Любая проблема в Дагестане тут же переходит в плоскость национальной политики. Причиной этому является манипулирование многонациональностью республики, а также маргинализация ее коренных народов.
Дагестан республикой тоже не назовешь, поскольку в нашей этноклановой области ни один народ не пользуется своими правами и полномочиями республиканского, федерального и международного уровней, какими пользуются малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока (чукчи, ненцы и прочие).
Те этнокультурные, социально-экономические и этно-политические гарантии, которые имеют осетины или хакасы, мы делим на десятки, так называемых «дагестанских», народов. В любой республике радиовещание, телепередачи, общественные мероприятия полностью ведутся на одном коренном языке. Язык общения в сельской местности и в городах: в Татарстане — татарский, в Чувашии — чувашский, в Осетии — осетинский. Проблемы исчезновения языка, как у нас, у них не существует.
В многонациональной республике, к сожалению, имеют место быть свои хронические проблемы, в особенности такие, как бытовой национализм. Постоянно существующее соперничество за власть и гегемонию в республике, иногда перерастающее в открытый межнациональный конфликт, приводит республику в упадок. В такой ситуации все имеющиеся в республике потенциальные и интеллектуальные силы и возможности тратятся не на благо ее народов, а на клановую борьбу за соперничество правящей верхушки за власть, готовую сожрать друг друга, подобно паукам в банке.
Республика наша относится, как выразился известный политолог Максим Соколов, «к региону не любящих друг друга горячих горских народов». Спрашивается, зачем тогда нам нужна была такая «республика», которой аналога во всей России нет, и где четыре крупных народа, которые должны, по праву самоопределения, иметь свои национальные республики, постоянно соперничают за гегемонию. Но раз сложилась такая этнополитическая ситуация, в ущерб лезгин, андо-дидойцев и других народов, следовало бы вести очень осторожную справедливую и корректную национальную политику, не ущемляющую права и возможности других народов и не восхваляющую исключительность собственного народа. Увы, у нас в республике, как завелась национальная политика с пятидесятых годов прошлого века, так продолжается и в настоящее время.
Отцом этой вредной национальной политики являлся Абдурахман Даниялов, который, благодаря своему кунаку Суслову, бессменно возглавлял обком Дагестана в течение почти двадцати лет. Как только вступил в эту должность, в 1948 году, он начал целенаправленную борьбу против лезгинского народа. Даниялова пугала многочисленность лезгин и их высокий интеллектуальный потенциал. Так как лезгины при Советском Союзе были самым многочисленным народом из дагестанских. («Этнография народов СССР. Москва. 1958 г.»), именно их он избрал объектом борьбы в своей извращенной национальной политике. Для того, чтобы сохранить власть, он разработал вместе со своими единомышленниками план раздробления лезгин на составные части, тем самым желая добиться уменьшения их статистической численности.
Для этого он вначале отстранил от поста председателя Совета министров Салама Айдынбекова, который мог возразить его антилезгинским планам. После чего Айдынбекова пригласил в Баку, в качестве председателя Совета министров Азербайджана, первый секретарь ЦК компартии Азербайджана, лезгин по национальности, Имам Мустафаев, проработавший на этом посту несколько лет после Мирджафара Багирова. Но вскоре, при загадочных объстоятельствах, сын профессионального револьюционера умирает. Осуществить свою националистическую политику ему удалось в середине 50-х годов прошлого века, когда в Дагестан были направлены эксперты-научные работники Академии наук СССР, видные ученые по этнографии и истории Никольская, Калоев и другие, во главе с академиком Лавровым. Задачей их было изучение на местах этнических процессов консолидации лезгинской, даргинской, аваро-андо-дидойской групп народов и подготовка справки в АН СССР. Пользуясь своим властным положением, Даниялов пригласил их к себе и дал им угодную себе рекомендацию, в результате чего 16 народов оказались «консолидированными» с аварцами, кайтагцы и кубачинцы — с даргинцами, а таты-мусульмане, терекеменцы 12-ти сел, персы Дербента, татары закавказские и турки села Ерси, имевшие до 1938 года свои вышеуказанные самоназвания, были объеденены в одну кучу и неправильно названы азербайджанцами, что означает граждане Азербайджана, созданного в 1918 году. Выходит, до этого они никак не могли называться азербайджанцами, так как на Кавказе не было даже слова такого. Почему же Даниялов не воспрепятствовал такому неправилному слиянию различных языков и рас в 1959 году а угодил Азербайджану? Только лезгины были искусственно раздроблены. Это было явное нарушение и игнорирование политики ЦК партии, которая декларировала повсеместную консолидацию малочисленных народов вокруг родственного многочисленного народа.
