Места земли сравнительно ровные, пригодные для обработки, т.е. плодородные, названы ар-ж лjата (лята). Здесь ар – возвышенно-равнинные места, ж как и ш ингушское окончание множественного числа и стоящее здесь потому, что по грамматическому закону языка, слова: земля, масло, скот и т.п. имеют лишь множественное число, почему тогда примету множ. числа принимает показательное, качественное слово. Тоже мы имеем aрж дохан, т.е. скот гулевой, бродящий на пастбищных возвышенных местах. Цвет обрабатываемой земли сравнивали с другими одноцветными предметами, называя черными – арж бессэ (черная краска, цвет и черноземная земля названа тоже арж лjата, т.е. черная земля).Тоже прибылая вода от дождей – черная (арж) от смываемой земли (а) названа аржаа – хи.Слово ага употребительно в современном понятии как колыбель, люлька, местообитание, жилище ребенка. По содержанию понятия слово это сложное и состоит из двух понятий: а или э – жилище, поселение, защита от внешних влияний, как дающее тень от солнечной жары и укрывающее от дождя и холода, спокойное пребывание, га – дает указание, что предмет (л.45) место или вмещается в э – жилище, колыбель, или иначе говоря, ага есть спокойное, защищенное место для ребенка. Подобно этому есть понятие бера-ца, т.е. ребенка дом, помещение или материнская утроба. Ага (аг – а) тоже место очага, как священного предмета, с существованием коего связывается понятие о жилище.Здесь уместно еще отметить поразительное сходство некоторых ингушских названий с древнехалдейскими и ассирийскими. Клинописи из аглютинированного языка разобраны лишь в недавнее время. Среди разнообразных названий божеств, местностей, народов и т.п. сообщаются З.А. Рагозинской в ее труде “Всеобщая история Востока” Спб. изд. Маркса, 1902 г., а именно:1) Среди многих ингушских названий, соединенных с понятием о земле, есть назв. лjата (выговаривается лята). Это есть общее название для поверхности земли пригодной к обработке, но не получившей ее. Анализируя слово лjата по ингушскому словосочетанию и соединенному смыслу находим следующее:Ло, ле, ли (лj) соединяют в себе понятия о зарождении жизни возбуждение энергии, приложение силы, труда, выражают способность предмета увеличиваться само по себе, расти и производить себе подобных.Ло – есть закваска, дрожжи, бродило в хлебном месте, зародыш семени животных и человека, вообще энергия возбуждающая новую жизнь и создающая себе подобных существ или предметов. Как при всяком брожении развивается новая невидимая простому глазу, увеличивающаяся в объеме жизнь, производя себе подобных, так по аналогии с этим (л.46) все однородное, схожее со своим оригиналом, шаблон, выкройка тоже выражается словом ло. С прибавлением к основному ло других слов или букв, получаются соответствующие понятия. В слове лjата, ли – означает отрицание приложения силы, энергии к предмету, т.е. когда это действие происходит от др. предмета а не возбуждается в нем самом.А – есть земля вообще и та (тэ) поверхность чего-либо, а в нашем случае – поверхность земли. Отсюда выводится понятие: поверхность (тэ) земли (а) без приложения энергии, без обработки (ли ).2) Существовавшие у халдеев святые покровители и заступники человека перед богами назывались арди, у ингушей с тем же значением называются эрдv. Замена звука а на э очень распространена в ингушской разговорной речи. Мы уже видели, что а есть халдейское название земли, а ар – высота, возвышение над землею, высь; дv — есть вера, религия, священный закон веры, указание священного богопочитания, отсюда все общее понятие как у ингушей, так и у халдеев арди (v) будет – возвышающие религиозное, духовное, т.е. возносящие молитвы к небу, покровители святые.3) У ассиро-вавилонян всецело перенявших религиозные понятия от халдеев, среди пантеона божеств, существовало женское божество Иштар арбельская и Иштар ниневийская, перворожденная богов, свирепствовавшая в битвах и вместе с тем, (л.47) по преимуществу, богиня плодовитой природы, любви, сладострастной неги и всех радостей земных. Голубь был любимою птицей богини, как символ, обнимающий всю природу в ее двояком виде, мужском и женском.Эта же Иштар изображается участвующей в подземном царстве как богиня, сидя на священной лошади (у инг. сса-цэна-гила или гила) перевозящей души умерших с подсолнечного мира в Аралу.4) В древнее время, по преданиям ингушский народ назывался ан-нах или в отдельности человек: ан-сэг, по местообитанию же, как горцы — лоамроj.Теперь же ингушский народ называют свою занятую территорию гал-га или гел-га, т.е. место (га) гел(ов), а сам народ, следовательно называется – гел-га-j, как занимающий эту местность. Название народа гел, а равно территория его будет та же самая, о которой указывает Занарис (см. Штриттер, IV, 332), что “амазонки жили на Кавказе, в тех местах, которые лежат ближе к Каспийскому морю (маге Нугсаnum). Между ними и аланами живут народы Gelle et Ligess (по Клапроту галгайцы и лезгины) с которыми они ежегодно на 2 месяца сходятся у Термодона (древнее название р. Терека)”.