Содержание
1. Этимология
2. Население
3. Территория
4. История
4.1 Древнейшая история
4.2 Борьба с сасанидским Ираном
4.3 Нашествие арабов. Религиозный и политический раскол
5. Религия
5.1 Язычество
5.2 Христианство
6. Язык и письменность
7. Албанские цари и царские династии
8. Список албанских католикосов
1. Этимология названия
Советский историк К. В. Тревер в своей книге «Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э.- VII в. н. э.» исследует вопрос происхождения названия «Албания» (в греческих и латинских источниках), «Алванк» (в армянских источниках), считая его не до конца выясненным. По её мнению вопрос осложняется тем, что это же название носит страна на Балканах, а также этот термин встречается в топонимике Италии и Шотландии. Древнее кельтское название Шотландии было «Албания», самый большой из шотландских гористых островов носит название «Арран», также называлась часть Кавказской Албании после завоевания её арабами. По справедливому мнению автора, объяснение происхождения этого термина от латинского «albus» — «белый» и приписывание римлянам создания этого наименования не обосновано, так как римляне могли только придать латинское звучание названию местности. К. В. Тревер рассматривает и версию, приведенную в армянских и собственно албанских источниках.[1]
Далее К. Тревер приводит ещё две версии. Первая, А. К. Бакиханова, который ещё в начале XIX века сделал весьма интересное и ничем не подкрепленное предположение, что в этническом термине «албаны» заключается понятие «белые» (от лат. «albi») в смысле «свободные»[4]. Вторая версия — это предположение российского кавказоведа Н. Я. Марра о том, что слово «Албания», как и название «Дагестан», обозначает «страна гор». Автор указывает, что «принимая во внимание, что Балканская Албания, как и Шотландия, является страной горной, это объяснение Н. Я. Марра представляется более убедительным».[5]
На рубеже V и VI вв. армянский историк Моисей Хоренский пытался объяснить происхождение названия «Алванк», ссылаясь на имя, которое носил легендарный родоначальник рода Сисака, которому при распределении северных стран «выпала в наследство Албанская равнина с её горной частью, начиная от реки Ерасх ( Арас – Аракс) до крепости, называемой Хнаракерт и … страна эта по кротости нрава Сисака названа Алванк, так как ему самому название было Алу».[2] Это же версия повторяется и в работе албанского историка VII в. Моисея Дасхуранского, которая дошла до нас, к сожалению, только в армянском переводе.[3]
Подобные разработки делали и многие другие авторы, которые также приходили к аналогичным выводам.
Интересно, что ни один из авторов XIX-XX вв. в своих изысканиях не обращался к местному ономастическому, лингвистическому и фольклорному материалу. Иные из вышеназванных авторов дошли в своих предположениях аж до далекой Шотландии, но так и не увидели то, что буквально лежало у них под ногами. До сих пор в Кубинском районе современного Азербайджана сохранилось селение, которое все еще носит название Алпан. В Агульском районе районе современного Дагестана до недавнего времени находилось село Алпанар. Ряд топонимов с аналогичным названием находятся и в других лезгинских районах Азербайджана и Дагестана. Кроме того, известно, что древний языческий бог огня у лезгин назывался Алпаном. Молния на современном лезгинском языке называется «цIайлапан», что в переводе означает «огонь Алпана».
В последние годы появилась еще одна версия о происхождении названия «Албания». Связана она с недавно найденными страницами из одной книги, рассказывающей об истории Албании. Согласно этой книге самоназвание Албанского государства было Алупан.[6]
2. Население
Население Кавказской Албании — албанцы* изначально представляло собой союз 26 племён, говоривших, главным образом, на различных диалектах лезгинской ветви нахско-дагестанской группы северо-кавказской семьи языков. К ним относились леги, утии, гаргары, гелы, чилбы, сильвы, лпины и др. Все эти племена населяли территорию между Иберией и Каспийским морем, от Кавказского хребта до реки Аракс. Наиболее распространено мнение, что албанский алфавит был создан на базе гаргарского диалекта.
Античные авторы, описывая албанцев, отмечают их высокий рост, светлые волосы и серые глаза. Таким именно представляется учёным-антропологам древнейший тип коренного кавказского населения.
Считается, что на протяжении своей почти 1000-летней истории так и не произошла консолидация албанских племен в единый этнос. Что бы там не говорили лингвисты, в это верится с трудом. Ведь у других народов с образованием государства подобные процессы происходили значительно быстрее. Например, считается, что в Киевской Руси древнерусская народность сложилась за 2-3 столетия. т. е. к началу распада Древней Руси в начале XIII века там уже существовала единая древнерусская народность. То же самое можно сказать о Франции, Англии, Германии и т. д. Возможно, в уже сформировавшейся албанской народности в силу внешних факторов после установления на Восточном Кавказе власти арабов вновь начались центробежные тенденции. Этот процесс принял уже необратимые формы после утверждения на Восточном Кавказе монголо-татарского господства. Кроме того, значительная часть албанского населения, сумевшая сохранить христианскую веру, в этот период и в последующие времена подверглась арменизации. Западные албанцы огрузинились, составляя основу населения исторической провинции Эрети. Ну а те, кто приняли ислам и ставшие известными в истории как леки-лакзы (современные лезгины, рутульцы, цахурцы, табасаранцы и др.) сохранились лишь частично, подвергшись ассимиляции со стороны персов, арабов, а позднее и тюрков.
