Антифеодальная борьба в феодальных владениях и союзах сельских обществ Лезгистана (XVIII в.)
Борьба крестьянских масс с феодалами, принимавшая многообразные формы, в сущности никогда не прекращалась.
В XVIII веке она проявлялась в следующих формах: вооруженные нападения на феодалов, причинение ханам и бекам материального ущерба, отказ от внесения податей и выполнения трудовых повинностей, бегство крестьян и пр.
Старожилы селения Усуг рассказывают, что хан требовал от жителей внесения тяжелых податей и исполнения обременительных повинностей. Жители наотрез отказались подчиниться таким требованиям. Узнав об этом, хан послал в селение вооруженных нукеров, которые привели наиболее упорствовавших крестьян в ханскую резиденцию в Курахе, подвергли жестоким пыткам и в наказание отобрали 100 овец.
Другой пример. Когда хан проезжал через селение Усуг, мужчины, сидевшие на гудикане не встали и не ответили на приветствие хана. Разгневанный хан приказал своим нукерам избить жителей. Началась схватка, в результате которой хан был избит и прогнан из селения.
В 1775 году табасаранцы убили «одного из владельцев своих — майсума» [1].
Жители селения Икра, как рассказывают старожилы, убили ханского нукера, который оскорблял женщин.
В XVIII веке группа вооруженных ричинцев решила убить ханских приближенных. Возглавил эту группу крестьянин по имени Къази, который на дороге возле родника «Ч1алу хуман хьед» устроил засаду. Когда на дороге появились ханский визир с нукерами, крестьяне выскочили из засады, убили визира и ранили многих нукеров. Остальные в панике бежали и свалились в пропасть. До сих пор эта местность называется «хандин нукарар лархьу мук», т. е. «местность, откуда свалились в пропасть ханские нукеры».
Одной из форм проявления стихийного протеста было переселение и бегство крестьян в одиночку или целыми группами. Так, выселки Сигют (Хоик), Хиак (Хиях) были образованы выходцами из Цахура [2], служившего с давних времен резиденцией цахурских правителей, которые беспощадно угнетали подвластных жителей. Ряд членов цахурского джамаата, испытывавших все возрастающий гнет феодалов и феодализи- рующейся верхушки общества, были вынуждены переселиться в другое место.
Селение Ругуж было основано крестьянами, бежавшими в разное время из владения табасаранского майсума [3]
Профессор Р. М. Магомедов совершенно справедливо видит в побегах крестьян социальный протест, носивший ярко выраженный антифеодальный характер[4]
Стихийный крестьянский протест проявлялся не только в переселениях и побегах, но и в том, что жители целых селений, даже магалов, оставаясь на месте своего постоянного жительства, явочным путем объявляли себя независимыми от одного хана или владетеля и переводили под управление другого хана.
Жители селений Бурши, Ярки, Худик, Фити, Кураг, Арсух, магала Кошан в XVIII веке подпадали под власть южно-табасаранского Карамайсума. Как говорится в одном из архивных документов, жители этих селений «рассердились на майсума» и перешли сначала под власть Сурхай-хана, а затем Аслан-хана[5].
В факте перехода крестьянских масс от одного хана к другому проявились монархические иллюзии и наивная вера крестьян в справедливость «хороших» ханов. Тем не менее подобные действия являются своеобразной формой классовой борьбы крестьян.
Народные предания рассказывают о том, что ханы решили захватить пастбищные земли жителей агульских селений ЦIудлехуьр, Фурдик, Халаджар. Жители этих селений решили защищать свои права с оружием в руках. Между ними и ханскими нукерами произошло кровопролитное столкновение. С обеих сторон было много жертв. Хан разрушил эти селения до основания, а оставшихся в живых людей выслал на плоскость. Остатки всех трех разрушенных селений под тем же названием сохранились до наших дней, что придает преданию достоверный характер.
В истории дагестанских народов немало случаев, когда ханы добивались подчинения своей власти жителей союзов сельских обществ. На этой почве между феодальными правителями и жителями союзов сельских обществ шла длительная и ожесточенная борьба. Эта борьба кончалась захватом территории сельских обществ ханами или же решительным отпором крестьян притязаниям феодалов.
Жители Ахтыпаринского, Докузпаринского, Алтыпаринского и Рутульского союзов сельских обществ неоднократно с оружием в руках выступали против дербентских, кубинских, казикумухских и ширванских ханов. Союзы сельских обществ долины реки Самура оказывали друг другу поддержку в борьбе против феодальных правителей, видя в этом залог сохранения своей независимости.
