
Содержание
1.Территория
2. Население
3. Религия, язык и общественный строй
4. Борьба с иноземными завоевателями
5. Лекз и Ширван
6. Наука и культура Лекза
Территория
Наиболее раннее упоминание о Лекзе[3] относится к событиям VI в., изложенным в сообщении автора IX века, связанным с именем сасанидского шаха Ануширвана I , который, как будто, утвердил в Лекзе, как и в других соседних областях, правителя[4].
Последующие источники дают возможность определить в общих чертах границы Лекза. То, что Лекз расположен по обоим сторонам реки Самур, так или иначе свидетельствуют почти большинство источников. «Маршрут войск Мервана: Сарир — Гумик — Зерехгеран — Хамзин — Таваспаран — Лакз — Ширван[5] позволяет расположить Лакз между Табасараном и Ширваном, т.е. на территории лезгин»[6]. Сказанное подтверждает и Йакут аль-Хамави, который пишет: «примыкает к нему страна ал-Лакз, а они народ многочисленный… Между ними и Баб ал-абвабом — страна Табасаран-шах»[7].
В X в. отмечается наличие общей границы между Лекзом и Ширваном: «между Лакзом и Ширваном — общая граница»[8]. По всей вероятности общая граница между Лекзом и Ширваном существовала и раньше, но к этому времени она стала более протяженной за счет поглощения Ширваном соседних более мелких образований. В этот же период (середина X в.) ал-Масуди пишет, что «опорой царства его (ширваншаха) является царство (мамлака) ал-Лакз, многочисленный народ которого живет на вершине этой горы»[9], что свидетельствует о том, что между Лакзом и Ширваном в этот период, как, надо полагать, и в предшествующие времена, существовали вполне дружественные отношения, и представляется маловероятным приращение территории Ширвана за счет Лекза именно в этот период, как это видит А.Р. Шихсаидов.[10]
В первой половине VIII века ал-Балазури пишет о том, что арабский полководец Марван поселил пленных хазар между Самуром и Шабираном, «на равнине в области Лакз» , т.е. на землях южнее Самура. Другой арабский историк, географ и путешественник ал-Мас’уди считал, что лакзы жили и в самых высоких горах этой местности и включал в «страну лакзов» территорию современных дидойцев[11]. А Йакут аль-Хамави пишет, что «Лакз — страна за Дербентом»[12]. Ибн ал-Асир (1160-1234 гг.) понимал уже под «страной Лакз» то земли по бассейну реки Самур, то какая-то неопределенная область между Дербентом и аланами.[13]
В «Истории Дербента» («Тарих Баб аль-Абваб») лезгинского ученого XI –начала XII вв. Маммуса ад –Дарбанди ал-Лекзи упоминается о Западном и Восточном Лекзе (во второй половине XI в.). А.Р. Шихсаидов считает, что речь, возможно, идёт о двух уже самостоятельных государственных единицах, на которые распался Лекз[14]. Что касается столицы Лекза, то у арабских авторов IX— X вв. она не упоминается, но Закария аль-Казвини «главным городом» страны Лекз называет Цахур. По мнению Шихсаидова, возможно, автор имеет ввиду в данном случае только Западный Лекз[15].
В «Книге путей и государств» географа аль-Истахри имеется следующая запись:
«На берегу этого моря (Хазарского — прим.) имеется город Шабиран, маленькое, но благословенное место со многими рустаками. Выше этих рустаков лежит рустак Джасмадан до границы Ширвана и Баку, (а также рустаки) Дербак и Лакз. В этом рустаке (т. е. Лакзе) имеется гора, куда сгоняют скот этой страны, чтобы пасти его там, причём здесь нет нужды в охране». Поскольку в тексте говорится о некой горе, куда сгоняют скот, то на этом основании А.Р. Шихсаидов делает вполне обоснованный вывод о распространенности в Лекзе отгонного животноводства, и соответственно заключает, что в состав Лекза входили как горные, так и равнинные земли[16].
