У
лезгин древняя история. Свою государственность лезгинский народ создал еще в середине I тыс. до н.э. После распада древнего Алпана на территории Лезгистана разновременно существовало множество различных государственных образований. Но общелезгинская государственность в силу разных причин, прежде всего внешнего характера, несмотря на неоднократные попытки, так и не была восстановлена. Более того, история распорядилась так, что лезгины, оказавшись в составе России, не получили и своей автономии в годы Советской власти, несмотря на свою относительную многочисленность. Будучи разделенным между Дагестаном и Азербайджаном народом лезгины подверглись дроблению и искусственной ассимиляции в угоду националистических амбиций лидеров двух республик. Все эти факторы и стали одной из главных причин того, что до сих пор не существует специального капитального труда по истории Лезгистана.
Настоящая работа – это первая попытка обозреть историю лезгинского народа с древнейших времен до наших дней в хронологическом аспекте, свести воедино уже определившиеся исторические даты. Безусловно, данная работа далеко не исчерпывает всего многообразия фактов и дат из истории лезгинского народа. Поэтому «Хронология» будет постоянно обновляться и дополняться по мере уточнения некоторых из уже определившихся дат и фактов и выявления новых.
По нашему мнению, в подобной работе имеется большая потребность среди специалистов историков, археологов, этнографов и других научных работников, а также преподавателей, учителей и всех тех, кто интересуется историей родного края. «Хронология» принесет немалую пользу и в воспитании подрастающего поколения в духе уважения к своему прошлому.
Материалом для составления «Хронологии» послужили документальные и нарративные источники, архивные материалы, монографии, капитальные и справочные издания, а также многочисленные интернет-ресурсы.
«Хронология истории Лезгистана» составлена на фоне исторических событий, происходивших на Восточном Кавказе и прилегающих территориях с древнейших времен до наших дней.
«Хронологию» предваряет краткий обзор истории Лезгистана.
Будучи одним из древнейших народов Кавказа, лезгины и другие лезгинские (алпано-лекские) народы (агульцы, арчинцы, будухцы, джекцы, крызцы, рутульцы, цахурцы, табасаранцы, удины, хапутцы, хиналугцы) являются прямыми потомками древних албан (алпан). После обнаружения и дешифровки синайских палимпсестов это уже настолько очевидный факт, что не подлежит сомнению. И потому следы древних лезгин вполне резонно искать на всей территории древней Кавказской Албании, а не только на территории современного их проживания. Кавказская Албания (лезг. «Алпан», «Алупан»), по мнению большинства специалистов, располагалась на территориях нынешнего Южного Дагестана и большей части современного Азербайджана. И потому мы можем называть всю эту территорию историческим Лезгистаном, по общему названию всех алпано-лекских народов, и в настоящее время проживающих на этих землях.
Территория Лезгистана была освоена человеком еще в глубокой древности. Об этом свидетельствуют памятники материальной культуры эпохи палеолита (Азыхская пещера, Гилликдаг, Зарская пещера, Гобустан, Тагларская пещера, Чахмаглы, Шушинская пещера), эпохи энеолита и бронзы (Камильтепе, Рустепе, Узерликтепе, Агаярагское, Белиджинское, Агастальское, Шаракунское 1 и 2, Новомакинское, Мамрашское, Касумхюрское 2, Гильярское, Ходжаказмаярское поселения).
С древнейших времен территория Лезгистана входила в круг мирового культурного общения. Ранняя этническая история лезгин и лезгинских народов тесно связана с культурным массивом Средиземноморья и Передней Азии. Как отмечал еще в 1966 году И.М. Дьяконов, некоторые черты, сохранившиеся в верованиях и обычаях, культуре, языке и фольклоре, показывают на более древние генетические связи лезгинских племен с крито-минойской пелазгской (карийской) культурой догреческой цивилизации. В III – II тыс. до н.э. на огромных пространствах от Палестины и Сирии и до гор Загроса доминировали племена хурритов (царство Хурри, государства Симеси, Симурру, Симашки, Карахар и др.). В XVI в.до н.э. в Северной Месопатамии образовалось хурритское государство Митанни, превратившееся вскоре в сильнейшую военную державу Передней Азии, всехурритскую империю, простиравшуюся от Загроса и Урмии до северной Палестины и хурритской же Киццувадны (Киликии) включительно. В IX – VI вв. до н. э. важную роль в истории Лезгистана (в становлении албано-лезгинского народа и государства) стали играть хурритские государства Урарту и Манна. В VII в. до н.э. в Лезгистан вторглись кочевые племена индоевропейских скифов (саки-шаки). В этот же период в политической жизни Передней Азии и Закавказья все большую роль начинают играть мидийцы и персы.