По свидетельству Гербера, дербентские султаны жителей Самурской долины «яко подданными к Персии почесть хотели и к тому принуждать трудились и для того часто великая команда из Дербента посылалась, чтобы их силой под владение привесть, однако ж дагестанцы всегда противились и высланных дербентцев кровотекущими головами назад отсылали» [6].
В архивном документе говорится, что жители всех участков бассейна реки Самур «соединившись воедино, воевали с войсками нухинского хана» [7].
Казикумухские ханы, подчинив себе агульский, курахский магалы, ставили своей целью любыми путями добиться подчинения союзов сельских обществ Самурской долины.
В монографии профессора Р. М. Магомедова приведены интересные сведения о борьбе Ахтыпаринского общества с казикумухскими ханами. Нуцал-хан, живший в последней четверти XVIII века в Курахе, предпринял попытки склонить жителей Ахтыпаринского общества к подчинению своей власти. Он написал ахтынцам письмо, в котором извещал об опасности нападения на них кубинского хана и предлагал свои услуги в защите. Взамен ахтынцы должны были стать его подданными. Ахтынский джамаат от имени всего общества отверг домогательства хана и заявил, что не желает быть в подчинении кого-бы то ни было «[8].
Хан продолжал оказывать давление на ахтынцев, уговаривая последних признать его власть. И на этот раз ахтынцы в категорической форме отвергли его притязания, напомнив хану, что Ахтыпаринское общество обладает достаточной силой для своей защиты.
В третьем письме хан утверждал, что Ахтыпаринское общество, как и другие общества, не может существовать и оно неминуемо попадет под ханскую власть и поэтому лучше заблаговременно добровольно подчиниться.
Собравшиеся в Ахтах для обсуждения создавшегося положения представители сельских обществ написали Нуцал-хану письмо, напоминавшее по своему стилю известное письмо запорожцев турецкому султану [9].
Убедившись в невозможности мирными средствами склонить ахтыпаринцев к подчинению, хан решил действовать силой оружия. Он послал войска, которые были встречены вооруженными жителями ахтыпаринского общества около высокогорного аула Гра. Произошло кровопролитное сражение. Ханские войска были разбиты, но ахтынцы также понесли чувствительные потери [10].
И после этого сражения между ахтынцами и ханскими войсками происходили столкновения. Ахтынцы при любом удобном случае мстили хану и его приближенным. Однажды хан обратился к ахтынцам с предложением пропустить через их территорию караван в Нуху. Они пропустили караван, но когда тот возвращался, убили сопровождавших его людей и разделили между жителями ханские товары[11].
Классовая борьба в сельских обществах, не входивших в состав ханств, также принимала многообразные формы. Внутри союзов сельских обществ, не входивших в ханства, шла борьба между феодализирующейся верхушкой и рядовыми членами джамаатов.
Противоречия между феодализирующейся общинной знатью и членами джамаата дополнялись противоречиями между верхушкой союзов общин и общей массой рядовых членов всех селений, входящих в данный союз.
Одной из форм классовой борьбы в союзах сельских обществ нужно считать категорические отказы жителей подчиненных селений отбывать повинности и платить подати. Так, во второй половине XVIII века жители Шиназа, Уна, Кала и Хрюга отказались отбывать пахту рутульцам. В результате селение Хрюг было разрушено и сожжено. Фольклорные данные свидетельствуют о том, что жители Ялджуга многократно сопротивлялись ахтынской знати.
Борьба крестьянских масс против ханов, беков и феодализирующейся сельской верхушки имела прогрессивное значение. Несмотря на все присущие этой борьбе недостатки и слабости, она способствовала дальнейшему развитию общества.
Рамазанов Х.Х.,
доктор исторических наук, профессор
ЛИТЕРАТУРА
[1] П. Г. Б утков. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 гг. СПб., 1869, стр. 22.
[2] Е. И. Козубcкий. Памятная книжка Дагестанской области. Темир-Хан-Шура, 1895, стр. 381.
[3] Р.М. Магомедов Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII — нач. XIX века. Махачкала, 1957. стр.295.
[4] Там же. стр. 296-297.
[5] ЦГА ДАССР. Ф.150. Оп.1. Д.4″б». Л.95
[6] История, география, этнография Дагестана XVIII-XIX вв. С.78
[7] Описание нравов, обычаев и образа правления жителей Самурского округа до присоединения к России. Рук. фонд ИИЯЛ. Д.2493. Л.17 (Этот документ выявлен А.С. Омаровым в ЦГИА Груз. ССР)
[8] Р.М. Магомедов. Указ. соч. С. 302-303.
[9] Там же. С. 303
[10] Там же.
[11] Там же