По В.Ф. Минорскому, который подверг обстоятельному анализу вышеупомянутый труд Маммуса ал-Лекзи, южная граница Лекза соприкасалась с Ширваном, юго- западная — с Шакки, а восточная же граница проходила недалеко от владений Дербента, ибо селение Курах (К-р-к) относится к Лекзу[17].Он также отмечал: «в области Лакз мы находим упоминание места под названием كرك K.r.k (с конечным-к). Его можно соотнести с Кураком, расположенном на южном притоке реки Касум-кенд, которая протекает между Рубасом и Самуром. Этот Курак должно быть строго отличается от *Карах (ﻛﺮﺥ ; в рукописи ошибочно: ﻛﺮﺝ), который лежал на север от ал-Баба.»[18].
И. Маркварт, известный специалист по истории и исторической географии средневекового Востока, считал, что леги древних авторов — это то же самое, что и лекк армянских авторов и Лакз — арабских и что под этими терминами следует понимать или кюринцев, будухцев, рутулов, цахуров, хиналугов, арчинцев, или же лакцев по Казикумухскому Койсу[19]. С.В. Юшков вообще отрицал существование политических образований, упоминаемых в «Дербенд-наме»[20]. P.M. Магомедов располагает «страну лакзов» по Самуру конкретнее — на землях лезгин и рутулов[21].
Приведенные выше источники и историографические данные вкупе со здравым смыслом и исторической логикой вполне позволяют сделать однозначный и уверенный вывод о том, что Лекз располагался на территории современного расселения лезгинских народов (кроме табасаранцев, удин и арчинцев), т.е. лезгин, агульцев, рутульцев, цахурцев, будугов, крызов, джеков, хапутов, хиналугцев. А «отклонения» отдельных источников (Масуди, Ибн-аль-Асир, Йакут) по отождествлению Лекза и с некоторыми другими территориями современного Дагестана можно объяснить очень просто: нехваткой или попросту отсутствием информации у авторов данных источников о землях и народах, проживавших за лезгинами дальше в горах Восточного Кавказа из-за труднодоступности их земель в силу горного рельефа и отсутствия элементарных условий для коммуникаций.
Население
Лекз (Лакз) – это, прежде всего, понятие этно-политическое. «Лакзы» (вернее, «лекзы, леки») — это общие предки всех тех народов, которых сегодня принято называть народами лезгинской языковой группы или лезгинскими народами. В советской историографии искусственно насаждалось мнение, будто авторы средневековых источников вкладывали в термин «Лекз» только понятие территориальное[22], и на этом основании предпринимались попытки перенести этот термин чуть ли не на всю территорию современного Дагестана. При этом за южную границу Лекза всячески «выдавали»…. современную границу между Азербайджаном и Дагестаном, установленную, как известно, только во второй половине XIX века!?… Воистину, выполняя предустановки, спущенные сверху, историки порой выдавали белое за черное и наоборот!
По сообщениям Йакута «…страна ал-Лакз, они народ многочисленный… (у них) деревни благоустроенные и районы многочисленные»[23]. В период монголо-татарского нашествия Ибн-ал-Асир устанавливает наличие в районе Дербента лезгин, алан и нескольких кочевых тюркских племен. [24] Об аланах и лесгах (лезгинах) в регионе говорит и французский монах Рубрук[25].
«Ранняя этническая история лезгин и лезгинских групп тесно связана с Кавказской Албанией, — пишет дагестанский этнограф М.М. Ихилов. Этим следует объяснить и тот факт, что арабские писатели IX-X вв. локализуют леков и страну «лакзов» не на весь Дагестан, а лишь на территорию Ширвана, т.е. бывшую сердцевину Кавказской Албании»[26].
С.В. Юшков считал, что «видимо, страна легов входила в состав Албании. Леги, если их считать предками лезгин, должны жить по Самуру, т.е. южнее Дербента, и в настоящее время ни одна из лезгинских народностей не живет севернее широты этого древнего города» [27].
«В этом свете нам кажется правильной мысль, высказанная Е.И. Крупновым о том, что в раннем средневековье на Северном Кавказе образовался ряд крупнейших этнических массивов, иногда называвшихся и собирательными терминами,[28] — продолжает далее М.М. Ихилов. Одним из таких собирательных этнических терминов для Южного Дагестана, в частности для народностей лезгинской группы, и был – «леки». Этноним этот, видимо, до позднего средневековья объединял только эти народы, а позднее стал общим для всех горцев[29]. Этим объясняется и то, что на территории Северного Азербайджана и Южного Дагестана чаще всего встречаются этнонимы и топонимы: лек, лекит, легер, лезги и другие. Показательно и то, что Ширван (часть древней территории Кавказской Албании) в географическом словаре арабского географа Якута называется «Ширваном лакзов»[30].