Все эти процессы происходили на протяжении веков. Источники, например, ещё фиксируют албано-удинский язык а Аране, в округе Барда, что в нынешнем Карабахе, в Х веке, но затем упоминания о нем постепенно исчезают. В XII—XVII веках предгорная часть Арана интенсивно заселялась тюркскими кочевниками, и постепенно древнее название Аран заменилось на Карабах (тюркско-иранское «Черный сад»). В то же время горные районы Карабаха усиленно сопротивлялись тюркизации и стали прибежищем христианского населения, хотя уже к тому времени частично арменизированного.
Антропологические исследования показывают, что нынешние карабахские армяне в основном являются физическими потомками древнейшего населения области, т.е. албанцев.
3. Территория
С начала возникновения централизованного Албанского царства (IV в. до н.э.) оно занимало территорию с севера на юг от Чола (Дербента) до реки Аракс, с запада на восток от среднего течения рек Иори и Алазани до Каспийского моря. Границы Кавказской Албании не были постоянным. Они периодически менялись. Так в начале нашей эры Кавказская Албания потеряла свои земли на правобережье Куры, и они были возвращены лишь в конце IV века.
4. История
4.1. Древнейшая история
В древних источниках албанцы впервые упоминаются у Арриана в связи с событиями второй половины IV века до.н.э., связанными с Александром Македонским. В 331 г. до н.э албанское войско участвовало в битве при Гавгамелах на стороне персов во главе с Дарием III против македонского царя. При этом нет сведений о том, в какой степени зависимости они находились от ахеменидского Ирана, была ли эта зависимость вообще или они воевали в качестве наёмников или же союзников.
Первые детальные сведения об Албании дошли до нас в изложении Страбона (География, 11.4). По-настоящему древний мир познакомился с албанцами во времена походов Помпея, в 66 до н. э.[9]. Преследуя понтийского царя Митридата Евпатора, Помпей двинулся на Кавказ и в конце года расположил свое войско на зимовку тремя лагерями на берегу Куры[10]. Возможно, глобальное вторжение в Албанию изначально не входило в его планы. Не ведавший об этом, албанский царь Оройз (Арас) переправился через Куру и атаковал все три его лагеря, стараясь выбить противника с территории Албании, но был отбит. Весной следующего года Помпей, со своей стороны проник вглубь территории Албании и нанес поражение албанскому войску. Но покорить Албанию римлянам так и не удалось, и они вынуждены были заключить с ней мир.
«Люди там отличаются красотой и высоким ростом, вместе с тем они простодушны и не мелочны. …К вопросам войны, государственного устройства и земледелия они относятся беззаботно. Однако сражаются они как в пешем строю, так и верхом в полном и тяжёлом вооружении…
Войско они выставляют большее, чем иберы. Именно они вооружают 60 тысяч пехотинцев и 22 тысячи всадников, со столь многочисленным войском они выступили против Помпея. Албаны вооружены дротиками и луками; они носят панцири и большие продолговатые щиты, а также шлемы из шкур зверей,..
Их цари также замечательны. Теперь, правда, у них один царь управляет всеми племенами, тогда как прежде всякое разноязыкое племя управлялось собственным царём. ….Они почитают Гелиоса, Зевса и Селену, особенно Селену, святилище которой находится вблизи Иберии. Обязанность священника у них исполняет самый уважаемый человек после царя: он стоит во главе большой и густонаселённой священной области, а также распоряжается рабами храма, многие из которых, одержимые богом, изрекают пророчества. …..
Старость у албанов в чрезвычайном почёте, и не только родителей, но и прочих людей. Заботы о покойниках или даже воспоминания о них считаются нечестием. Вместе с покойниками погребают и всё их имущество, и потому живут в бедности, лишённые отцовского достояния.»
Страбон, как это было свойственно античным авторам, преувеличивает “примитивность” албанцев: данные археологических исследований напротив показывают достаточно высокий уровень развития земледелия, доброкачественную посуду, изготовленную на гончарном круге и т. д. Судя по всему, к I в. н. э. Албания превращается в сильное раннеклассовое государство со своим единым царём, власть которого распространяется на всю её территорию[11]. Основатель Римской империи Октавиан Август упоминает о союзных отношениях Рима с царями Албании, что свидетельствует о силе и влиянии албанского государства. Столицей Албании до VI века был город Кабала (Кабалака; Кабалак; Кьвепелек)[12], просуществовавший до XVI века, когда был разрушен сефевидскими захватчиками. Его руины сохранились в современном Кабалинском (ранее — Куткашенском) районе совреме
,нного Азербайджана[13].
4.2. Борьба с сасанидским Ираном
В 226 г. н.э. после падения парфянской династии Аршакидов к власти в Иране пришла персидская династия Сасанидов, при которых экспансия Ирана на север значительно усилилась. В результате Албания, вместе с Иберией, а также Арменией, попали под власть сасанидского Ирана. И как следствие, в Албании, как и в других двух вышеупомянутых странах, началось национально-освободительное движение, направленное против иноземного господства.
В 450 г. албанцы приняли участие в антиперсидском восстании, которое началось в Армении и к которому примкнули также иберы. Первая крупная победа восставших была одержана именно в Албании, близ города Халхал, служившего тогда летней резиденцией албанских царей. Затем, однако, восставшие были разгромлены в Аварайрской битве.