(л.46об. вставка . Эти гелы – есть переселенцы из Сисакана или Карабага они же есть гел-гай (ингуши)Термодон упоминается уже Эратосфеном и вообще в вопросе о гелах мы сталкиваемся с ожидающим еще разрешения вопросом о действительном существовании амазонок.При археологических раскопках Гр. Вертепова бл. Урус-Мартана, чеченцы указывали, что раскапываемые могильники принадлежали жившему (л.48) когда-то в той местности народу ани. Русские ингушей встретили в районе Назрани и Тарской долине и стали официально называть – ингуши.Тарская долина называлась раньше агуч или ангаштэ, как месторасположение народа, а народ там живший – ангаштхой. Из расспросов многих стариков ингушей горцев, считающих себе жизни от 90 до 113-127 лет, некоторые подтверждали, говоря, что так гл. обр. назывались жившие в местности Бумут, Ялхорой, Нашахой и в Тарской долине. Впоследствии жители местностей Бумут, Футан-чу, Аршты стали называться аршстагой. Старики сообщали, что про народ aни говорили: “ани нах сигилие тарс”. Рассматривая названия народа ани, допустимо иметь следующее сравнение. У древнейшего народа Халдей Шумиро-аккадьян населявших ту “Землю Сеннаар”, о которой говорится в кн. Бытия (ХI,2), по указаниям Фр. Мнормана, добытым из раскопанного царского книгохранилища в Ниневии, сообщается, что по мировоззрению халдейцев мир устроен в виде опрокинутой круглой чаши. Толщина чаши изображает земную кору, полость под чашей – мир подземный, пребывание мертвых. Края чаши покоятся на водяной пучине. Над выпуклой земной корой шатром стелется небо (ана), разделенное на 2 области: высшее небо со звездами, имеющее на востоке и западе небесные ворота, через которые солнце ежедневно поднимается из океана и спускается в него. По другой, нижней небесной области ходят семь планет вечно ходят по предначертанному им пути. Они подчинены великому (л.49) Духу (зи) неба (ана) – зи-ана или просто ана, “небо”. Между нижним небом и поверхностью земною находится область воздушная, царство Мермера, кот. гонит по ней облака, несется бурею, льет на землю дождь, гремит в благодатной грозе. В водах океана обитает Эа, имя которого означает “Дом (Э) Вод” (а); он же великий “Дух Земли и Вод” (зи-ни-а), то являющейся в виде рыбы, то плавающей на великолепном корабле, объезжая на нем землю, охраняя ее от зла.Здесь, прежде всего, усматривается сходство названия неба “анна”, почитаемого священным, т.к. на нем пребывают Великий Дух, священное солнце и звезды и сходство названия древнего кавказского народа ан-нах. Странным также сходством может казаться, если принять во внимание, что в древнейшей жизни народов происходило так: история Ассирии дает нам пример, что по имени верховного своего божества Ашура, назывался и сам народ ашуром, равно занятая им земля и их первая столица. Отождествляя себя таким образом со своим национальным богом, называя себя его народом, ассирийцы верили, что они находятся под его покровительством и предводительством в мире и войне.Подобно этому, можно предположить было и у древних кавказских ани. Подробностей относительно бывшего народа ани мне не удалось узнать, т.к. народная память, за исключением вышесказанного, не сохранила, но разобраться в этом вопросе возможно при помощи выводов из древнейших религиозных верований самих ингушей и их языка. Прежде всего скажем, что в языке ингушей отыскались драгоценные понятия (л.50) о той эпохе их религиозных воззрений, когда народ чтил небо, как местопребывание духовного божества и особую звезду под именем священной кобылицы – си-гила (по сохранившемуся названию в китайских лексиконах – си гия или хия). На земле же почиталась лошадь, как соединяющая в себе рождающее и питающее начало.По местопребыванию на небе священной лошади – олицетворенной звезды и само небо названо – си-гилие, т.е. место священной гилы. Само небо, как местообитание Высшего Бога и местонахождение почитаемых небесных светил по особому к ним уважению народ не называет, а называет его заместителя гела, гила-ерд, а более всего в молитвах обращается к своим предстателям пред обитающим на небе Дэла и своим покровителям. (Женщинам не дозволяется называть имя Бога и они называют его заместителя, так вместо Дэла, они говорят Гела, равно святого Мага, называют Кага).Вследствие этого, народ более имел обращение к си-гила (священ. лошади, звезде) и, по прошествии большого времени, когда оставлено было религиозное почитание светил, то народ забыл название собственно неба – ана, и сохранил более запечатлевшееся название как неба, так и священной звезды – сигилие. Этим оправдывается то положение, что и кавказский народ ан были почитатели неба – ана, каковое название, подобно ашуру, перешло на народ и занимаемую или местность – аншхой (нашхой).К наибольшему убеждению в справедливости приведенных выводов приводит нас народное выражение, что “ани нах сигилие тарс”, т.е. “народ анi небу поклоняющийся”. Здесь в единой фразе имеем подтверждение, что некогда народ анi признавал (л.51) верховное религиозное начало, священное небо, этим тоже подтверждается, что священное небо, называлось ани (хотя народ называет его сигилие), а по почитанию неба и назван сам народ.