О НАХОДЯЩИХСЯ НА ЗАПАДНОМ БЕРЕГУ
КАСПИЙСКОГО МОРЯ, МЕЖДУ АСТРАХАНЬЮ И РЕКОЮ КУРА НАРОДАХ И ЗЕМЛЯХ И ОБ ИХ СОСТОЯНИИ В 1728 ГОДУ
Имена провинциальные. Черкеса горская.
Имена уездные и народам. Черкесы, народ.
Ситуация. Жили прежде сего в близости Терек и в Терской слободе, а ныне близ крепости Святого креста.
Уезд. Построили себе городок в близости крепости Святого креста, которой укреплен рвом и валом земляным.
Языки. Свой особливой черкесской язык.
Законы. Магуметаны, сунны; малое число из оных христианскую веру приняли.
Владельды. К ним приставлен за начальника князь из оных же черкеских князей именем Эльмурза, которой зависит от главного командира крепости Святого креста.
Состоят в подданстве и под властию. Под Российской империи, под которую протекцию оные самовольно по малу из свой земли жить приехали.
Промысл. Питаются скотом и торгом.
Доходы. Податей никаких не платят, токмо принуждены воинскую службу отправлять, зато князю одному, к ним приставленному, дается государево денежное жалованье.
Примечание. Оные состоят в 200 до 300 фамилий и, как выше объявлено, самовольно сюды приехали жить, и к оным еще по малу жить же збираются; живут не убого и чисто Когда воровские татарские партии показываются или слух носится, то оные первые, которые за ними гонятся. Они все доброконны и.оруженны, употребляют как огненные оружия, так и луков и добрых сабель, которым всеми довольно изобучены; и во всем оные люди добрые и к войне храбры; ежели кто из оных чрезвычайно какую собою услугу покажет, то дается такому подарок; кроме того, повинены оные довольным быть добычею, которую оные от неприятеля достают.
Имена провинциальные. Черкеса горская.
Имена уездные и народам. Кабарда Нижная, уезд.
Ситуация. Под черкасских гор,или под Вышнею Кабардою, между оных гор и реки Терки и Сунж до Таулинцких гор.
Языки. Свой особливой черкесской язык.
Законы. Магуметаны, сунны. Также найдутся между ими некоторые, которые себя христианами называют, но больше их можно почесть беззаконными; а все, хотя они магуметанцы, имеют еще многие церемонии законные из старых их обыкностей.
Владельцы. В Нижнем Кабарде такое же состояние, как в Вышнем. Знатнейший князь именем Казыбий, которому не токмо вся Нижняя Кабарда ныне послушна бывает, но и некоторые таулиниы и авары почитают близ живущие.
Состоят в подданстве и под властию. Оные всегда вольные люди бывали, однако же стояли некоторыми кандициями и положением несколько времени под властию крымского хана. А ныне оные опять вольные люди, под властью ни под какою не стоят, и всяк сам собою господином. Также имели оные всегда склонение к России, и князья их во оной империи всегда в великом почтении были и щастие свое тамо получали, чего ради оные своими уездами под властию российской поддались и кабардинцев яко подданных российской империи почитаются. Токмо понеже народ непостоянной и всякой живет самовольно, то их больше вольными людьми почесть можно, нежели подданными.
Промысл. Живут скотиною и скотоплодием и возводу добрых лошадей, которые для их поспешества славны. Также делаются у них всегда седла и лошадиные лехкие уборы, которых татары и другие здешние народы покупают. В войне оные славны, употребляют огненное оружие, а больше добрых луков с стрелами, которыми чрез меру действуют, притом все с добрыми саблями и большая часть в панцерах. Князья у них живут со своими подданными во братстве, и ежели кто из них у князя чего попросит, что ему полюбится, хотя и кафтан, которой он на себе имеет, то повинен князь оной скинуть и отдать, напротив того может князь опять у него просить, что ему полюбится. Наибольше у них промысл в продаже женскаго полу, ибо убогие своих дочерей продают, которых богатые люди между ими или князья покупают, также и от их холопов женатых дочерей берут, которые больше в полоненных грузинцах состоят; оных девок обучают золотом, серебром и шелком шить и потом их туркам, татарам, персиянам и другим охотникам за 100 и до 500 рублей по пригожеству продают; и понеже черкеской женской пол для их пригожества славны, турки и персяны их с охотою покупают; того ради и татары, около их живущие, много девок больших и малых у них крадут и далее продают.