И далее М.М. Ихилов приходит к однозначному выводу: «Первые сведения о табасаранцах, рутулах, цахурах, агулах, как о самостоятельных народах мы находим не у античных, а у средневековых армянских, грузинских и арабо-мусульманских авторов. Этим, вероятно, объясняется и то, что Захария Казвини жителей рутульских и цахурских сел (Шиназа, Цахура) еще в XIII веке причислял по языку и культуре к лезгинам»[31].
В период монголо-татарского нашествия (XIII—XIV вв.) лекзы по прежнему упоминаются как один из крупных этносов Кавказа. Именно к этому периоду относится первое упоминание термина «Лезгистан», пока еще в форме Лакзистан (Лакз + стан), Лекзистан[32].
В источниках сообщается, что в XIII веке «жители Лезгистана часто переставали подчиняться власти, восставали против нее и скрывались в труднодоступных горах»[33]. Вильгельм Рубрук, посланник французского короля Людовика IX к монгольскому хану Мангу, в 1253 г. писал, что лезги, хазары и аланы оказывали мужественное сопротивление монголам[34]. Как раз к этому периоду относятся и сообщения Захария Казвини о цахурах и рутулах, о хозяйственной деятельности двух лезгинских городов Шиназ и Цахур: «Цахур — главный город страны лезгин»… «нет главаря (у них), но есть у них хатиб (т. е. проповедник), который молится с ними, и казни, который разбирает тяжбы между ними по учению имама ал-Шафеи»[35].
Ни Казвини, ни Бакуви не видят этнических различий между жителями Шиназа и Цахура и считают их лезгинами. Между тем первые — рутулы, а вторые — цахуры.[36]
Религия, язык и общественный строй
Масуди писал, что «среди [лакзов] имеются неверные, не подчиняющиеся царю Ширвана»[37]. По сведениям Ибн ал-Асира, даже в первой четверти XIII века часть лекзов ещё не приняла ислам. Он сообщает, что в 1221 году татары, завоевав Ширван, двинулись на север и «убили много лакзов — мусульман и неверующих»[38].
Арабский географ Закария Казвини в ХIII веке в книге ««Памятники стран и сообщения о рабах [Аллаха]», писал: «Цахур — город большой, населённый, в шести переходах от Гянджи. Он главный город страны лезгин. …В нем медресе; основал его везир Низам ал-Мулкал-Хасан ибн Исхак, да очистит Аллах его душу. И при нем имеется учитель и факихи. …Рассказывают, что они перевели «Компендий Музани» на лезгинский язык и подобно этому «Книгу имама ал-Шафеи» и занимаются ими обоими, Аллаху споспешествующему».[39]
Арабский путешественник и историк Абу Хамид ал-Гарнати, посетивший в 1131 году Дербент, перечислил языки, на которые переводил эмир города его разъяснения по мусульманскому праву: «Этот эмир читал под моим руководством «Удовлетворяющую книгу» ал-Махамили по фикху; а он — да помилует его Аллах! — говорил на разных языках, таких, как: лакзанский, и табаланский, и филанский, и закаланский, и хайдакский, и гумикский, и сарирский, и аланский, и асский, и зарихкаранский, и тюркский, и арабский, и персидский»[40]. По мнению специалистов они соответствуют следующим современным языкам: лезгинский, табасаранский, акушинский и цудахарские диалекты даргинского языка, урахинский (хюркелинский), кайтагский диалекты даргинского языка, лакский, аварский, осетинский (аланский и асский), кубачинский, тюркский, арабский, персидский.[41] Данное сообщение средневекового арабского автора примечательно тем, что: 1)наряду с лакзанским, названы почти все основные языки народов современного Дагестана, что еще раз отвергает утвержение А.Р. Шихсаидова о том, что все источники вкладывали в термин «Лекз» прежде всего понятие территориальное, а не этническое и политическое: 2) В этом списке отсутствуют агульский, рутульский, цахурский, будугский, крызский, хапутский, хиналугский языки, т.е. языки тех народов, которые наряду с лезгинами входили в Лекз. Это означает, что у всех этих народов на тот момент был один общий язык-лакзанский (лекский)[42]. Это подтверждается и другими источниками, некоторые из которых уже были процитированы выше. И только после распада Лекза начинается процесс отделения языков перечисленных народов от лакзанского (лекского) праязыка. В таком случае теряет всякий смысл искать следы агульцев, рутульцев, цахурцев и т.д. в истории Кавказской Албании.