В 457 г. албанский царь Вачэ поднял новое восстание. Но оно также закончилось ничем, более того, оно стало сасанидскому Ирану поводом для ликвидации самостоятельности Албанского государства, В результате, Албания становится марзпанством — провинцией (военно-административным округом) в составе Сасанидской империи. Это случилось в 461 году.
В 481 году вспыхнуло новое восстание в Иберии, где царь Вахтанг Горгасал, сместив главу проиранской партии в стране — питихша (наместника) Вазгена, начал военные действия против персов. Вскоре к восстанию примкнули Албания и Армения. Совместными усилиями повстанцам удалось дважды нанести персам чувствительные удары: в 481 году около села Акори, и в 482 году — в сражении при Нерсехапате. Удачному ходу восстания в значительной степени способствовала война шаха Пероза с эфталитами, закончившаяся в 484 году поражением Пероза и его гибелью. Крайне напряженная внешнеполитическая обстановка, вызванная неудачной войной с эфталитами, тяжелое экономическое положение государства, продолжавшееся восстание в Закавказье — вынудили вступившего на престол в 484 году Валарша (484-488 гг.) пойти на значительные уступки закавказским народам. В 485 году в селе Нварсак был заключен мирный договор, узаконивший привилегии и права албанской, иберской и армянской знати, а в Албании была вновь восстановлена царская власть, упраздненная более 20-ти лет тому назад при Перозе. На престол в Партаве был возведен племянник Ваче II — Вачаган, бывший в свое время заложником у персов[15].
Вачаган Благочестивый, вероятно, с одной стороны из-за своей склонности к христианству — его родители были христианами, но и внутриполитическим соображениям отрекся от учения магов, запретил постройку храмов огня, а колдунов, чародеев и жрецов огня он изгнал. Такую политику он проводил в масштабах всей стране. Вачаган III, по словам Моисея Дасхуранского, учредил школы, вел борьбу с сектами, появившимися в связи с насильственным насаждением зороостризма в 439-484 годы.
Албанский историк VII века писал о Вачагане III: «Будучи весьма благомыслящим, благодетельным, миролюбивым человеком, созидающим, он направил повеление во все стороны своего царства, многие области которого были отторгнуты злодеем Перозом, а многие князья лишены родовых владений, и возвратил каждому его владение. Тогда князья Албании, получившие свои владения, объединившись взяли с собой в Персию мужа из царского рода своей страны, бесстрашного, мудрого, ученого и благоразумного, ростом высокого и стройного Вачагана, брата царя Албании Ваче, и вызвали его на царский престол через Валаршака, царя персидского”[16].
Вачаган III был реформатором. Он официально возвратил страну к христианству, выдворил из страны сектантов зороастризма, создал общеобразовательную сеть школ в стране, восстановил родовые владения князьям, укрепил целостность страны, снова объединил все древнелезгинские земли в составе единого государства.
Однако после его смерти царская власть в Албании вновь была ликвидирована и заменена властью персидских наместников — марзпанов.
К V-VI вв. усилились набеги кочевых племён с севера через Дербентский проход. В 552 в Албанию вторглись савиры и хазары. Перед Сасанидами встал вопрос об укреплении фортификационных сооружений в Дербентском проходе. Эту задачу выполнил персидский шах Хосров I Ануширван (531—579 гг.). По его повелению в районе Дербента были развернуты грандиозные фортификационные работы, призванные защитить его государство от набегов северных кочевников. Дербентские укрепления закрыли узкий проход между морем и горами, но панацеей от нашествий все же не стала.
4.3. Нашествие арабов. Религиозный и политический раскол страны
VII-VIII века – сложнейший период в истории албано-лезгинских народов, ставший поворотным, прежде всего в плане этно-религиозного и политического развития. Противоречивые события, произошедшие в этот период, повернули историю страны вспять. Нашествие арабов и последовавшее за этим противоборство в регионе Византийской империи, Хазарского каганата и собственно Халифата, а в начале периода еще и сасанидского Ирана, превратили страну в объект ненасытных имперских устремлений вышеназванных держав. Несмотря на упорное сопротивление со стороны народа и усилия феодальной знати, Албания была раздроблена и расколота на части.
Правда, в начале периода, в 628 году, после более чем 100-летнего перерыва, в Албании были восстановлены все атрибуты государственности. Страна снова стала независимой. У власти утвердилась местная династия Михранидов. Варз-Григор (628-643 гг.) и сын его Джеваншир (643-680 гг.) становятся вполне независимыми владетелями.
Джеваншир показал себя как тонкий политик и талантливый военачальник. Умело лавируя между арабами, хазарами и византийцами, Джеваншир на все время своего правления сумел создать вполне преемлемые условия для успешного развития страны в тяжелейших внешнеполитических условиях того времени. При нем происходит новый (после Вачагана Благочестивого) всплеск как в экономической, так и культурной жизни страны. В эту эпоху получила свое дальнейшее развитие албанская письменность и словесность.
Вскоре после гибели этого князя (убитого заговорщиками) была составлена «История Албании», принадлежащая перу албанского историка Моисея Дасхуранского (армянские историки называют его чаще всего Мовсесом Каганкатваци или Каланкатуйским). Этот памятник содержит также уникальный образец албанской поэзии— элегия-плач, сочинённый албанским поэтом-лириком 7 в. Давтаком[17] на гибель Джеваншира.
