ПОДРОБНОСТИ АРДЕБИЛЬСКОГО СРАЖЕНИЯ
Часть I
В освободительной борьбе Хаджи Давуда с иранскими захватчиками особое место занимает взятие Ардебиля. Многие историки не решались подробно писать об этом вопросе, с подозрением относились к тому, что за столь короткое время Давуд-хан создал такое могущественное государство на территориях Дагестана и Ширвана, называли чудом то, что он сражался с оккупантами за пределами своего государства и даже сумел освободить от иранцев Ардебиль.
Некоторые историки указывают, что между Хаджи Давудом и лидером повстанцев Мир Махмудом существовало определенное соглашение, согласно которому при наступлении афганцев на Исфахан, лезгины должны были занять Ардебиль.
Ряд других авторов отмечает, что Хаджи Давуд захватил Ардебиль по совету турецкого султана. Сторонники последнего мнения берут за основу специальное письмо султана, адресованное Хаджи Давуду в связи с этим. Вот что писал по этому поводу И.И.Неплюев, являвшийся в 1721-1735 годах послом России в Турции: «Притом ему Дауд шейху писано особливое письмо, дабы он старался и протчие принадлежащие к Ширвану ближние персидские провинции, елико будет возможно, приобщил оружием в свое владение, и что приобщит, на все на то ему обещает Порта дать инвестуру… чтобы он всеми мерами старался выгнать российский гарнизон из Дербента и всяких тамошних краев». (См.: АВПР, ф. 89, 1723. Д. 5. Ч. I. Л. 11-11 об.).
Безусловно, такое письмо существовало и поэтому русский посол, беспокоясь, своевременно информировал об этом своего государя. Но этот факт нельзя связывать со взятием Ардебиля так как Ардебиль был взят в мае 1722 года, а письмо султана было отправлено в сентябре, то есть спустя три месяца после взятия Ардебиля. В том месяце Порта претворила в жизнь ряд мероприятий. В 1722 году султан Ахмед III своим указом признал Али Султана султаном Илису. Особое место в указе занимали слова, воодушевившие отважного полководца и лезгин: «Ели- суйское владение утверждается за опытным, храбрым и благочестивым эмиром Дагестана Али Султаном». (См.: Линевич И. Бывшее Елисуйское султанство. — ССКГ. 1873. Т. 7. С. 8).
В информации И. И. Неплюева от 13 сентября 1722 года указывалось, что «Порта желает принять Давуд хана в свое подданство и с его помощью сначала занять Иранскую Грузию, а затем вытеснить русские войска из Дагестана». (См.: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 9. Т. 18. М., 1963. С. 394).
Спустя несколько месяцев, посол сообщил, что Ибрагиму-паше он приказал наступать с 50-тысячным войском на Грузию и покорить Вахтанга VI. Как указывается в документах, «потом этот эрзурумский паша с 20-тысячным войском должен двинуться в поход на земли Дагестана и предотвратить дальнейшее продвижение русских войск». (См.: АВПР, ф. 89, 1722. Д. 16. Л.36об.).
В конце ноября турецкие министры потребовали от русских вывести свои войска из Кавказа. Они заявили, что военный поход русских войск на Кавказ «очень беспокоит все окружающие государства и турецкий народ не может спокойно продолжать жить в подобной обстановке». (См.: Мельгунов Г.В. Поход Петра Великаго в Персию — РВ. 1874. Т. 110. С. 190).
Как видно, все эти события произошли спустя несколько месяцев после взятия Ардебиля Хаджи Давудом и нет никакой связи между ними и Ардебильским сражением.
Что же касается Мир Махмуда, между ним и Хаджи Давудом также не было никакой связи. По сведениям некоторых источников, в армии Мир Махмуда были отряды из рода лезгин, которых когда-то переселил в Афганистан Хромой Теймур. Однако это не дает основания утверждать, что между Хаджи Давудом и Мир Махмудом существовала какая-то связь. В архивных материалах также нет никакой информации по этому поводу.
Весной 1722 года, а если быть точнее, в начальных числах марта, вблизи Исфахана афганские вооруженные отряды под предводительством Мир Махмуда в пух и прах разгромили 50-тысячное иранское войско. После этого была окружена столица кызылбашей — город Исфахан. В такой благоприятный момент Хаджи Давуд не мог избрать тактику выжидания. Поэтому, увидев неудачные результаты попыток установления союзнических отношений, сначала с Россией, а затем уже – и с Османской империей, полководец принял решение укреплять свою власть на освобожденных территориях. Чтобы достичь поставленной цели, с начала 1722 года он избрал тактику внезапных и неожиданных атак на города и гарнизоны империи Сефевидов. Таким образом Хаджи Давуд стремился отдалить врага от границ освобожденных территорий настолько подальше, насколько это было возможно. Как писал историк Левиатов В.Н., атаки Хаджи Давуда «нельзя было оценивать как набеги обычного грабителя. Они были продолжением антииранского движения». (См.: Левиатов В.Н. Очерки по истории Азербайджана в XVIII в. Баку, 1948. С. 74).
