Специальный анализ источников об этническом облике царств Лайзан и Ширван IX-X вв. показывает, что их мусульманское население, по всей видимости, восходило к собственно албанским (лезгиноязычным) племенам лп’инов и ч’илбов (лупении и сильвы), о которых упоминают античные и раннесредневековые источники.
Начиная с первых десятилетий X в. царство Лайзан упоминается в источниках в качестве одной из областей в составе владений ширваншахов, но первоначально оно фигурировало как одно из небольших полунезависимых царств Восточного Кавказа. Впервые его название засвидетельствовано у арабо-персидских историков и географов IX-X вв. в качестве одного из мелких этнополитических образований на северо-востоке Закавказья во главе с местными владетелями, за которыми сасанидским шаханшахом VI в. Хосровом I Ануширваном была признана царская власть. Упоминая ширваншаха среди подданных шаханшаха Ануширвана, ал-Мас’уди в своем сочинении «Мурудж ал-Дахаб…» («Россыпи золота…», гл. XVII) сообщает: «Царем в настоящее время является некий мусульманин по имени Мухаммад б. Йазид, который происходит от Бахрама Гура…»[1] В другом месте он пишет: «Мухаммад б. Иазид, теперь известный как Ширваншах, был ранее наследственным царем Лайзана»[2].
По сообщению «Истории Дербента» («Тарих ал-Баб»), в 861 г., когда после смерти халифа Мутаваккила правитель Ширвана, представитель рода Мазйадидов — Хайсам, стал независимым правителем в Ширване, его брат Йазид стал независимым в Лайзане[3]. С двумя укрепленными крепостями (Нийал и Сулут) и многочисленными селениями, это царство имело весьма важное значение на указанной территории[4]. Свидетельством этому служит тот факт, что в 917 г., по данным того же источника, лайзаншах Абу Тахир Йазид захватил власть в Ширване, и с той поры в последнем начала править лайзанская ветвь Мазйадидов, хотя при этом Лайзан стал составной частью Ширвана[5].
Прямые свидетельства, касающиеся этнического облика царства Лайзан, в источниках отсутствуют. В специальной литературе также не уделено достаточного внимания этому вопросу. Судить о нем приходится лишь на основании косвенных свидетельств и в контексте рассмотрения общих для Восточного Закавказья этнических процессов. Единственной известной нам гипотезой по этому вопросу пока остается точка зрения В.Ф. Минорского. Проведя параллель между некоторыми топонимами и географическими названиями интересующей нас территории и южного побережья Каспийского моря, он возводит историю Ширвана и Лайзана к переселенцам из Дейлема, этим обстоятельством, собственно, и определяя основной этнический состав указанных областей[6]. Обоснованием для подобного суждения служит факт кажущейся идентичности хоронима Лайзан (варианты — Лиран, Лайджан, Лаhиджан, ал-Абхаз) и современного топонима Лаhич’ (к району которого в верховьях рек Гирдыманчай и Ахсу относится средневековый Лайзан) с населенным пунктом Лаhиджан на южном побережье Каспийского моря. Аргументируется данная идентификация тем, что чередование иранского суффикса происхождения -зс- -джи-, -идж- является свойственной закономерностью для иранских языков[7]. На первый взгляд точка зрения В.Ф. Минорского кажется весьма убедительной, однако некоторые вопросы все же остаются. Например, что следует понимать под корнем «лай», если снять суффикс со слов лай-з или лай-дж? Между тем есть еще и разница в вокальной длине первого слога в терминах «Лайзан» «Лаhиджан»[8]. Необходимо также обратить внимание на то обстоятельство, что форма «Лайзан» впервые засвидетельствована у авторов IX в. (Балазури, Ибн Хурдадбих), а Лаhиджан — у географов X в. (Истахри,
Ибн Хаукал, Мукаддаси)[9]. У Мас’уди, написавшего свой труд в 943 г., наряду с формой «Лайзан» засвидетельствован, по словам В.Ф. Минорского, некий переходный вариант «Лайзан» с долгой гласной в первом слоге[10]. И, наконец, если учесть, что великое дейлемитское продвижение приходится на середину X в.[11], то нельзя ли предположить, что пришлые дейлемцы просто приспособили местные названия к внешне созвучным топонимам своей родины? По крайней мере возможно, на наш взгляд, с известной осторожностью заметить, что в местах расселения ираноязычных народностей некоторые топонимы стали развиваться в соответствии с диалектальными закономерностями последних.
