Все Главы:
Введ. I II III IV V VI VII VIII IX X XI Закл.
Введение
Работа состоит из двух частей:
1. «Народности лезгинской группы в прошлом (с древнейших времен до
начала XIX века)».
2. «Социалистическая культура и быт народностей лезгинской группы».
В первой части монографии рассматривается быт и культура народностей
этой группы до Великой Октябрьской социалистической революции: даны общие сведения, вопросы этногенеза и ранней этнической истории; характеристика общественно-политического положения народностей; хозяйство, селения, жилища, одежда и пища; семья и семейный быт; религия и народные верования.
Во второй части, посвященной социалистической культуре и быту лезгинской группы, освящаются основные этапы развития хозяйства и материальной культуры, современная семья и быт, культура и идеология, национальная консолидация и сближение.
Монография написана преимущественно на полевом историко-этнографическом материале, собранном нами в течение 1951-1962 гг. В Дагестане и Азербайджане – в районах расселения лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. Помимо полевого материала использованы статьи, сведения и заметки о народностях, опубликованные в досоветской и советской историко-этнографической литературе; привлечены некоторые материалы, хранящиеся в рукописном фонде ИИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР и в архивах ряда союзных и автономных республик.
В дореволюционный период специальных работ, посвященных истории и этнографии народностей лезгинской группы, не было. В кавказоведческой этнографической литературе можно найти лишь отдельные сведения, причем сравнительно больше о лезгинах и совсем мало о других народностях этой группы. Значительная часть дореволюционных работ страдает серьезными недостатками, крайней отрывочностью и неполнотой фактического материала.
Краткие, но очень ценные сведения о лезгинах оставили античные и средневековые авторы. У греческих и римских историков и географов Геродота, Страбона, Плиния, Птолемея и др. предки народностей лезгинской группы были известны под именем племен гели и леги. Под этими этнонимами, а также: леки, лесги, лакзы, лязги, легзи, они были известны средневековым армянским, грузинским, азербайджанским и персидским авторам. В арабских источниках IX-X вв. имеются сведения о «царстве лакзов», расположенном на территории Южного Дагестана. Гораздо больше данных о народностях лезгинской группы содержится в кавказоведческих хрониках. К ним относятся «Дербент-Намэ», отрывки из «Ахты-намэ», «Тарихи-Дагестан», «Картли-Цховребе», «Гюлистан-Ирам» А.Бакиханова, «Асари-Дагестан» Г.Алкадари.
Средневековый автор «Армянской географии» упоминает леков в числе 26 народов, населяющих Кавказскую Албанию1. О них мы находим сведения и в «Истории Армении»2.
Вслед за леками-лезгинами в средневековых хрониках появляются упоминания о табасаранцах, цахурах, рутулах, агулах.
По сообщению арабского историка и географа XIII века Захария Казвини цахуры занимались овцеводством, имели «города», укрепления, исповедовали ислам3.
Специальному научному исследованию дагестанские народы не подвергались вплоть до присоединения Дагестана к России. Литература о лезгинах, табасаранцах, рутулах, цахурах и агулах появилась лишь в начале XX века, когда усилился интерес России к Кавказу. Для успешного проведения колониальной политики царское правительство направляет в присоединенные области военных чиновников, купцов. Здесь же создаются различные миссионерские организации, специальные научные общества с преобладанием в них военных историков.
Подробные данные о лезгинах, табасаранцах, рутулах, цахурах, агулах появляются со второй половины XIX века. О языке, быте и культуре народностей лезгинской группы печатаются статьи и заметки в периодических изданиях – в «Кавказских сборниках»4 и «Кавказских календарях»5, в сборниках «Сборниках материалов для описания местностей и племен Кавказа»6 и «Сборниках сведений о горцах»7, в «Актах Кавказской археографической
комиссии»8, «Русском антропологическом журнале»9, в «Записках кавказского русско-географичес-кого общества», в «Материалах для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказья» и др.
Представляют интерес статьи, помещенные на старицах газеты «Кавказ»: «Происхождение племен, населяющих нынешние закавказские провинции» А.К. Бакиханова (№1, 1848); «Объяснение слова лезгин и происхождение его народа» (№23, 1849); «Четыре месяца в Дагестане» Н. Вучетича (№№ 72, 75, 77, 1864); «Поездка по высочайшим селениям Кавказа и восхождение на вершину горы «Шах-Даг» А.В. Пастухова (№№ 73, 74, 1893); «Современные лезгины» И. Пантюхова (№№ 195, 228, 233, 1901); «Путешествие по высочайшим местам Дагестанской области К.Ф. Гана (№57, 1903) и др.