В первой половине I тыс. до н. э. на территории Лезгистана сформировался албанский племенной союз. В число этих племен входили леги, гелы, гаргары, утии, чилби, сильвы, лпины и др. Все эти племена или их подавляющее большинство являются прямыми предками современных лезгин и других народов лезгинской группы языков. В последующее время Албания начинает играть всевозрастающую роль в политической жизни Кавказа, Передней Азии и Среднего Востока. Об этом, в частности, свидетельствует участие албанского войска в битве при Гавгамелах в 331 г. до н. э. . Приблизительно к этому времени большинство историков относит и образование древнеалбанского ( алпанского) государства.
Албания на протяжении всего своего существования имела довольно устойчивые границы от Дербента на севере до Куры-Аракса на юге, и от Каспия на востоке до Алазани-Иори на западе. В период римской, а затем и парфянской экспансии в Закавказье Албания активно участвовала в борьбе против захватчиков вместе с армянами и иберами. Хотя Албании временами и приходилось придерживаться римской или парфянской ориентации, но самостоятельность свою в этот период она не теряла.
Христианство проникло в Албанию еще в I в. н.э. В 43 году в Албании побывал святой апостол Елисей Иерусалимский. Он проповедовал в Чуле (Дербент), Лбине (Западная Албания) и Мушкуре. В городе Киш (ныне, Шекинский район) святой Елисей построил первую на Кавказе церковь и принес бескровную жертву. Письменность в Албании, как следствие распространения христианства, появилась во II-III вв. К сожалению, почти все письменные документы албанского периода были уничтожены в результате войн и религиозных раздоров (дошедшие до нас первые албанские палимпсесты из Синая датированы серединой IV в.).
К концу IV в. Закавказье стало зоной притязаний уже Сасанидского Ирана и все той же Римской империи. Они разделили между собой все Закавказье. В V-VI вв. Албания полностью оказался под властью сасанидского Ирана и на время даже потерял свою государственность. Но, в начале VII века княжеская власть в Албании была восстановлена.
В середине VII века Лезгистан подвергся опустошительному арабскому нашествию, продолжавшемуся более двух столетий. Походы арабов сопровождались повсеместными грабежами и массовыми репрессиями. Для албано-лезгинского народа наступили тяжелейшие времена. Последствия политики арабов на захваченных землях привели к искусственному разделению Албании на несколько частей по религиозному признаку. Так, Южная Албания под напором арабов, перейдя на армянское монофизитство, со временем подверглась арменизации, Западная Албания, сблизившись с грузинской церковью также подверлась ассимиляции. Что же касается Северной Албании, то проживавшие здесь лекские племена под давлением арабских завоевателей в большинстве своем вынуждены были переселиться в горы и более 300 лет сопротивлялись принятию новой религии. Арабы фактически уничтожили албано-лезгинскую государственность, нанесли непоправимый вред материальной и духовной культуре албанского народа, что привело не только к разрушению албанского государства, но и к распаду уже сформировавшегося к тому времени самого албанского этноса.
Из всех городов и сел Лезгистана важнейшую роль в его истории во все времена играл Дербент. Дербент (Чула, Кьвевар, Варар) – это ворота Лезгистана. Дербентские укрепления были известны древним авторам еще задолго до первых веков нашей эры. О наличии поселения и укреплений в районе Дербента еще в начале I тыс. до н.э. свидетельствуют и археологические данные. В период существования Кавказской Албании в районе Дербента были расположены важнейшие его политические и культурные центры.