Историки, назвавшие 1722 год «годом больших сражений», особо отмечают ряд блестящих побед, которые одержал Хаджи Давуд в то время. По поводу крупных побед, одержанных повстанцами еще до взятия Ардебиля, писал албанский историк Есаи Хасан-Джалалян.
По свидетельству историков, только в течение одного дня войско Хаджи Давуда освободило от захватчиков всю территорию Карабаха, простирающуюся от реки Гаргар до реки Тертер. Военный поход лезгин на юг в то время некоторые историки назвали «сражениями, еще больше сокрушившими империю Сефевидов». Эти сражения предоставили афганским повстанцам возможность внедриться в глубины Ирана и захватить в свои руки Исфахан. Как писал в то время русский посол С. Аврамов, после этих сражений… «империя Сефевидов стала распадаться и исчезать. С одной стороны, продвижение с севера на юг лезгинского правителя, наносившего последовательно поражения войскам шаха и двигавшегося в направлении границ Ирана, с другой стороны, сокрушение иранских войск вокруг Исфахана собравшим новые силы Мир Махмудом свидетельствовали о приближающемся конце империи..».. (См.: АВПР, ф. СРП. Оп. 77/1, 1722. Д. 2. Л. 8 об.).
После изгнания персов из Карабаха, Хаджи Давуд принял решение освободить Гянджу. Некоторые историки того периода стараются представить это решение Хаджи Давуда в негативном плане, рассматривая этот шаг как агрессию. Албанский историк Есаи Хасан-Джалалян писал: «В течение одного дня, начиная от реки Каркара (Каркарчай в Шушинском районе-М.М.) до реки Дрдувакан (р. Тертерчай-М.М.) и до реки Чараберда (приток Тертерчая), в горах и на равнинах они (лезгины) произвели сплошное опустошение. Сначала они сожгли деревянные дома и «жилища сельчан, потом напали на жителей, спускали их с горных вершин, вытаскивали из пещер, из лесных чащ и зарослей кустарника и забирали в плен. Забрав при них же домашнюю утварь, погнали их вместе со стадами скота, табунами, гуртами овец и других четвероногих вниз по р. Хачен.
Перемешанные вместе пленные и скот быстро передвигались подобно стремительному потоку, напоминая своим шествием великую армию. Это мы видели своими глазами, ибо мы, спасшись бегством, добрались до вершины горы, что выше святого престола Гандзасарского, и нога их (лезгин) не смогла добраться до нac, оттуда мы и наблюдали все происходящее. Это случилось в 1171г. (1722) 20 апреля, в день первого воскресенья после Пасхи (ошибка в рукописи. В 1722г. Пасха была 25 марта-М.М.).
Надо было видеть бедствие оставшихся после них, плач убиваемых, рыдания пленных, печаль матерей, гибель взятых в плен детей, грабеж имущества, голос рыданий и ужасный вид рассеченных пополам мужей…
Войско же неприятельское, забрав добычу и пленных, смешало их со своим лагерем и, отправившись из Аканакерта (крепость в Хачене-М.М.), стало лагерем у моста, называемого Гары-керпи (мост через р.Тертерчай-М.М.) на берегу р.Дрду, называемой теперь по-персидски Тхарткар (Тертер). Оно там оставалось недолго и не смогло причинить особенного вреда области Чараберд и Партав, так как те (жители Чараберда и Партава), предупрежденные, успели укрепиться в неприступных горных местах, а молодые оказали сопротивление и убили многих вражеских воинов. Поэтому они (лезгины) спешно переправили через великую реку Куру добычу и пленных и увели в свои области, а сами поспешили напасть на город Гянджу.
Сюда к ним явились владетель Чараберда, великий парон (титул средневекового владетеля-М.М.) Калпали-бек и Гайнаги, внук Дерках-Кули-Султана (внука Бакинского султана Даргях- Кули звали Хусейн-Кули-М.М.), которые, растерявшись и испугавшись ожидаемых насилий, бежали в область Цар (область Цар находилась на ю.-в. побережье оз. Гекча-М.М.).
Спустя несколько дней он (Калпали-бек), отдав своего сына в заложники, тайно опять возвратился к себе. А они (лезгины) обложили гор. Гянджу и держали его в осаде 12 дней или около этого, но ничего не смогли сделать: горожане оказали им сопротивление, а заранее осведомленные об их приходе богачи и состоятельные люди ушли в гор. Тпхис (совр. Тбилиси — М.М.) к иберскому царю Вахтангу (речь идет о картлийском царе Вахтанге VI (1703-1724). Выехал в 1724 г. в Москву — М.М.) и просили его прийти к ним на помощь. Он обещал прийти.