Что касается социальных отношений, то Йакут аль-Хамави приводит некоторые сведения о сословной иерархии среди населения Лекза: «в земле Лакз (имеется слой) свободных, известных под именем ал-хамашира, а над ними (т.е. управляют ими) малики, а ниже ал-мишак, а затем пахари (акара) и слуги или ремесленники (муххан)»[43]. Это известие позволяет судить о наличии достаточно развитых феодальных отношений в Лекзе, где верховная власть была сосредоточена в руках правителей (маликов). Голландский арабист XIX- нач.XX вв. Михаэл Ян де Гуе считал, что последние два (акара и муххан) обозначают крестьян-земледельцев и ремесленников. М. И. Артамонов, допуская такую мысль, высказывает мнение, что ал-мишак были воинами-дворянами, а малики соответственно князьями[44]. Йакут также пишет что «у жителей Лакза, многочисленного народа, имеются возделываемые дийа (дийа амира) и населенные области»[45].
Борьба против иноземных завоевателей
На протяжении всего VII века Кавказская Албания неоднократно подвергалась разрушительным нападениям со стороны персов, арабов и хазар. В начале VIII века почти вся территория Кавказской Албании, в том числе Лекз, подпадает под власть арабов. Лекз, как и почти вся территория Закавказья, был включен в состав вновь созданной арабами провинции под названием Арминия, управляемой наместником, сидевшим вначале в армянском Двине, а затем в алпанском Партаве. Арабские географы IX-X вв. часто сообщают о лекзах, хазарах и таваспарах, которые в борьбе с с арабскими завоевателями выступают совместно.
В 722 г. арабский наместник Арминии Харис ибн Амр Таиец совершил поход в страну лекзов . Поход был неудачным для арабов, вследствие чего в том же 722 г. Таиец был смещен с должности правителя и на его место был назначен Джаррах.[46] В том же году он организовал карательную экспедицию в Лекз и Таваспаран. По сообщению А. Бакиханова, когда Джаррах приближался к Дербенту, один из лекских предводителей по имени Артан(ыш) тайно уведомил об этом сына хакана. Вскоре леки, таваспары, хазары и другие народности Восточного Кавказа снова объединились и предприняли еще одно совместное выступление против арабов. В 726 году объединённым силам удалось вытеснить арабов за реку Арас (Аракс). Халиф Хашим вынужден был назначить на место Джарраха своего брата Масламу, известного в исторических преданиях народов Восточного Кавказа под именем Абу-Муслима. Маслама также предпринимал неоднократные военные акции против Лекза. В 732 году арабы снова захватили Дербент. Чтобы закрепиться в городе, Маслама переселил в Дербент 24 тысячи жителей из Сирии[47].
В 735 году после ряда неудач, постигших Масламу в противостоянии с леками и хазарами, на его место был назначен его двоюродный брат Марван ибн Мухаммед, вошедший в историю как один из самых жестоких завоевателей Восточного Кавказа[48].
Именно при Марване арабы впервые организовали поход в горы современного Дагестана. Марван один за другим подчинил своей власти Хайдак, Зирихгеран, Филан, Туман и Серир и обложил их непосильным налогом. Когда арабы воевали в горах Дагестана, в тылу снова восстание подняли леки. К тому же Марван узнал, что царь леков Авиз собирался заключить союз с хазарами. Марван «предпринял поход с целью наказать этого Авиза и, двинувшись по долине Самура, перебил жителей, разорил страну и оставался в ней целый год, не будучи в состоянии сломить сопротивление крепости, в которой заперся Авиз»[49]. В другом арабском источнике об этих событиях рассказывается иначе, в частности, когда Марван «расположился перед крепостью лакзов, (князь которых), отказавшись внести наложенную на него контрибуцию, отправился (за помощью) к владетелю хазар, но (случайно) был убит стрелой, (пущенной) пастухом, который не знал его». Марван камня на камне не оставил от резиденции убитого царя города Стал и обложил население Лекза тяжелым налогом, обязав ежегодно доставлять в Дербент 20 тыс. мер пшеницы. Арабы все же не посмели обложить Лекз унизительным налогом – живыми людьми.[50] Он поручил управлять ими Хашраму ас-Сулами»[51]. Хашрам ас-Сулами стал родоначальником последующих царей Лекза[52].