Материалы в упомянутых сборниках и в газете «Кавказ» содержат данные о лезгинах, табасаранцах, рутулах, цахурах, агулах, но они крайне скудны, отрывочны и носят большей частью общий характер.
Довольно подробная характеристика дореволюционной кавказоведческой литературы дается в серьезной библиографической работе М.О. Косвена10. Особую ценность представляют опубликованные архивные материалы по истории, географии и этнографии Дагестана, относящиеся к периоду от начала XVIII в. до 30-х годов XIX в11. Характеризуя состояние изученности народов Дагестана в дореволюционный период, М.О. Косвен пишет: «Дореволюционная этнография насчитывает довольно большое число авторов. Это были, главным образом, военные. Лишь в конце дореволюционного времени появляются ученые, однако, — не этнографы, отмечавшие этнографические явления лишь попутно. В общем наблюдения всех дореволюционных авторов были преимущественно беглыми, их работы представляли собой журнальные, а часто газетные статьи. Лишь некоторые из этих авторов дали ряд более обстоятельных и углубленных работ… В конечном счете русские дореволюционные авторы сделали все же значительный вклад в этнографию Дагестана»12.
Из дореволюционных авторов наиболее значительные сведения о лезгинской группе народностей оставили И. Гербер, Ф.Ф. Симонович, А.Г. Серебров, П.Г. Бутков, Н.Ф. Колоколов, А.Ф. Десимон, С. Броневский, Берже, фон Плотто, П.К. Услар, И. Линевич, Д.М. Бакрадзе, М.М. Ковалевский, К.Ф. Ган, А.М. Дирр, Н.И. Кузнецов, Е.М Козубский. Однако лишь отдельные дореволюционные исследования – П.К. Услара, А.М. Дирра, И. Линевича, Д.М. Бакрадзе, Н.И. Кузнецова – содержат сравнительно большой фактический материал и некоторые выводы об общественном строе, быте и культуре исследуемой группы.
Некоторые сведения о лезгинской группе народностей несут в себе кавказоведческие работы, написанные западноевропейскими учеными: Klaproth, D’osson, Marquart, Eichwald, Noldeke, Hahn, Erckert, Minorsky и др.13
Большинство дореволюционных исследователей принижало уровень общественного строя народов горной страны. Они считали их отсталыми туземцами, не ушедшими в своем развитии дальше патриархально-родового строя. «Результат всей дореволюционной этнографической работы в Дагестане составляет весьма относительная, далеко не полная, скорее фрагментарная изученность народов Дагестана, при этом весьма неравномерная в отношении отдельных народов. Лучше других, говоря опять-таки, условно и относительно, были описаны аварцы, затем лакцы, кумыки, совершенно недостаточно даргинцы, и, наконец, меньше всего лезгины, о которых в дореволюционной литературе можно найти лишь самые ограниченные сведения»14.
Многие дореволюционные авторы не могли правильно подойти к изучению культуры и быта. Их работы страдали серьезными недостатками, в них больше говорилось об общественном строе и очень мало о материальной и духовной культуре исследуемых народов.
Только после великой Октябрьской социалистической революции стало возможным обстоятельное изучение малоисследованных народностей. Были созданы все условия для научного познания исторического прошлого и настоящего народов Дагестана. Историко-этнографическая литература советского периода в корне отличается от дореволюционной. Уже в первые годы Советской власти на страницах республиканских газет «Красный Дагестан», «Дагестанская правда», «Бакинский рабочий», на страницах журналов «На рубеже востока», «Революция и горец», «Революция и национальности» и других появляются заметки о народностях лезгинской группы, о переустройстве их быта и культуры. Ряд статей был напечатан и в «Известиях общества обследования и изучения Азербайджана».
В 1924 году Дагестане была организована этнографическая экспедиция. Ее участники исследовали и районы народностей лезгинской группы. Член экспедиции Н.Н. Попов оставил, например, ценные сведения о рутулах и цахурах15. А через два года в Азербайджане было начато серьезное этнографическое исследование района Закаталы. В отчете А. Климова имеются интересные данные и о цахурах Азербайджана16. В работе «Районированный Дагестан»17 и «Краткие сведения о языках Дагестана»18 включены статистико-экономические и языковые данные о лезгинской группе народностей.
В этнографическое изучение народов Дагестана и в подготовку местных кадров большой вклад внесли член-корреспондент АН СССР С.П. Толстов, профессора М.О. Косвен, С.А. Токарев и др. Профессору Косвену принадлежит ряд оригинальных трудов, посвященных общественному строю Кавказа и в частности Дагестана19.