И действительно, когда стали один за другим прибывать к нему посланные [из Гянджи], он двинулся на лезгин с сорокатысячным войском, и как только он приблизился к Шамхорской области, они стали отступать к реке Куре, а потом один за другим исчезли в течение трех дней, уйдя в свои места. Царь же иберский Вахтанг с многочисленным, более чем сорокатысячным войском, пришел и стал лагерем на южной окраине гор. Гянджи..».. (См.: Есаи Хасан-Джалалян. Краткая история страны Албанской (1702-1722 гг.). На русском языке. Баку, 1989. С.30-31).
Еще до Вахтанга VI, по требованию шаха Ирана, правитель Кахетии Имам Гулу-хан (Константин) прибыл в Гянджу, чтобы сразиться с армией Хаджи Давуда. Однако Хаджи Давуд одной внезапной атакой полностью разгромил левый фланг его войска. Охваченный паникой Имам Гулу-хан бежал с поля боя вместе со своим войском. Что же касается Вахтанга VI, Хаджи Давуд решил не сражаться с ним. Он прекрасно знал, что, несмотря на то, что он является вассалом Ирана, Вахтанг VI ненавидит шаха и пытается защитить независимость своей страны.
Оценив благородный поступок Хаджи Давуда, грузинский царь не стал преследовать его войско. И несмотря на то, что шах неоднократно слал к Вахтангу VI гонцов с приказом перейти в наступление против Хаджи Давуда и взять Шемаху, грузинский царь не выполнил ни один из этих приказов. (См.: Маркова О.П. Россия, Закавказье и международные отношения в XVIII в. М., 1966. С. 104).
После этих событий Хаджи Давуд принял решение захватить Ардебиль. То, что он выбрал именно этот город, было неслучайно. Ардебиль называли «гнездом рода Сефевидов». В свое время Сефевиды организовывали военные походы на Ширван и Лезгистан именно из этого города, и подвергли беспощадной тирании народы этих земель. В архивных документах и произведениях некоторых историков указано, что наступление на Ардебиль началось в мае 1722 года. (См.: Из донесения лейтенанта А. И. Лопухина
к Петру I от 31 июля 1722 года // Русско-дагестанские отношения в XVIII -начале XIX веков: Сб. документов / Сост. А.Г.Гаджиев. Д.-М.С.Габиев, Н. А. Магомедов, Ф.З. Феодаева, Р. С. Шихсаидова. М.: Наука, 1988. С. 34; Гербер И. Г. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря 1728г.//ИГЭД. М., 1958. С. 95; О борьбе дагестанцев против иранских за- евателей. Анонимная хроника / Перевод с арабского и коментарии А.Р.Шихсаидова // Шихсаидов А.Р., Айтберов Т. Т., Уразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993. С. 198; Бутков П. Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год. СПб., 1869. С. 9; «Каиме» Бедреддинзаде Али бея // Известия Академии Наук Азербайджанской ССР. Серия: история, философия, право. Баку, 1988, № 39; Бутаев А. А. Народно-освободительное движение на Восточном Кавказе под руководством Хаджи-Давуда Мюшкюрского (первая треть XVIII ка). Махачкала, 2006. С. 98).
В некоторых источниках указывается, что Хаджи Давуд захватил Ардебиль совместно с войском уцмия Ахмедхана. В другом же источнике отмечается, что город был взят по инициативе Ахмедхана. В этом источнике написано: «Ахмадхан-усуми пошел с войском Хайдака, Сирхи, Акуши и Хаджи-Дауда на Ардебиль, [войска его] легко захватили город, уничтожили защитников, захватили их имущество. Окрестные [же] районы (навахи; ед.ч. нахийа) попросили пощады. Это случилось в пятницу, в четырнадцатый день месяца ша’бан 1134 (30 мая 1722) года. Затем войска вернулись в свои края благополучно [-и] с добычей». (См.: Сражение уцмиев в Дагестане и история событий (сражений) с иранцами (на арабском языке). Рукописный Фонд Дагестанского Института Истории, Языковедения и Литературы. Ф. 1. п. 1. Д. 287).
Эта хроника, написанная на арабском языке и переписанная 1851 году, впервые была выявлена и переведена с арабского зыка на русский известным лезгинским ученым, доктором исторических наук, профессором, заслуженным деятелем науки Российской Федерации и Республики Дагестан Амри Шихсаидовым.
