Исторические корни развития благотворительности в России
Восстановление централизованной российской государственности и окончательное избавление от татаро-монгольского ига во второй половине XV столетия открыло широкий простор для развития хозяйства и культуры, роста общественного сознания, уровень которых в значительной мере предопределяет степень гуманизации общественных отношений, способность общества и государства решать сложные социальные проблемы. Россия медленно набирала силы. Ей предстояло решать многие проблемы общегосударственной важности. Однако даже в этих условиях заложенные еще со времен Киевской Pуси традиции благотворительной деятельности не были забыты. Эти традиции, всемерно поддерживаемые церковью и общественным мнением, укреплялись и развивались в России. Постепенно они приобретали более широкий размах и многочисленных приверженцев среди людей разных сословий, чье материальное благополучие позволяла им личными средствами способствовать облегчению участи бедствующих, прежде всего убогих, больных и сирот, а также не имеющих приюта и возможностей обеспечить себе пропитание. Однако по мере усложнения социальных проблем в общественном сознании все настойчивее пробивается идея о необходимости поиска новых подходов к проблемам борьбы с нищенствованием, другими недугами, поражающими общество, не ограничиваясь частной благотворительностью и сложившимися уже формами церковного и монастырского призрения.
В середине XVIII века в истории российской социальной работы наблюдаются тенденции к совершенствованию форм и масштабов государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотворительной деятельности церкви.
Большую роль в этом направлении развития общественного призрения сыграла Екатерина II. В изданном ею в 1775 г. «Учреждении для управления губерний» в законодательном порядке впервые устанавливается государственная система общественного призрения «для всех гражданских сословий». В каждой губернии для заведования делами общественного призрения предусматривалось создание особых приказов общественного призрения под председательством губернаторов, на которые возлагалась обязанность организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богодельни, дома для неизлечимых больных, дома для сумасшедших, дома работные, в которых бедные люда могли бы своим трудом добывать себе пропитание, дома смирительные для исправления людей, «худыми своими поступками повреждающих добронравие в обществе».
Для организации и содержания всех этих учреждений было выделено в качестве первоначального капитала из государственной казны каждому Приказу по 15 тыс. рублей и разрешено умножать его выдачей в займы под проценты и принятием подаяний от граждан. Кроме того, городам, обществам, селениям и частным лицам было предоставлено право создавать «от себя» какие-либо из этих общеполезных заведений, а в изданном в 1785 г. «Городовом Положении» узаконено требование, чтобы города из своих доходов отчисляли часть средств Приказам общественного призрения.
В XIX в. число благотворительных обществ и заведений общественного призрения значительно увеличилось. В целях лучшей их организации и управления они были разделены на 15 групп: Главный Совет женских учебных заведений; Опекунские советы; С.-Петербургский попечительский совет общественного призрения; С.- Петербургское женское патриотическое общество с пятнадцатью школами; Комитет главного попечительства детских приютов с 81 приютом; Благотворительное общество 1837 г. в Москве; Александровский лицей; Коммерческие училища; Попечительство бедных в Москве, его отделения в Пензе, Киеве и Симбирске; Больницы и богадельни; Общество садоводов и частные благотворительные учреждения.
В деятельности всех этих организаций, обществ и учреждений принимали активное участие многие лучшие представители имущих классов, прогрессивная интеллигенция, побуждаемые милосердием и состраданием.
Государственная система общественного призрения ставила перед собой цель находить людей, действительно нуждающихся в помощи, особенно тех, кто стыдился просить подаяние, и оказывать им, сообразно обстоятельствам и по мере возможности, такие пособия, «которые приносили бы им существенную пользу и не могли бы быть употребляемые во зло, по легкомыслию или предосудительным навыкам».
Благотворительные общества и заведения на территории России создавались повсеместно и к концу XIX в. их насчитывалось уже 14854, в том числе благотворительных обществ — 7349 и благотворительных заведений — 7505. Распределение этих обществ и заведений по наиболее крупным регионам страны выглядело следующим образом:
Районы | Благотворительные общества | Благотворительные заведения | Всего благотворительных заведений | На100 тыс. жителей |
ЕвропейскаяРоссия (48 губерний) | 4958 | 5976 | 10934 | 12 |
Прибалтийский Край | 1073 | 286 | 1559 | 57 |
Привисленский Край | 208 | 706 | 914 | 9 |
Кавказский Край | 187 | 87 | 274 | 3 |
Великоекняжество Финляндское | 640 | 209 | 849 | 33 |
Сибирь | 182 | 201 | 383 | 6 |
Ср. Азиатские владения | 101 | 40 | 141 | 2 |
Что касается отдельных губерний Европейской России, то в них на 100 тыс. жителей приходилось благотворительных учреждений: С.-Петербургская — 62; Тульская — 56; Московская — 49; Ярославская — 21; Калужская — 16; Рязанская — 8; Орловская — 6. Из общего числа благотворительных учреждений (14854) — 5270 (примерно 35,5%) находилось в губернских и областных городах, остальные 9584- в уездных городах и других поселениях. Частных благотворительных учреждений насчитывалось 5596, что составляло 37,5%от их общего количества.
О масштабах благотворительной деятельности этих учреждений красноречиво говорит тот факт, что, например, только в течение 1898 г. благотворительностью воспользовались более 7 млн человек, не считая 20 млн. случаев разовых обращений к благотворительной помощи. Кроме того, в благотворительных заведениях постоянно проживало около полумиллиона человек.
Как видим, история России богата собственным опытом становления и развития всех форм общественного призрения. Выработанные традиции не утратили своего значения и в наши дни, когда особенно остро встала потребность в дальнейшем совершенствовании как существующих государственных структур общественного призрения и создания новых, наиболее соответствующих современным требованиям, так и в развертывании различных форм общественной и частной благотворительности.