В сентябре 953 года царь лекзов Хашрам Ахмад ибн Мунабби[53] был избран эмиром Дербента, но в марте 954 года его свергли и изгнали из страны[54].
В середине XI в. ряд государств Ближнего Востока были завоеваны тюркскими кочевыми племенами — сельджуков. Фактически сельджуки захватили в бывшей Албании область, связанную с Ганцахом (Гянджой), которая некоторое время находилось во власти сельджуков. Остальные области Албании, в том числе и Лекз, были свободны от сельджуков или подверглись лишь единичным набегам[55].
В первой половине XIII века страна лекзов подверглась агрессии со стороны монголо-татар. К этому времени Лекз, по всей видимости, представлял из себя некий конгломерат независимых и полузависимых княжеств, обществ и земель. Часть территории Лекза состояла уже в составе Шарвана (Ширвана) –еще одного государства-правопреемника бывшей Кавказской Албании.
Первый поход монголо-татар на Восточный Кавказ состоялся в 1221-1222 гг. После неудачных попыток захватить Дербент, монголы решили выйти в северокавказские степи минуя Дербент. Во время перехода, и особенно до его начала монголы, как свидетельствуют источники, «ограбили и убили много лакзов — мусульман и неверных и произвели резню встретивших их враждебно жителей тех стран и дошли до аланов»[56].
Кипчаки, разбитые монголами в северо-кавказских степях, решили хитростью овладеть Дербентом. Потерпев неудачу «кипчаки ушли по направлению к Ширвану, а потом перешли в страну Лакз. Однако мусульмане, курджи (грузины), лакзы и другие почувствовали смелость по отношению к ним, уничтожили их, убили, грабили и захватили в плен, так что кипчакский раб (мамлюк) продавался в Дербенте по самой низкой цене»[57].
Рассказывая об ужасах монгольского нашествия, современник событий Ибн ал-Асир горестно восклицал: «О, пусть бы моя мать никогда не производила меня на свет! Пусть бы я умер до этого…»[58].
Со временем Дербент превратился в стоянку монгольских войск. Отсюда они организовывали походы в другие районы Восточного Кавказа, в том числе, и в Лекз. Так, в 1239 году монголы дотла разрушили небольшую крепость в горах Лекза под названием Рича (современный Агульский район Дагестана). Сохранилась надпись на камне, свидетельствующая о героическом сопротивлении местного населения завоевателям: «…Истинно, войска проклятых татар, — да лишит их поддержки Аллах, — пришли в Ба-бал-Кист Рича, когда оставалось десять дней до конца месяца раби’аль-авваль. И сражались с ними жители Рича до середины месяца раби’ал-ахир в шестьсот тридцать седьмом. Затем приказал Сабаджи ибн Сулейман построить эту крепость в месяце зуль-хиджа, один из месяцев шестьсот тридцать восьмого года» [59]. Таким образом, ричинцы в течение 25 дней сражались с завоевателями. Разъяренные монголы разрушили крепость до основания[60].
Однако пребывание монгольских войск во внутренних районах Лекза было кратковременным. Об этом свидетельствует, в частности, сообщение Рубрука, относящееся к 1253 году, о том, что аланы и черкесы борются против татар и что «некие сарацины, именуемые лесгами, равным образом не подчинены татарам»[61].
Лекз (Лакз) и Ширван
Лекз и Ширван (Шарван), наряду с историко-географической областью Арран и некоторыми другими более мелкими государственными образованиями, – это составные части некогда единого государства лезгинских народов под названием Албания (Алпан). И естественно, что между ними было много общего как в плане социально-политическом, так и в этно-религиозном и культурном.
Лекз и Ширван, будучи самыми крупными «осколками» распавшегося древнего албанского государства, еще долгое время сохраняли друг с другом дружественные отношения, зачастую переходившие в союзнические. Лекз являлся для Ширвана буфером, защищавшим его от северных кочевников. Недаром царство ал-Лекз называли «оплотом Ширвана»[62]. Ширван же во многом становился препятствием для захватчиков с юга на пути к Лекзу.
