Георгий Мамулиа
Российский геноцид народов Северного Кавказа в документах кавказского национально-освободительного движения в годы Первой мировой войны (1914-1918)
Вступительная статья
Первая мировая война, в результате которой, часть народов Российской империи получила долгожданную независимость, а часть, после нескольких лет независимого существования, вновь была поглощена, на сей раз уже большевистской Россией, привела в движение дремлющие после революции 1905 г. стремления к независимости народов Кавказа.
Особенно четко, эта тенденция обозначилась после вступления в войну, в декабре 1914 г., Оттоманской империи, на территории которой проживало более миллиона кавказцев – жертв колониальной политики русского царизма, всего лишь несколько десятков лет тому назад насильственным образом изгнанных с земель своих предков. Понимая, что национальный вопрос, является своего рода «ахиллесовой пятой» империи Романовых, уже с самого начала боевых действий в столицах государств Четверного союза сделали ставку на поддержку движения за независимость нерусских народов лоскутной Российской империи.
Еще в августе 1914 г., т.е. еще до формального вступления Оттоманской империи в войну, черкес по происхождению, оттоманский маршал и сенатор Фуад-паша, выступил с инициативой организации восстания черкесов на оккупированном русскими Северном Кавказе. Параллельно с этим, другой видный северокавказский деятель, осетин по происхождению Бекир Сами-бей, сын известного генерала Муссы-паши Кундухова, занимавший в Турции крупные государственные и дипломатические должности, выступил с идеей формирования Черкесского легиона, для участия в боевых действиях против русских войск на Кавказском фронте.
С целью маскировки, до вступления в Первую мировую войну, Оттоманское правительство разрешило деятельность на своей территории т.н. «Турецкой санитарной миссии», являвшейся, по сути дела, скрытой организацией, объединяющей в своем составе кавказских активистов, стремящихся к независимости Кавказа. После вступления Турции в войну, упомянутая миссия официально была преобразована в Кавказский комитет, состоящий из представителей Северного Кавказа, Азербайджана и Грузии.
Президентом этого первого в истории Кавказского комитета, являлся упомянутый нами Фуад-паша. Членами: – черкес Азиз Мекер, – профессор Константинопольской сельскохозяйственной академии; дагестанец Иса Котсеки-паша, – бригадный генерал и санитарный инспектор Оттоманской армии; грузин князь Георгий Мачабели, – председатель созданного в 1914 г. Берлине, и, действующего также на территории Турции, Комитета освобождения Грузии; лейтенант кавалерии Кямил Тавдгиридзе, – представитель проживающих на территории Турции грузин-мусульман, а также азербайджанец Селим-бей Бебутов.
В конце 1914 г., в районе Трапезунда, было начато формирование Грузинского легиона, состоявшего не только из местных грузин-мусульман, но и проживающих в Турции горцев Северного Кавказа. Включенные в состав находящегося под командованием немецкого подполковника Штанге 8-го пехотного полка, они приняли участие в первом зимнем наступлении Оттоманской армии на Кавказском фронте, отличившись во время взятия 25 декабря 1914 г. г. Ардагана. Тем не менее, уже 3 января 1915 г., в результате поражения турецких войск в Сарыкамышской военной операции, кавказским добровольцам пришлось оставить захваченные позиции, и с боями и тяжелыми потерями отступить в направлении Артвина.
В тоже время, члены Кавказского комитета развернуло энергичную дипломатическую деятельность, посетив, в конце 1915 и начале 1916 г., столицы Германской и Австро-Венгерской империи. Во время этих визитов, председатель комитета, Фуад-паша, передал руководителям внешнеполитических ведомств Германии и Австрии составленный на французском языке меморандум, перевод текста которого полностью приводиться в настоящей публикации (См. документ №1).