Институт этнографии АН СССР предпринял в 1946-1953 гг. ряд экспедиций и поездок по Дагестану. Участники экспедиций побывали у лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. Вскоре в печати появились краткие отчеты и отдельные статьи20.
Сотрудник экспедиции Института этнографии Б.А. Калоев был занят изучением быта и культуры агулов. В 1954-1955 гг. он опубликовал статьи «Из истории земельных отношений у агулов в XIX- начале XX вв.» и «Поселения и жилища агулов».21
В 1951 году появились статьи архитектора С.О. Ханмагомедова «Народное жилище Южного Дагестана» («Советская этнография», №1) и «Жилище табасаран» («Советская этнография, №4). Вслед за этим он защитил кандидатскую диссертацию «Архитектура лезгинского жилого дома», а в 1956 году вышла его работа «Народная архитектура Южного Дагестана». В 1955 году из печати вышла книга «Народы Дагестана»22, где были опубликованы значительные этнографические статьи о народах Дагестана и, в частности, лезгинской группы: Л.И. Лаврова – «Лезгины», «Рутульцы»; З.А. Никольской – «Цахуры»; Б.А. Калоева – «Агулы»; М.И. Ихилова – «Табасаранцы». Коллективный труд дагестанских и московских этнографоа дает основные сведения о прошлом и настоящем быта и культуры дагестанских народов. Однако, если в этой книге аварская группа народностей была представлена в целом, то лезгинская рассматривалась по народностям. Статьи эти в переработанном виде вошли в первый том научного труда: «Народы Кавказа», изданного Институтом этнографии23.
Ценной работой является защищенная кандидатская диссертация лезгинки Агашириновой С.С. «Очерки материальной культуры лезгин XIX — начала XX вв.». Работа эта написана преимущественно на фактическом материале, собранном автором в среде дагестанских и азербайджанских лезгин. Краткое изложение этой работы опубликовано24 в «Ученых записках ИИЯЛ Дагфилиала». В 1959-1965 гг. были напечатаны статьи М.М. Ихилова о хновцах25, рутулах и цахурах26, табасаранцах27, лезгинах28.
В начале 1962 г. опубликован II выпуск Кавказского этнографического сборника, где помещены сводные статьи Л.И. Лаврова «Рутульцы в прошлом и настоящем» и Б.А. Калоева «Агулы» (историко-этнографический очерк). Обе статьи основаны на большом фактическом материале, собранном авторами в период экспедиции Института этнографии в Южном Дагестане до 1954 г29. Прошлое и настоящее рутульцев и агулов освящено более полно. Характеристика посвященных им статей дана в журнале «Советская этнография»30.
Помимо этнографической литературы о народах лезгинской группы по Дагестану и Азербайджану имеются и другие экономические, исторические, языковедческие и литературные исследования31.
Ценный материал по общественно-политическому, социально-экономическому строю народов Дагестана, в том числе народностей лезгинской группы содержится в трудах дагестанских историков – Р.М. Магомедова, Х.О. Хашаева, Г.Г. Османова, Х.Х. Рамазанова и А.Р. Шихсаидова32.
Большой фактический материал по экономическому и культурному преобразованию Дагестана в период социалистического строительства имеется
в работах А.Д. Даниялова, Г.Д. Даниялова, Г.Ш. Каймаразова, А.М. Магомедова33.
Несмотря на большую работу, проделанную по изучению народов Дагестана советскими историками и этнографами, жизнь народов лезгинской группы оставалась малоисследованной. До сих пор отсутствовала обощающая этнографическая работа о них. Дананя монография является первой попыткой исследовать в сравнительном историко-этнографическом плане прошлое и настоящее быта и культуры народностей лезгинской группы в целом.
1 См. Армянская география VII в., перевод Патканова. СПб, 1877.
2 М. Хоренский. История Армении. СПб, 1851.
3 А.Н. Генко. Арабский язык и кавказоведение. «Труды второй сессии арабистов» АН, 1941, стр.96.
4 «Кавказский сборник», т. VI-VII, Тифлис, 1883.
5 А.Д. Берже. Прикаспийский край. Кавказский календарь на 1857 г., его же. Краткий обзор горских племен на Кавказе. Кавказский календарь на 1858 г., его же. Материалы для описания нагорного Дагестана. Кавказский календарь на 1859 г., его же. Очерки Закатальского округа. Кавказский календарь на 1866г.