На близкие связи и общую историю Ширвана и Лекза неоднократно обращали внимание самые разные авторы. Так, Р.М. Магомедов по этому поводу пишет: «При определении отношений между Дербентским княжеством, Лакзом, Ширваном междоусобные распри нельзя считать определяющим мотивом. Факты свидетельствуют, что народы Дербентского княжества, Лакза чувствовали свою близость к ширванскому населению и чутко прислушивались к событиям в Ширване. Когда в Ширван вступили кочевники-даиламиты, ширваншах Йазид обратился к Дербенту с просьбой о помощи, и население Дербента помогло ему, и даиламиты были изгнаны из Ширвана»[63]. А.Р. Шихсаидов также указывает на ряд фактов, позволяющих проследить единство албано-лезгинского народа на обширных территориях Восточного Кавказа. В частности, он пишет: «Из сообщения курдского автора XII века Мас’уда сына Намдара видно, что Ширван в конце XI — начале XII века имел довольно большие мирные связи с некоторыми лезгинскими селениями, оказывая на них влияние и через них поддерживая связи с казикумухцами». И далее: «Народы Дербентского княжества, Лакза чувствовали свою близость к ширванскому населению и чутко прислушивались к событиям в Ширване, оказывая помощь друг другу»[64]
Наука и культура Лекза
Лекз (Лакз) является родиной целой плеяды ученых, в том числе представителей влиятельной династии дербентских факихов, историков и мухаддисов.[65]
Родом из Лекза , был мухаддис (знаток хадисов) и придворный историограф династии Хашимидов в Дербентском эмирате, один из влятельнейших шейхов Баб аль-Абваба Маммус ибн Хасан ад-Дарбанди́ аль-Лекзи́ (1040-1110 гг.). Маммус аль-Лекзи является автором хроники «Тарих Баб аль-абваб ва-Ширван» («История Дербента и Ширвана») [66]. Этот труд хорошо известен исследователям, но до недавнего времени считался анонимным.
Леком (лекзом) был еще один крупный ученый, историограф династии Аглабидов Юсу́ф ибн Хуса́йн аль-Баби́ аль-Лекзи́ (ум. до 1089-1090 г.). Йусуф аль-Лекзи — автор хроники «Дарбанд-нама», которая до недавнего времени считалась компилятивным сочинением Мухаммада аль-Аваби аль-Акташи (XVII в.). Это сочинение известно в многочисленных арабских, персидских, тюркских и дагестанских списках и считается важнейшим источником по истории ислама на Кавказе.[67]
Знаменитый путешественник Ибн Батута (ум. в 1377 г.) писал, что в столице Золотой Орды — Сарае, «где между наставниками из шафиитов есть там правовед, достойный имам Садредин Сулейман ал-Лекзи, один из отличнейших людей».[68]
Известный историк Йакут также рассказывает об ученом Мусе ибн Юсуф ал-Лекзи, ученом из Лекза (Лезгистана), «городка» близ Дербента, который жил на Арабском Востоке.[69]
Йакут в своем «Словаре стран» сообщает также о Хакиме ал-Лекзи ад-Хунлики ад-Дербенди, жившем в середине XII в. в Бухаре.[70]
кандидат исторических наук
Возможно Вам также будет интересно:
- Вопросы исторической географии Дагестана X-XIV вв. (Лакз, Гумик)
- Средневековые ученые Лакза
- Лакз в «Словаре стран» Йакута
- Лег — Лакз — Лезги. Метатезы и метаморфозы
- По поводу этнонимов Лек и Лезги
- Этнографическое исследование прошлого лезгин
- Лезги и Лезгистан
- Борьба албано-лезгинского народа против арабских завоевателей
Литература и примечания
[↑1] Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М., 1963,
[↑2] И. Гаджимурадов. Почему лезгины зовутся лезгинами.
[↑3] Утвердившееся в современной историографии название средневекового государства, известного по арабским источникам как «لــكز», в форме «Лакз» является, по нашему мнению, не совсем верной. Древняя и средневековая история не знает такого народа, как «лаги» или «лаки». Был народ средневековый «леки», в античности «леги». Потому. правильнее будет не «Лакз», а «Лекз».