Что же тогда может представлять собой термин «Лайзан»? Нам кажется, что возможно с большой долей уверенности предположить, что данный хороним является плодом творения арабо-персидской исторической традиции, поскольку, как уже отмечалось выше, впервые он засвидетельствован в IX в. Вместе с тем античные и древнеармянские источники, как известно, на той же территории упоминают племя лупениев- лп’инов (рядом с сильвами-ч’илбами)[12], — а к 450 г. (по предположению Б.А. Арутюняна, высказанному в личной беседе, начиная с сасанидской административной реформы 428 г., основным пунктом которой было упразднение царства Аршакидов в Армении и внедрение в Закавказье системы марзпанств) — достаточно сильное царство Лп’инк’, южная граница которого, по всей вероятности, доходила уже до р. Куры. Албанские племена лп’инов и ч’илбов, соседствуюших друг с другом, весьма сведущие армянские источники — «Ашхарhацуйц», П’илон Тиракаци, а также изложенная очевидцем событий «История 684 года», использованная (дословно переписанная) в X в. Мовсэсом Дасхуранци (Каланкатуаци)[13], — упоминают вплоть до конца VII в..
На основании локализации Б.А. Арутюняном племен ч’илбов и лп’инов (первые — в районе города Шемахи, а вторые — западнее этого района) и выявления их территориального совпадения с позднейшими Лайзаном и Ширваном[14], А.А. Акопян обратил внимание на сходство этнонима ч’илб с топонимом Ширван, в котором частица -ян является этно- и хоронимо- образующим суффиксом множественного числа иранских языков, а ширв- закономерным развитием формы ч’илб[15] (в докладе, прочитанном нами на конференции молодых востоковедов в апреле 2007 г. в Ереване, мы попытались дополнительно аргументировать эту точку зрения[16]). Хронологически довольно ранняя иранизация этого этнонима (в промежутке VII-IX вв.), на наш взгляд, является еще одним наглядным свидетельством отмечаемого специалистами присутствия иранских колоний в Восточном Кавказе еще в раннем Средневековье, а также свидетельством более восточного вектора их направленности[17].
Что же касается вероятной связи между Лайзаном и Лп’инк’ом, то она внешне в достаточной мере не обнаруживается. Думается, что вопрос их совпадения может быть рассмотрен лишь в связи с наличием множества вариантов восстановленной формы «Лайзан» (Лиран, ал-Лайджан, ал-Абхаз). Упоминание Ибн Хурдадбихом в системе проходов Дербента (ал-Баба) Баб- Лабаншаха[18], возможно, следует рассматривать как память о лп’инах. Хотя факт единичного упоминания не может исключить и фактор случайности, однако наличие такого варианта в источниках дает слабую возможность сопоставить эти два термина и, не вникая пока в суть вопроса с полной глубиной, выдвинуть в качестве хотя бы гипотезы и для дальнейшего всестороннего рассмотрения идею о неслучайности некоторого сходства между собственно албанским этнотопонимом Лп’ин-к’ (точное звучание — Л[ы]п’инк’) и хоронимом Лай-з-ан постарабского периода. Если иметь в виду отсутствие осмысления компонента Лай- в термине «Лайзан», то попытка восстановления первоначального написания этого компонента как Лаб- кажется заманчивой, и следует обратить внимание на то, что в арабском письме в начале и в середине слова литеры ба и йа отличаются друг от друга лишь одной точкой. Вспомним и наличие буквы -б- в другом варианте рукописного обозначения Лайзана — ал-Абхаз, который еще Й. Маркварт восстанавливал как ал-Лайджан[19]. В таком случае причиной большего письменного хождения в дальнейшем формы Лайз-ан [<Лабз-ан] можно было бы считать ассоциацию с этнотопонимом Лакз.
Сообщая о местоположении Лайзана, источники (Истахри, Мас’уди) называют среди его соседей: на востоке — Ширван, на юге — Муканийу, а на западе — Абсийу, соответствующую Анбасийе — области Капалака-Кабалы[20]. На севере по вершинам Главного Кавказского хребта царство Лайзан примыкало к другой области ширваншахов — Хурсану. «Худуд ал-Алам» упоминает Ширван, Лайзан и Хурсан как «три провинции под властью одного правителя»[21]. Балазури, перечисляя правителей Восточного Кавказа, называет хурсаншаха правителем лакзов[22]. Хурсан, согласно мнению большинства исследователей, вероятнее всего, локализуется на северных склонах юго-восточного отрога Кавказского хребта, начиная примерно от современных селений Крыз, Будух и Хиналуг (со своими лезгиноязычными народностями) и на северо-восток, до района оборонительных сооружений Сасанидов, названных в «Ашхарhацуйц»-е Хорс-вэм («Камень, или скала, Хорс»)[23].