Джеваншир несколько десятилетий противостоял завоевателям, заключал союзы то с хазарами, то с Византией, то с арабами. Балансируя между ними, Джеваншир исходил из интересов своего государства и немалого добился в этом. Однако, после его гибели ситуация коренным образом изменилась.
Известно, что арабы насильно заставляли принять новую религию только язычников. По отношению же к христианам и иудеям они придерживались иной тактики. Им, как «людям писания», предоставлялась возможность добровольного принятия новой религии, т.е. насильственные действия, чтобы заставить их принять ислам, были не приемлемы. В случае же отказа христиане и иудеи должные были платить дополнительный налог – джизья.
Но это «правило», почему-то не было использовано по отношению к христианскому народу Албании. Албанский народ был подвернут насильственной исламизации. Почему так произошло? Почему грузинам и армянам удалось сохранить свой этнос и религию, а албанцам – нет?!….К сожалению, данная проблема, именно в такой постановке, ни в отечественной, ни в зарубежной историографии ни в какие времена даже и не рассматривалась. Имея ввиду высокую политизированность кавказско-албанской тематики вообще, надо полагать, что, по -видимому, кому-то это было совсем не нужно, а кому-то очень не нужно…
Как бы то ни было, считается, что к середине X – началу XI века, несмотря на долгое и упорное сопротивление, большая часть населения Кавказской Албании была мусульманизирована[18], т.е процесс исламизаци албанского народа длился более 300 лет. Многие албанцы предпочли перейти под лоно армянской или грузинской церквей, избегая исламизации, что способствовало процессу деэтнизации албанцев, превращению их в армян и грузин.
В 705 арабы упразднили власть Михранидов в Албании, ликвидировали Албанское княжество, а его территорию включили в состав провинции Арминийа Арабского халифата. Албанский князь Шеро был увезен в Дамаск, где и умер[18]
С установлением династии Омейядов (661–750) арабам удалось закрепиться в Закавказье. C первых лет VIII века они предпринимали решительные попытки для расширения зоны своего влияния дальше на север. Главным препятствием к этому стали хазары, государство которых на тот момент находилось на пике своего могущества. Начинается период непрерывных арабо-хазарских войн. Успех сопутствовал попеременно как той, так и другой стороне. Пограничной зоной между противниками оставался Дербент, а ареной противостояния во многом стали албанские земли. Арабы так и не смогли продвинуться далее Дербента. Конечно, первостепенную роль в этом сыграли хазары. Однако, и албанцы, как минимум несколько сот лет противившиеся принятию новой религии, и всячески досаждавшие арабам, также внесли в это свою весомую лепту.
4.4 Распад албанского государства
VIII век является переломным в истории албано-лезгинского народа. Именно в этот период происходит массовое переселение арабов в Арран, и в район Дербента. Арабский историк ал-Балазури сообщает, что еще при халифе Османе(644 — 656) древний город Шамхор (Шамхуьр) был заселен арабами. После завоевания Дербента Масламой, туда было переселено 24 тысячи арабов из Сирии и других мест[19].
Подобная политика арабских завоевателей встречала повсеместное сопротивление со стороны албанского народа. Но силы были не равны. Под натиском превосходящих сил завоевателей часть местного автохтонного населения постепенно начало перебираться в горные районы Албании. Одновременно продолжалось массовое переселение арабов из родных мест на территорию Албании. Арабы вместе с уже обосновавшимися здесь чуть ранее иранцами значительно изменили этнический фон в междуречье Самура и Куры. Христианство в Албании перестало быть государственной религией. Всюду насаждался ислам.
По источникам, в эти годы Албания под названием Ар-ран была включена арабами, как уже отмечалось выше, в новую, созданную ими, административную единицу, названную — Арминией. Управлял этим образованием наместник халифа, сидевший в армянском Двине, а затем, с начала правления Абассидов, перенесший свою резиденцию в Партав, бывшую столицу Кавказской Албании[20].
Войны с Халифатом и вхождение в его состав самым пагубным образом сказались на социально-экономическом, этнорелигиозном, культурном и внешне- и внутриполитическом развитии Кавказской Албании. Убийства и увод в рабство массы людей стали в это время обычным явлением. Разрушение и ограбление городов и сел, захват или уничтожение сельскохозяйственного урожая, ремесленной продукции, угон десятков и сотен тысяч голов скота подрывали производительные силы Албании. Особенно все это сказывалось на плоскостных и предгорных землях, приводило здесь к замедлению и регрессу хозяйственного и общественного развития.[21]
Моисей Дасхуранский в этой связи писал: «В то самое время во все стороны земли распространилось насилие народа южного (имеются ввиду арабы, в книге арабов называют также «исмаильтяне», «агари», «тачики»), жестокого и безжалостного, которое подобно пламени пожирало все великолепие и благополучие людей. Наступило время насилия… , озверелые исмаильтяне — агаряне завладели всеми благами земли, и море, и суша покорились предтечам антихриста — сыновьям погибели. Тяжкими мщениями обернулось это и на Албанию, столицу которого Партав, тачики отняли от алпанских князей в наказание за их скверное кровосмешение. И так как первый престол своей власти утвердили они в Дамаске сирийском, так и здесь, в Албании, в Партаве, они посадили наместника от двора (тачиков), чтобы высосать соки страны»[22]. (1, стр.163).