Утверждению в историографии неправильной формы способствовали, на наш взгляд, следующие причины
а). Особенности арабского письма, которые не позволяют обозначать звук «е»
б). Ошибочное мнение некоторых авторов, например В.Ф. Минорского, что название государства происходит якобы от какого- то непонятного «лаг», как будто обозначающего на каких-то кавказских языках то ли «человек», то ли «раб»
[↑4] Китаб Футух ал-булдан ли имам Ахмад б. Йахиа б. Джабир ап- Багдади аш-шахир би-л-Балазури. Ат-табака ал-увла. Каир, 1319/1901, с. 304-305 (В дальн. Балазури, Футух ал-булдан); Баладзори. Книга завоевания стран. Текст (арабе.) и перевод. Перевод проф. П.К. Жузе. Баку, 1927, с. 7 (перевод), 5 (араб.)
[↑5] Баладзори. Футух ал-булдан, с. 215-216; Баладзори. Книга завоевания стран, с. 13, 19
[↑6] А.Р. Шихсаидов. Вопросы исторической географии Дагестана X-XIV вв. (Лакз, Гумик)/ Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала, 1980
[↑7] Jacut’s Geographisches Worterbuch… hrsg. von F. Wiistenfeld, I. Leipzig, 1866, s. 436; IV, 364
[↑8] BGA, I, 192; СМОМПК, вып. 29, с. 31
[↑9] Macoudi. Les Praries d’or. Texte arabe et trad, par B. Meynard et P. de Courteille, II. Paris, 1848, pp. 5-6; с. 191
↑10] А.Р. Шихсаидов. Вопросы исторической географии Дагестана X-XIV вв. (Лакз, Гумик)/ Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала, 1980
[↑11] В.В. Бартольд. Сочинения. — М.: Наука, 1965. — Т. 3. — С. 410
[↑12] А.Р. Шихсаидов. Ислам в средневековом Дагестане (VII—XV вв.). — Махачкала., 1969. — С. 33
[↑13] А.Р. Шихсаидов Эпиграфические памятники Дагестана X-XVII вв., как исторический источник. — М.: Наука, 1984. — С. 358
[↑14] Там же
[↑15] Там же
[↑16] Шихсаидов А.Р. Дагестан в X—XIV вв. (опыт социально-экономической характеристики). — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975. — С. 20
[↑17] Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М., 1963, с. 112
[↑18] Цит. по: V. Minorsky A History of Sharvan and Darband in the 10th—11th centuries. — Cambridge: W. Heffer & Sons LTD., 1958. — С. 80
[↑19] J. Marquart. Iberier und Hurkanier. «Caucasica». 1931, Fasc. 8, S. 95
[↑20] Юшков С.В. История Дагестана. РФ ИИЯЛ, ф. 1, on. 1. д. 42, л. 34
[↑21] Магомедов P.M. Древний Дербент. Махачкала, 1940, с. 9
[↑22] Х. Х. Рамазанов, А. Р. Шихсаидов. Очерки истории Южного Дагестана. — Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1964. — С. 49
[↑23] История Дагестана. — М.: Наука, 1967. — Т. 1. — С. 186
[↑24] М.М.Ихилов. Народности лезгинской группы: этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров и агулов. Махачкала,1967. Гл.I
[↑25] В. Рубрук. Путешествие в восточные страны. Введение, перевод и примечание А. И. Малеина, СПб, 1911, стр. 89
[↑26] М.М. Ихилов . Указ. соч. Гл. II.
[↑27] С.В. Юшков. К вопросу о границах древней Албании. «Исторические записки», т.1, 1937, стр. 135
[↑28] Е.И. Крупнов. Древняя история Северного Кавказа. М. 1960, стр. 395-396
[↑29] Тут М.М. Ихилов несколько сгущает краски. Данный термин и «позднее» не стал общим для всех народов Дагестана. Аварцы (кроме джарцев), даргинцы, лакцы, андийцы, цезы, кайтагцы и т. д. никогда не называли и не считали себя лезгинами. Их так обобщенно называли ( и то не всегда) представители других народов из-за недостатка информации о них
[↑30] Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. в Наука, 1990. в С. 104.: М.М. Ихилов . Указ. соч. Гл. I
[↑31] Там же.
