Поездка по аулам Кайтагского района
Кайтаг расположен недалеко от Дербента, и с раннего средневековья вплоть до XIX в. их исторические судьбы были тесно связаны. Здесь разворачивались события, оказывавшие большое влияние на внутреннюю жизнь Дагестана. Поэтому меня как научного работника Кайтаг интересовал давно. В здешних исторических преданиях нашли определенное отражение крупные события, связанные с Дербентом. Результатом необычно динамичной исторической жизни Кайтага является и его этническая пестрота, примечательная даже в условиях многонационального Дагестана: издавна здесь живут кайтагцы, даргинцы, горские евреи, те-рекемейцы, кумыки (в наше время состав населения района стал еще более разнообразным). Кроме того, Кайтагское уцмийство оказывало большое влияние на жизнь всего Центрального Дагестана, через его территорию вели в глубь гор важные исторические пути, а позже Терекеме стал буквально житницей Центрального Дагестана и местом отходничества для табасаранцев, верхнедаргинцев и др.
Последняя поездка моя по аулам Кайтага состоялась в июне 1960 года по маршруту: Маджалис — Джигия — Шиляги — Хадаги — Джавгат — Джи-бахни — Джинаби — Баршамай — Санчи —Карацан.
Не могу не упомянуть с благодарностью моих постоянных спутников по Верхнему и Нижнему Кайтагу и добровольных помощников Бабалая Ахмедова, Иман-Загида Шарипова, Джамалуддина Каймаразова. Ребята были достойны высшей похвалы. Они переносили вместе со мной все тяготы пути, помогали всем, чем могли, чтобы я лучше узнал Кайтаг.
1. МАДЖАЛИС
Маджалис — районный центр Кайтагского района. В местных письменных источниках можно найти сведения, что основан он в 1588 г. кайтагским уцмием.
Возможно, однако, что эти сообщения источников относятся к моменту поселения в Маджалисе уцмия и превращению аула в третью по счету его резиденцию.
Освоение же данной местности людьми могло произойти и раньше. Местное предание гласит, что первыми поселенцами здесь были три брата — выходцы из с. Калкни (ныне Дахадаевского района). Старшего из них звали Алхасом. Из его потомства образовались родственные тухумы Завзановых, Исрапиловых и Шамхаловых.
Вторая тухумная группа пришла из с. Кища — от них пошли Гаджибамматовы и Алхиловы.
Третьими были выходцы из Каякента — тухум Такаевых.
Четвертый тухум переселился из Ахмедкента — это Чамсудиновы, Абдулатиповы.
Пятый тухум составили выходцы из Башликента — Атаналзаевы, Абдуразаковы, Салиховы.
Каждая из пяти тухумных групп селилась особо, но так как жили они в непосредственной близости, часто возникала необходимость обсуждать общие нужды. Это делал постоянно собиравшийся совет представителей тухумов — отсюда и название аула — «Маджалис», что по-арабски означает «совещания».
При уцмии Ахмедхане тухумные поселения разрослись, слившись в единый аул.
О степени достоверности этого предания трудно судить, однако приходится отметить, что оно не содержит ничего противоречащего сведениям письменных и иных источников.
В Маджалисе я столкнулся с явлением, которое наблюдал потом во многих селениях Кайтага. Здесь в обиходе бытует преимущественно кайтагское наречие даргинского языка. Старики очень плохо говорят на общедаргинском языке. Даже учителя недостаточно владеют им. Однако песни поются как по-кайтагски, так и по-даргински. Песни Батырая широко известны населению моложе 40 лет. Языковая ситуация создает определенные трудности в обучении: в школах дети изучают даргинский и русский, разговаривают на этих языках (правда, часто путая даргинские и кайтагские слова), а дома и в повседневном общении говорят на кайтагском диалекте.
Мне удалось записать счет, принятый в с. Карацан, — возможно, мы имеем дело с любопытным языковым реликтом — фиксация его показалась мне небесполезной, если учесть, что сейчас все более употребляется общедаргинский счет. Особенности кайтагского счета касаются только четных чисел:
2 — шити ч!у («эти два»)
4 — ч!унду угъ («эти дважды — четыре»)
6 — дявгъя рек 8 — давчи гаъ 10 — гъунди вед!
«Рек», «гаъ», «вец!» употребляются в речи в значении 6, 8, 10 (соответственно) — слова же «дявгъя», «давчи», «гъунди» информатор перевести не мог.
По преданию, беки первоначально были наместниками уцмия Амирчупана, в большинстве своем они жили в Верхнем Маджалисе. До наших дней сохранилось отдельное кладбище маджалисских беков с памятниками высотой до 3 м, в ширину в среднем 0,5 м, толщиной около 0,2 м. На памятниках можно разобрать имена и даты: например, бек Бейбала Муртазалиев 1205 г. х, Зулайха Алибекова — 1229 г., Муртазалибек Алибеков — 1218 г.
Поселение под названием Ираги основано людьми, пришедшими с равнин. Пришельцы исповедовали иудейскую религию. Очевидно, предание относится к хазарскому времени.