6 Д. Бабаев. Селение Ахты Самурского округа Даг. Области. «СМОМПК», вып. XVII, 1993; К.Ф. Ган. Путешествие в Кахетию и Дагестан (летом 1898), «СМОМПК», вып. 31, 1902; А.М. Дирр.Граматический очерк табасаранского языка, «СМОМПК», вып. 35, Тифлис, 1905; его же:
Агульский язык, «СМОМПК», вып. 37, Тифлис, 1907; его жеСовременные названия кавказских племен, «СМОМПК», вып. 40, 1909; его же: Рутульский язык, «СМОМПК», вып. 42; Цахурскийязык, вып. 43, Тифлис, 1913.
7 А. Фон-Плотто. Природа и люди Закатальского округа, «ССКГ», вып. IV, 1870; Извлечение из истории Дагестана, составленное Мухаммедом Рафи. «ССКГ», вып. V, 1871; П.К. Услар. По поводу исследования кюринского языка. «ССКГ», вып. VI, 1872; И. Линевич. Бывшее Елисуйское султанство. «ССКГ», вып. VII, 1873; Поездка Беккера по Южному Дагестану, «ССКГ», вып. IX, 1876; “Адаты южнодагестанских обществ». «ССКГ», вып. VIII, 1875.
8 Акты Кавказской археографической комиссии, т.I-X , СПб, 1869.
9 К.М. Курдов. К антропологии лезгин. «РАЖ», 1901, № 3/ 4; его же: Табасараны, «РАЖ», 1905,№ 1/ 2.
10 М.О. Косвен. Материалы по истории и этнографии Кавказа и русской науке, «Кавказский этнографический сборник», вып. I-II-III, М., 1955, 1958, 1962.
11 «История, география и этнография Дагестана XVIII-XIX вв». Архивные материалы. Под редакцией М.О. Косвена и Х.О. Хашаева, М., 1958.
12 М.О. Косвен. Изучение социалистической культуры и быта народов Дагестаан, М., 1945, стр. 3.
13 J. Klaproth. Beschreibung der Russischen Provizen zwischen dem Kaspischen und Schwarzen Meere, Berlin, 1814: D’osson. Les peuples du Caucase. Paris, 1828; J. Marquart. Osteuropaische und Ostasiatische Streifezuqe, Leipzig, 1892; E. Eichwald. Reise auf dem Caspischen Meere und dem Kau-kasus, Bd, I. Stuttgart und Tubingen, 1834; E. Noldeke. Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sasaniden, Leqden, 1879; C.Hahn. Aus dem Kaukasus. Reisen udn Studien, Leipzig, 1892; R. Erckert. Kopfmessunger kaucasischen Volker/ — “Archiv fur Antropologie”, 1891, Bd. XVIII-XIX; его же. Der Kaukasus und seine Volker. Leipzig, 1887; V. Minorsky. A history of Sharvan and Darband in the 10th–11th centurires, Cambridge, 1958.
14 М.О. Косвен. Изучение социалистической культуры и быта народов Дагестана, М., 1954, стр. 4.
15 Н.Н. Попов. Рукоп. Фонд ИИЯЛ, дело № 521.
16 А. Климов. Материалы а демографии Закатальского района, Рукоп. Фонд Института истории АН Азерб. ССР, инв. №62.
17 «Районированный Дагестан», Махачкала, 1930.
18 Е.А. Бокарев. Краткие сведения о языках Дагестана. Махачкала, 1930.
19 М.О. Косвен. Этнография и история Кавказа. Исследования и материалы. М., 1961; его же. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке. «Кавказский этнографический сборник», вып. I-II-III, 1955, 1958, 1962; его же. Очерки истории первобытной культуры. М., 1957; его же. Семейная община и патронимия. М., 1963 и др.
20 Л.Б. Панек. Работа южного отряда дагестанской экспедиции. «Кр. сообщ. ИЭ» вып. IV; З.А. Никольская. Работа цахурского отряда дагестанской экспедиции. «Кр. сообщ. ИЭ», вып. XIX; Л.И. Лавров. Некоторые итоги работы дагестанской экспедиции. «Кр. сообщ. ИЭ», вып. XIX;
его же. Рутульцы. «Советская этнография», 1953, №4; М.С. Акимова. Антропологический тип лезгин. «Кр. сообщ. ИЭ», вып. XVI.
21 Б.А. Калоев. Из истории земельных отношений у агулов в начале вв., «Кр. сообщ. ИЭ», вып.20, 1954; его же. «Поселения и жилища агулов». «Кр. сообщ. ИЭ», вып. 23, 1955.«Народы Дагестана». Сборник статей, М., 1955.
