1515 г. (продолжение)
19 апреля 1523 г. вероломство Василия III: заманили в Москву «охранной грамотой» Василия Шемячича – последнего удельного князя Руси
«Записки о Московiи барона Герберштейна» (1566), СПБ, тип. Безобразова, 1866:
Получивъ желаемую грамоту, онъ прибылъ въ Москву 19 апрђля 1523 г. и съ почестями и дарами былъ принятъ княземъ, но черезъ нђколько дней былъ схваченъ и брошенъ въ темницу, гдђ содержался и въ наше время. По разсказамъ однихъ, причиною его заключенiя было то, что онъ послалъ кiевскому воеводђ письмо на имя польскаго короля, въ которомъ писалъ о своемъ желанiи перейти къ нему. Кiевскiй воевода распечаталь письмо и, зная непрiязнь Шемячича къ своему государю, немедленно отправилъ письмо къ московскому князю. Другiе же приводять болђе правдоподобную причину. Во всемъ московскомъ государствђ оставался одинъ только Шемячичъ, который владђлъ крђпостями и княжествами: для того чтобы уничтожить его и безопаснђе властвовать князю, на него было взведено обвинение въ вђроломствђ.
Василий Шемячич – внук Дмитрия Шемяки (см. 17 июля 1453 г.) – последний удельный князь Руси – он владел Новгородом-Северским и Рыльском – и умер в заточении в 1529 г. Так завершилось в 1529 г. формирование Великого княжества Московского.
19 мая 1523 г. вероломство Василия III: умер Игнатий Прилуцкий — мученик
19 мая 1523 г. в оковах в Вологде скончался Иван Андреевич (святой Игнатий Прилуцкий) – сын Андрея Горяя – князя углицкого (см. 19 сентября 1492 г.).
18 октября 1523 г. Польша: родилась королева Анна Ягеллонка
18 октября 1523 г. в Кракове родилась Анна Ягеллонка – королева Польши.
«Б и Е»:
Анна Ягеллонка — дочь польского короля Сигизмунда I, сестра Сигизмунда Августа. Хотя многие за нее сватались, тем не менее, по разным причинам не вступила в брак до смерти брата. Как последнюю отрасль Ягеллонского дома, поляки хотели видеть ее на престоле, поэтому ставили в условие всем кандидатам на престол жениться на Анне. Генрих Валуа, приехав в Краков, сначала откладывал свою свадьбу, а затем, предпочитая французский престол, бежал и от польской короны, и от немолодой уже невесты, которую, однако, прочил брату своему, князю д’Алансон. Благодаря стараниям Замойского 1576 г. на польский престол был избран Стефан Баторий с тем условием, чтобы он женился на Анне. После свадьбы шестидесятитрехлетняя королева жила почти постоянно в Варшаве, где вообще производила самое благотворное влияние на всех окружающих. Особенно много она пеклась о Варшаве, которая обязана ей многими украшениями и постройками. Потеряв мужа 1586, она, главным образом, повлияла на то, что на польский престол был избран племянник ее, Сигизмунд III Ваза. † 1596 г., на 84 (это ошибка) году жизни, похоронена на Вавеле в Кракове.
17 января 1524 г. открытия: отплыла первая французская экспедиция в Новый Свет пирата Джованни да Верраццано – он первым открывает и исследует атлантическое побережье Северной Америки
По Жюль Верн «История великих путешествий: В трех книгах», М., ТЕРРА, 1993:
«17 января 1524 г. с маленького островка рядом с Мадейрой отплыла первая французская экспедиция в Новый Свет. Ее возглавлял флорентиец Джованни да Верраццано, он же пират Хуан Флорин. У Флорина был один корабль «Дофин» и 50 матросов. Преодолевая шторма и сильные ветра Флорину удалось 8 марта 1524 г. подплыть к неизвестному берегу в районе нынешней Северной Каролины, затем он продолжил плаванье на север и исследовал океанский берег на протяжении почти 2500 км. В начале 1524 г. Верраццано (Флорин) повернул обратно на восток и благополучно добрался до французского порта Дьепп. Из Дьеппа Джованни да Вераццано отправил отчет королю Франциску I о сделанных открытиях. Имеются свидетельства, что первооткрыватель Атлантического побережья Америки Верраццано – Флорин в 1527 г. на море был взят в плен испанцами и повешен как пират в Севилье.»