Тяжелейшее положение албанского народа и государства усугублялось предательской политикой со стороны армянской церкви. Вступив в сговор с иноверными завоевателями, монофизитская армянская церковь с их помощью сделала все, чтобы дискредитировать диофизитскую алпанскую церковную организацию в глазах арабов, представив её как враждебную, опирающуюся на чуть ли не на языческих устоях. (Подробннее об этом) Тем самым армянские церковные служители сполна рассчитались с албанской церковью за те разногласия и противоречия, которые существовали между ними с давних времен, еще задолго до прихода арабов. Все это привело к существенному ослаблению позиций албанской церкви. Фактически она оказалась в подчиненном положении по отношению к армянской церкви, что способствовало падению авторитета алпанской церкви, уничтожению культурных памятников. В 704 году алпанская диофизитская церковь теряет самостоятельность. Отныне албанские католикосы должны были рукополагаться в Армении, т.е. фактически утверждаться армянским католикосом. «С VIII столетия албанская церковь рассматривалась как часть армянской церкви, а языком богослужения становится древнеармянский» [23]. Армянская церковь делала все, чтобы не оставить ничего, что могло бы напомнить об истории и культуре албанцев, уничтожая или подминая их под себя или, вообще, выдавая их как за чисто армянские. Все эти безобразия начались при арабах и продолжались в последующие времена уже при других завоевателях[24]. Подобные действия имеют место и в наши дни, но уже больше со стороны армянских ученых мужей.
З. Буниатов считает, что часть армян современного Арцаха является арменизированными албанами.[25] С.Т. Еремян также отмечает, что часть албанцев арменизировалась[26]. А.П. Новосельцев считает, что часть албанцев, сохранившая христианство постепенно приняли армянский язык[27]. Еще одним аргументом в пользу сказанного являются идентичные названия селений и местностей в Арцахе, в Южном Дагестане и в Северном Азербайджане.
Арменизация албанского населения Арцаха случилась, по мнению И.П. Петрушевского, потому, что армянская церковь в Албании служила еще и орудием арменизации страны[28].
Еще до XV века в монастырях Арцаха служили священники, владевшие албанским (удинским) языком.[29]
По утверждению И.А. Орбели «в северных горных областях Албании, в настоящее время составляющих Южный Дагестан, находили себе пристанище и переселенцы, вытесняемые из более доступных и более влекущих к себе захватчиков частей страны, из таких изобиловавших благами областей, как широкая полоса между Араксом и Курой…»[30].
Аран, покинутый большинством албанцев, населялся арабами, некоторыми иранскими племенами в VIII-IX века, а после XIII-XIV веков, т.е, после завоевания территории исторического Лезгистана монголами, сюда начали переселяться тюркские (туркменские) племена. Они были первыми тюркскими племенами, переселившимися на территорию исторической Кавказской Албании. Не случайно, что лезгины, как автохтонный народ, тюрков называют монголами (мугъулар), сохраняя в исторической памяти тот факт, что они переселились на территорию исторического Алпана (Албании) на «штыках монголов».
5. Религия
5.1. Язычество
До принятия христианства албанцы, как и все другие народы, были язычниками. По Страбону, здесь почитали «Солнце, Зевса и Луну, в особенности же Луну». Страбон описывает албанский храм божества Луны, находившийся недалеко от границ Иберии, возможно в нынешней Кахетии. В Албании храмам была отведена земля (хора), по словам Страбона, «обширная и хорошо населённая». Также в Албанию проникало влияние зороастризма, однако, по сравнению с соседней Иберией, это произошло позднее[31].=
5.2. Христианство
Христианство в Албанию еще в I в. н. э. принес Святой Елисей (Елише), ученик апостола Фаддея, убитого в Армении. Елисей был рукоположен первым патриархом Иерусалима, братом господним Иаковом, и, получив себе в удел восточные страны, из Иерусалима через Персию, избегая Армению, зашел в страну мазкутов — маскутов — Мушкур. В 43 году н.э. он начал свои проповеди в Чоге (Чуре) и привлек множество учеников в разных
местах, заставив их познать спасение. В результате в Албании, особенно в его северных и восточных областях — появились первые христианские общины. Это относится к началу нашей эры. Но государственной религией христианство стало в Албании только в 313 году при царе Басле (Урнайр).
Первичные основополагающие каноны были приняты на Алпанском (Алуэнском) соборе, который состоялся в летней резиденции албанских князей в конце IV века.
В 551 году под давлением иранских властей и персидского марзпана, демонстративно отказавшегося сидеть в столице Албании Кабале и поселившийся вблизи границы Ирана — городе Партав, албанский католикос Абас переводит свою резиденцию из Чура в Партав.
Одна из трагических страниц в истории албанского народа связана с судьбой албанского католикоса конца VII — начала VIII веков Бакура.
6. Язык и письменность
В историографии в силу разных причин прочно утвердилось мнение о «многоязычности албанцев». Главным аргументом в пользу данной версии приводят сообщение Страбона, жившего на рубеже двух эр, о том что у «албанцев имелось 26 племен», говоривших на разных то ли языках, то ли диалектах. При этом все как будто разом забывают, что все древние государства на ранних этапах своего развития представляли собой не что иное, как союз различных племен. И никто не задается вопросом, как такое разноязыкое государство просуществовало без малого 1000 лет!