Доходы. Податей никаких и никому не платят, ибо всяк сам собою живет и своем удовольствуется, кроме что князь у тех, которые с ним в уезде живут, у которых он чего увидит, что ему полюбится, честию выпросит.
Состояние. Вышние и нижние кабардинцы народ один. Сии два уезда разделяет река Терик; и ежели кто из Нижной в Еышную Кабарду ехать хочет, то ему Терек переехать надобно в таком месте, где пять гор стоят, которые рубеж между обоими уездами значит. Нижная Кабарда имеет землю ровную, а Вышная очень гориста, и в оной одна гора, из которой три реки вытекают; одна течение свое принимает к весту в Кубань и падет в Черное море; вторая река Терки разделяет, как вышеозначено, Вышную и Нижную Кабарду и течет потом чрез ровные поля в Каспийское море; 3, река Кума течет между горами к Каспийскому морю, и понеже многие другие реки в оную впадают, немало воды имеет; токмо что ближе к морю течет, то больше в не м воды убавляется, делает несколько болот, камышом обростенных, и пропадает вся расстоянием двух дней езды у моря. Подле сей реки Кумы, где из степи речка Бивара в оную впадает, имеются леса и преизрядные и приятные поля, где подле оной найдется несколько остаток от раззоренных мест и деревень, которые в старые лета там построены были, а особливо видно еще остатку от большего города, которой и ныне называют Маджар; в оном еше несколько палат строением дивным и погреба сводами видно; также находятся в развалящих каменьях всякия речныя каменья; и изо всего видно, что город прежде сего славной был; сие Мажары знатнейшие были между теми народами, которые от здешних краев выехали, в венгеры впали и оную владеть стали, отчего и ныне турки и поляки татаров маджаран слывут и венгеры сами себя тем именем называют. Сей город и около лежащие приятные и от натуры благословенные места и земля. Сказывают, что … (слово неразборчиво. – Ред.) Тамерлан или, как онаго татары называют, Темир Аксак, то есть Темир хромой.
Примечание, Арапы называли черкесов горских мамляхи, которым именем турки и ныне оных называют, которое слово европейцы попортили и к своим выговорам склонили, и их называли гистории мамелуками, как оные Эйпским королевством владели, у которых турки отняли. Вся черкеса горская под подданством крымского хана несколько времени стояла, и черкесы повинены были оному хану каждой год подарок дать для знаку подданства, которой подарок состоял либо в доброй лошади, в панцере, в дорогой сабле, в славном луку или хорошей девке, что из сих едино за славнейшие в тот год имелось. А для выбору и приему такого подарку отправлял крымский хан каждой год от себя полномочного с немалыми людьми, которые власть имели во время их бытности тамо не токмо всякою пищею удовольствоваться, но и жен и дочерей их, которые полюбились, по своей охоте употреблять, чего черкесы повинны были терпеть. А около за несколько лет черкесы стали соглашаться сей пред всем светом безчестной стыд с себя свалить; и тако в том ж е году крымскаго полномочного со всеми людьми порубили, как оные но своему обычаю женщину них стали по себе разбирать. Как крымской хан то уведал, отправил он своего визиря с войском в 30 000 человек с приказом горских черкесов до подошев раззорить. Черкесы как услышали, что такое войско к ним идет, сбирались в одно место, к которому между горами дорога узка и тесна; и чтоб татаров туды к себе обманом привесть, отправлялось от них 12 человек, которые пришли к татарскому войску и назывались беглецами, прощения просили и об милосердия о себе молили, полагав все винности о убивстве крымцов на некоторых князей черкеских, в чем оные с ними не хотели согласится и того ради для спасения жизни своей уйти принуждены стали; и обязались крымского войска, хотя чрез узкую, однакоже безопасную дорогу в самые черкесы привесть, чего крымцы и поверили, и чрез вышеписанную дорогу без помешательства проехали. А по приближении онаго крымского войска черкесы все собрались и около той же дороги за горами в закрытии держались; а как татары оную дорогу прошли и палаток своих в той долине ставить начали, то черкесы из гор, с каменьями к тому приготовленными, дорогу завалили, на татаров незапно напали и их всех порубили, что ни единой человек из оных не мог спастись; с котораго времени черкесы сами вольными людьми быть стали.
