КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ — ЛЕЗГИСТАН: история и современность / Абдурагимов Г.А. -Спб., 1995
Глава II
КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ ПО ДРЕВНЕЙШИМ ИСТОЧНИКАМ
2.2. Племена Кавказской Албании
Албанские племена у Геродота еще не упоминаются. Из числа племен, соседствующих и родственных албанам, в его «Истории» названы только каспии, входившие в одиннадцатую сатрапию (округ) Дария [10]. Термином «каспии» в V в. до н.э. обозначались не только племя каспиев, но и другие прикаспийские народности, в том числе и албаны [1]. Страбон писал, что «в стране албанов имеется и страна Каспиана, названная, как и море, по имени народа каспиев, ныне исчезнувших» [11]. В.Торн [12] также высказывает предположение, что названием «каспии» обозначались народы, жившие в Прикаспийской области.
Участие каспиев, а затем албан в греко-персидских войнах свидетельствует о значительном политическом опыте этих племен, о выходе их на арену мировой истории [13]. Возвышение этих племен должно было способствовать также усилению значения Каспийского прохода, так как каспии и албаны проживали в районах, которые контролировали этот путь [13]. К сожалению, о каспиях располагают крайне скудными сведениями письменные источники. Это были оседлые племена, занимающиеся земледелием, садоводством и скотоводством. Большое место в их жизни занимал морской промысел. Из домашних ремесел античные авторы упоминают валяние шерсти, прядение и ткачество. Одеты они были в шерстяные плащи типа бурок [13]. В поход каспии ходили верхом, вооруженные мечами, луками и стрелами. Любопытны сообщения об обряде захоронения покойников. Эти сведения письменных источников перекликаются с данными археологических раскопок в Лезгистане. Так, при раскопках Шаракунского могильника были выявлены интересные факты, говорящие о высокоразвитом земледельческо-скотоводческом характере хозяйства местных племен. Древнее население Шаракунской долины занималось виноградарством, ткачеством и морским промыслом. Здесь же был зафиксирован обряд вторичного захоронения. Таким образом, мы можем составить некоторое представление о племени каспиев, которые в начале второй половины II тысячелетия до н.э. занимали ведущее положение в Прикаспии и, по-видимому, возглавляли военно-политический союз, куда входили и другие племена [13].
Ниже увидим, что лезгинский язык с античных времен до настоящего времени не претерпел больших изменений, поэтому многие старинные названия мест на территории Албании объяснимы на основе лезгинского языка. От названия могущественного и многочисленного племени каспии получило и название моря — Каспийское. Каспии не исчезли бесследно, как утверждают некоторые ученые, а просто в греко-римской истории получили новое название — албаны.
По мнению К.Тревер, «упоминание албанов впервые только во второй половине IV в. до н.э. может, конечно, просто объясняться скудостью дошедших до нас письменных данных, но оно может являться и свидетельством того, что в IV в. до н.э. завершилась племенная дифференциация внутри большого союза племен, носивших общее наименование «каспии» [1].
Страбон является первым из античных авторов, который называет албанов в своей «Географии», в которой он описывает события, имевшие место за полстолетия до Страбона, а именно — походы на Кавказ римских полководцев Лукулла, Помпея и Антония. Страбон с ссылкой на Патрокла сообщает, что «на горных склонах до вершин, начиная от моря, обитают на небольшом пространстве часть албанов и армян, но на большей части — гелы, кадусии, амарды, утии и анараки». К югу от сарматов Плиний называет удинов и албанов. Птоломей сообщает, что «у Каспийского моря живут уды, и алонды, и ксонды, и герры» [11]. По описанию Страбона, «Феофан Митиленский, принимавший участие в военном походе на албанов, сообщает, что между амазонками и албанами обитают гелы и леги-скифы…» [1].
Плутарх утверждает, что «амазонки занимают ту часть Кавказа, которая прилегает к Гирканскому (Каспийскому) морю, но не рядом с албанами, ибо между ними обитают гелы и леги-скифы…» [1]. К.Тревер считает, что гелы жили не только севернее албанов, но и у юго-западного угла Каспия (область Гилян) [1]. По мнению К.Алиева, леги обитали на территории Южного Дагестана, а гелы занимали Южный Дагестан и район реки Кудиал-чай [1]. «Во всех случаях, — пишет Дж. Халилов, — гелы и леги в источниках упоминаются рядом и потому в вопросе о соседстве и родстве этих племен сомнения быть не может» [14]. «Леги обитали и в горных районах бассейна реки Самур, севернее удинов и албанов» [1]. Из сказанного следует, что гелы и леги были родственными племенами и занимали обширные территории Кавказской Албании.
Плиний сообщает, что по всему челу гор обитают дикие племена сильвов: «Ниже сильвов жило другое племя — лупении (лбины — у армянских авторов) — в долине Алазани. Затем обитают дидуры и соди», — продолжает Плиний.
