С инициативой создания единого учебно-методического комплекса по истории России Владимир Путин выступил в начале прошлого года на заседании Совета по межнациональным отношениям. И это было неслучайно. До сих пор в некоторых регионах страны по-разному трактуются различные вехи формирования и развития государства, что нередко находит отражение в учебных пособиях, на которых воспитывается молодое поколение россиян. До сих пор в ходу десятки учебников с различными концепциями и взглядами на истоки и недавнее прошлое России, включая самые экстравагантные и имеющие мало общего с реальностью.

Подобное двойное или даже тройное толкование ключевых событий, драматических и героических страниц истории страны не может служить основой для консолидации общества и укрепления чувства национальной идентичности, принадлежности к единому государству, в арсенале которого великие свершения мирового уровня.

Владимир Путин еще в прошлом феврале особо подчеркнул, что единое новое пособие, состоящее из учебников истории для разных классов, должно быть написано на хорошем русском языке и не иметь внутренних противоречий. Речь идет о соблюдении логики непрерывности исторического процесса, в котором были задействованы представители разных культур, религий и национальностей. 16 января в Кремле президент обратил внимание, что в обществе активно обсуждаются любые вопросы, связанные с прошлым страны:

«Понятно, почему это происходит. От этих оценок в значительной степени зависит то, как общество относится к тому, что мы делаем сегодня и к нашим планам на будущее. В этом лежит причина накала страстей, которые существуют вокруг исторических проблем».

На встречу с Владимиром Путиным были приглашены члены рабочей группы по формированию концепции единого пособия по истории, в которую вошли ее руководитель, спикер Госдумы Сергей Нарышкин, министры культуры и образования Владимир Мединский и Дмитрий Ливанов, архимандрит Тихон (Шевкунов), известные ученые и общественные деятели. Глава государства поблагодарил их за большую и непростую работу, которая сопровождалась широкой и порой острой общественной дискуссией. Она развернулась на всех возможных площадках, включая Интернет, а также профессиональные сообщества историков и педагогов.

Путин отметил, что историю школьникам необходимо преподавать в контексте единства и неразрывности всех этапов развития государства:

«Любые драматические, неоднозначные события – это неотъемлемая часть нашего прошлого. И при всей разности оценок и мнений мы должны относиться к ним с уважением. Это жизнь нашего народа, наших предков, а отечественная история – это основа нашей идентичности, культурно-исторического кода. И задача школьного курса – дать ребятам хорошие, фундаментальные знания о ключевых фактах, делах выдающихся соотечественников. С этим подчас возникают большие проблемы. И мы вольно или невольно принижаем то, что было сделано предками. Зачем мы это делаем – мне непонятно. Объективная оценка может и должна быть».

В этой связи стоит вспомнить, что в некоторых странах националистически, а зачастую и экстремистски настроенные историки создание соцлагеря в Восточной Европе после Второй мировой войны называют чуть ли не кровавой и безжалостной оккупацией Советского Союза. При этом они намеренно забывают, что, если бы не усилия СССР, целые народы в этом регионе были бы уничтожены гитлеровской машиной. И потому объективный взгляд на историю России в мировом контексте сегодня крайне актуален.

Владимир Путин несколько раз подчеркнул, что единый подход к отечественной истории, которую, по его мнению, можно преподавать синхронно с зарубежной, ничуть не предполагает единообразие и шаблонность мнений преподавателей. Иными словами, речь идет не об идеологических клише, обязательных к исполнению всеми без исключения педагогами, что называется, в большом и малом, а о едином подходе к событиям и периодам, определившем путь страны и ее влияние на глобальные процессы.

Голос России