно собственное имя (или, скорее всего, титул) правителя Междуречья — Шаркали-шар. Это слово на шумерском, также хурритском языках дословно обозначает «Царь царей» или «царь сын царя». Не менее интересны имена других кутийских царей: Шар + лаг (Сарлаг)(около 2180 г. до н.э.), Аш + шар + лаг, Тирикан (2109 г. до н.э.), Ярлаган I (первая половина XXII в. до н.э.), Ярлаган II (2133- 2117 гг. до н.э.), Сиум (2116 — 2110 гг. до н.э.) и другие.
По некоторым источникам в конце III тысячелетия до н.э. хурритские государства на юго-западе от озера Урмия прекратили свое существование (300, стр. 72). Но в источниках, даже в первые века II тыс. до н.э., упоминается страна кутийцев. В ассирийских документах сохранилось имя представителя (посланника) страны Кутийцев в Ассирии: его зовут Вард (или Варад) — Шар + рим.
В источниках сохранились сведения о восстании кутийцев против ассирийского ига. Это относится к периоду правления ассирийского царя Салманасара I (1274 — 1245 гг. до н.э.). Восстание было подавлено.В надписи преемника Салманасара I на Ассирийском престоле, он объявляет себя царем и кутийцев и страны Наири.
«К началу II тыс. до н.э. в пределах Верхней Месопотамии и в области непосредственно к востоку от Тигра не осталось никаких следов ни шумерского, ни какого-либо субстратного этноса. Население северной зоны, собственно Верхней Месопотамии, а также некоторых областей Сирии в сторону Средиземного моря было в значительной мере (а в областях за Тигром даже полностью) хурритоязычным» (211, стр. 182). Г.М. Аветисян доказывает, что «мощное хурритское государство Ханигальбат возникло не позже XVII в. до н.э. Концом этого века датируется большой поход хурритов в глубь Малой Азии при хеттском царе Хаттусили I; очевидно, это хурритское государство должно было консолидироваться раньше» (211, стр. 185).
Единое мощное государство Ханигальбат (империя Хурри (Хуьррэ)) было устроено на федеративных началах. Сюда входили хурритские города- государства Митанни (Маитани), Алзи, Алалах, Аррапхе, Угарит, область Кадмухи и другие. В состав этой империи входили также многочисленные государственные образования северо-западного Ирана и восточного Кавказа.
Как свидетельствуют источники на рубеже XVII и XVI веков до н. э. в Верхней Месопотамии в «чрезвычайно запутанной политической и этнической обстановке» происходит интенсивная консолидация хурритов. «Главной причиной перемен была резко возросшая потребность в меди, свинце и олове, к которым хурриты имели легкий доступ» (122, стр. 227).
В начале II тысячелетия до н. э. возвышается государство Митанни. Кто был основателем царства Митанни, нам неизвестно. Но надпись на царской печати: «Шуттарна, сын Кирты, царь Маитанни» свидетельствует о том, что в середине XVI века до н. э. существовало полностью сложившееся государство. По мнению историков, в это время создалась исключительно благоприятная обстановка для усиления отдельных хурритских городов- государств. Огромное преимущество хурритов заключалось в том, что их основные населенные пункты располагались вблизи от источников сырья и неподалеку от важнейших торговых путей. Историографы связывают сильное развитие хурритских государств с широким использованием нового стратегического вооружения — легких боевых колесниц. По мнению Ю. Заблоцка, колесо со спицами изобрели хетты — соседи хурритов. (122, стр. 227 — 229). От Митанни почти не осталось письменных памятников, источники приводят некоторые слова хурритского происхождения: имена царей: Парраттарна (Пара т1арна), его внук Сауссадаттар (Сува са ттар), названия городов: Аррапха, Алалах, Вашшуккан, Нузи, димту — оборонительное сооружение.
Известен также большой трактат некоего Киккули (Какул — собственное имя лезгин) о коневодстве и способах объездки лошадей, который дошел до нас на хеттском языке — оригинал был написан митаннийскими хурритами. «В итоге мы не знаем, чему, кроме военного превосходства, было обязано своими успехами государство Митанни» (122, стр. 234).
Столицей Митанни был город Вашшуккан.
Некоторые историки считали, что объединение хурритов в государство — это заслуга арийской аристократической верхушки. «В настоящее время это утверждение опровергается, поскольку известно, что наряду с государством Митанни развивались многочисленные самостоятельные хурритские государства» (122, стр. 230).
Во время царствования Сауссадаттара митаннийцы владели всей северной Сирией. Египтяне вели с Митанной мирные переговоры. После смерти «могущественного Сауссадаттара, между Египтом и Митанной был заключен мир. «Это было соглашение между равными партнерами, закрепленное браком Тутмоса IV (царь Египта 1425 — 1417 гг. до н.э.) с митаннийской принцессой, руки которой он просил семь раз» (122, стр. 242).
Царство Митанни во время царствования Тушратты утратило свею гегемонию в северной Сирии после военного похода туда хеттского царя. Первым серьезным ударом для митаннийцев явилась утрата влияния в Сирии, следующим — разгром царской резиденции в Вашшуккане. От Митанни отпал город Ашшур, союзник Митанни Эхнатон был пассивен, хотя по договору, заключенному между Аменхотепом III и Тушраттой, Египет был обязан оказать Митанни военную помощь. Тушратта был убит, ставленник хеттов Артадам принял титул «царя хурритов» (122, стр. 257). В XIII веке до н.э. хеттское царство находилось на вершине своего могущества. От этого периода до нас дошло значительное количество текстов. В этих текстах сотни лезгинских слов. Это связано, по мнению исследователей, с «хурритизацией элитарной хеттской культуры» (122, стр. 268). По мнению историков, династия хеттских царей была тесно связана с Киццуватной (хурритским государством), «откуда были родом царицы, чаще говорившие на хурритском, чем на хеттском языке» (122, стр. 258),
Хурритское влияние усилилось при царице Тудо-Хеба. Она была хурриткой из Киццуватны и была жрицей храма. Может быть по этой причине термин «царевна» на хеттском языке обозначено хуррито-лезгинским словом «таванна». «Тават» на современном лезгинском языке означает «госпожа». Официальный хеттский пантеон состоял из богов, восходивших к хурритской религии Через Киццуватну в Анатолию проникли некоторые элементы вавилонской культуры, частично трансформированные хурритами. Это, например, хурритская версия эпоса о Гильгамеше (122, стр. 258).
Хурритские государства в Северной Месопотамии