История создания Лезгинского театра
Ахты — родина первого национального театра в Дагестане
История создания театра в Ахтах восходит к 1906 году. Многие исследователи связывают это событие с именем ахтынца Идриса Разаковича Шамхалова (1877-1944), человека весьма уважаемого и достойного.
Родился он в Баку в семье отходника-рабочего нефтепромыслов. За годы учебы в Баку он не раз бывал на спектаклях бакинских театров. Тогда у него зародилась мысль создать что-то подобное в родном ауле.
Люди, знавшие Идриса Шамхалова, высоко ценили его человеческие и нравственные качества. Он пользовался большим уважением среди сельчан, так как в словах и делах был честен и справедлив.
Самым благородным делом, восславившим его, было то, что он явился инициатором создания в родном ауле театрального кружка, который позже превратился в народный театр, а затем и в Лезгинский государственный драматический театр.
На 1906 год как на дату рождения лезгинского театра в своих книгах ссылаются С. Говоров (он же С.Глаголь), М. Зульфукарова, Г. Султанова и другие.
Достоверность того, что лезгинский театр родился именно в 1906 году уутверждает и тот факт, что именно в разгар первой русской революции — 1905-1907 гг. на Бакинских нефтепромыслах было создано легальное общество взаимопомощи горцев Дагестана. Это общество дало возможность вести культурно-просветительную и политико-воспитательную работу среди дагестанцев, живущих в Баку, а через них — в нагорном Дагестане.
История дореволюционного драматического искусства горских народов знает лишь два-три (в Северной Осетии и Дагестане) драматических кружка, возникших в 1905 — 1906 гг., — пишет С. Глаголь, имея ввиду и возникновение театрального кружка лезгин.
К такому выводу вслед за С. Глаголем приходит и дагестанский искусстовед М. Зульфукарова, которая пишет, что «лезгины раньше других делали попытки не только ставить спектакли, но и создавали собственную инсценировку».
По воспоминаниям старожилов, свой первый спектакль энтузиасты подготовили в доме А. Ашуралиева и там же показали его только для мужчин.
Но когда молодежь решила демонстрировать свое представление перед женщинами, явились разгневанные муллы с криками: «они развращают наших женщин!», сорвали спектакль.
Узнав о трудностях молодежи, русские солдаты пригласили их в гарнизон, и, по свидетельству И.Шамхалова и С.Агабалаева, «первый свой спектакль кружковцы показали солдатам крепости в 1906 году».
В таких условиях состоялся дебют лезгинского театра. «Этот спектакль явился фактически родоначальником лезгинского театра, существующего в Ахтах и до сих пор», — писал Сергей Глаголь в 1935 году.
Успех окрылил кружковцев. Но вскоре наступила пора отхожих промыслов и участники ахтынского театрального кружка отправились на нефтепромыслы в Баку, Сабунчи, Бибиэйбат, Бинакади и другие города.
Много лезгин работало в начале века и в Сурахане, где энтузиасты решили продолжить свои занятия театральным делом.
По воспоминаниям народного артиста ДАССР С.Т. Велиханова, сураханский театральный кружок возник сразу же после дебюта ахтынского кружка и регулярно давал спектакли в осенне-зимнее время.
Как вспоминает С.Т.Велиханов, небольшие пьесы, написанные участниками драматического кружка Магомедом Эйвазовым и Энвером Кухмазовым, силами любителей ставились на сцене Народного дома, где работали энтузиасты.
В сураханском театральном кружке участвовали такие энтузиасты, как Гасан Кисрисв, Халил Гусейнов, Ашурбек Ашуралиев, Джавад Меджидов, Умудхан Меджидов, Казимагомед Алибсков, Абдурахман Алибеков и другие. М.Айвазов, А.Бейбутов, Э.Кухмазов, С.Агабалаев выполняли функцию режиссеров и сами играли.
В отличие от ахтынского кружка сураханский был разнороден по своему составу (С.Т.Велиханов). В его работе и спектаклях участие принимали даже женщины. Помимо ахтынцев, в него входили отходники — любители театра и из других лезгинских районов: Касумкентского, Курахского, Магарамкентского.
Таким образом, у лезгин функционировали два театральных кружка — ахтынский и сураханский, которые работали непрерывно — ахтынский весной и летом, а сураханский осенью и зимой. Поставленные летом ахтынским кружком спектакли показывались зрителям бакинских нефтепромыслов, а репертуар сураханского драмкружка — ахтынцам.
В 1908 году ахтынский кружок осуществил постановку спектакля «Старая Турция», в котором приветствовалось свержение кровавого султана Турции Гамида и содержался призыв к укреплению дружбы и уважения между людьми разных национальностей и вероисповедания. Очевидно, Самурское окружное начальство восприняло пьесу о Турции как намек на Россию. Комендант запретил постановку и выгнал режиссера с территории крепости.
И.Шамхалов был арестован и лишь после ходатайства особо влиятельных лиц спектакль состоялся и имел огромный успех.
Шамхалов был вынужден уехать в Баку. Это событие отрицательно повлияло на работу ахтынского драмкружка. Вслед за Идрисом Шамхаловым в Баку выехали и другие артисты.
Новое оживление работы театрального кружка приходится на 1912-1914 годы. В 1913 году сураханский театральный кружок подготовил спектакль «Цветы Дагестана».
