Сулейман Керимов, уступивший в 2013 году неофициальный статус ключевого инвестора в Дагестане группе «Сумма» Зиявудина Магомедова, смог вернуть часть позиций в республике. «Нафта Москва» получит право модернизировать аэропорт и порт Махачкалы. По данным «Ъ», прямое разрешение на участие Сулеймана Керимова в развитии экономики Дагестана дал Кремль после обострения террористической активности на Юге России. По крайней мере в порту бизнесмену придется делить зону влияния с той же «Суммой», которая, как говорят источники «Ъ», может упустить позиции в республике из-за излишней уверенности в себе.
Вчера президент Дагестана Рамазан Абдулатипов в послании парламенту республики заявил, что компания сенатора от Дагестана, лезгина Сулеймана Керимова «Нафта Москва» примет участие в развитии Махачкалинского морского торгового порта (ММТП) и местного аэропорта Уйташ. Говоря о порте, глава республики также «позитивно оценил налаживание сотрудничества» между «Нафта Москва» и группой «Сумма» аварца Зиявудина Магомедова. По его словам, им «совместно с ММТП предстоит работа по модернизации портового хозяйства». Президент добавил, что Главгосэкспертиза уже выдала положительное заключение и это позволит начать первый этап реконструкции аэропорта Махачкалы, объем финансирования составляет 2,5 млрд руб.
Появление «Нафта Москва» в качестве инвестора ключевых объектов инфраструктуры Дагестана выглядит неожиданным, поскольку в 2013 году позиции Сулеймана Керимова в регионе заметно ослабли. До начала 2013 года он считался ключевым инвестором, но в январе и. о. президента Дагестана стал аварец Рамазан Абдулатипов, сменились правительство региона (его покинул Олег Липатов, ранее гендиректор «Нафта Москва») и кураторы инфраструктурных проектов. Одновременно в Дагестане усилились позиции «Суммы», а Сулейман Керимов до конца года вынужден был расстаться и с рядом других крупных проектов.
Как рассказали «Ъ» источники, знакомые с ситуацией, начало новому перераспределению влияния положила встреча Рамазана Абдулатипова с Владимиром Путиным в конце декабря (пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отказался от комментариев). В Кремле якобы подняли вопрос о дагестанском происхождении террористической активности на Юге России. Господин Абдулатипов сослался на отсутствие в регионе рабочих мест, получив в ответ наказ привлекать инвестиции. На возражение, что в Дагестан готовы вкладывать только выходцы из него, Рамазану Абдулатипову де-факто было дано разрешение «открыть» регион для их вложений.
Параллельно, рассказывает один из источников «Ъ», после принуждения к продаже в конце 2013 года «Уралкалия» Сулейман Керимов интересовался «через знакомых в Кремле», где мог бы реализовать себя, чтобы «выйти из опалы», и якобы получил через третьих лиц совет «не спрашивать, чего хочет от него родина, а спросить себя: что он может сделать для родины, в том числе для малой». После этого господам Абдулатипову и Керимову оставалось только найти друг друга и договориться. «К Сулейману Керимову были разные вопросы, но инвесторов, готовых вкладывать в Дагестан, немного»,- говорит один из собеседников «Ъ».
Ухудшение же ситуации для Зиявудина Магомедова, теперь вынужденного сотрудничать с «Нафта Москва», один из источников «Ъ» объяснил его излишней уверенностью в своем положении. «Слово «прощелкал» наиболее точно отражает происходящее»,- сказал он. В строительных организациях Дагестана тем временем говорят о большой удаче: конкуренция таких крупных инвесторов обещает урожайный год. Один из собеседников «Ъ» утверждает, что вопрос приватизации аэропорта Уйташ (100% акций у Дагестана) в пользу господина Керимова «будет решен в ближайшее время». О том, что его структуры готовы взять в управление Уйташ и стать его инвестором, сообщалось еще в апреле 2012 года. Осенью 2013 года ФГУП «Администрация гражданских аэропортов» объявило открытый конкурс на первый этап реконструкции. И хотя итоги конкурса подведут лишь 19 февраля, о выборе «Нафта Москва» Рамазан Абдулатипов объявил уже вчера. Пассажиропоток Уйташа в 2012 году составил 440 тыс. человек, выручка в 2012 году — 352 млн руб. Об интересе к ММТП прямо заявляла груп па «Сумма», которая хочет строить дополнительную инфраструктуру рядом с портом. Источники «Ъ» не знают, о каких совместных проектах группы и «Нафта Москва» здесь может идти речь. Но уточняют, что до сих пор никаких прямых конфликтов между бизнесменами не было.