Итак из, 200-от народностей СССР оставили, согласно переписи 1959 года, 101.
В отличие от аваро-андо-цезской группы лезгинская группа формировалась как народ с единым самоназванием и самосознанием еще в древности. Все народности лезгинской группы кроме удин и исчезнувших албанских народов имели до нашей эры единое самоназвание ЛЕКИ, что означает на лезгинских языках «ОРЕЛ», (орлами себя также называют цумадинцы, цунтинцы, цезы) позже лекзи и лезги, которые входили в единое государственное образование Албания, имели общую культуру, быт и традиции. До 60-х годов и агульцы, и рутульцы, и цахурцы, а чуть раньше и табасаранцы гордо называли себя лезгинами, и в консолидации они не нуждались, они представляли единый народ более 2000 тысяч лет. Иное положение было у аварцев, не было у них единого самоназвания и национального самосознания. Среди них никто не называл себя аварцем. На вопрос, какой национальности, они отвечали: келебец, хунзахец, гидатлинец и т. д. Даже в 50-е годы пожилые люди не знали, кто такой аварец.» (Народы Дагестана. Москва. 2002 г.).
О великом множестве и различии аварских языков отец Казбека Микайлова писал: «У аварцев 144 языка, наречия и диалекта». У табасаранцев, агульцев и рутульцев языки намного ближе к лезгинскому, чем близость андо-дидойских языков к аварскому. И несмотря на все это, Даниялов объединил с аварцами, историческое название которых было «ХУНЗЫ», андо-дидойцев, которые существовали еще 500 лет до н.э. и имели собственные государственные образования как Андия, позже Дидо или же Дидоэтия в грузинских источниках. В результате, Даниялов из 16-ти народов андо-дидойцев, лезгиноязычных арчинцев и даргиноязычных мегебцев состряпал один народ и назвал его аварцами. В то же время он искусственно раздробил лезгин на табасаранцев, агульцев, рутульцев, цахурцев, которые состовляли с античных времен единое государство Албания, и имели единое национальное самосознание. Даже до переписи 1959 года на этнических картах учебных пособий и атласов Дагестана наглым образом оставили разделенными только лезгинскую группу народов, а остальные 16 народов, которые до этого всегда были обозначены, исчезли до нынешнего дня будто они вымерли. Верните этнической карте Дагестана свой прежний облик и обозначте все ЗО и народов! И такая националистическая политика двух стандартов в Дагестане не должна продолжаться впредь!
В период переписи 1970 года в словарях национальностей, которыми пользовались при переработке переписи всем лезгиноязычным народностям были выделены отделные коды, а андо-цезским народностям: андийцам, ботлихцам, каратинцам, ахвахцам, чамалинцам, тиндинцам, богулалам, хваршинцам, годоберинцам, цезам, бежтинцам, гинухцам, гунзибцам, лезгиноязычным арчинцам, даргиноязычным мегебцам был выделен аварский код. То ест, если кто то в переписном листе числился андийцем, каратинцем или ахвахцем, то при отправлении в Москву, после переработки, их переписывали аварцами. Зато агульцам, рутульцам, цахурцам, табасаранцам по просьбе правительства Дагестана были выделены отдельные коды, и они, если и записались в переписных листах лезгинами, в Москву их отсылали как отдельные народы. Кроме того главам районов, где проживали эти народы, было дано сверху указание переписать все листы, где они назывались лезгинами. В этом я убедился лично, когда работал в 1970 году в переписном отделе. Если кто-нибудь временно выезжал на заработки или просто выезжал в другой регион, то в переписный отдел поступали на него два переписных листа, один с постоянного места жительства, другой с временного. Их сверяли, и один лист уничтожали. Дело в том, что почти все агульцы, рутульцы, цахурцы за пределами своих районов назывались лезгинами, а в папках, доставленных из их районов те же лица были записаны агульцами, рутульцами, цахурцами. Парадокс, но факт. Выходит, раздробление лезгин исходило не от самих лезгиноязычных народностей, а от правительства Дагестана, которое не только искусственно отделило их, а разжигая у них племенизм, настроило их против самых лезгин.