23 «Народы Кавказа». Сборник статей, т.1, М., 1960.
24 С.С. Агаширинова. Очерки материальной культуры лезгин XIX — начала XX вв. «Ученые записки ИИЯЛ Дагфилиала», т. IV, Махачкала, 1958; ее же. Поселения лезгин. «Ученые записки ИИЯЛ», т. VI, 1959.
25 М.М. Ихилов. Хновцы (историко-этнографический очерк). «Ученые записки ИИЯЛ», т. IV, Махачкала, 1958.
26 М.М. Ихилов. Материалы по этнографии рутулов и цахур. «Кр. сообщ. ИЭ», вып. XXXIII, М., 1960 г.
27 М.М. Ихилов. Семья и быт табасаранцев. «Ученые записки ИИЯЛ», т. IX, Махачкала, 1961.
28 М.М. Ихилов. Советрин властдин йисара лезгийрин дуланжагъ ва культура дегиш хьун.«Коммунист». 1960, №38 (на лезг. яз.); его же. Старый и Новый Куруш (культура и быт лезгинского переселенческого аула). «Советская этнография», 1963, №4; его же. Культура. (налезг. яз.), Альманах «Дружба», 1963, №3; его же. К вопросу о национальной консолидации народов Дагестана. «Советская этнография», 1965, №6.
29 «Труды Института этнографии им. Миклухо-Маклая». Новая серия, т. XXIX. Кавказский этнографический сборник.
30 Г. Сергеева и .Н Волкова. Кавказский этнографический сборник, «Советская этнография», 1963, №1.
31 Н.Я. Марр. Кавказские племенные названия и местные параллели. П., 1922; А. Алкадарский. География. «Дагестановедение». ч. I-II, Махачкала, 1931; П. Петрушевский. Джаро-белоканские вольные общества в первой трети XIX в. Тифлис, 1934; П.В. Погорельский. Сельское хозяйство горного Дагестана. М., 1940; «Сельское хозяйство Дагестана». М-Л., 1946; Е. Шиллинг. Дагестанские кустари. М., 1926; его же. Ковроткачество Дагестана. «Советская этнография», №3/4, 1936; С.В. Юшков. К вопросу о границах древней Албании. «Исторические записки АН СССР», т.1, 1937; «Материалы по истории Чечни и Дагестана», ч.1, 1801-1839 гг., Махачкала, 1940; П.А. Брюханов. Государственное устройство и административное управление вольных обществ Дагестана во II четверти XIX в. «Сборник трудов Пятигорского государственного педагогического института», вып. I, 1947; И.Р. Нахшунов. Экономические последствия присоединения Дагестана к России. Махачкала, 1956; «Очерки истории Дагестана», т. I-II, Махачкала, 1957; Г.Б. Абдуллаев. Из истории северо-восточного Азербайджана 60-80 гг. XVIII в., Баку, 1958; А.А. Абилов. Очерки советской культуры Дагестана. Махачкала, 1959; его же. Расцвет Дагестана в братской семье народов. «Уч. зап. ДГУ», 1956, №4; Г.Д. Даниялов. «Развитие экономики и культуры Дагестана». М., 1966; А.Г. Агаев. Сулейман стальский. Махачкала, 1963; его же. К вопросу о теории народности. Махачкала, 1965.
32 Р.М. Магомедов. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII и начале XIX в. Махачкала, 1957; его же. История Дагестана. Махачкала, 1961; Х.О. Хашаев. Общественный строй Дагестана в XIX в. м., 1961; его же. Памятники обычного права Дагестана. М., 1965; Г.Г. Османов. Социально-экономическое развитие Дагестанского доколхозного аула. М., 1965; Х.Х. Рамазанов и А.Р. Шихсаидов. Очерки истории Южного Дагестана, Махачкала, 1964.
33А.Д. Даниялов. Семилетка Дагестана и задачи интеллигенции. Махачкала, 1959; его же. Советский Дагестан, М., 1960; Г.Д. Даниялов. Социалистические преобразования в Дагестане (1920-1941), Махачкала, 1960; его же . Развитие экономики и культуры Дагестана. М., 1966; Г.Ш. Каймаразов. Культурное строительство в Дагестане (1920-1940 гг.), Махачкала, 1960; А.М. Магомедов. Расцвет и сближение советских народов на путях к коммунизму. Махачкала, 1963
Все Главы:
Введ. I II III IV V VI VII VIII IX X XI Закл.