При сопоставлении с некоторыми историческими фактами в самой хронике и в других первоисточниках становится ясно, что информация, связанная с взятием Ардебиля преднамеренно искажена для того, чтобы приписать еще одну победу к заслугам уцмия Ахмед-хана. Ведь, как показано в хронике, шах заключил договор с Ахмедханом еще до Ардебильского сражения. По условиям этого договора, шах обещал уцмию ежегодную контрибуцию в 100 тысяч динаров. Взамен этого, войско уцмия не должно было переходить реку Куру. Уцмий Ахмедхан согласился на предложенные условия. (См.: Шихсаидов А.Р. Очерки истории, источниковедения, археографии средневекового Дагестана. Махачкала, 2008. С. 371).
Как указано в архивных документах, еще за несколько месяцев до прибытия Петра I на Кавказ, Порта подстрекала крымского хана и правителей Дагестана на ведение переговоров с целью создания антирусской коалиции на Кавказе. Но султан так и не смог претворить в жизнь это свое намерение в Дагестане, так как таркинский шамхал Адиль Гирей, являющийся союзником шаха Ирана, во время переговоров выступил против создания антирусской коалиции. Остался в стороне и Сурхай-хан, находящийся под его влиянием. Не смогли прийти к согласию между собой и остальные трое — Хаджи Давуд-бек, Ахмедхан и Али Султан. Поэтому переговоры с Крымом довести до конца не удалось. Уцмий Ахмедхан ради своих интересов, решил не выступать против русских и даже не принял участия в последних сражениях с се- февидами. (См.: АВПР, ф. 77, 1722. Д. 24. JI. 67 об-68, 73-74).
То, что в то время уцмий Ахмедхан занял нейтральную позицию, ясно и из других документов. Например, в информации о военном походе Петра I на Кавказ, отправленной 10 апреля 1721 года из Петербурга французский дипломат де Кампредон сообщал, что «он (Петр I- М.М.) желает сделать предупреждение туркам, собирающим повстанцев, развязавших эту войну (Давуд бек и Сурхай)». (См.: СИРИО, 1885. Т. 49. С. 94). В информации имя Ахмедхана не фигурирует. Его имени нет даже в письме Петра I Вахтангу VI, связанном с летним походом. Здесь фигурируют лишь имена Давуд-бека и Сурхая. (См.: Материал для истории русского флота. Ч. 4. СПб., 1867. С. 35).
Наконец, не упоминают имя уцмия Ахмедхана и авторы, представляющие информацию об Ардебильских сражениях. Бои в апреле 1722 года Хаджи Давуд также вел в одиночку, своими силами, без помощи уцмия и Чолак Сурхая.
Как указывается в некоторых источниках, Хаджи Давуд пошел в поход на Ардебиль с 12-тысячным войском (примерно такое количество воинов у него оставалось после сражений на Муганской равнине и в Тебризе). Ежедневно его войско преодолевало расстояние более 50 верст. А то, что полководец легко занял город, это абсолютно неверная информация, так как в действительности он занял город не за 1-2 дня, а после 17-дневной осады.
Если взять за основу информацию русского офицера лейтенанта А. И. Лопухина, турецкого автора Али бея Бедреддинзаде, иранских историков Паризи Бастани и А.Т. Сардадвара и других авторов, а также материалы Архива внешней политики Российской империи, касающиеся 1722 года (в основном, материалы 77-го фонда), мы сможем выявить множество достоверных фактов, связанных с Ардебильскими сражениями.
Завершив 20 апреля 1722 года освобождение Карабаха от кызылбашей, Хаджи Давуд после этого 12 дней держал в осаде Гянджу. В начальных числах мая он начал наступление на Ардебиль. Город Ардебиль, расположенный недалеко от горы Савалан, один древних городов Ирана, основу которого заложил Фируз-шах. Ардебиль считается также одним из городов, обладающих благоприятными природными условиями. Арбедильский край с его плодородными землями, умеренным климатом, множеством рек, в то время состоял из областей Ашагы Мешкин, Юхары Мешкин, Вилгич, Эрше, Уджарруд (Уджарлы) и Астара.
Местная обстановка и рельеф позволяла населению края наносить внезапные удары по войскам, наступающим на Ардебиль, устраивать для них западни в разных местах. Осведомленный во всем этом, Хаджи Давуд старался уберечь свое войско от внезапных атак, стремился преодолевать дальние расстояния за короткий срок. Однако несмотря на все предосторожности, до подхода к Ардебилю повстанцы дважды подверглись внезапным атакам. В первый раз они столкнулись с отрядами разделенного на две части войска Чардахжи, который бежал от страха, не посмев сразиться с ними в окрестностях реки Куры. Лезгины наголову разбили их всего за несколько часов. Оставшиеся в живых кызылбашские воины в страхе устремились в направлении горы Савалан. Хаджи Давуд не стал их преследовать. Он знал, что воины, однажды бежавшие с поля сражения, не посмеют второй раз взяться за оружие. С другой стороны, большинство из них были безоружны — забрав у них оружие и коней, Хаджи Давуд сам отпустил их живыми. Он не трогал трусов.