Агаширинова С.С.,
доктор исторических наук, профессор
Некоторые проблемы в области исследования этнологии лезгин
1) Прогнозируя ход развития историко-культурных процессов в XXI в. необходимо опираться на предшествующие исследования исторического прошлого лезгинского народа. Лишь такой ретроспективный подход поможет нам теоретически правильно трактовать разнообразные области истории, культуры и быта лезгин, которые формировались на протяжении многих столетий и которые наложили свой отпечаток на сложные исторические судьбы лезгинского народа, особенно на этническое развитие, а также на его современное состояние, искусственно разделенного границей между двумя странами (Республикой Азербайджан и Российской Федерацией) народа.
2) В свете вышеизложенного необходимо написание и издание обобщающих фундаментальных научных монографий, которые наглядно свидетельствовали бы о единстве лезгинского народа, где получили бы отражение этногенез, этническая история, материальная и духовная культура, семейный и общественный быт. Причем эти труды должны быть написаны историками-профессионалами, являющиеся специалистами каждый в своей области, а не дилетантами от науки. Только тогда будет возможно доказать, что лезгинский народ един, исконно проживает на современной территории расселения. И только тогда мы сможем на основе языка науки опровергнуть нападки азербайджанских ученых, считающих, что мы вторгаемся в область исторического исследования азербайджанских этносов, не имеющих отношение к народам Дагестана.
3) Этнические процессы, в том числе и процессы консолидации и ассимиляции народов, являются закономерными в историческом развитии и нельзя их остановить. Однако они должны протекать естественным путем, без принуждения, без искусственного вмешательства со стороны правительства и отдельных личностей. Такие ошибки и просчеты всегда приводили и приводят к межнациональной розни, трениям, недовольству и, наконец, к национальным коллизиям и войнам! Поэтому, нам, ученым надо издавать труды, объективно освещающие реальные процессы, которые происходят в среде малочисленных народов, проживающих на территории Азербайджана и Дагестана.
4) В условиях коренной перестройки современного общества все больше усиливаются процессы взаимовлияния и сближения национальных культур. С этими изменениями в культурной модели, которые, в целом, приводят к единообразию многих сфер жизни общества как в материальной, так и в духовной культуре, возникает желание в этнической среде к этническому обособлению, через сохранение или возврату к национальным традициям. Поэтому каждый этнос, в том числе и лезгинский, обращаясь к своим этнографическим реалиям, старается выработать или возродить своеобразные этнические знаки, символы и тем самым защититься от искусственного поглощения другими народами. Очевидно, что возрождение, сохранение и развитие этнической культуры и родного языка для значительной части лезгин возможны через получение и распространение информации на родном языке. Это является неотъемлемым правом народа.
5) Глубоко символично, что социально-экономическое развитие в этот переходный период происходит на фоне роста этнического (национального) самосознания, этнического пробуждения национальной гордости, стремления того или иного этноса самоутвердиться среди других народов. Подобные тенденции, которые особенно ярко проявляются в современных условиях на территории бывшего СССР, в том числе и в Дагестане, нельзя считать проявлением националистической идеологии этноса. А поэтому мы не должны впадать в другую крайность — национальный нигилизм, который ведет к бездуховности, к выхолащиванию культурного наследия народов и не имеет ничего общего с подлинным интернационализмом. К сожалению, в настоящее время издают такие работы, где присутствуют необоснованные аргументы из-за отсутствия научной базы, нет цензуры, авторы таких трудов не утруждают себя поисками специалистов для рецензии и т.д., руководствуясь только одним правилом: «Мои деньги, что хочу, то творю». Пользуясь возросшим интересом общественности к истории, отдельные дилетанты от науки и публицисты выдвигают и широко распространяют концепции и учения по древней, средневековой, новой и, особенно новейшей истории, которые далеки от подлинной науки.
6) И, наконец, в этнологической науке данного региона существует немало проблем, которые вообще не исследованы, или же изучены недостаточно и являются дискуссионными, например, в таких областях как семейно-общественный быт, этническая история и духовная культура народа. Среди множества проблем можно выделить и такую, как изучение древних общественных структур лезгин, исследование систем и свойств родства, поскольку лезгинская система родства уникальна. Здесь можно найти следы древней турано-гонованского типа, следы классификационных систем родства, которые считаются весьма редким явлением в среде народов мира.