Имена провинциальные. Черкеса Горская.
Имена уездные и народам. Кабарда Вышняя, уезд.
Ситуация. В горах между таулинцах, аваров, грузинских гор, Имерети, а к весту рубеж их до кубанских татар протегается.
Уезд. Уезд не малой, токмо весьма гористой, однакож можно свободно в четыре дни из края до края прийти; дороги и проходы туды, также и внутри между гор, узкие и зело трудные. Городов не имеют, а живут промеж гор в долинах, часть в домах, камышом и глиною обмазанных, часть из одной глины построенных; и понеже всяк так по своей воле строит, где он себе удобное место сыщет, то нельзя почесть, чтоб у них и прямые деревни были.
Языки. Свой особливой черкесской язык.
Законы.
Дословно с 8-й
Владельцы. Оные между собою в несколько малых княжествах разделились, из которых каждой князь имеет свой уезд. Токмо тех живущих в таких уездах подданными почитать невозможно, но больше их называют товарищами, ибо оные самовольные с князем в конпании живут и от онаго отстают и к другим пристают, ежели он с кем из оных поссорится. Также князь без совету и согласия тех, которые с ним товарством живут, ничего учинить не может, однакож князья с товарищами друг друга не оставляют и во время нужды за едино стоят. В Вышном Кабарде знатнейший князь Ислам.
Состоят в подданстве и под властию.
Дословно с 8-й
Оные всегда вольные люди бывали, однако же стояли некоторыми кандициями и положением несколько времени под властию крымского хана. А ныне оные опять вольные люди, под властью ни под какою не стоят, и всяк сам собою господином. Также имели оные всегда склонение к России, и князья их во оной империи всегда в великом почтении были и щастие свое тамо получали, чего ради оные своими уездами под властию российской поддались и кабардинцев яко подданных российской империи почитаются. Токмо понеже народ непостоянной и всякой живет самовольно, то их больше вольными людьми почесть можно, нежели подданными.
Промысл.
Дословно с 8-й
Живут скотиною и скотоплодием и возводу добрых лошадей, которые для их поспешества славны. Также делаются у них всегда седла и лошадиные лехкие уборы, которых татары и другие здешние народы покупают. В войне оные славны, употребляют огненное оружие, а больше добрых луков с стрелами, которыми чрез меру действуют, притом все с добрыми саблями и большая часть в панцерах. Князья у них живут со своими подданными во братстве, и ежели кто из них у князя чего попросит, что ему полюбится, хотя и кафтан, которой он на себе имеет, то повинен князь оной скинуть и отдать, напротив того может князь опять у него просить, что ему полюбится. Наибольше у них промысл в продаже женскаго полу, ибо убогие своих дочерей продают, которых богатые люди между ими или князья покупают, также и от их холопов женатых дочерей берут, которые больше в полоненных грузинцах состоят; оных девок обучают золотом, серебром и шелком шить и потом их туркам, татарам, персиянам и другим охотникам за 100 и до 500 рублей по пригожеству продают; и понеже черкеской женской пол для их пригожества славны, турки и персяны их с охотою покупают; того ради и татары, около их живущие, много девок больших и малых у них крадут и далее продают.