17 марта 1524 г. Испания: родился Диего де Ланда – епископ, который для искоренения язычества на Юкатане нашел и уничтожил почти все рукописи майя
17 марта 1524 г. (по другим данным 12 ноября 1524 г.) в Сифуэнтесе, Испания, родился Диего де Ланда Кальдерон – епископ Юкатана. Волновой герой «брат Ланда» 12 июля 1562 г. сжёг почти все рукописи майя. Умер епископ Ланда в 1579 г. в Мериде, Мексика. Прекрасная книга Кузьмищева использована мной для пояснения данного волнового «поступка» волнового героя брата Ланда.
В.Кузьмищев «Тайна жрецов майя», М., «Молодая гвардия», 1975:
«Рядом с костром возвышался свежесрубленный помост. На нем в окружении пестро разодетой свиты — бархат, шелк, кружева — в высоком кресле сидел главный алькальд, наместник испанской короны на землях лишь недавно завоеванного конкистадорами полуострова Юкатан. Здесь же толпились святые отцы, а впереди, на самом краю помоста, стоял тот, кто зажег этот зловещий огонь в городе Мани — одной из древних столиц индейцев майя. Это был первый провинциал Юкатана и Гватемалы Диего де Ланда. Ему исполнилось только 38 лет, а между тем духовная власть францисканского монаха распространялась над обширнейшей территорией. Примерно за год до этого среди испанцев поползли слухи, что недавно обращенные в христианство индейцы Юкатана снова стали тайно поклоняться языческим идолам, появились жрецы-пророки, предсказывавшие по своим еретическим книгам скорую гибель завоевателям. Провинциал Диего де Ланда не сомневался, что книги начертаны по наущению дьявольскому. Он приказал хватать всех, кто вызывал подозрение, и под пыткой добиваться признания в отступничестве от святой католической веры. Трибуналы инквизиции свирепствовали по всей провинции. Монахи и солдаты рыскали повсюду в поисках языческих святынь; особенно настойчиво искали рукописи-книги. Их следовало уничтожить — таково было решение первого провинциала. Среди окружения Диего де Ланды был индеец, великолепно осведомленный во всем, что касалось прошлого народа майя. Он принадлежал к знатному индейскому роду Чи и приходился внуком владыке города Мани, правившего здесь еще до прихода испанцев. При крещении ему дали христианское имя Гаспар Антонио. Так Гаспар Антонио Чи стал верноподданным католиком. Но даже он, ревностно служа испанцам, не смог убедить провинциала Ланду, что книги-рукописи сами по себе никому не угрожают, что в них лишь прошлое индейцев майя, описание древних обычаев и обрядов, астрономического календаря, важнейших исторических событий. Правда, Гаспар Антонио с нескрываемым почтением подтверждал, что рукописи содержат длинный перечень языческих богов, обрядов и праздников в их честь и иную ересь. Для Диего де Ланды этого было вполне достаточно, чтобы предать еретические книги вместе с другими индейскими святынями аутодафе. И 12 июля 1562 года палачи разожгли костер. Преследования еретиков, сопровождавшиеся невероятными жестокостями, продолжались. «Слава» о них разнеслась далеко за пределы Юкатана. Власти вынуждены были направить на полуостров епископа Тораля, чтобы на месте ознакомиться с деятельностью Диего де Ланды по «спасению душ» туземцев. Жестокость францисканца поразила даже этого верного служителя испанской короны и католической церкви, и Тораль приказал немедленно приостановить преследование индейцев отступников. Диего де Ланда вскоре выехал в Испанию; ему надлежало предстать перед советом по делам Индий. Но совет оправдал Ланду, и через несколько лет он вернулся на Юкатан уже в качестве епископа. Так погибли сотни, а может быть, и тысячи рукописей индейцев майя, сожженные на костре францисканским монахом. Так погибли книги, которые, несомненно, могли помочь раскрыть многие тайны одной из величайших в мире цивилизации индейцев майя. Так фанатик монах, приведенный в ярость своим бессилием искоренить среди индейцев языческую веру, похитил у человечества историю целого народа.»
Итак, волновой герой брат Ланда сжег почти все рукописи майя, но оставил свой труд — «Сообщение о делах в Юкатане», который был найден через 300 лет. Именно в этом труде волновой герой Ланда привел алфавит майя. Так или иначе, все исследователи используют именно его труд. Такая волновая история.