Перечислив объективные причины, по которым кавказцы не желают и не могут более оставаться под игом Российской империи, а также, обращаясь с просьбой о поддержке действий комитета Берлином и Веной, авторы документа подчеркивали, что конечной целью их борьбы за освобождение Кавказа, является; «Создать Конфедерацию государств, в которой, каждый из ее членов, получив и сохраняя полную административную автономию, должен будет предоставить, в соответствии со своими средствами и возможностями, необходимые контингенты и финансы, для защиты общих интересов и безопасности страны в целом».
Таким образом (и это особенно важно!), в упомянутом документе, по сути дела, первый раз излагается план создания единого Кавказского государства, объединенного военным, таможенным и финансовым союзом.
Еще более активной, стала деятельность кавказцев в 1916 г., когда в г. Лозанне, в Швейцарии, была основана «Лига нерусских народов России» (Ligue des nationalitйs allogиnes de Russie). Эта организация, которую, без всякого преувеличения, можно назвать предшественницей более позднего прометейского движения, была основана весной 1916 г., литовским патриотом Йозасом Габрисом (Паршайтисом) и немецко-латвийским бароном Фридрихом фон Роппом. Хотя руководители лиги и получали финансовую поддержку со стороны МИД-а Германии, это вовсе не означало безоговорочного принятия ими внешнеполитического курса Берлина. Целью лиги было окончательное уничтожение российского империализма, путем раздела империи на ее составляющие части. При этом, раздел империи должен был быть осуществлен на основе подлинного освобождения нерусских народов. «Ни в коем случае, народы, территории которых уже завоеваны Германской армией, не должны стать предметом аннексий. Упомянутые народы, должны сперва получить независимость», – требовал барон фон Ропп. С целью осуществления этого проекта, эмигрантские комитеты всех нерусских народов, борющихся за свою независимость, должны были быть сведены в международную лигу, ведущую интенсивную пропаганду против российского империализма не только в странах Четверного союза, но и, прежде всего, в странах Антанты и нейтральных государствах.
Первой внешнеполитической акцией лиги, было сделанное в мае 1916 г. обращение на имя президента Североамериканских штатов Вудро Вильсона, в то время известного своими попытками удержать Америку от вступления в войну, а также пацифистскими заявлениями, создавшими ему во всем мире репутацию миротворца. Текст обращения, состоял из краткого перечисления несправедливостей и преступлений, совершенных и совершаемых русским империализмом и царским самодержавием в отношении финнов, народов Прибалтики, белорусов, поляков, российских евреев, украинцев, мусульманских народов России (татар, башкир, киргизов, сартов, таджиков, туркмен, горских народов Кавказа) и грузин.
В частности, обращаясь к американскому президенту, представители порабощенных мусульманских народов России, в числе которых были также и представители действующего в Турции Кавказского комитета, подчеркивали, что российские мусульмане, в общем количестве 25 миллионов человек, совместно выступают за защиту своих прав на свободное существование: «Гнет русского правительства, пробудил в нас чувство невиданной прежде солидарности. Все мы протестуем против подобного угнетения. Нам чинят препятствия в исполнении наших культов, – наиболее дорогого нашего достояния. В 1892 г., русские хотели внести изменения в текст Корана. С нашими политическими правами, признанными законами, ни малейшим образом не считаются. Наше материальное и интеллектуальное развитие тормозится. Наше участие в военной службе, администрации, судах и свободных профессиях ограничено. Наши земли конфискованы и отданы без компенсации привилегированным слоям. Со времени начала войны, для нас не существует даже тени справедливости. Нас преследуют, подвергая жестокому обращению безо всякого суда».
Следует отметить, что упомянутое обращение имело широкий резонанс, как в Европе, так и в самой России, став предметом дискуссий в Государственной Думе. Даже некоторые ее члены, были вынуждены признать, что данные, изложенные в обращении, в целом соответствуют действительности.
Еще более громко представители народов Северного Кавказа, входящие в «Лигу нерусских народов России», заявили о себе во время третьей конференции «Союза национальностей» (L’Union des Nationalitйs), состоявшегося в Лозанне 27-29 июня 1916 г.