З. Ямпольский считает, что перевод сочинения Страбона сделан не совсем верно: «Переводчики его текста на русский язык передали его слова как 26 языков, вместе 26 наречий. Это следует и из последующих высказываний Страбона, где он отмечает, что «ныне один царь над всеми властвует». В связи с этим К. Тревер отмечает, что «мы вправе заключить, что к середине I в. до н.э., когда римляне впервые столкнулись с албанами на их территории во время походов Лукулла, Помпея и Антония, союз племен был уже возглавлен племенем албанов и возобладающим стал их язык»[32].
Как уже отмечалось, арабские источники сообщают о том, что в X веке в округе Бердаа (Партав), и в равнинном Утике, говорили на албанском языке[33]. В частности, Аль-Мукаддаси писал: «В Армении говорят по-армянски, а в Арране по-аррански; когда они говорят по-персидски, то их можно понимать, а их персидский язык кое в чём напоминает хурасанский».
Об этом же пишет и Ибн Хаукаль: «Для многих групп населения в окраинах Армении и прилежащих стран существуют другие языки ,чем персидский и арабский, как армянский — для жителей Дабиля и области его, а жители Берда’а говорят по-аррански»[34].
Армянский писатель V в. Корюн сообщает, что Месроп Маштоц, придя в 415 г. «в страну албанов, возобновил их алфавит, содействовал возрождению научных знаний и, оставив у них также наставников, вернулся в Армению»[35]. Важно обратить внимание на слово «возобновил». Выходит, что Маштоц не создал албанский алфавит, а восстановил и усовершенствовал его[36].
У Корюна же имеются и другие важные сведения относительно письменности албанцев. Он указывает на переводы религиозных книг на албанский язык, иначе говоря, создание на нем литературы. Он пишет, что епископ Албании «блаженный Иеремий немедленно принялся за перевод божественных книг, с помощью которых “дикомыслящие, праздно бродячие и суровые люди страны Агванк быстро узнали пророков, апостолов, унаследовали евангелие, были осведомлены до всех божественных преданиях…» [37].
С 30-х годов XIX в. ведутся поиски албанских текстов. И только через 100 с лишним лет был обнаружен албанский алфавит. Затем на рубеже 40-50-х гг. были найдены несколько коротких надписей и граффити на двух подсвечниках и черепицах в Мингечуре. Сохранилась также срисованная в конце XIX века с Дербентской стены небольшая надпись.
Фактически до последнего времени в руках специалистов не было ни одной строчки письма, написанного на албанском языке, если не считать нескольких кратких вышеупомянутых мингечаурских надписей, которые никак не поддавались однозначной дешифровке из-за невозможности полной интерпретации матенадаранского алфавита.
И только 90-е годы XX века оказались, действительно, судьбоносными для албанской письменности и языка. В руках специалистов оказались сразу два важнейших источника албанской письменности. Это «Албанская книга» анонимного автора и синайские палимпсесты.
Синайские палимпсесты, точнее, кавказско-албанские тексты на албано-грузинских палимпсестах, обнаруженных в библиотеке монастыря Святой Екатерины на Синайской горе, – уникальный исторический памятник, написанный на языке кавказских албанцев. В 2008 году 248 страниц албанского текста синайских палимпсестов было опубликовано в Бельгии на английском языке (два тома с большим форматом). Авторы этого издания – четыре крупных специалиста по кавказским языкам и истории Закавказья – это немецкие лингвисты Йост Гипперт (Франкфуртский университет) и Вольфганг Шульце (Мюнхенский университет), грузинский историк, членкорреспондент Грузинской академии наук Заза Алексидзе и французский филолог и историк христианства, член Академии надписей и изящной словесности ЖанПьер Марэ. В компетентности этих ученых с мировым именем никто не сомневается.[38]
Именно в это время была обнародована и «Албанская книга» в виде фотокопий ее 50 страниц, написанная «месроповским» алфавитом и на албанском языке. Эта книга не получила еще признания в официальных научных кругах, но тем не менее она существует, хотя о её подлинности идут еще споры. И никто еще не представил действительно веских доказательств о её неподлинности. Эта книга сопоставима и объяснима в сравнении с синайскими албанскими текстами, хотя они относятся к периодам истории Кавказской Албании, отделяющихся друг от друга на 5-6 столетий.
7. Албанские цари и царские династии
Согласно “Албанской книге”, легендарным основателем албанского государства был Алуп — вождь и предводитель племенного союза. И после него «первые цари Албании являлись представителями местной албанской знати из числа наиболее выдвинувшихся племенных вождей».
Надо отметить, что в армянских источниках имя легендарного основателя албанского государства упоминается как Аран. Моисей Хоренский свидетельствует о том, что Арану, который, по-видимому, является легендарным предком, эпонимом албан (что, возможно, связано со среднемидийским названием «Аран», парфянским «Ардан»), «выпала в наследство вся Албанская равнина с ее горной частью …» и что «от потомков Арана происходят племена — утии, гардманы, цавдеи и княжество Гаргарское»[39].