[↑32] Рашид-ад-Дин. Сборник летописей, т. З. М.-Л., 1946. С.6
[↑33] А-К. Али-3аде. К вопросу о положении крестьян в Азербайджане в X—XIV вв. «Труды Института истории и философии», т. Ill, Баку, 1959, стр. 141
[↑34] В. Рубрук. Путешествие в восточные страны, СПб, 1911, стр. 39
[↑35] А. Н. Генко. Арабский язык и кавказоведение. «Труды второй сессии арабистов», 1941, стр. 16
[↑36] М.М. Ихилов . Указ. соч. Гл. II
[↑37] В.Г. Гаджиев Сочинение И. Гербера «Описание стран и народов между Астраханью и рекою Курой находящихся» как исторический источник по истории народов Кавказа. — Наука, 1979. — С. 185
[↑38] Х. Х. Рамазанов, А. Р. Шихсаидов. Указ. соч. С. 71
[↑39] Закарийа ал-Казвини . «Памятники стран и сообщения о рабах [Аллаха]»
[↑40] Большаков О. Г. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131—1153 гг.) / О. Г. Большаков, А. Л. Монгайт. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 197
[↑41] История Дагестана с древнейших времен до наших дней/ Ин-т истории, архелогии и этнографии. –М.:Наука, 2004. Т.1. С.187-188; А.Р. Шихсаидов. Очерки истории, источниковедения, археографии средневекового Дагестана. –Махачкала, 2008. С.179-180
[↑42] Впервые такое мнение высказал известный дагестанский этнограф М. М. Ихилов в своей книге «Народности лезгинской группы: этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров и агулов. Махачкала,1967»
[↑43] История Дагестана. в М.: Наука, 1967. в Т. 1. в С. 140
[↑44] Артамонов М.И. История хазар. в Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. в С. 229
[↑45] Шихсаидов А.Р. Дагестан в X-XIV вв. (опыт социально-экономической характеристики). в Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975. в С. 71-73
[↑46] Очерки истории Дагестана, т.1. Махачкала, 195
[↑47] А.С. Сумбатзаде. Азербайджанцы — этногенез и формирование народа. Из-во «Элм», Баку, 1990 г.С.95
[↑48] P.M. Магомедов, A.P. Магомедов. «История Дагестана». Махачкала, 1994 г. С. 54
[↑49] Х. Х. Рамазанов, А. Р. Шихсаидов. Указ. соч. С. 36
[↑50] Г.А. Абдурагимов. Кавказская Албания –Лезгистан: история и современность. – Спб., 1995. С. 100
[↑51] Там же. С. 36
[↑52] Б. Г. Алиев, Ш.М. Ахмедов, М.-С.К. Умаханов Из истории средневекового Дагестана. — Махачкала, 1970. — С. 61
[↑53] История Дагестана. Т. 1. — С. 162
[↑54] А.В. Гадло Этническая история Северного Кавказа X—XIII вв.. — Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербургского университета, 1994. — С. 127.
[↑55] История Азербайджана, т.1. Баку, 1958; Сумбатзаде А.С. Указ. соч. : Абдурагимов Г.А. Указ. соч. С.130.
[↑56] Ибн ал-Асир. Тарих ал-Камиль. («Полный свод истории»). Баку, 1940
[↑57]Там же: Х. Х. Рамазанов, А. Р. Шихсаидов. Указ. соч
[↑58] Ибн ал-Асир. Тарих ал-Камиль. («Полный свод истории»). Баку, 1940
[↑59] Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки истории южного Дагестана. Махачкала, 1964
[↑60] Х. Х. Рамазанов, А. Р. Шихсаидов. Указ. соч
[↑61]Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны. М., 1957, с.Ш-186
[↑62] А.П. Новосельцев Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. — Наука, 1990. — С. 104
[↑63] Магомедов P.M. История Дагестана. Махачкала, 1968
[↑64] Г.А. Абдурагимов. Указ. соч
[↑65] Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М., 2003
[↑66] Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. — М.: Восточная литература РАН, 2006. — Т. 1. — С. 238-240
[↑67] Прозоров С.М. ал-Лакзи Юсуф // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 1. — М.: «Восточная литература» РАН, 1998
[↑68] Jacut, IV, 324. СМОМПК, вып.29
[↑69] Эрел Ш. Дагестан и дагестанцы ⁄⁄ Дагправда, 2 февраля, 1993.
[↑70] Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Указ.соч.