Основанный в 1912 г. в Париже упомянутым уже нами Йозасом Габрисом и французским журналистом Жаном Пэлисье, «Союз национальностей», ставивший своей целью ознакомить западную общественность с национальным вопросом и историей малых народов не только России, но и всего мира, в 1916 г. перебрался в Лозанну.
Нейтральный статус Швейцарии, предоставлял руководству союза более широкую возможность маневра, по сравнению с Францией, вовлеченной в один из лагерей противоборствующих государств. Небезынтересно отметить, что наряду с нерусскими народами Российской империи, в конференции приняли участие албанцы, турецкие армяне, эльзасцы, баски, бельгийцы, каталонцы, египтяне, ирландцы, люксембуржцы, румыны, сирийцы, чехи, тунисцы, сербы и хорваты, т.е., в значительной степени представители народов, находящихся под гнетом держав Четверного союза, и, таким образом, настроенных в пользу Антанты.
В числе делегатов, представляющих нерусские народы Российской империи, находились поляки, финны, латыши, литовцы, украинцы, белорусы, евреи, грузины, черкесы, дагестанцы, татары, киргизы и бухарцы.
С самого же начала, представителям порабощенных Россией народов удалось привлечь внимание аудитории. Доклады представителя черкесов Исмаила Беданока, делегата дагестанцев Сеид Тахира аль-Хусейни, а также представителя кумыков Ахмед-бея Каплан-заде, полные переводы текстов которых впервые даются нами в настоящей публикации (См. документы №№ 2, 3, 4), содержали не только исторические сведения, обличающие бесчеловечность преступлений, совершенных Российской империей в отношении горских народов Кавказа. В упомянутых докладах дан квалифицированный и всеобъемлющий анализ трагедии, постигшей в XIX веке народы Северного Кавказа. Анализ, со всей очевидностью доказывающий, что в данном случае, дело шло о вполне преднамеренной и осознанной политике, направленной на физическое уничтожение народов, вся вина которых заключалась в их желании сохранить независимость от стремительно продвигавшегося в то время на юг вала русского империализма. Современное международное право, однозначно квалифицирует подобное деяние одним словом: – геноцид.
Упомянутую тему, гармонично продолжает доклад «О бесправном положении горцев Северного Кавказа» (См. документ №5), написанный, весной 1916 г., одним из активистов северокавказского национально-освободительного движения той эпохи, чеченцем Арсамаковым, составившим упомянутый документ, обнаруженный нами в архивных материалах МИД-а Австрийской империи, на немецком языке, под псевдонимом Уздень Хаджи-Мурат Газават.
Небезынтересно отметить, что сразу же после передачи упомянутого документа представителям внешнеполитических ведомств Германии и Австрии в Константинополе, Арсамаков, вместе с уже упоминавшимися нами членами Кавказского комитета в Турции, грузином Георгием Мачабели и азербайджанцем Селим-бей Бебутовым, тайно высадился с немецкой подводной лодки на черноморском побережье Грузии, в районе Анаклии. Из Грузии Арсамаков отправился на Северный Кавказ, где ему, согласно немецким источникам, удалось сколотить небольшую группу местных повстанцев.
В мае 1917 г., по данным уже грузинских источников, он участвовал в первом съезде Союза горцев Северного Кавказа и Дагестана, судя по всему, возвратившись в Турцию лишь в 1918 г.
По свидетельству Гайдара Баммата, министра иностранных дел Союза горцев Северного Кавказа и Дагестана, летом того же года Арсамаков находился в Германии, где, по мере своих сил, пытался способствовать признанию Германией независимости Северного Кавказа.
Несомненно, современному читателю будет интересно ознакомиться с нижеприведенными документами и с точки зрения исторического сравнения. Читая их, для любого непредвзятого человека становится очевидным полная и абсолютная преемственность «кавказской политики» нынешних кремлевских властей с геноцидальными деяниями Российской империи XIX века…
Документы