«Ланда довольно подробно, хотя и путано, рассказал о письменности майя и записал «алфавит», ставший впоследствии знаменитым. Конечно, Ланда не предполагал, что три столетия спустя вокруг «алфавита» возникнут ожесточенные споры и начнется полемика длиною в целый век; что его «алфавит» будет порождать надежды и с одинаковой легкостью убивать их… Иными словами, Диего де Ланда и его «Сообщение о делах в Юкатане» сегодня, как и сто лет назад, стоят в центре всех исследований, которые связаны с историей и культурой древних майя. Однако разве Ланда не уничтожил все рукописи майя и тем самым не «обезвредил» составленный им самим «алфавит»? К счастью, от костров испанской инквизиции чудом уцелели три рукописи майя. Кроме того, на древних архитектурных сооружениях этого великого народа-строителя были обнаружены многочисленные знаки, весьма схожие с теми, что заполняли рукописи. Во время раскопок, которые к моменту открытия Брассера весьма робко, но все же велись на развалинах древних столиц, крупных центров и больших и малых городищ майя, археологи нашли высокие продолговатые камни — стелы, сплошь разукрашенные теми же таинственными знаками. Надписи попадались и на пластинах, статуэтках и других мелких украшениях. Словом, к концу XIX века накопилось немало текстов майя.»
17 июля 1524 г. Эстония: съезд вассалов в Ревеле
Л.Арбузов «Очерк истории Лифляндии, Эстляндии и Курляндии», М, Троица, 2009:
«Епископ Эзельский Иоанн Кивель сначала не хотел исполнить желания своих вассалов. Тогда вассалы устроили съезд в Ревеле (17 — 24 июля 1524 г.), в котором приняли участие также вассалы гаррийско-вирляндские, архиепископские и дерптские и представители городов Риги, Ревеля и Дерпта. Съезд решил принудить епископа освободить вассалов от «upbedinge» (запрет на продажу поместий без разрешения сюзерена). Кроме того, съезд объявил, что все бывшие на нём согласились отстоять святое евангелие и пожертвовать для этой цели жизнью и имуществом. Под впечатлением этого решения в эзельском епископстве отказались платить церковные подати.»
17 октября 1524 г. казанские татары совершили набег на Галич (Костромской)
«Полное собрание русских летописей», Новгородская 4-я летопись, Л., 1929:
«лето 7032, (1524 г.) Того же лета, месяца октября 17 день, на память святаго пророка Iосия, приходили Татарове подъ Галичь, посади пожгли, а градъ Господь сохралилъ не вреженъ, и отъидоша.»
17 февраля 1525 г. Франция: родился Карл де Гиз – кардинал лотарингский
17 февраля 1525 г. в Джонвилле родился Карл де Гиз – кардинал лотарингский, младший брат герцога Франсуа де Гиза (см. 17 февраля 1519 г.). Таким образом, жестокие гонения на гугенотов во Франции развернули волновые герои братья де Гизы, которые родились в один день 17 февраля.
«Б и Е»:
Гиз. Карл Г., кардинал лотарингский (1525—74), имел большое влияние на Генриха II. По его настоянию папа Павел IV объявил войну Карлу V и Филиппу II. Его правление, в качестве министра Франциска II, отличалось жестокостью и крайним своеволием: так он запретил ношение оружия и издал эдикт, которым угрожал повесить кредиторов двора, если они не удалятся в 24 часа. И при Карле IX он пользовался большим влиянием. Как и брат его, был ожесточенным врагом гугенотов и старался ввести во Францию инквизицию. На Триентском соборе (1562) Г. играл важную роль сначала против папы, затем в интересах курии.
18 февраля 1525 г. Украина: декрет короля Польши Сигизмунда I об ограничении прав мещан украинцев
В конце 1524 г. Польша завершила перманентную войну с Московской Русью и потеряла Смоленск. В конце года король Сигизмунд был во Львове и обнаружил, что мещане города – украинцы (более точно мещане греческого или русского обряда) имеют те же права, что и мещане католики. 18 февраля 1525 г. Сигизмунд издал специальный декрет, в котором ограничил права вышеуказанного сословия. Православным запрещалось работать и торговать вне места проживания, запрещалось принимать их на работу и в ремесла и цехи, им запрещалось держать шинкарни и продавать ткани и т.д. Иначе говоря, они объявлялись людьми второго сорта, которые должны жить на своих улицах – так и создалось первое гетто во Львове, но для украинцев.