Позже, при получении новых паспортов, у них всех убрали лезгинскую национальность. Даниялов знал, что трудно заставить людей отказаться от своей национальности, самосознание которых укрепилось в течение тысячелетий, одними административными методами, тогда был задействован метод повсеместного охаивания лезгин. Были включены все имеющиеся ресурсы партийной бюрократии на массовую антилезгинскую агитацию, оскорбляющую честь и достоинство лезгин. В меньшей степени это чувствовалось в Хасавюрте, где коренной чеченский народ всегда поддерживал лезгин и считал их своим близкородственным народом, о чем мне часто приходилось слышать от них. Будучи в Изберге в 1965 году, где основное население даргинцы, я чувствовал с их стороны уважительное отношение к лезгинам. Антилезгинские высказывания, распространеняемые кляузниками, как выяснилось, одной и той же национальности, мне приходилось слышать даже в Казахстане, Чувашии и Абхазии. Спрашивается, от кого же исходила эта кляуза? Чтобы одновременно от целого народа — не поверю, тем более народы в этнополитическом отношении тогда были несозревшими, выходит, такую организованную работу мог провести господствующий истеблишмент, используя партийно-бюрократическую систему.
Необоснованная антилезгинская агитация, грязная и кляузная по сути, нанесла целостности лезгинской нации огромный, невосполнимый ущерб и отбросило ее, по численности, со второго места на четвертое. Как высказался известный политолог Тимур Айтберов: «пока народы были в составе лезгин, лезгины для них были как бы зонтом защиты, а отделившись они превратились в пыль».
Третьим методом ускоренного раздробления лезгинской нации было восхваление и поощрение народов, вызывая у них племенное самосознание, подчеркивая их историчность, посвятив им отдельные исторические и этнографические монографии и т. д.
В начале 50-х годов Даниялов убрал лезгинские школы в Агульском районе. Рутульцы, цахурцы и часть табасаранцев обучались на чужом могулском (азерб.) языке, хотя имелся близкородственный лезгинский язык. Зато андийцам, каратинцам, лезгиноязычным арчинцам — всего 14-ти народам, навязал хунзахский язык.
Кроме того, при руководстве Даниялова были подарены в начале 50-х годов Азербайджану огромные ширванские пастбища Ахсу-Кюрдамирской зоны, которые сотни лет были исконно лезгинскими.