В 1914 году в Ахтах, как отмечают театроведы, «театральный кружок заработал с удвоенной энергией. Идрис Шамхалов приступил к репетициям спектакля «Молодость» (неизвестный автор), а Гасан Кисриев начал работу над пьесой-сказкой Л.Н.Толстого «Первый винокур» (переводчик С.Агабалаев, художник Н.Аскаров)».
Это была первая пьеса русского автора на сцене Ахтынского театра. Спектакль сопровождался музыкой, которую играл духовой оркестр, приглашенный из крепости. Успеху спектакля сопутствовал и оригинальные декорации, выполненные художником Н. Аскаровым.
Но почему-то местная царская администрация после первого же представления запретила спектакль, увидев в нем несуществующую крамолу.
В этих двух спектаклях впервые была сделана попытка привлечения женщин для исполнения женских ролей. Эта задача выпала на долю сестры Нухбека Аскарова Саяд и его дочери Сафият, однако, первое их выступление окончилось драматически: подстрекаемые религиозными служителями-ревнителями старых адатов, местные консервативно мыслящие люди вынудили их покинуть не только сцену, но и аул.
В 1915-1916 годах кружковцы осуществили музыкальные постановки азербайджанских композиторов: «Аршин мал алан» и «Лейли и Меджнун» У. Гаджибекова, «Ашик Гариб» З. Гаджибекова, «Иблис» Г. Джавида и др.
После установления Советской власти деятельность Ахтынского драмкружка не прерывалась, и весной 1918 года зрителям были представлены новые спектакли.
«Лезгины, — писала искусствовед М.Зульфукарова, — уже имевшие опыт театрального дела, после революции разворачивают широкую деятельность. Они ставят не только драмы, но и оперу, переведенную с азербайджанского языка. В 1920 году этот театр перешел в ведение отдела народного образования и стал называться Ахтынским советским театром. Он имел дирекцию, постоянную труппу, печать, штамп. Спектакли ставились регулярно под открытым небом и собирали много зрителей» (Дагестанская советская драматургия, Махачкала, 1965).
В первые годы Советской власти театр получил серьезную поддержку от государства. Улучшилось материальное положение артистов, в 1927 году благодаря неустанной поддержке председателя Самурского окружного исполкома Гаджимета Сафаралиева было выстроено здание театра со зрительным залом на 500 мест.
Руководителем Ахтынского советского театра был назначен М. Эфендиев, художественным руководителем М. Ганиев, режиссерами И. Шамхалов и С. Агабалаев, сорежиссерами становились многие исполнители.
Нередко спектакли целиком шли на языке оригинала, иногда диалог велся на родном языке, а песни исполнялись на азербайджанском.
Ахтынский советский театр своим существованием оказал огромное влияние на создание драматических коллективов во многих лезгинских селах.
Приблизительно к этому времени относится постановка на сцене Лезгинского советского театра музыкального спектакля «Периханум» по одноименной пьесе И.Шамхалова, повествующей о подвиге женщины во имя верности. «Пьеса была интересной и обещала успех, — писал З.Эфендиев в очерке «Рагимат», — но главным действующим лицом была женщина и только женщина могла сыграть эту роль, которую доверили молодой учительнице Рагимат.
Рагимат Гаджиева не только обладала прекрасным голосом, но и даром настоящей драматической актрисы. Так родилась актриса Р.Гаджиева, так родилась пьеса «Периханум». Путь, открытый Рагимат Гаджиевой, оказался благотворным. За ней сначала робко, но с годами все активнее на сцену стали выходить ахтынки. Зрители уже не представляли спектаклей без молодых горянок, их задушевных песен. Вслед за Рагимат на подмостки сцены поднялись Г.Эфендиева, Ч.Гаджиева, Г.Салманова, С.Шамхалова, М.Гаджиева, П.Ахмедова, Г.Аллахвердиева.
Их приход в театр в 30-х годах значительно укрепил авторитет театра, поднял его престиж и в значительной мере позволил перейти ему на профессиональную основу.
Драмы Гасана Кисриева «Горные орлы», «Лавина», «Тарлан», Абдулкерима Кисриева «Большевик Ахмед», пьесы Джамирзе Эфендиева «Слепые ханы» и «Бюркиханар», произведения Насира Эюбова «Селим и Зухра», «Тайгун», Гаджибека Гаджибекова «Колхоз», «В когтях адатов», Хасбулата Аскар-Сарыджи «Святая Мукминат», «1923 год» и другие, несомненно, обогатили репертуар театра.
1935 год — этапный год в жизни Лезгинского театра. К этому моменту коллектив его имел в своем репертуаре ряд пьес лезгинских, русских, грузинских и особенно азербайджанских драматургов. Среди переводных были такие сложные произведения, как «Севиль» и «В 1905 году» Дж. Джабарлы, «Намус» Ширванзаде и музыкальная комедия «Аршин мал алан» Узеира Гаджибекова.
В 1935 году Дагестанским обкомом ВКП(б) и правительством Дагестана принято решение о создании в республике Национального ансамбля песни и танца, Аварского, Лакского и Лезгинского театров, Так, Ахтынский советский театр получает новый статус – Государственный лезгинский драматический театр.
В 90-х годах прошлого столетия театр становится музыкально-драматическим.