В этот аул когда-то переселился чанка из богатого рода уцмия Амирчупана. Он здесь быстро разорился, и оттуда его потомок перешел в с. Джирабачи, где хотел прочно обосноваться, но вынужден был вернуться обратно в Ираги, где и скончался, — исчезли корни рода уцмия в этом ауле.
2. МЕЖИГЛИ
Межигли — небольшой аул в Верхнем Кайтаге. Основным моим информатором здесь был Аллай Гаджи-ев (57 лет).
Раньше большинство сельчан были лагами уцмия-талкана. Они обязаны были выполнять для него полевые работы, убирать урожай и молотить зерно.
В селении были и уздени, не обязанные работать на уцмия, но их было меньшинство.
Впрочем, когда должен был проехать участковый наиб, межиглинцев заранее оповещали, и все они должны были заранее приводить в порядок дорогу и выходить навстречу.
Старики помнят время, когда лишь три семьи в Межигли могли сводить концы с концами, т. е. жили на своем хлебе до следующего сезона. Остальные такой возможности не имели.
Жители Верхнего Кайтага — селений Баршамай, Карацан, Джибахни, Джавгат — называли жителей Нижнего Кайтага «хайдак». В свою очередь, те называли жителей Верхнего Кайтага «катаган», «ирчаму-ле», «шуркант».
* * *
Исторически Кайтаг делился на две части: Хайдак и Кара-Хайдак. Б состав Хайдака входили общества Ицари, Шуркент, Каттагак, Ирчамул. Даргинцы для обозначения этой части Кайтага употребляют выражение «Чибах-Хайдак», т. е. Верхний Кайтаг. Понятие Кара-Кайтаг относился к Нижнему Кайтагу. Сюда входили земли плоскостных районов и земли, заселенные теркемейцамя.
3. ДЖИГИЯ
Здесь основным моим информатором был Курбан Сутабеков (80 лет). Вот одно из рассказанных им кайтагских преданий.
Давным-давно это было. Отправились представители кайтагских и табасаранских обществ на выборы аварского хана. Им не препятствовали, а хан даже счел это признанием своей власти в этих землях. Но когда в Кайтаг и Табасаран явились сборщики податей от аварского хана, их прогнали, заявив при этом, что участие в выборах хана как раз и является правом людей свободных и таким образом не только не обязывает их платить подать, но, напротив, подтверждает их свободу, и терять ее они не собираются.
В Джигия учителя школы показали мне развалины Джума-мечети, куда, по рассказам сельчан, по пятницам собиралось, кроме местных жителей, население трех ближайших аулов. Очевидно, Джигия было когда-то значительным селением.
Носили мужчины кайтагцы волжаг (или курты) — нечто вроде длинной куртки или короткого бешмета. Причем в Джигия было принято носить волжаг внакидку, не вдевая рук в рукава, а закидывая рукава вокруг шеи. На весь аул был один волжаг. Его одалживали тому, кто выезжал по какому-либо делу из селения.
Обычной верхней одеждой была овчинная шуба. Днем ее носили на себе, а ночью использовали в качестве одеяла, укрываясь ею. Женское платье имело тесный, облегающий лиф, а от талии вниз заметно расширялось (видимо, влияние одежд, носимых на плоскости, или, может быть, азербайджанских). На голове носили чухту — своеобразный чепец, в который были забраны волосы, чаще всего из черной ткани, а поверх него чабу — обязательный большой платок — шаль. Из-под подола платья выглядывали шаровары. Наличие резиновых галош считалось признаком зажиточности.
Сейчас так одеваются лишь пожилые, причем ча-ба чаще всего заменяется обычным легким платком или даже куском цветного ситца.
Женщины селения, как и женщины республики, страны, наравне с мужчинами участвуют в решении всех вопросов.
4. ШИЛЯГИ
Вдесь моими информаторами были Муртузали Магомедов из Кулиджа (116 лет), Али Бейбулатов 85 лет), Касум Гасанов (78 лет), Магомед Курбанов (70 лет).
От шилягинских информаторов я узнал, что местные жители Каракорейш в старину называли Аркмац-ци, была здесь крепость и жил здесь третий потомок Магомеда. Чтобы оповещать сельчан о появлении врагов, были выстроены дозорные пункты в Амузгах и Джурмачи.
С Каракорейшем связано также предание о том, что когда-то Каракорейш и Джурмачи были расположены на одной плоскости и на этой территории был расположен город. Дома в том городе настолько близко стояли друг к другу, что яйцо катили с крыши самого крайнего и верхнего дома этого города (ныне аул Каракорейш) и до крайнего дома на другом конце села (ныне сел. Джурмачи).
По преданию, однажды уцмий приказал доставить t из всех мест своего владения ключевую воду. По его определению, самой мягкой, приятной и легкой оказалась вода из с. Санчи. Тогда он повелел, чтобы каждая семья селения по очереди ежедневно носила ему воду оттуда. Отсюда название этого селения — «Уцмила иниц» (родник уцмия).
Шилягинцы в конце концов сделались данниками уцмия, но произошло это после длительной борьбы.