Неизвестный автор «Албанской книги» имя царя Аран перечисляет вторым после легендарного Алупа. А другой албанский историк Моисей Дасхуринви (Каланкатуйский) как будто утверждает, что Алуп и Аран — это два имени одного и того же человека. Он пишет, что первого царя Албании Арана из-за его, якобы, мягкого нрава в народе называли Алу[40].
По мнению К. В. Тревер, «первые цари Албании несомненно являлись представителями местной албанской знати из числа наиболее выдвинувшихся племенных вождей. Об этом говорят и их неармянские и неиранские имена (Оройс (Арас) , Косис, Зобер в греческой передаче)»[41].
Список Албанских царей
Алуп — младший сын легендарного Таргума — прародителя кавказских народов, вождь, предводитель и верховный жрец древнелезгинских племен. Легендарный основатель государства Алупан.
Ран — еще один легендарный правитель, возможно, из племени касов (каспиев). Создал царство в междуречье Куры и Аракса. Стремился к объединению всех древнелезгинских племен под своим началом. Впервые назвал страну Алупан -Алпан (Алупан — страна Алупа).
Царь Легов (настоящее имя неизвестно) — правитель легов (лезгов).
Аштик – союзник Маннейского царя Иранзу. Во время его правления с севера на Албанию напали киммерийцы. Они разрушили крепость на холме Джильга, прошли через Мушкур, через область Пакул (Баку), «оттуда пошли на юг по берегу моря. Аштик приказал быстрее восстановить села, города и крепости, сожженные варварами. Сорок дней во всех владениях приносились жертвы богам».
Сур — один из ранних правителей Албании, эпоним первой столицы Албанского царства: Сур — Цур — Чур.
Тумаруш [Томирис].
Нушаба [Фелистрия] (40-30 гг. IV в. до н.э.)
Арас [Оройз, Иррис, Ород, Урус, Руса] (70-60 гг. I в. до н.э.) — возможный прототип героя лезгинского героического эпоса «Шарвили».
Зобер [Зубер, Зубир] (последн. четв. I в. до н.э.) — воевал против римского полководца Канидия.
Вачаган (2-я четв. I в. н.э.) — современник Елисея, того, кто создал первую христианскую общину в г. Чуре в 43 г. н.э..
Аран ( 3-я четв. I в. н.э.) — ставленник персов, родом из Сюника (чужеземец).
Какас (70-80 гг. I в. н.э.) — ставленник персидского царя, его зять. В годы правления Какаса на Албанию напали гиланы (аланы) и вблизи Каспийского (Дербентского) прохода впервые расположился персидский гарнизон.
Династия фарасманидов
Фарасман (98/114 — 150 гг. н.э.) — ставленник римского императора Траяна.
Патика (н) (50-60 гг. II в. н. э.).
Вачи (2-я пол. II в. н.э.)
Арахи (2-я пол. II в. н.э.)
Шири (1-я пол. III в. н.э.).
Галав [Кьелав] (2-я пол. III в. н.э.).
Фарасман Последний [Порсаман] в персидских источниках (80-90 гг. III в. н.э.) — правитель Мушкура и всей Албании. Последний представитель династии фарасманидов.
Династия араншахиков (мушкурцев)
Вачаган Храбрый [ Барил Вачаган] (298-302 гг. н.э.) — союзник римлян, воевал против сасанидской Персии. После победы утвердился на албанском троне. Родом из Мушкура, основатель династии.
Ваче I [Святой Ваче, Макьас Ваче] (301-309/313 гг. н.э.) — Подготовил почву для принятия христианства в Албании и поэтому осталось в памяти народа как святой Ваче.
Урнайр [Басла] ( 313-377 гг.) — при нем Албания официально приняла христианство
Вачаган II (378-383 гг. н.э.) — Созвал Алуенский собор в своей летней резиденции.
Микреван [Мегреван] (383-388 гг. н.э.).
Сату [Сат1у] (388-399 гг. н.э.)
Урнайр [Сани (другой) Урнайр] ( конец IV в. н.э.).
Фарим (кон. IV — нач. V вв.)
Сакас Мушкурский — правил всего 1 год.
Асай (нач. V в. — 413 г.) — примечателен тем, что трон его находился не в столице Кабале, а в г. Чуре.
Евсаген [ Аракил, Весеген, Арсваган, Саген, Сеген] (413 — 444 гг.).
Ваче II [Ученый Ваче, Микитис Ваче] (444 — 461 гг.) — руководитель восстания против персидского ига в 459 — 461 гг.
461- 485 гг. — Сасанидская Персия упразднила царскую власть в Албании и назначила туда своего наместника (марзпана).
Вачаган III [Благочестивый Вачаган, Выдающийся Вачаган] (485 — 510 гг.) — из рода мушкурских царей, владетель Цахура.
510 — 628 гг. — Сасаниды снова упразднили княжескую власть в Албании. Страной снова начали управлять персидские марзпаны.
Династия михранидов
Варз-Григор [Гиргур] ( 628 — 643 гг. )— первый представитель династии микранидов.
Джаваншир [Джеваншир] (643 — 680 гг.) — сын Гиргура, выдающийся политический деятель VII века.
Варз-Трдат I (680 — 699 гг.) — сын брата Джеваншира. С 699 до 704 гг. был заложником в Византии.
Шеру и Спраам — после задержания царя византийцами как заложника, фактически правителем становится его жена Спраам. Формально правителем считался князь Шеру.