Существующее доселе название аниj – бабка дает указание на древнее понятие в смысле старшая, почетная, давшая новое поколение народа ани, следов., имеющая священное животворное начало – обожаемые органы зачатия, пользующаяся особым покровительством самого неба.Окончание указывает принадлежность и следов аниj может означать в смысле божий, небесный, покровительствуемый небом. В религиозном культе ингушей было развито почитание предков, в число каковых включены отдаленные и недавно умершие, как дед, бабка. Т.к. раньше женщина считалась священною особою, то бабка, как давшая поколение имела еще большее уважение семьи и в глазах их, по религиозным убеждениям, пользовалась еще при жизни покровительством высшего Бога или иносказательно – неба, анi.Название ан, анi сохранилось доселе в названии современного народа, как принято русскими называть – ингуши. Это название сами ингуши дают лишь бывшим жителям Тарской долины, каковая издревле называется ангаштхой, т.е. народ из местности ангаштэ, а местность с поселениями народа – ангаштэ.Название это в разговорной речи не устойчиво. То слышится ангуштэ, то ангаштэ. Если вы будете настаивать и добиваться, что именно правильнее записать, то вам скажут – ангушт, ссылаясь на то, что русские говорят ингуш, а мы сами себя (л.52) тоже – ангушт. Это происходит потому, что народ не считается с разницею в значениях га и гу. Правильное название следует считать ангаштэ и на следующем основании. Ан, как сказано выше, есть название верховного божества, пребывающего на небе, как и самого неба, поэтому понятию дано назв. самому народу и местности; га – слово силлабич., означает место занятое кем или чем-либо т.е. домом, поселением, но по преимуществу место кумира; ш или ж – окончание множ. числа; тэ – поверхность чего-либо, занятая предметом или принадлежащая ему. Т.обр., отсюда выводится понятие: ан (ов) места поселения, жилища (га) на поверхности (земли) – тэ или, объясняя проще, можно сказать: ангаштэ, в смысле “место поселения народа ан(ов)”, равно и «место стоянки кумира» (га и тарс ан(ов)), правильность какового понятия подтверждается сохранившимся названием тарс – т.е. идол, кумир. Т.обр., из всех объяснений о значении слова ан, следует признать:1) Что анi есть древнейшее этническое название, сохранившееся доселе в названии народа ан-нах и ангаштэ.2) Что понятие ан, анi одинаково с халдейским понятием о божестве Неба (ана).Такое сходство дает некоторое основание к предположению о происхождении может быть наших ингушей, древних ан-нах, от древних халдеев, шумероаккадян или же то, что предки могли разниться в племенном происхождении, но имели издревле одинаковые религиозные воззрения и сходный аглютинированный (л.53) язык.Из рассмотренных понятий ан, мы видим, что в числе многих названий придаваемых предкам наших ингушей, названия гал-гай или гел-гай и ан-нах, ангуштэ, ангаштэ есть древнейшие. Первое название усвоено или и даже вошло в древнюю литературу в форме гел – по почитанию народом священной звезды и животного лошади-кобылицы, а второе, по почитанию неба и пребывающего на нем верховного божества с священных планет.3) Халдейское зi великий Дух неба соответствует ингушскому сi (цi) в смысле чистый, светлый, белый, священный, почетный, великий.4) По халдейской космогонии, в водах обитает Эа, имя которое означает “дом” (э). В ингушской речи с понятием э соединяется всякое укромное место, дающее укрыться от непогоды и палящего солнца, будь то навес скалы или ветвистое дерево. Такую же защиту можно иметь под навесом, устраиваемым сверх арбы (кибитка). Этот навес сам тоже называется э, тоже тень э, пар э.5) Понятие тарс – есть силлабическое в смысле: почитания божества, идолопоклонство, язычество, а в ингушском яз. – идол, кумир, идолопоклонство.Таковые люди как анi – идолопоклонники, почитатели неба и светил, конечно отличались в религиозных понятиях от современных жителей Галгая, укрепившихся в магометанстве, почему и в глазах современных людей они действительно язычники, а т.к. это было очень давно, то народная память забыла, что они были их предки.Анi идолопоклонники оставили по себе воспоминание (л.54) в названии местности – Тарс, теперешняя Тарская долина, населенная казаками, называемая так раньше прихода казаков – ангаштхой.На окружающих эту долину высотах лишь недавно уничтожены казаками старинные фундаменты и стены каменных башен и капищ, оставленных выселенными ингушами.Следовательно, название Тарская долина можно разуметь как языческая долина, как местообитание поклонявшихся идолам, равно и место стоянки их.После указания сходства имеющихся в моем распоряжении немногих древнехалдейских слов с ингушскими, можно было бы провести параллель в отношении сходства в пункте некоторых ингушских божеств и религиозных убеждений с древнехалдейскими и ассирийскими, но эти указания отнесены к другой части работы о древней религии ингушей.Подготовил (Продолжение следует)
Газета Сердало