Страбон, касаясь амазонок, говорил о мифическом характере их происхождения. По словам Феофана Митиленского [1], они якобы обитали в горах выше племен гелов и легов, где-то в северных предгорьях Кавказских гор, рядом с гаргарами. Укажем также на интересное предположение А.Яновского [15], согласно которому амазонками Плутарха могли являться жены кочевых албанов, которые сопровождали мужей верном, «как женщины и теперь (1845 г.) на Кавказе ездят верхом». Относительно амазонок имеет место и другое предположение. Амазоны — это не что иное, как искаженный этнический термин «алазоны» [1], обитатели местности по р.Алазани, у которых пережитки матриархата могли сохраняться несколько дольше, чем у других кавказских народов.
Изучая этот вопрос, проф. А.Агаев пишет: «З.И.Ямпольский и В.П.Кобычев приводят также сообщения античных и средневековых ученых о расселении удин [16]. В пятом веке до нашей эры их упоминает Геродот, причем рядом с армянами. Другие авторы находят удин на азербайджанском и дагестанском побережье Каспийского моря. Моисей Каганкатвацви (VII в.) пишет о «стране утиев с городом Халхал в Нагорном Карабахе». «Из всего сказанного можно заключить, — пишет З.И.Ямпольский, — что в древности и отчасти в раннем средневековье удины были довольно многочисленным народом и занимали значительную территорию, простирающуюся от южных отрогов Главного Кавказского хребта до Аракса» [17, 18].
К северу от албанов локализуют легов также К.Тревер, А.Алиев, М.Ихилов. Последний полагает, что леги в античную эпоху «занимали те же места, что и ныне, — долины рек Кудиала и Самура» [9]. При этом М.Ихилов более расширенно толкует круг потомков «легов», включая в число их потомков, кроме лезгин, также ряд других народностей нынешнего Южного Дагестана и Северного Азербайджана, как например, рутульцев, цахурцев, агулов, табасаранцев, а также народы в предгорьях Шахдага — хиналугцев, крызов, будухцев и т.д., т.е., представителей народов лезгиноязычной группы.
Судя по античным источникам, у моря Восточного Кавказа, наряду с албанами, находились массагеты. Так, Аммиан Марцеллин писал: «Помпей прошел через страну албанов и массагетов, которых мы теперь называем албанцами, разбил и это племя и увидел Каспийское море» [19, 20]. Фавстос Бузанд отмечает, что «маскуты, или массагеты» жили на берегу Каспийского моря и принадлежали к скифскому племени [21]. Обратим внимание и на то, что Страбон именует скифами гелов и легов: «Скифские племена гелы и леги живут между амазонками и албанцами» [11]. С.Еремян подчеркивает, что «это царство маскутов-массагетов ничего общего не имеет с «царством гуннов» на прикаспийском побережье», о котором армянские источники говорят с VI столетия [22]. Далее он пишет: «По имени массагетов равнина между реками Самур и Гильгиль-чай называлась Маскут или Маскат, позже Мускур» [28].
Приведенные данные указывают на то, что некоторые античные авторы ошибочно причисляют местные племена — массагетов, маскутов, легов, албанцев к скифским племенам. Об этом вполне определенно говорит М.Ихилов [9]. «Предки интересующих нас горских народностей (лезгин — Г.А.), — пишет М.Ихилов, — не избегли смешения со скифами и позднее с северо-кавказским алано-сарматским пришлым населением. Подобная же картина происходит и в первые века нашей эры (IV—VI). На территорию прибрежного Дагестана хлынули северные кочевые племена: гунны, савиры и затем хазары. Хазары, как и гунны, более ста лет совершали неоднократные вторжения на «юг» [23]. И далее: «В первые века нашей эры через Албанию на юг — в страны Ближнего Востока — прорывались кочевники. Некоторые из них становились постоянными обитателями Восточного Закавказья, обосновались они и среди древнейшего населения Кавказской Албании. Об этом упоминают и античные, и средневековые авторы, и хорошо осведомленные о народах Кавказа армянские ученые. Они не видят различия между пришлыми кочевниками и древнейшим населением Албании. Поэтому следует ли не соглашаться с тем, что и местные аборигены — албанские племена — перечисляются в ряду со скифами, сарматами, аланами, гуннами, хазарами и др. Нужно лишь решительно подчеркнуть, что все эти пришлые скифско-сарматские, а затем гунские и хазарские элементы не сменили, даже не поколебали тип кавказских горцев. Следует выделить и то, что на юге интересующей нас территории жили горско-дагестанские племена, родственные по своему происхождению племенам Кавказской Албании, обосновались они задолго до появления скифо-сарматских этнических элементов, до проникновения гуннов, савиров, хазар. Имеющиеся научные данные вполне убедительны. Им можно доверять, и их можно противопоставить так называемой «миграционной теории» [9].
Таким образом, ученые [1,8,9,14] на огромном фактическом материале доказывают, что народности, населявшие в древности Кавказскую Албанию, даже ранее, были коренными народами Кавказа, пришлый элемент составлял небольшой процент и не мог повлиять на тип кавказских народов.