Состояние. За 50 до 70 лет черкесы все христианы греческого закона бывали, токмо понеже оные вокруг магуметанами обняты были и с христианами малое обхождение имели, утратилось христианство у них всего, и магуметанство ввелось, ибо уже из давных времен христианства ничего, кроме одного имени, не осталось, к чему их особливо то привлекало, что служба божля у них отправлялась по греческому или, как оные сами говорят, по эсленскому языку; писем и грамоты не имеют; к тому же оные чрез обхождение с крымскими татарами начали татарской и турецкой язык употреблять; и для кореспонденции и укрепления их преимущества и протчих публичных дел и турецкой грамоте обучаются, чрез чего магуметанских книг у оных велись и закону тому ворота отворились, к которому оные помалу пристали, понеже оные все от християнства мало знали и у духовных греческой язык утратился. Книг честь не знали и учиться нигде не могли, и церкви християнския пусты оставлены были. Самая их лучшая мысль, которой они предаются, состоит в том, чтобы лукавы или хитры были промышлять, и соседа м, а особливо кубанским татарам лошадей и скотину отогнать, чего кубанцы против их также чинят. Однакоже они с обоих сторон имеют между собою порядочной устав в воровстве, что ежели кто из оных с частию лошадей и скотину отгонит, а другие за ними следуют и их застанут на пути, то ежели князь или мурза при сей чести обретается, никаким оружием против их не действуют, положено токмо скотину повинны возвратить; того ради, когда такая часть пойдет, то повинен для сохранения князь на переди, а возвратящие в далеке быть. Ежели при таком случае князя никакого не имеется, то за ними гонящиеся оную за воровскую и нечестными людьми почитают и против их неприятельски поступают.
Примечание.
Дословно с 8-й
Арапы называли черкесов горских мамляхи, которым именем турки и ныне оных называют, которое слово европейцы попортили и к своим выговорам склонили, и их называли гистории мамелуками, как оные Эйпским королевством владели, у которых турки отняли. Вся черкеса горская под подданством крымского хана несколько времени стояла, и черкесы повинены были оному хану каждой год подарок дать для знаку подданства, которой подарок состоял либо в доброй лошади, в панцере, в дорогой сабле, в славном луку или хорошей девке, что из сих едино за славнейшие в тот год имелось. А для выбору и приему такого подарку отправлял крымский хан каждой год от себя полномочного с немалыми людьми, которые власть имели во время их бытности тамо не токмо всякою пищею удовольствоваться, но и жен и дочерей их, которые полюбились, по своей охоте употреблять, чего черкесы повинны были терпеть. А около за несколько лет черкесы стали соглашаться сей пред всем светом безчестной стыд с себя свалить; и тако в том ж е году крымскаго полномочного со всеми людьми порубили, как оные но своему обычаю женщину них стали по себе разбирать. Как крымской хан то уведал, отправил он своего визиря с войском в 30 000 человек с приказом горских черкесов до подошев раззорить. Черкесы как услышали, что такое войско к ним идет, сбирались в одно место, к которому между горами дорога узка и тесна; и чтоб татаров туды к себе обманом привесть, отправлялось от них 12 человек, которые пришли к татарскому войску и назывались беглецами, прощения просили и об милосердия о себе молили, полагав все винности о убивстве крымцов на некоторых князей черкеских, в чем оные с ними не хотели согласится и того ради для спасения жизни своей уйти принуждены стали; и обязались крымского войска, хотя чрез узкую, однакоже безопасную дорогу в самые черкесы привесть, чего крымцы и поверили, и чрез вышеписанную дорогу без помешательства проехали. А по приближении онаго крымского войска черкесы все собрались и около той же дороги за горами в закрытии держались; а как татары оную дорогу прошли и палаток своих в той долине ставить начали, то черкесы из гор, с каменьями к тому приготовленными, дорогу завалили, на татаров незапно напали и их всех порубили, что ни единой человек из оных не мог спастись; с котораго времени черкесы сами вольными людьми быть стали.