Варз-Трдат (705 — 711 гг.(?)) — в 705 году (или в 709 году) освобожден и назначен византийским царем Юстинианом патрик-экзархи (второй человек после императора) в Албании. У власти в этот период находился и арабский наместник.
Сабас [Упас, Авиз] (720 — 737 гг.) — царь леков (лекзов).
Варазман — правил страной (формально) в середине VIII в.
Степаннос (2-я пол. VIII в. ) — сын Варазмана, являлся формальным правителем, фактически управляли арабы.
Варз Тиридат II (сын Степаноса) — был убит в 821 г. князем Нерсе. Он же заколол и сына Варз Тиридата (Варз Тиридат III) в объятиях матери и завладел его имуществом. Этот Варз Тиридат был из рода микранидов,которые наследовали Албанию, передавая от отца к сыну. Он был восьмым владетелем, считая от Варз-Гиргура, первого князя Албании из этого рода.
Сунбатан Сахли (835 — 851 гг.) — потомок Храброго Вачагана и святого Ваче, из династии мушкурцев-араншахиков. После убийства Варз Тиридата III, вместе со своими братьями собирает народное ополчение и восстанавливает в Албании власть араншахиков.
Хамам [ГIамим] (893 г. — нач. X в.) — сын Сунбатан Сахли. В 893 году восстановил княжескую власть в Албании. До того он был одним из организаторов военного похода на Партав в 876 г., где обосновались арабы.
Шар Къирим [Санакрим — Сенекерим] (957- 1000 гг.)— после смерти арабского наместника в 957 году Албания вышла из-под гнета саларидов и Къирим был объявлен великим князем (шар) Албании. До того он был правителем Шеки.
8. Албанские католикосы
Святой Елиша (Елисей) — 43 год н.э. (образовал первую христианскую общину в Чуре).
По вине писцов, которые переписали древние албанские рукописи, имена албанских католикосов между святым Елиша и святым Шупhалишо до нас не дошли. Что касается Григориса — ставленника армянского царя, он не был принят албанами и был казнен как резидент армянского царского двора.
Святой ШупЬалишо (римлянин по происхождению),
Владыка Маттэос
Владыка Саhак
Владыка Моисей
Владыка Панд
Владыка Лазар
Владыка Григор (Гиргур)
Владыка Захарий
Владыка Давид
Владыка Иоhан
Владыка Еремия
Владыка Абас (552-575 гг. н.э.)
Святой Виру — был католикосом 34 года (595 — 629 гг.)
Владыка Закарий — 15 лет
Владыка Иоhан — 25 лет
Владыка Ухтанес — 12 лет
Владыка Елизар — 6 лет (из епископии Шаки)
Святой Нерсес-Бакур — 17 лет (686- 703/4 гг.) (из епископии Гардман)
Владыка Симэон — 1,5 года
Владыка Микаэл — 35 лет
Владыка Анастас — 4 года
Владыка Иосиф -17 лет
Владыка Давид — 4 года
Владыка Давид — 9 лет
Владыка Маттеос — 1,5 года
Владыка Моисей — 2 года
Владыка Агарон — 2 года
Владыка Соломон — 0,5 года
Владыка Теодорос — 4 года (из епископии Гардман)
Владыка Соломон — 11 лет
Владыка Иоhан — 25 лет
Владыка Моисей — 0,5 года
Владыка Давут — 28 лет (из епископии Кабала)
Владыка Иовсеп — 22 года (878 — ? ГГ.)
Владыка Самуэел — 17 лет
Владыка Иунан — 8,5 лет
Владыка Симэон — 21 год
Владыка Давут — 6 лет
Владыка Саhак -18 лет
Владыка Гагик — 14 лет
Владыка Давут — 7 лет
Владыка Давут — 6 лет
Владыка Петрос — 18 лет
Владыка Моисей — 6 лет
Владыка Маркоc
Владыка Моисей
Владыка Степаннос
Владыка Иоhаннес
Владыка Саhак — (1139-? гг.) (1).
Надо отметить, что настоящие древнелезгинские имена этих исторических личностей, с редкими исключениями (например, Виру, Бакур), нам неизвестны (опять по вине переписчиков). В списке перечисляются христианские и безусловно арменизированные имена католикосов Кавказской Албании (Алпана).
2014 г.
- История Лезгинского народа (лезгиноязычных народов) и государства (V тыс. до н.э.-X в. н.э.) Бадалов Ф.А. Дербент,1998
- Кавказская Албания. Возникновение государства. Границы и этносы/ Фейзудин Нагиев
- Древняя история лезгин / Ярали Яралиев
- Месроп Маштоц и албанский алфавит / Жан-Пьер Маэ
- К постановке вопроса об этническом облике царства Лайзан / Новосельцев А.П.
- Ещё раз об «Истории Албании» / Ярали Яралиев
- Синайские рукописи и древнее алупанское письмо /Али Албанви
- Заметки к изучению агванского(кавказско-албанского) письма / Кузнецов И.В.
- Обнаружена письменность Кавказской Албании /Заза Алексидзе
- К вопросу об албанском (кавказском) этносе / Мамедова Ф.
- Агванский язык /Климов Г.А.
* Если считать Албанию названием страны, то правильнее будет по нормам русского языка называть её жителей албанцами, а не албанами.