Селение было укреплено. Предание гласит, что проход в Шиляги через местность Межгила-капу был некогда перегорожен сплошной оборонительной стеной из камня, преграждавшей доступ к селению.
Нижеследующее предание не связано с каким-либо историческим лицом и не поддается датировке, однако я считаю, что оно интересно как конкретная к достоверная картина жизни феодального периода.
На хуторе Гурмыш жил его владелец — Султан-бек. Однажды мимо хутора проезжал уцмий и увидел пасущуюся красивую лошадь Султан-бека.. Уцмий предложил ему продать лошадь — Султан-бек отказался. Когда домогательства уцмия стали чересчур настойчивыми, Султан-бек ответил: «Мои сыновья не хуже тебя, они так же хорошо могут ездить на этой лошади» .Тогда уцмий подослал своих нукеров, и те угнали у Султан-бека и овец, и лошадь. Султан-бек обратился за помощью к шилягинцам, и те помогли ему угнать -овец уцмия с горы Кади-дубура.
Уцмий неоднократно пытался обложить данью ка-таганов (население Верхнего Кайтага), в их числе .и шилягинцев. Но когда являлись его сборщики дани, их прогоняли.
Позднее кайтагский владелец Джамав-бек попытался использовать для подчинения Шиляги военные части царской армии. Он предъявил шилягинцам ультиматум: «Или станете моими лагами, или я призову царские войска». Это была серьезная угроза для всего Верхнего Кайтага, и катаганы обратились за помощью к Шамилю. Тот прислал своего наиба Бук-Магому с отрядом. Бук-Магома выступил против Джа-мав-бека и отряда регулярной армии, храбро сражался с ними и вынудил их отступить, однако сам был тяжело ранен и вскоре умер.
Тогда Джамав-беку удалось взять верх над ката-ганами. С помощью царского отряда Шиляги был взят, разрушен, многие шилягинцы были убиты или ранены. С тех пор от старого аула остались одни развалины, заметные и теперь. Нынешний Шиляги построен на новом месте.
До революции русский язык в Шиляги знали лишь единицы. Мало было в Верхнем Кайтаге и арабистов. Даже элементарное обучение в религиозных школах, столь распространенное в Дагестане, здесь было мало распространено. Воспитанием молодежи занимались старшие. За разъяснениями по религиозным вопросам, за арбитражем по адатам или шариату катаганы обращались к акушинским ученым-арабистам.
Разговаривали катаганы, разумеется, по-кайтагски. В Шиляги мне, однако, говорили, что песни у них всегда пели по-даргински.
Кстати, всех равнинных жителей, преимущественно кумыков (в селениях Янгикент, Тумелер, а также в Маджалисе) верхнекайтагцы называют жандарами.
Мои собеседники хорошо помнили старый уклад жизни в Шиляги. Сплошь и рядом бывало так, что единственная комната жилища делилась на две половины: на одной жил скот, на другой — люди. Одевались исключительно в домотканую одежду, которую делали женщины. Хлеба чаще всего не хватало до следующего урожая.
Раньше сельчане попрекали друг друга любым недостатком, и крупнейшим из них считалась бедность, давали обидные прозвища, в Верхнем Кайтаге дня не проходило без убийств, а сейчас вражда исчезла, сельчане живут одной дружной семьей. Одним словом — подытожили мои собеседники — разница между прошлой и нынешней жизнью такая . же, как между адом и раем.
5. ХАДАГИ
Основным моим информатором здесь был Джалил Майсуров (около 100 лет).
Сейчас Хадаги — небольшой хутор. Однако в его окрестностях множество раавалин поселений. Осматривал места развалин. Семь или восемь разрушенных построек предание считает мечетями. Развалины сохранились в местностях Мистедуца, Каршумеркли, Джератула эрке, Кулетула, Парпутала куча. В середине этих урочищ расположены развалины Аждагала-гекк (буквально: «холм дракона»).
С Аждагала-гекк связано предание о существовавшем здесь некогда замке, захваченном талканом. В предании этом очень трудно найти зерно исторической истины — там переплетаются и сказки (о семи братьях, преданных сестрой) и более поздние элементы.
Я записал рассказ Дж. Майсурова как образец постепенного превращения исторического предания в фантастическую сказку, т. е. в чисто литературное устное произведение.
В местности Аждагала-гекк жили семеро братьев и сестра. Жили они в богатом укрепленном замке, настоящем дворце. Они были талканы. Но земли их хотел занять Уцмий-талкан (по другой версии — джалган-ский талкан), но это ему долго не удавалось. Но сестра семи братьев оказалась сообщницей уцмия-талка-на. По подземному ходу, указанному ею, воины уц-мия-талкана. проникли в замок, разорили и сожгли его, а сестру захватили в плен.
Некоторое время спустя некий отходник — житель Сулевкента, будучи по своим делам в России, встретил там плачущую сестру семи братьев. Горюя, она рассказала ему о своем прошлом: о том, что у нее был богатый дворец и т. п. — теперь же все пропало.
Позже на развалины Аждагала-гекк приходили люди, искали и находили там сокровища.