После распада Кавказской Албании на территории исторического Лезгистана образовался ряд небольших феодальных образований, наиболее крупными и значимыми из которых были Лакз (Лекз) и Шарван (Ширван). Страна леков (Лакз) располагалась в северной горной части Албании по обоим берегам реки Самур. Это было государством почти всех современных так называемых лезгинских народов. Шарван располагался к югу от Лекза. Население Шарвана в силу своего равнинного рельефа со временем подверглось ассимиляции и колонизации со стороны пришлых народов. Такие же процессы произошли и в западной части Албании, долгое время сохранявшей свое историческое название, трансформировавшееся, правда, под влиянием завоевателей в «Арран».
Во второй половине XI века некоторые районы Лезгистана подверглись агрессии со стороны тюрок-сельджуков. Но она в целом не нарушила мирный ход развития страны, что дало импульс экономическому и культурному её развитию. Именно в этот период на научном небосклоне Лезгистана появляются такие корифеи, как Юсу́ф аль-Баби́ аль-Лакзи́ (автор «Дарбанд-нама), Маммус ад-Дарбанди ал-Лакзи (автор хроники «Тарих Баб аль-абваб ва-Ширван» («История Дербента и Ширвана»), Хаким ал-Лакзи ад-Хунлики ад-Дербенди, Садраддин Сулейман ал-Лакзи, Абу Бакр Мухаммад ад-Дарбанди (автор книги «Райхан аль-хака’ик ва-бустан ад-дака’ик» («Базилик истин и сад тонкостей») и др.
Относительно мирный период продолжался до начала XIII века, когда все цивилизованное человечество содрогнулось от невиданных доселе завоевателей, сметавших всё живое и неживое на своем пути – монголо-татар. В 1221 году огромная монгольская армия захватила Ганцах. В следующем году они овладели столицей Шарвана Шамахи. К 1239 году уже почти весь Лезгистан попал под монгольское господство.
Народы Лезгистана были обложены непосильной данью, разлагавшей их экономику и культуру. Местное население всячески оттеснялось в горы. Под влиянием монгольского ига начался распад единого лекского народа и языка. В этот и последующие периоды у лезгинских народов, как особая форма государственности, появляются сельские общины или так называемые «вольные» общества.
В конце XIV века Лезгистан подвергся нашествию уже со стороны Тимура, среднеазиатского завоевателя монгольского происхождения. Никогда еще народы Восточного Кавказа не переносили таких несчастий и разрушений, как при нашествии Тимура. Его войны отличались исключительными зверствами и кровопролитием. Но, после смерти Тимура его огромная империя распалась. В «память» об этих событиях остались сведения в лезгинском фольклоре («Каменный мальчик») и поэзии (Кюре Мелик).
В начале XV века (1412 г.) южный Лезгистан стал ареной опустошительного нашествия со стороны государства тюркских кочевников из Средней Азии –Кара-Коюнлу. В результате Ширван на некоторое время снова теряет свою самостоятельность.
Во второй половине XV века начинается эпоха экспансии сефевидского Ирана в Лезгистан. В 1460 году шейх Джунейд совершил поход «в страну лезгин», но был разгромлен на берегу реки Самур. Затем его сын Хайдар, продолжая дело отца, также предпринял несколько попыток подчинить народы Лезгистана, но тоже был раз разбит в 1488 году близ Дербента. Но, несмотря на это сефевиды, не прекратили свои попытки завладеть богатыми и плодородными землями Лезгистана. В начале XVI века им удалось подчинить себе Ширван, а затем распространить свое влияние и на другие лезгинские земли. Таким образом, почти на два столетия в Лезгистане устанавливается господство Сефевидского Ирана, причем иноземный гнет был в наибольшей степени ощутим в Южном Лезгистане (Ширване) и почти незаметен в его северных горных районах. Собственно лезгинский и другие народы Лезгистана не раз поднимались на борьбу с оккупантами. Своего апогея эта борьба достигла в начале XVIII века, когда в Лезгистане и на всем Восточном Кавказе началось крупное антиранское освободительное движение во главе с Хаджи-Давудом Мюшкюрским, продолжавшееся более 20 лет. В ходе движения почти весь Восточный Кавказ был освобожден от сефевидского господства. Главным итогом движения стало восстановление албано-лезгинской государственности в форме Ширванского ханства во главе с Хаджи-Давудом. Однако дальнейшее русско-турецкое противоборство в регионе привело к поражению движения и ликвидаци независимого лезгинского государства.