17 марта 1525 г. Тюрингия: восстание Томаса Мюнцера
17 марта 1525 г. в Мюльхаузене в Тюрингии началось крестьянское восстание, городской совет принужден был удалиться, на его место был избран новый, т.н. «вечный совет». Город был наполнен многочисленными поселянами, пришедшими к Томасу Мюнстеру. Мятежники захватили городскую крепость и продержались в ней до 25 мая. Восстание было жестоко подавлено, а вождь крестьянской реформации Германии Томас Мюнцер казнен. Вел себя Мюнцер как пророк, он выступал и против церкви прежней и против лютеранской и против икон – его идеи восходили к первичным канонам. Не удивительно, что одним из тех, кто призывал германских государей к подавлению восстания Томаса Мюнцера был волновой герой Мартин Лютер (см. 18 февраля 1546 г.), он писал так «Бей всех без разбору, бог разберет своих…, сострадание не поможет. Влепите в них пули.» В Тюрингии как народные сохранились песни восставших:
«Песнь мюльхаузенских повстанцев» (отрывок):
В четверг стряслась у нас беда:
Сошлись князья и господа
Под Шлоттейм всей оравой,
Грозили нам расправой…
Мюльхаузен — крепость хоть куда
Но взяли город господа,
В том доктор был виною
С багряной бородою…
17 мая 1525 г. Лотарингия: разгромлено крестьянское восстание в Цаберне
17 мая 1525 г. в небольшом городе Цаберн (по-французски – Саверн) недалеко от Страсбурга огромное масса поселян, захвативших город, была перебита войсками герцога Антона Лотарингского. Убито и ранено не менее 20.000 человек — это самый кровавый день в крестьянской войне 1525 г.
18 мая 1525 г. возрождение: умер Пьетро Помпонацци – атеист, стоик
18 мая 1525 г. в Болонье умер крупнейший представитель последователей Аристотеля в период возрождения, философ и преподаватель Пьетро Помпонацци.
БСЭ:
«ПОМПОНАЦЦИ (Pomponazzi) Пьетро (16.9.1462, Мантуя, — 18.5.1525, Бо-лонья), итальянский философ, ведущий представитель аристотелизма эпохи Возрождения. Изучал философию и медицину в Падуе; проф. ун-тов в Падуе (1495-1509), Ферраре и Болонье (с 1512). В соч. «О бессмертии души» (1516) П., исходя из теории двойственной истины, отвергал к.-л. возможность дать рациональное доказательство бессмертия человеческой души, являющегося истиной религ. откровения; в связи с этим он критиковал учения о душе у Ибн Рушда и Фомы Аквинского как не вытекающие из данных»естеств. разумами философии Аристотеля. Развивая эту точку зрения применительно к этике, П. видел в нравственной добродетели самой по себе естеств. награду и «достоинство» человека, а в пороке — его естеств. наказание. Эта книга П. вызвала бурную полемику со стороны представителей ортодоксального томизма. В трактате «О причинах естественных явлений, или О волшебстве» (1520, опубл. 1556) П. опровергал веру в чудеса и колдовство, предлагал объяснять таинств, явления естеств. причинами; в соч. «О фатуме, свободе воли и предопределении» (1520, опубл. 1567) защищал концепцию судьбы, близкую учению стоицизма.»
17 декабря 1525 г. посол волнового героя царя «Московии» Иоанна IV Дмитрий Герасимов принят в Венеции дожем Андреа Гритти
С.Марков «Вечные следы»:
«Кто-то из римских историков составил рукописное известие о пребывании русского посла в Риме и передал эту запись для ранения в библиотеку Ватикана. Паоло Чентурионе тоже взялся за перо. Он описал свое путешествие в Москву и обратный путь с Дмитрием Герасимовым в Рим. Впоследствии эти записки имеете со сказанием Иовия о Дмитрии Герасимове вошли в известные сборники путешествий, которые издавал венецианец Батиста Рамузио. 17 декабря 1525 года русский посол в сопровождении главы будущей папской миссии в Москве — Джан-Франческо Цитуса поднимался по Лестнице Гигантов во Дворец Дожей. Его принял дож Андреа Гритти. В качестве подарка Герасимов преподнес дожу замечательных соболей. Здесь знали, где добываются эти великолепные меха. Над главным входом в одну из зал Дворца Дожей висела карта Севера, нарисованная Себастианом Каботом. На ней была видна часть Московии с Новой Землей и Обью.»
19 февраля 1526 г. родился Каролис Клусиус – 1-й производитель тюльпанов
19 февраля 1526 г. в Аррасе, Франция, родился Каролис Клюсиус. Клюсиус в 1573-1587 гг. работал директором императорского сада в Вене и там начал культивировать растения со всего мира. Он первый стал возделывать тюльпаны, картофель, каштаны. Позднее он переехал в Лейден и первым стал разводить тюльпаны в Нидерландах. Умер ботаник-первопроходец в апреле 1609 г. в Лейдене.