Чуть позже, в 1956 году, он подарил Азербайджану более 1500 кв км исконно лезгинской территории Шекинско-Кубинской зоны, входившей в состав Дагестана. В результате, высокогорные лезгины, главной отрослью которых было овцеводство, вынуждены были покинуть родные места. Вследствии этого многие высокогорные села исчезли с лица земли, только в Ахтынском районе исчезли 17 сел, а Докузпаринский (Чудхурский) район был ликвидирован. И это вместо благодарности за то, что первый секретарь Обкома партии Дагестана Нажмудин Самурский дал ему шанс подняться по карьерной лестнице. Даниялов, который неплохо знал историю Дагестана, должен был воздать должное лезгинам за то, что» в самый опасный момент для шейха Шамиля, который был окружен в 1937 году в районе Телетля 25-ти тысячной русской армией, на его призыв о помощи откликнулись только лезгины. Восстание лезгин Кубинского уезда Дагестанской области, которое состояло из 12 тысяч сабель и возглавлялось Хаджи Мухаммедом Хулухским и Ярали Яргунским, продолжалось три года. Только в сражении под Аджи-Ахуром погибло более 900 лезгин. Все войска во главе с генералами Фезе и Граббе были переброшены для подавления восстания в Лезгистане, тем самым шейх Шамиль спасся из окружения. Восстание в поддержку шейха Шамиля и, в целом, аварцев самурские лезгины подняли и в 1848 году, оно называется Ахтынским, на которое прибыл с отрядами сам шейх Шамиль. Разве не лезгины Ахтыпары, Алтыпары, Докузпары (ЧIудхура), Кюры и Табасарана спасли от полного истребления джарцев и от нашествия Ибрагим-хана на Дагестан, разгромив его полчища в 1738 году, вблизи лезгинского села Джыных, в самой крупномасштабной битве из всех походов, совершенных Надир-Шахом на дагестанцев. Однако дагестанские автора-фальсификаторы в разных вариантах по разному толкуют это событие, не имеющее ничего общего с аналогом персидской хроники Мухаммеда Казими. Главная их цель игнорировать участие в этой битве лезгин вообще.
Политика раздробления лезгин, основанная Данияловым продолжалась и в последующие десятилетия. В 90-е годы только представители лезгиноязычных народов были включены в состав Госсовета Дагестанской республики, без включения представителей андо-дидойских народов. Только они получили статус конституционных народов, школы свои, радио и телепередачи, конечно, не из-за любви к ним, а чтобы поднять у них племенное самосознание и безвозвратно раздробить лезгин. Правильно выразился один цахурец лезгину: «Они нас поддерживают, не потому что нас любят, а потому что вас ненавидят». И в самом деле, поддерживая лезгинские народы на уровне крупных, почему лишили возможности андо-дидойские народы и арчинцев учиться на своем языке, и их требования всегда игнорировались. Выходит, четырем тысячам цахурцам дали все права и свободы, а 70 тысячные андийцы оказались бесправными. Боясь обратного процесса — восстановления лезгинской нации, 73 года уже не подпускают к власти лезгина, даже в тройку. Вот вам яркий пример махрового национализма. Больше всего виноваты сами лезгины, с молчаливого согласия которых власти издевались над ними. Где были наши секретари обкомов 50—80 годов прошлого столетия, почему они молчали? Почему они допустили вести антилезгинскую политику и последующим руководителям? После переписи 1979 года, когда снова выборочно были раздроблены только лезгины. В Москве, через несколько дней я встретился с начальником Госкомстата Исыповым, а также работниками Института истории и этнографии Академии наук СССР Калоевым, Арутюновым, Пиатровскым и Бруком, который сказал мне следующее: «Я знаю, численность Андийской группы 150 тысяч человек, дидойской группы 50 тысяч, что их причисляют к аварцам, и что лезгиноязычных отделяют от лезгин, но мы причем? ТАК ХОЧЕТ ВАШЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО!!! Спрашивается, нужно ли нам, лезгинам такое вечно нелезгинское и постоянное антилезгинское правителство? Я тут же вспомнил о справке, спущенной с Обкома в 1970 году, при руководстве М-С Умаханова, согласно которой должны были разделить лезгиноязычные народы и объединить андо-дидойские народы с аварцами, а кайтагцев, кубачинцев — с даргинцами. Наконец, хотя в 2002 году В. В. Путин дал коды всем 30 народам Дагестана, и, по переписи, официально отделились андийцы, каратинцы, бежтинцы — по шесть тысяч человек каждый, цезов — 15 тысяч, также ботлихцы, ахвахцы, гинухцы, гунзибы и другие. Всего 57,5 тысяч человек. Но Муху Алиев через Москву добился включения их в состав аварцев и лишил 16 народов права на самоопределение. В октябре этого года намечается перепись населения. Лезгины-депутаты крупные бизнесмены и передовая интеллигенция должны требовать от Российского руководства, от правителства Дагестана отказаться от двойных стандартов в национальной политики.