Таким образом, выявляется весьма примечательный и, возможно, пестрый этнический облик средневекового царства Лайзан. С северной стороны оно примыкало к лакзам и другим лезгиноязычным народностям. На восток от него простиралось царство Ширван, которое, по всей видимости, восходило к собственно албанским племенам ч’илбов и шилбов. На юго-западе и западе— собственно Муканийа-Мовакан и Капалак-Кабала, в которой, по сообщению ал-Мас’уди, «городские жители — мусульмане, а те, кто живет в поселениях и поместьях — христиане»[24]. С юго-восточной стороны, несомненно, шло иранское влияние, а господствовавший класс был представлен арабской династией. Наглядным показателем бытования на территории царства разных этнических групп являются, на наш взгляд, упомянутые в «Худуд ал-‘алам» селения Курдийан (Курдиван) и Гюрдживан, которые, возможно, свидетельствуют о наличии здесь иранской и грузинской[25] этнических групп. Однако то же самое обстоятельство показывает и на присутствие на этой территории основной этнической группы, которая не причисляла себя к представителям названных групп. И, безусловно, встает вопрос, не является ли эта группа прямым наследником лп’инов античных и раннесредневековых источников, т.е. представителем именно собственно албанской народности?
Окончательно ответить на этот вопрос на сегодняшний день, несомненно, сложно, поскольку вопрос, на наш взгляд, требует более обстоятельного и специального этнолингвистического изучения. Однако его решение по предложенной нами схеме могло бы пролить свет на важнейшие вопросы этнической истории Восточного Закавказья до появления там тюркоязычных племен и начала этногенеза современного азербайджанского этноса.
А.П. Акопян,
аспирант Института востоковедения НАН РА (Ереван)
[1] См.: Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М., 1963. С. 191 (в парижском издании «Мурудж ал-Дахаб» 1863 г. — С. 4).
[2] Там же. С. 211 (в парижском издании — С. 69).
[3] См.: Минорскии В.Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. С. 47-48.
[4] Hudud al-Alam. The Regions of the World /Translated and Explained by V. Minorsky. Lv 1937. P. 144— 145, 407.
[5] Минорскии В.Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. С. 48.
[6] Там же. С. 32-35; Hudud al-Alam. The Regions of the World. P. 408-410.
[7] Hudud al-Alam. The Regions of the World. P. 408^110.
[8] ‘Ibid.
[9] Hudud al-Alam. The Regions of the World. P. 408-410.
[10] Ibid.
[11] Minorsky V. La domination des Dailamites. P., 1932.
[12] Pliti. Nat. Hist. VI, 29; Агатангелос. История Армении. Изд. Г. Тер-Мкртчян, С. Канаянц. Тифлис, 1909. С. 16-17 (на арм. яз.); Елишэ. О Вардане и войне армянской / Изд. Е. Тер-Минасян. Ереван, 1957. С. 10-11 (на арм. яз.).
[13] «АшхарЬацуйц» Мовсэса Хоренаци. Изд. А. Сукрян. Венеция, 1881 (на арм. яз.). С. 27; Мовсэс Каланкатуаци. История страны Алуанк. 1983. Кн. П. Гл. 39. С. 238-239 (на арм. яз.).
[14] Арутюнян Б. К вопросу о локализации Лпинка. С. 108-124 (на арм. яз.).
[15] Акопян А.А. Албания-Алуанк в греко-латинских и древнеармянских источниках. С. 90.
[16] См.: Акопян А.П. К вопросу о происхождении топонима «Ширван» // Ближний Восток: Сб. статей. IV. Ереван, 2007 (на арм. яз.). С. 61-65.
[17] Семенов И.Г. Этнополитическая история Восточного Кавказа в III—VI вв.: Автореф. дисс. … канд. ист. наук. Махачкала, 2002. С. 3-4.
[18] Минорскии В.Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. С. 28, примеч. 38.
[19] Hudud al-Alam. The Regions of the World. P. 408.
[20] См.: Минорскии В.Ф. История Ширвана и Дербенда. С. 191, 211 (в парижском издании «Мурудж ал-Дахаб» — С. 5, 69).
[21] Hudud al-Alam. The Regions of the World. P. 144.
[22] См.: Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. С. 114.
[23] Hudud al-Alam. The Regions of the World. P. 144, 399; Минорскии В.Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. С. 114-115; Семенов И.Г. Этнополитическая история Кавказа. С. 25.
[24] Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. С. 211 (в парижском издании «Мурудж ал-Да- хаб» — С. 68).
[25] См.: Мусхелишвили ДЛ. Из исторической географии Восточной Грузии (Шаки и Гогарена). С. 62- 63. Отметим, что современные удины обозначают термином «гюрджи» православных христиан вообще, так что здесь надо быть более осторожным в конкретных выводах.