18 марта 1526 г. Испания: после подписания договора с императором Карлом V Габсбургом отпущен из заключения в Мадриде французский король Франциск I Валуа – он поехал для обмена на границу
Король Франции Франциск I Валуа провел всю свою жизнь в войнах и соперничестве с австрийским домом Габсбургов – были у него удачи, были страшные поражения и потери. Он прожил всего 53 года, из них 31 год с 1515 по 1547 г. был королем. Одна из тяжелых страниц жизни Франциска – первая франко-итальянская война. Войска французов вторглись в Ломбардию и осадили Павию, 24 февраля 1525 г. в сражении с имперцами они потерпели тяжелое поражение. Раненый Франциск был взят в плен и увезен в Мадрид. Французы вынуждены были вести переговоры и спасать из плена своего короля. Закончились переговоры подписанием в январе 1526 г. тяжелого для Франции мадридского договора. Франциск отдал Габсбургам Бургундию, Артуа, Фландрию, Неаполь. Он должен был ежегодно платить контрибуцию Англии в 100.000 талеров. Наконец его заставили жениться на сестре Карла V Габсбурга Элеоноре – т.е. создали династический прецедент во Франции (брак состоялся в 1530 г.). После всех этих унижений 18 марта 1526 г. Франциск наконец получил формальную свободу и из заточения поехал к границе Испании и Франции. Там на середине реки Бидассоа его поменяли на маршала Франции Лотрека – до выполнения условий, очевидно, последний должен был быть заключенным вместо короля. Король приехал к матери в Бордо и подтвердил согласие с договором. Однако французские высшие сановники отказались ратифицировать договор короля по отчуждению территорий страны, ввиду отсутствия у него личных прав на государственные владения.
19 июня 1526 г. Турция: завоевания Сулеймана Великолепного — к венгерским дворянам в Буде носят окровавленную саблю – это знак величайшей опасности для королевства, в конце августа венгерская армия разбита при Могаче, король Людовик II убит, столица Венгрии Буда сожжена
В апреле 1526 г.н.с. армия Сулеймана Великолепного, имея 100.000 солдат и 300 пушек, вышла из Стамбула в поход на Буду – тогда этот город по-немецки назывался Офен. Король Венгрии Людовик II отнесся к этому очень беспечно. 19 июня 1526 г. к сановитым венгерским дворянам в Офене носили окровавленную саблю – это знак величайшей опасности – некоторые из дворян среагировали на это достойно, но у короля Венгрии на Дунае не было ни одного военного корабля и ни одной пушки. В конце июля пал Белград – турецкая армия приближалась к столице королевства. Король имел пустую казну и армию в 4.000 солдат, Георгий Запольи привел 1.200 всадников, пришло на помощь 1.500 поляков, всего к середине августа у короля собралось 25.000 солдат и ополченцев и было 80 орудий. С этими скромными силами венгры 29 августа 1526 г. начали у Могача сражение с турками – и были полностью разбиты. Погибли практически все венгерские военачальники, включая короля Людовика и Георгия Запольи. Турки сожгли Офен, разграбили всю его округу. Потери венгров – армии и населения — составили около 200.000 человек убитыми и уведенными в рабство. Турки, не встречая сопротивления, вторглись в Австрию и дошли до Граца, уничтожая все и всех. Только в конце сентября Сулейман Великолепный ушел на юг по Дунаю и затем в Стамбул.
19 сентября 1526 г. Москва: Василий Иоаннович жалует своей бывшей жене Соломонии село Вышеславское
«Сказанiя князя Курбскаго» издание Н.Устрялова, СПб, ИАН, 1868:
Примечания: Въ государственномъ Московскомъ архиве есть грамота великаго князя Васiлия Iоанновича, отъ 19 сентября 1526 года, которою «жалует старицу Софiю въ Суздале «своим селом Вышеславскимъ»
Мнемоническое совпадение осенью далекого 1526 г. очевидно:
· СУЛЕЙМАН (раньше писали СОЛИМАН) Великолепный захватывает город Буда
· СОЛОМОНИЯ Сабурова получает от бывшего мужа Василия III село Вышеславское, Сабурову Василий выбрал из 1500 претенденток – наверное и она была в этом смысле великолепна.