В 30-х гг. XVIII века власть в Иране постепенно переходит в руки бывшего главаря бандитской шайки – некого Надира, который сумел со временем захватить все рычаги государственной власти в стране. Разобравшись с афганцами, он приступил к отвоеванию бывших иранских позиций на Восточном Кавказе, где к тому времени закрепились русские и турки. В 30-40 гг. Надир, объявивший себя шахом Ирана в 1736 году, совершил целый ряд походов на Восточный Кавказ, в частности в Лезгистан. Лезгины, табасаранцы, кайтагцы, аварцы, лакцы и другие народы Восточного Кавказа оказали упорное сопротивление беспощадному завоевателю. В результате, Надир-шах, несмотря на все свои старания, так и не смог закрепиться на Восточном Кавказе. А после его смерти в 1747 году феодальные владения и «вольные» общества Лезгистана и всего Восточного Кавказа и вовсе стали независимыми. В таких условиях между феодальными правителями, как и положено, начинается борьба за первенство в регионе. В этой борьбе наибольших успехов добился Фетали хан Лезгинский1, которому удалось объединить под своим началом огромную, по кавказским меркам, территорию от Куры до Дербента включительно, т. е. большую часть земель исторического Лезгистана – Кавказской Албании. Однако, после смерти Фетали хана, в 1789 году, его государство распалось на более мелкие образования.
В начале XIX века вся территория Восточного Кавказа была присоединена к России, что было закреплено соответствующими русско-иранскими договорами от 1813 и 1828 гг. Началась новая эпоха в истории лезгинских народов. С одной стороны, оказавшись в составе России, лезгины избавились от иноземных нашествий, следовавших одна за другой на протяжении всей их истории. Но, с другой стороны, народы Лезгистана оказались под сильным колониальным гнетом, сочетавшем в себе национальные и религиозные черты, что положило начало освободительной борьбе с царским колониальным режимом. Эта борьба продолжалась на протяжении всего XIX века. Идейным и духовным организатором и руководителем антиколониальной борьбы выступил выдающийся сын лезгинского народа Магомед Ярагский, разработавший новое учение, получивший в русских источниках название «мюридизма» и сумевший распространить его и среди других народов Кавказа. Именно деятельность Магомеда Ярагского выдвинула на историческую арену имамов Гази-Магомеда, Гамзат-бека и Шамиля. Но эта борьба завершилась поражением и привела к негативным последствиям, прежде всего, по отношению к самому лезгинскому народу. После пленения последнего имама Шамиля, в 1860 году царские власти провели на Кавказе административно-территориальную реформу, по которой лезгинский народ оказался разделенным на две части, между Бакинской губернией и Дагестанской областью. После образования в сер. 60-х гг. Елизаветпольской губернии территория исторического Лезгистана и вовсе оказалась разделенной на три части. Такое положение сохранялось до распада Российской империи в начале XX века. В результате двух революций на территории бывшей империи образовалось новое социалистическое государство СССР, объявившее в своей национальной политике новые принципы, основанные на равноправии всех наций и народностей. В результате большинство народов бывшей Российской империи получили свои национально-государственные образования в составе СССР. Однако, лезгинский народ не только не получил своей автономии, но и не был объединен в составе одной административной единицы. Административная граница, проходившая примерно посередине ареала проживания лезгинских народов не только была сохранена, но и приобрела некоторые политические черты, т.к. разделяла уже две союзные республики (по Конституции два суверенных государства в составе Союза ССР). И в Азербайджане и в России (Дагестане) лезгины оказались в роли национального меньшинства и не имели функций государствообразующей нации. Лезгины, численность которых была сопоставима с такими народами бывшего Союза как башкиры, эстонцы, чуваши и т.д., были искусственно низведены до положения некой второстепенной бесперспективной этнической единицы, подлежавшей скорейшей деэтнизации и ассимиляции.
За все годы Советской власти лучшие представители лезгинского народа вели неустанную борьбу с несправедливым положением своего народа. которое еще более усугубилось после распада СССР в 1991 году, когда бывшие союзные республики были объявлены суверенными государствами. Административная граница посередине единого народа теперь уже превратилась в государственную со всеми присущими ей ограничительными атрибутами…