Лезгинский народный героический эпос «Шарвили» представляет собой величальное повествование о народном заступнике и защитнике, истоки которого уходят в древнюю историю лезгин. Шарвили возвеличивает высшие духовные ориентиры в жизни народа, идею бескорыстного сына-патриота, самоотверженного героя, поскольку они не имеют замены. Неподвластность любви к Родине историческому времени, следовательно, и самого его творца, носителя и хранителя делает образ Шарвили вневременным и постоянным. При всей фантастичности фольклорного образа Шарвили, он является реальным героем, приближенным к вкусам и представлениям народных масс. Книга рассчитана на широкий круг читателей.
СОДЕРЖАНИЕ
Собрали и литературно обработали З.Ризванов и Б.Салимов./ Перевел с лезгинского Р.Ризванов. Иллюстрации С.Сейфатдинова
Оглавление
Агаев А.Г. От эпической героики к реальному героизму………………….
Ризванов Р.З. Наедине с Шарвили………………………………………….
Песенный зачин………………………………………………………………
Слово сказителя………………………………………………………………
Сказ первый. Краснощекое яблоко………………………………………….
Сказ второй. Меч и конь……………………………………………………..
Сказ третий. Нежданное нашествие…………………………………………
Сказ четвертый. Сон Шарвили………………………………………………..
Сказ пятый. Белокаменный Худат…………………………………………..
Сказ шестой. Свадьба Шарвили………………………………………………
Сказ седьмой. Рогатые люди………………………………………………..
Сказ восьмой. Соседи-армяне……………………………………………….
Сказ девятый. Вина Шарвили………………………………………………..
Сказ десятый. В ледовой стране…………………………………………….
Сказ одиннадцатый. Новые друзья………………………………………….
Сказ двенадцатый. Купец……………………………………………………
Сказ тринадцатый. Шарвили осиротел…………………………………….
Сказ четырнадцатый. Доброе снадобье……………………………………
Сказ пятнадцатый. Новая возлюбленная………………………………….
Сказ шестнадцатый. Отвергнутая свадьба…………………………………
Сказ семнадцатый. Танец……………………………………………………
Сказ восемнадцатый. Волна перед робким сильна………………………..
Сказ девятнадцатый. На службе у падишаха………………………………
Сказ двадцатый. И дерево в лесу не одиноко………………………………..
Шарвили. Оригинал эпоса на лезгинском языке……………………………
Манияр………………………………………………………………………..
Эгеч1ун………………………………………………………………………
Сад лагьай мах. Са пад яру ич……………………………………………….
Кьвед лагьай мах. Тур ва балк1ан……………………………………………
Пуд лагьай мах. Бейхабар гьужум……………………………………………
Кьуд лагьай мах. Шарвилидин ахвар……………………………………….
Вад лагьай мах. Лацу Худат…………………………………………………
Ругуд лагьай мах. Шарвилидин мехъер……………………………………
Ирид лагьай мах. Крчар алай инсанар……………………………………..
Муьжуьд лагьай мах. Къунши эрменияр…………………………………..
К1уьд лагьай мах. Шарвилидин тахсир……………………………………
Ц1уд лагьай мах. Мурк1арин вилаятда……………………………………..
Ц1усад лагьай мах. Ц1ийи дуст……………………………………………..
Ц1икьвед лагьай мах. Савдагар………………………………………………
Ц1ипуд лагьай мах. Шарвили етим хьана…………………………………..
Ц1укьуд лагьай мах. Дарман………………………………………………..
Ц1увад лагьай мах. Ц1ийи яр………………………………………………..
Ц1уругуд лагьай мах. Касни татай мехъер…………………………………..
417
Ц1ерид лагьай мах. Кьуьл…………………………………………………..
Ц1емуьжуьд лагьай мах. Лепе ажуздан вилик гужлу я…………………….
Ц1ек1уьд лагьай мах. Падишагьдин къуллугъдал…………………………
Къад лагьай мах. Тама тарни тек тахьурай……………………………….
Сведения о записи эпических сюжетов……………………………………
Публикация эпоса «Шарвили»……………………………………………..
Источники и литература……………………………………………………..
Отзывы об эпосе «Шарвили»………………………………………………..
Яралиев И.М. Праздник эпического героя Шарвили………………………
Вагабова Ф. Шарвили – герой древнего эпоса……………………………..
Ризванов Р.З. Из ономастики лезгин………………………………………..
Ризванов Р.З. Фольклорные материалы по метрологии лезгин……………
Шарвили. Лезгинский народный героический эпос. -Махачкала: Издательство «Лотос», 500 с.