17 декабря 1526 г. Венгрия: королем избран Фердинанд Габсбург
17 декабря 1526 г. на ассамблее в Прессбурге Фердинанд Габсбург был избран королем Венгрии.
17 февраля 1527 г. театр: в Риге показана пьеса Вальдиса «Притча о блудном сыне»
Л.Арбузов «Очерк истории Лифляндии, Эстляндии и Курляндии», М, Троица, 2009:
«К началу реформации относится деятельность Буркгарда Вальдиса. Он родился около 1490 г. в Аллендорфе в Гессене и поступил около 1520 г. во францисканский монастырь в Риге. С двумя монахами он был отправлен в 1523 г. в Германию. При возвращении весной 1524 г. он был арестован и заключён, но получил свободу, когда принял учение Лютера, к которому он склонялся и раньше. После того он жил в Риге в качестве мастера металлических изделий и составлял мнения по вопросам монетного дела. 17 февраля 1527 г. в Риге была представлена его пьеса «Притча о блудном сыне», наиболее удачная обработка этого библейского сюжета.»
17 марта 1527 г. Индия: битва при Кханва — Бабур завоевывает Индию
«Великие сражения Востока» ред. Р. Светлов, М., «Эксмо», 2009:
«Сражение при Кханва определило судьбы Индии на несколько веков: после трехсотлетнего господства здесь Делийского султана к власти пришла новая династия – Великих Моголов».
Битва шла между войсками Бабура – правителя Кабула и войсками раджпутов, возглавляемых Рана Санга. Бабур за год до этого сражения захватил город Агра – на 200 км южнее Дели – превратил его в столицу. Деревня Кханва – в 50 км на запад от Агры. Бабур применял огнестрельное оружие – мортиры и мушкеты, раджпуты имели хорошую кавалерию. Армия Бабура была более обученной, но насчитывала всего 30 тыс. чел. , раджпутов же было более 100 тыс.
«В 9 утра 17 марта начался бой. Огромные полчища раджпутов с оглушительными криками стали приближаться к центру бабуровской армии. Однако тут же был сделан пробный выстрел из мортиры.»
«Стоявшие в центре мушкетеры Бабура открыли интенсивный прицельный огонь, оказавшийся весьма эффективным.»
«Мощная огнестрельная защита оказалась очень неприятным сюрпризом для Рана Санги.»
Сражение завершилось полным разгромом раджпутов – они ничего не смогли противопоставить оружию Бабура, выдохлись и бежали. Рана Санга умер через некоторое время после битвы, возможно он был отравлен. Сыновья Рана Санги признали власть Бабура. Вся северная Индия – по долине Ганга с северо-запада на юго-восток до Калькутты оказалась под властью Моголов. Битву при Кханва Карл Маркс называл «индийским Гастингсом».
19 марта 1528 г. Венгрия: битва при Кашау – «протурецкий король» Венгрии Иоанн I Заполья разбит «провенгерским королем» Венгрии Фердинандом I Австрийским
В 1526 г. (см. 19 июня 1526 г.) в битве при Могаче с османами погиб король Венгрии Людовик II. Дворяне Венгрии выбрали королем ставленника турок — воеводу Иоанна Заполья – он стал королем Иоанном I Заполья. Но в Пресбурге 17 декабря 1526 г. другая партия венгерского дворянства объявила королем Венгрии Фердинанда I Австрийского. 19 марта 1528 г. при Кашау в Венгрии армии двух упомянутых королей встретились. Битва завершилась разгромом армии Заполья. Он бежал в Польшу, а затем стал просить помощи у султана Сулеймана II Великолепного, который в 1529 г. захватил «по просьбе Заполья» столицу королевства Буду.
19 апреля 1529 г. наука: умер Иоганн Куспиниан – глава австрийских гуманистов, историк, дипломат
БСЭ:
КУСПИНИАН (Cuspinian; собственно Шписхаимер, Spiefiheimer) Иоганн (дек. 1473, Швейнфурт,- 19.4.1529, Вена), австрийский гуманист и дипломат После смерти К. Цельтиса глава гуманистов, группировавшихся вокруг Венского ун-та. Основное ист. соч. К — «О римских цезарях и императорах» (1540 на лат. яз., 1541 на нем. яз.), представляющее серию биографий «рим. императоров» от Юлия Цезаря до императора «Священной Рим. империи» Максимилиана I, служило династич. интересам Габсбургов, как и его историко-геогр. соч «Австрия». К. ездил с дипломатич. поручениями Максимилиана I в Польшу Венгрию, Чехию.